Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПО РЕНТНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Кичигин О.Э. 1 Зайцев А.А. 1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Актуальность исследования обусловлена тем, что уже давно назрела необходимость выстроить отношения между обществом, государством и бизнесом в новом формате, в основе которого должна лежать более точная оценка вклада каждого экономического агента в общественное производство и потребление. Это важно с точки зрения насущной необходимости по повышению эффективности взаимодействия указанных участников. Ведь не секрет, что состояние отраслей и сфер деятельности региональной экономики в настоящее время определяется дефицитом ресурсов развития, а процессы импортозамещения в большей степени ориентированы на ближайшую перспективу. При этом рост отечественного производства последних лет сопровождается ускорением процессов монополизации, стремлением к получению «сиюминутной выгоды», а также слабостью экономических стимулов для инвестиций в долгосрочные проекты. Указанные проблемы отражают то, что существующие дисбалансы в региональных воспроизводственных системах не устраняются с помощью действующих инструментов государственного регулирования. Это, прежде всего, обусловлено недостаточным вниманием на теоретическом и практическом уровнях к процессам формирования ресурсного потенциала, а также проблемам их рентного регулирования. Углублению изучения, а также поиску новых методов решения указанных проблем и посвящено данное исследование. Его научная новизна заключается в теоретическом обосновании концепции рентного регулирования ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства, применение которой в практике регионального управления позволит обеспечить расширенное воспроизводство данного потенциала в интересах всего населения страны. Ключевым отличием данного исследования от существующих разработок является обоснование использования рентного подхода как инструмента выявления качественных факторов сверхприбыли или всех участников хозяйственной системы в регионе, а также разработка подробного плана дальнейших направлений научных исследований по данной теме.
ресурсный потенциал
рентные отношения
рентная диагностика и регулирование
институциональная рента
институциональная среда
государственное регулирование экономики
1. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПб.: Питер, 2008. 816 с.
2. Портер М. Конкуренция. М.; СПб.; Киев, 2005. 608 с.
3. Аукционек С.П., Куренков Ю. Конкурентоспособность промышленных предприятий // Российский экономический барометр. 2002. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnosposobnost-promyshlennyh-predpriyatiy (дата обращения: 26.03.2020).
4. Гринчель Б.М. Конкурентный потенциал и конкурентная привлекательность регионов // Регион: Экономика и Социология. 2013. № 3 (79). С. 96-110. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=150723 (дата обращения 17.06.2020).
5. Печаткин В.В., Перфилов В.А. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 285-290.
6. Симакова Н.А. Природно-ресурсный потенциал как фактор социально-экономического развития региона // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. 2013. № 1(1). С.151-159.
7. Шаталова Т.Н., Айвазян С.В. Теоретические аспекты управления ресурсным потенциалом региона // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. С. 40-47.
8. Широков С.Н., Ефимова С.В. Рентные диспропорции в межбюджетных отношениях регионов и отраслей РФ // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. С. 153-159.
9. Ефимова Г.А., Зайцев А.А. Абсолютная рента в управлении устойчивостью аграрных отношений // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб.: Издательство СПбГАУ, 2012. № 27. С. 154-159.
10. Латков А.В. Рентоориентированное поведение и его особенности в российской экономике. Саратов: ООО «Научная книга», 2006. 172 с.
11. Комаров В.Ф., Морозова Н.А. Рента как сверхприбыль, как доход арендного типа и как коррупционный доход // Мир экономики и управления. 2016. C. 68-83.
12. Гайсин Р.С. Стоимостная основа абсолютной земельной ренты, ее виды и их динамика по этапам развития сельского хозяйства // Вопросы политической экономии. 2017. № 1. С. 53-56.
13. Светлов Н.М. Методология исследования ренты на взаимосвязанных рынках // Журнал экономической теории. 2013. № 1. С. 7-22.
14. Ефимова Г.А. Рентный паритет в социально-экономических отношениях сельских регионов // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения. 2018. С. 135-139.
15. Разовский Ю.В., Горенкова Е.Ю. Экономико-математическая модель расчета сверхнормативной прибыли // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2013. С. 16-22.
