Введение
При проведении бизнес-анализа финансовой устойчивости предприятия могут быть использованы различные методы или модели анализа. При этом важно осознавать, что бизнес-анализ – это нечто большее, чем анализ хозяйственной деятельности организации. Учитывая новизну денного направления анализа, сегодня не все руководители сельскохозяйственных организаций осознают это различие. Более того, большинство не видят острой необходимости вообще в применении бизнес-анализа для развития и укрепления своего бизнеса.
Цель исследования состоит в этимологическом исследовании определения «бизнес-анализ», а также в изучении основополагающих концепций бизнес-анализа.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составила система теоретических и общенаучных методов познания, таких как анализ и системный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Для понимания реальной области, которую охватывает современный бизнес-анализ, стоит рассмотреть его определение и сущность. Синергия определений «бизнес» и «анализ» определила появление нового вида исследовательской деятельности на микроуровне. Новые глобальные тенденции в экономике явились причиной возникновению и развитию бизнес-анализа.
На сегодняшний день Международным институтом бизнес-анализа (IIBA) разработан набор знаний в области бизнес-анализа Business Analysis Body of Knowledge 3.0 (BABOK). В данном своде дается определение бизнес-анализу, определяющее его, как набор задач и методов, которые применяются как связующее звено между заинтересованными сторонами для понимания общей структуры организации, его политики и операций, для принятия последующих управленческих решений [1].
В данном руководстве представлена следующая модель понятий бизнес-анализа (рис. 1).
Рис. 1. Модель концепций (понятий) бизнес-анализа [2]
Каждая ключевая концепция – это идея, которая содержит основополагающее значение для практики бизнес-анализа. Все концепции равны и необходимы, а каждая из них определяется другими пятью ключевыми концепциями. Между всеми ними существуют причинно-следственные связи. Взаимосвязь этих концепций образует новую концептуальную модель Бизнес-анализа (рис. 2).
При изменении любой из представленных на рис. 2 концепций происходит пересмотр остальных концепций и их взаимосвязей, что крайне важно. При этом ошибочным решением будет рассматривать их изолированно.
По нашему мнению, понятие «бизнес-анализ» более емкое, чем определение «бизнес-аналитика». Многие зарубежные экономисты придерживаются подобного мнения и относят бизнес-анализ к исследовательским дисциплинам. [4]
По мнению Бариленко В. И., бизнес-анализ необходимо рассматривать, как «этап логического развития комплексного экономического анализа, связанный с изучением бизнес-процессов, бизнес-единиц и бизнес-моделей коммерческих организаций». Бизнес-анализ определяется как средство, способствующее реализации принципов социальной ответственности бизнеса и обеспечивающее определенные условия для эффективного развития отдельных организаций и общества в целом [5].
Горшкова Л.А. считает, что бизнес-анализ – это важный компонент для реализации основных функций управления, планирования или иных функций. Инструмент для ретроспективного и перспективного анализов [6].
Отличие бизнес-анализа от комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в том, что в первом случае анализируется не только внутренняя деятельность организации, т.е. бизнес, но и проводится исследование внешней среды. В таком случае содержание бизнес-анализа схематично можно изобразить следующим образом (рис. 3).
Каждый из представленных видов анализа на рис. 3 является в достаточной мере изученным. Анализ макроокружения включает в себя анализ налоговой политики, трудового законодательства и других важнейших правовых актов; изучение геополитической системы региона, в котором ведется предпринимательская деятельность; анализ последних достижений в технологии производства и продвижения продукции и др. В процессе анализа бизнеса анализируются бизнес-процессы (технологии их реализации); анализ продукции; анализ состояния (износа) оборудования; анализ и оценка персонала и др.
Рис. 2. Новая концептуальная модель связей понятий бизнес-анализа [3]
Следует подчеркнуть, что довольно сложно отделить анализ окружающей среды от анализа бизнеса. Например, анализ требований клиентов предполагает не только изучение потребностей клиентов, но и оценку бизнеса с точки зрения клиентов; анализ конкурентной позиции наряду с оценкой конкурентов включает оценку уровня компании по отношению к конкурентам [7]. В связи с этим понятие «бизнес-анализ», на наш взгляд, не следует отождествлять ни с одной из перечисленных областей анализа, поскольку данная аналитическая область с одной стороны содержит элементы методологии каждой из перечисленных областей (видов анализа), а с другой-содержит только присущие ей признаки.
Рис. 3. Структура бизнес-анализа (составлено автором)
Таким образом, содержание бизнес-анализа является комплексным сочетанием этих видов анализов. Тогда содержание бизнес-анализа, на наш взгляд, следует изобразить несколько иначе (рис. 4).
В данном случае мы наглядно убеждаемся, что изменение любого из элементов может привести к изменению другого. Соответственно при попытке принять управленческое решение необходимо рассмотреть взаимосвязь всех элементов и их возможные изменения.
Наиболее полным определением функций бизнес-анализа, на наш взгляд является следующее мнение о содержании бизнес-анализа:
− анализ предприятия – бизнес-анализ сосредоточивается на изучении и понимании общих потребностей организации.
− планирование и управление требованиями – определяются основные требования, выполняется управление изменениями.
− сбор требований – описывается методика сбора требований от заинтересованных сторон.
− анализ требований – описываются, разрабатываются и детализируются требования необходимые для дальнейшей успешной реализации.
− коммуникация требований – описываются методики, гарантирующие то, что у всех заинтересованных сторон присутствует общее понимание конкретных требований и последующих способов их реализации.
− проверка и оценка правильности решения – разрабатывается алгоритм, с помощью которого бизнес-аналитик в последствии осуществит проверку правильности предложенного решения.
Рис. 4. Комплексное содержание бизнес-анализа (составлено автором)
Библиографическая ссылка
Абдурахмонов Х.А. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ БИЗНЕС-АНАЛИЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – С. 5-9;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1590 (дата обращения: 21.11.2024).