16. Ложникова А.В. Рента, инвестиции и амортизация в современной российской экономике: проблема взаимосвязи // Экономика и управление. 2011. № 4. С. 74-77.
17. Зайцев А.А. Диагностика рентной устойчивости аграрного сектора экономики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб.: Издательство ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. № 1. Т. 6. С. 5-18.
18. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экон. книги «Начала», 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cee-moscow.com/doc/izd/North.pdf (дата обращения 29.07.2020).
19. Коуз Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 224 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Coase.pdf (дата обращения 29.07.2020).
20. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 688 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dahluniversitymanagementinstitute.files.wordpress.com/2016/10/w-1996.pdf (дата обращения 29.07.2020).
21. Кичигин О.Э., Родионов Д.Г. Политическая рента и проблемы развития институтов экономического федерализма // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2(87). С. 144-149.
22. Сапожникова Н.Т., Сауткин С.И. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/13.shtml (дата обращения 29.07.2019).
23. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Инновационная рента в системе рентных отношений // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2010. № 4. С. 25-30.
24. Яцкий С.А. Инновационная квазирента: политико-экономические аспекты // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 4(35). С. 73-79.
25. Кузьмина О.Ю. Развитие теории ренты на современном этапе // Вопросы экономики и права. 2012. № 6. С. 21-26.
26. Назарычева Т.М. Инновационная рента: сущность, виды, механизм формирования и распределения в инновационной экономике // Управление экономическими системами. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-renta-suschnost-vidy-mehanizm-formirovaniya-i-raspredeleniya-v-innovatsionnoy-ekonomike (дата обращения 29.07.2020).
27. Охотский Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента // Вестник МГИМО Университета. 2014. №3(36) С. 115-127.
28. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: «Вертикаль» и «Горизонталь» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 7-18.
29. Кичигин О.Э. Институциональный взгляд на отдельные проблемы развития экономического федерализма в вопросах исследования региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7(72). С. 627-632.
30. Амбарцумян А.К. Современные факторы конкурентоспособности нефтегазовых компаний – технологии и кадры // Российское предпринимательство. 2010. № 7. Вып. 1(162). С. 62-67.
31. Мау В.А. Время выбирать // Прямые инвестиции. 2011. № 3. С. 10-14.
32. Меньщикова В.И. Региональная дифференциация качества жизни населения в новых условиях хозяйствования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. С. 97-106.
33. Малыш Е.В. Проблема рентных отношений в региональной экономике // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 2. С. 589-599.
34. Горенбургов М.А. Проблемы распределения рентных доходов в России // Петербургский экономический журнал. 2016. С. 130-135.
35. Соловьева О.А. Госрегулирование национального бизнеса: монополизация и демонополизация // Российское предпринимательство. 2012. №13. С. 19-24. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/536017 (дата обращения 29.07.2020).
36. Двас Г.В. Формирование региональных программ развития цифровой экономики // Управление экономическими системами. 2017.
37. Бортник И.М. и др. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России // Инновации. 2012. № 9(167).
38. Буркальцева Д.Д. Концептуальная модель рационального взаимодействия субъектов хозяйствования с учетом влияния институциональных факторов в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №3. С. 179-182.
39. Rodionov D.G., Rudskaya I.A. Regıonal innovatıve envıronment in natıonal economıc development (The case of Russıa) // Int. J. Ecol. Dev. 2017. Т. 32. С. 20-28.
40. Guzikova L.A., Shagun V.I. Innovative ways of financing small business during economic crisis // Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship. ECIE. 2019. С. 345-349.
41. Shabunina T.V., Shchelkina S.P., Rodionov D.G. Regional habitat as a factor of the human capital assets development in Russian regions // J. Soc. Sci. Res. 2018. Т. 2018. № Special Is. С. 313-317.
42. Зайцев А.А. Рентный профиль управления устойчивостью аграрных отношений // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб.: Издательство СПбГАУ, 2012. № 28. С. 140-144.

Введение

Основой регионального социально-экономического развития является ресурсный потенциал общества и государства. В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20.02.2019 г. отмечается важность решения системных проблем по дальнейшему социально-экономическому развитию общества и государства, ориентированному на повышение качества и уровня жизни населения. С одной стороны, основой такого развития является переход к новому технологическому укладу, отражающему разработку и внедрение прорывных технологий, обеспечивающих новый уровень экономических отношений. С другой стороны, – эволюция институциональной среды общественных отношений, центральным механизмом которой является формирование человеческого капитала, способного на высоком уровне обеспечить правовое и технологическое управление процессами социально-экономического развития общества и государства на региональном уровне.

Необходимо отметить, что современное социально-экономическое развитие общества и государства сопряжено с обострением конкурентной борьбы за монопольное право обладания и использования субъектами рентных отношений имеющегося ресурсного (прежде всего промышленного и инновационного) потенциала регионов. При этом обострение конкурентной борьбы усиливает роль инструментов рентного регулирования, которые по своей сути становятся эффективными инструментами государственного вмешательства для повышения результативности социально-экономического развития общества и государства. В свою очередь, такой подход требует обоснования структуры рентного дохода на основе системного анализа рентных отношений, как ключевого базиса государственного регулирования экономики на региональном уровне.

В современном мире развитие рентных отношений исторически является одной из центральных проблем экономической теории. Имеющиеся положительные примеры по реализации решений в этой области позволяют говорить о потенциальных возможностях позитивного влияния инструментов регулирования рентных отношений на социально-экономическое развитие общества и государства. По нашему мнению, продолжающийся рост дифференциации и монополизации в экономике, высокая финансовая волатильность на рынках значительно повышают значимость регулирования рентных отношений при взаимодействии общества и государства на региональном уровне.

Необходимо отметить, что в современных условиях наличие конкурентных преимуществ, связанных с возможностью использования ограниченных ресурсов в виде материального и нематериального имущества, а также финансовых активов, уже не является безоговорочным критерием успеха. На первый план выходят новые методы и инструменты конкурентной борьбы, связанные с широким использованием формальных институтов и неформальных ограничений, как на микро, так и на макроэкономическом уровне. Ключевым конкурентным преимуществом стала возможность формировать и изменять правила игры, а также «навязывать» эти правила другим субъектам рентных отношений. Всё это оказывает прямое влияние на формирование ресурсного потенциала регионального развития, определяет системные проблемы в экономике России и требует дальнейшего глубокого исследования.

В этой связи становится актуальным обоснование разработки новых методологических подходов, позволяющих анализировать влияние сложившихся рентных пропорций на процессы формирования ресурсного потенциала социально-экономического развития общества и государства, а также оценка текущей динамики развития регионов по новым рентным критериям. Кроме того, необходимо создание современной системы мониторинга эффективности процедур государственного регулирования, обеспечивающего сохранение рентных доходов в производственной сфере, а также на создание условий перераспределения рентных доходов в пользу финансирования проектов по развитию инноваций.

Этим определяется актуальность настоящего исследования. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости разработки концепции по рентному регулированию регионального социально-экономического развития в современных условиях. Объектом исследования является ресурсный потенциал регионального социально-экономического развития. Предметом – теоретические аспекты рентного регулирования данного потенциала в современных условиях РФ.

Методология исследования

Проблема рентных отношений и оценка их роли в социально-экономическом развитии общества и государства является традиционной для экономической теории. В современной экономической теории конкуренция является ключевой категорией, глубоко разработанной в научных исследованиях на макро, мезо и микроуровне. Классики теоретических основ, такие, как Ф. Котлер и К. Келлер [1], М. Портер [2] заложили теоретико-методологические основы исследований конкуренции в различных организациях.

Практически отдельным направлением экономической науки стали исследования в области развития и регулирования конкуренции, как фактора развития социально-экономических отношений общества и государства. В отечественной экономической науке вклад в эту область исследований внесли С.П. Аукционек [3], Б.М. Гринчель [4], В.В. Печаткин и В.А. Перфилов [5] и др. Разрабатываемая концепция рентного регулирования ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства может стать новым фундаментальным направлением развития теории региональной экономики и методов её государственного регулирования. При этом ни одна из имеющихся научных работ не рассматривает комплексный подход к рентному регулированию на региональном и федеральном уровне. По нашему мнению, терминологической основой предлагаемого подхода должно стать расширение и уточнение понятия ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития.

Необходимо отметить, что понятие ресурсного потенциала не является новым в экономической теории. Например, природу его возникновения исследовала Н.А. Симакова, которая рассматривала ресурсный потенциал как фактор социально-экономического развития региона [6]. В то же время, анализируя сущность ресурсного потенциала региона как результат развития производительных сил и производственных отношений общества, Т.Н. Шаталова и С.В. Айвазян выделяют современные особенности формирования ресурсного потенциала и его структуры [7]. При этом, по мнению некоторых учёных, возникновение проблем с развитием производительных сил региона связано с имеющимися рентными диспропорциями. На необходимости создания инструментов рентного регулирования акцентируют внимание С.Н. Широков, и С.В. Ефимова [8,9].

В нашем исследовании мы предлагаем рассмотреть ресурсный потенциал регионального социально-экономического развития с двух принципиальных позиций:

- как интегральный результат развития производительных сил и производственных отношений, раскрывающих институциональную природу его формирования

- как основу развития рентных отношений, отражающая роль ресурсного потенциала в системе экономических отношений.

В настоящее время разрабатываются различные подходы к сущности рентных категорий и методам их расчета, среди которых можно выделить: исследования А.В. Латкова, связанные с разработкой структуры рентного дохода в цепочке его формирования, распределения и присвоения [10]; В.Ф. Комарова и Н.А. Морозова, которые обозначили смысловые трактовки рентных категорий в современных условиях [11]; работу Р.С. Гайсина, в которой стоимостная основа абсолютной ренты увязывается с рыночной конъюнктурой [12], и т.д. В статье Н.М. Светлова применен балансовый метод оценки ренты на взаимосвязанных рынках [13]. В исследовании Г.А. Ефимовой рента рассчитывается на основе регрессионного анализа [14]. В работах Ю.В. Разовского и Е.Ю. Горенкова [15], А.В. Ложниковой [16] предложены методы расчета нефтегазовой ренты на основе затратных подходов.

Оценка существующих подходов к сущности рентных отношений и методам расчета рентного дохода показала, что во многих случаях анализ рентных категорий направлен исключительно на иллюстрацию выявленных теоретических закономерностей. Другими словами, рентные отношения рассматриваются в рамках решения теоретических задач, без разработки методик их практического применения. На наш взгляд, для решения указанных проблем необходимы исследования, направленные на выделение, как совокупного объёма рентного дохода, формируемого и присваиваемого в регионах, так и структуры этого дохода в разрезе ключевых направлений рентного воздействия на воспроизводственные процессы [17]. При этом необходима разработка индикаторов рентной составляющей в доходах субъектов рентных отношений. Это позволит структурировать информативную нагрузку рентных показателей, прежде всего по уровню и качеству развития производительных сил, что станет базой для развития инструментов диагностики процессов рентных отношений, а также инструментов государственного регулирования.

Относительно новым явлением, интенсивно исследуемым в последние годы в мировой и отечественной экономической науке, является изучение политических и экономических институтов, определяющих основные направления социально-экономического развития общества и государства на региональном уровне [18,19,20,21].

В современных условиях процесс формирования монопольной составляющей рентного дохода связан не только с возможностью получения природной ренты, но и с различными видами институциональной ренты, основой которой является создание институтов, обеспечивающих движение прав собственности с минимальными затратами. При этом роль институциональных факторов возрастает с ростом уровня технологического развития, в котором усиливается значение человеческого капитала и организационных связей.

С точки зрения классической экономической теории объективной основой формирования конкурентоспособности у субъектов социально-экономического развития является ресурсный потенциал, отражающей возможности использования имеющихся конкурентных преимуществ, прежде всего в сфере формирования производительных сил [22]. В свою очередь, в соответствии с институциональным подходом, рентные отношения формируются механизмами различных видов институциональной ренты, которая в большинстве случаев отражает деятельность институтов, направленных на снижения различных видов трансакционных издержек в экономических, социальных и политических обменах [23,24]. Другими словами, затрагивают производственные отношения. При этом, по мнению ряда учёных, сегодня является редкостью анализ рентных отношений, сочетающий классическую теорию рентных отношений с институциональными методами исследования. Однако именно такой подход, по их мнению, должен лежать в основе развития теории ренты [25,26].

На наш взгляд, в современных исследованиях, посвящённых вопросам развития конкурентной среды общественных отношений, отсутствует интегральный подход, отражающий возможность комплексного решения проблем, связанных с формированием условий рентных отношений, что в свою очередь, позволяет предложить новые подходы к обеспечению и регулированию социально-экономического развития общества и государства, направленного на рост уровня благосостояния населения. Кроме того, в научной литературе слабо освещены вопросы классификации основных видов институциональной ренты, отражающие природу возникновения и методологические особенности её формирования. Решение этих вопросов позволит сформировать структурно-аналитическую модель, в которой институциональные взаимосвязи, и возможность использования институтов будут являться конкурентным потенциалом для субъектов социально-экономического развития общества и государства.

Необходимо отметить, что, несмотря на большой научный задел в области развития классической теории ренты, вопросы оценки уровня развития институциональной составляющей в рентных отношениях освещены недостаточно полно. Это создаёт проблемы при формировании практических рекомендаций по созданию эффективных инструментов государственного регулирования регионального ресурсного потенциала развития общества и государства, и требует дальнейшего совершенствования теории рентных отношений.

В современной экономической науке отсутствует единое мнение о роли государства в управлении системой социально-экономического развития [27,28]. При этом уровень государственного воздействия во многом определяется структурой экономики, отражающей развитие конкурентной среды рыночных отношений, а также возможностью органов государственной власти и местного самоуправления формировать и использовать инструменты государственного регулирования [29]. Это приводит к существенной дифференциации ресурсных потенциалов между субъектами социально-экономических отношений на федеральном и региональном уровне.

Несмотря на декларируемые заявления о развитии новых секторов экономики продолжается рост монополизации, увеличивается фактическая зависимость бюджета страны от сырьевых доходов [30]. В этих условиях, сложившаяся структура рентного дохода негативно влияет на выбор направлений развития институциональной среды общественных отношений. Мы согласны с мнением В.А. Мау, который утверждает, что «ресурсная зависимость исключительно опасна, поскольку ведёт к постепенной деградации общественных…институтов, системы образования, создавая… барьеры для модернизации…» [31]. Поэтому устранение факторов, порождающих несовершенную конкуренцию, должно стать основой экономической политики, как на уровне региональных отношений, так и экономики в целом. При этом главной прикладной целью должно стать повышение эффективности государственного регулирования в экономике.

Современное развитие социально-экономической инфраструктуры общественного воспроизводства, увеличение эксплуатации природного потенциала обуславливает существенные изменения и колебания в структуре региональных рентных доходов, включая появление их новых видов. В современных исследованиях можно выделить следующие факторы, которые способствуют росту волатильности рентных пропорций в РФ – это дифференциация природных условий; политическая конъюнктура; зависимость экономики от нефтегазовых доходов; частные изменения приоритетов государственного финансирования [34]; региональная дифференциация [32]; зависимость промышленного производства от зарубежных технологий и материалов [33]; рост монополизации в экономике [34,35], развитие ускоряющихся мировых трендов по цифровизации экономики. В научных работах подчёркивается важность создания условий, при которых колебания данных факторов будут уравновешены мерами, направленными на поддержание рациональных рентных пропорций, как на федеральном, так и региональном уровне. Только в этом случае возникнут условия для повышения эффективности воспроизводственных процессов в регионе и рост частных инвестиций в инновационные проекты с длительным сроком окупаемости.

На наш взгляд, к важному фактору, оказывающему влияние на рентные отношения в процессе формирования ресурсного (инновационного) потенциала, и поэтому требующему отдельного рассмотрения, относится ускоренная цифровизация экономики. В настоящее время предлагаются различные методологические подходы к разработке региональных и национальных программ развития цифровой среды, способствующие решению проблем федерального и регионального развития. Заслуживает внимания работа Г.В. Дваса, в которой предлагаются основные направления и мероприятия по программе «Цифровая экономика Российской Федерации», на основе их адаптации к особенностям региональной экономики [36]. Повышаются возможности мониторинга инновационного развития регионов РФ, позволяющие дать качественную оценку действий региональных властей по стимулированию инновационной деятельности, что усилит организационную составляющую рентных отношений [37].

Процесс цифровизации экономики так же становится действенным инструментом институциональной трансформации общественных отношений. Об этом пишет Д.Д. Буркальцева, которая предлагает концептуальную модель рационального взаимодействия между субъектами хозяйствования. На основе использования интернет вещей в экосистеме ею разрабатывается методика планирования пространственно-временного развития [38]. Мы согласны с мнением Д.Д. Буркальцевой, которая подчёркивает важность перехода от «политической модернизации» институциональной системы, базирующейся на активном предложении институтов со стороны государства, к модели «рыночной модернизации», ориентирующейся на спрос на институты со стороны самих участников рынка. В тоже время, модель «рыночной модернизации» необходимо дополнить созданием институтов мониторинга, контроля и перераспределения рентных доходов участников рынка. Это не позволит принести в ущерб интересы общества по отношению к интересам участников рынка. В работе отмечена важность развития процессов цифровизации в системе регионального управления, а также повышения инновационного потенциала [39], в т. ч. в рамках кластерного развития. В этом контексте реализация подходов авторов, требующая усиления требования к математическому аппарату принятия решений, не вызовет существенного роста затрат на обработку большего объема информации. В целом, предлагаемые подходы также должны стать фундаментом для развития методов усиления инновационной активности, как это показано в [40], а также развития человеческого капитала [41].

Данные подходы важно дополнить анализом структуры и динамики рентных доходов регионов [42]. По нашему мнению, дальнейшее развитие теории рентных отношений даёт возможность научного обоснования новых моделей и инструментов государственного регулирования социально-экономического развития общества и государства, позволяющих сформировать предпосылки устойчивого и сбалансированного экономического роста, результаты которого обеспечивают базис повышения качества жизни населения на долгосрочную перспективу.

Результаты исследования

Решением перечисленных проблем может стать дальнейшая разработка теоретических, методологических и методических положений по рентному регулированию ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития, а также разработка на их основе нормативно-динамической модели государственного регулирования ресурсного потенциала инструментами рентных отношений. Создание такой модели позволит обеспечить эффективное использование ресурсного потенциала, а также формирование предпосылок его увеличения на долгосрочную перспективу.

Основой для выработки эффективного инструментария государственного регулирования должен стать научный проект по созданию механизма, позволяющего проводить анализ рентных отношений, воздействующих на ресурсный потенциал регионального социально-экономического развития, под которым понимается интегральный результат развития производственных сил и производственных отношений региона. При этом в качестве ключевого фактора формирования ресурсного потенциала выступает институциональная рента. Главной целью такого проекта будет являться создание теоретических, методологических и практических положений концепции по рентному регулированию ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития, включая разработку нормативно-динамической модели государственного регулирования ресурсного потенциала на региональном уровне с помощью инструментов рентных отношений.

По нашему мнению, такой научный проект должен предполагать реализацию трёх базовых направлений, каждое из которых должно иметь свою локальную, взаимосвязанную с другими направлениями проекта цель исследования, а также задачами её конкретизирующими:

1. Рентные отношения при формировании ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства.

2. Институциональная рента как фактор формирования ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства.

3. Нормативно-динамическая модель государственного регулирования регионального ресурсного потенциала социально-экономического развития инструментами рентных отношений.

При этом два первых направления в большей степени должны иметь теоретическую значимость, связанную с развитием теории рентных отношений, за счёт формирования интегрального подхода в оценке рентных отношений, объединяющего классическую теорию ренты и институциональный подход. Итогом их реализации должна стать концепция рентного регулирования ресурсного потенциала. Третье направление должно определять практическую значимость проекта, что предполагает создание (на основе разработанной теоретической концепции) методологических подходов и методик, которые могут быть успешно применены для разработки практических предложений по формированию инструментов рентных отношений, позволяющих регулировать ресурсный потенциал социально-экономического развития общества и государства на региональном уровне. Этим обусловлена общая логика проекта, отражающая связь между теоретическим приращением науки и возможностью практического использования результатов проекта. Кратко остановимся на целях и задачах каждого направления.

Целью исследования по направлению «Рентные отношения при формировании ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства» должно стать развитие теоретических и методологических положений по оценке рентных отношений при формировании ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства. Основными задачами направления являются:

1. Разработка структурно-аналитической модели, характеризующей роль ресурсного потенциала в системе экономических отношений. Уточнение понятия ресурсного потенциала представляющего собой результат развития производительных сил и производственных отношений регионов в системе социально-экономических отношений общества и государства.

2. Уточнение классификации основных форм рентного дохода, критерием которой является влияние объёма и структуры рентного дохода на формирование ресурсного потенциала, представляющего собой результат развития производительных сил и производственных отношений региона.

3. Разработка методологического подхода, определяющего общие принципы выявления рентной составляющей в доходах экономических агентов, и позволяющего использовать специальные индикаторы рентной составляющей в доходах субъектов рентных отношений.

4. Разработка модели, отражающей взаимосвязи между показателями развития ресурсного потенциала и факторами образования рентных доходов у субъектов социально-экономического развития общества и государства.

5. Разработка методики отбора показателей для проведения анализа рентных факторов формирования, использования и воспроизводства ресурсного потенциала региона.

6. Разработка методики оценки эффективности формирования ресурсного потенциала на основе анализа основных форм рентного дохода у субъектов социально-экономического развития общества и государства регионов.

7. Разработка модели анализа и управления процессами воспроизводства ресурсного потенциала на уровне промышленных кластеров и региональных объединений.

К основным задачам направления «Институциональная рента как фактор формирования ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития общества и государства» следует отнести:

1. Определение основных субъектов рентных отношений, уточнение их роли и места в существующих социально-экономических отношениях. Выявление закономерности формирования деятельности субъектов рентных отношений в зависимости от потенциальных возможностей и готовности вести конкурентную борьбу за достижение своих интересов в условиях эволюции региональной институциональной среды социально-экономического развития общества и государства.

2. Разработка структурно-аналитической модели, отражающей систему взаимосвязей между развитием формальных и неформальных институтов, а также рентными отношениями при формировании конкурентных преимуществ у субъектов социально-экономического развития общества и государства; выявление возможных драйверов усиления (роста) институциональных взаимосвязей между субъектами социально-экономического развития, в процессе формирования ими различных видов институциональной ренты (на примере процесса создания промышленных и инновационных кластеров России анализ институциональных драйверов, позволяющих кластерной структуре региона оказывать позитивное влияние на территориальное развитие).

3. Уточнение понятийного аппарата применительно к проблематике управления процессами развития конкурентной среды общественных отношений. Уточнение понятий: «институциональная рента», определение её основных видов (организационной, инновационной, интеллектуальной и т.д.); «институциональный потенциал социально-экономического развития общества и государства». Разработка классификации основных видов институциональной ренты, с точки зрения их влияния на институциональный потенциал социально-экономического развития общества и государства, а также возможность субъектов регионального развития формировать свои конкурентные преимущества за счёт использования ими формальных институтов и неформальных ограничений.

4. Разработать концепцию формирования институциональной ренты с обоснованием основных принципов и механизмов её реализации. Оценить возможность применения концепции формирования институциональной ренты в теории и практике: определить роль институциональной ренты в формировании потенциалов (драйверов) регионального социально-экономического роста.

5. Выявить методологические особенности анализа институциональной ренты как основы конкурентной борьбы между субъектами социально-экономического развития общества и государства за монопольное право обладания ограниченными ресурсами. Используя положения теории прав собственности, сформулировать понятие о формальной и неформальной институциональной ренте (квазиренте), а также их влияние на процессы социально-экономического развития общества и государства.

Цель исследования по направлению «Нормативно-динамическая модель государственного регулирования ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития инструментами рентных отношений» является обоснование и разработка нормативно-динамической модели государственного регулирования ресурсного потенциала инструментами рентных отношений. Основными задачами направления являются:

1. Анализ объёмов и структуры рентных доходов субъектов социально-экономического развития общества и государства (региональный аспект). Классификация взаимосвязей между структурой рентных доходов и пропорциями воспроизводственных циклов различной отраслевой локализации.

2. Диагностика эффективности формирования и использования ресурсного потенциала, с использованием модели, отражающей взаимосвязи между показателями развития ресурсного потенциала и факторами образования рентных доходов у субъектов регионального социально-экономического развития общества и государства.

3. Разработка нормативно-динамической модели государственного регулирования ресурсного потенциала социально-экономического развития инструментами рентных отношений на основе динамического выбора направлений и инструментов территориального развития.

4. Анализ и классификация ключевых проблем формирования ресурсного потенциала в регионах РФ, препятствующих их инновационному развитию. Обоснование необходимости трансформации рентных отношений региона в современных условиях, предполагающих развития цифровизации и перспектив дальнейшей реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

5. Разработка мер по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий с высоким уровнем институциональной (инновационной) ренты на основе теоретико-игровых моделей принятия решений.

Выводы и рекомендации

В работе проведён анализ современного подхода к решению проблем формирования регулирующих инструментов, который во многом основан на оценке эффективного использования ресурсного потенциала, отражающего имеющийся набор ограниченных возможностей, а также технологий их реализации в различных производственных сферах. При этом, создавая регулирующие инструменты государственной экономической политики, уполномоченные органы государственной власти и бизнес не учитывают рентные отношения между субъектами общественных отношений, а также влияния рентных доходов социально-экономического развития общества и государства. Это создаёт институциональные искажения, снижающие эффективность применения инструментов государственного регулирования экономики, прежде всего, в региональном аспекте.

В работе рассматриваются основы концепции анализа и регулирования ресурсного потенциала, в которой ресурсный потенциал предлагается раскрыть как интегральный результат развития производительных сил и производственных отношений в регионе, что, в отличие от классического анализа, позволяет одновременно учитывать эволюцию производительных сил и производственных отношений при оценке социально-экономического развития общества и государства.

При этом социально-экономическое развитие общества и государства предполагает наличие рентных отношений, отражающих систему взаимосвязей между структурой рентных доходов и пропорциями воспроизводственных циклов различной отраслевой локализации. Анализ таких взаимосвязей возможен на основании оценки объёмов и структуры рентных доходов у субъектов регионального социально-экономического развития с учётом ключевых проблем при формировании ресурсного потенциала.

Для реализации научной идеи необходимо развить положения классической рентной теории, в которых, с одной стороны, рента является результатом конкурентной борьбы между субъектами рентных отношений, с другой стороны, рентные отношения выступают ключевым фактором развития общественных отношений. В свою очередь, это даёт возможность предложить новые инструменты анализа и регулирования социально-экономических отношений общества и государства, основой которых является возможность воздействия на рентные отношения региональных субъектов социально-экономического развития в интересах всего общества.

Направления дальнейших исследований

Для дальнейшей институционализации предлагаемых рентных инструментов анализа в практике государственного регулирования необходимо провести оценку объёмов и структуры рентных доходов у субъектов регионального социально-экономического развития с учётом ключевых проблем при формировании ресурсного потенциала. В свою очередь, на основании анализа имеющихся взаимосвязей между структурой рентных доходов и пропорциями воспроизводственных циклов различной отраслевой локализации появляется возможность для выработки эффективных предложений по совершенствованию мер государственного регулирования за счёт создания нормативно-динамической модели государственного регулирования ресурсного потенциала регионального социально-экономического развития. Этому будет способствовать классификация ключевых проблем при формировании ресурсного потенциала в регионах РФ как результат работы данной модели.


Библиографическая ссылка

Кичигин О.Э., Зайцев А. А. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПО РЕНТНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 1-2. – С. 156-165;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1583 (дата обращения: 25.04.2024).