Введение
Внутренний финансовый контроль (аудит) является процессом, который осуществляется непрерывно и реализуется должностными лицами государственных учреждений, выполняющими процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бухгалтерской бюджетной отчетности. Тем не менее, внутренний финансовый контроль и финансовый аудит имеют определенные отличия, которые проявляются в принципах, целях и инструментах проведения.
В настоящее время в российской и международной практике сформировалось два основных методологических подхода к определению сущности внутреннего финансового контроля. В российской практике основное внимание уделяется информационному и функционально-управленческому направлению внутреннего финансового контроля [5, с. 32]. В международной практике во внутреннем финансовом контроле выделяют два компонента: бухгалтерский контроль (accounting control) и административный контроль (administrative control) [11, с. 42].
Таким образом, внутренний финансовый контроль рассматривается, с одной стороны, как функция бухгалтерского учета, а с другой стороны – как функция управления финансами [6, с.135].
Внутренний финансовый контроль как функция бухгалтерского учета направлен на подтверждение достоверности данных бухгалтерского учета и показателей бухгалтерской бюджетной отчетности, обеспечение сохранности активов, противодействие мошенничеству. В этом случае внутренний финансовый контроль можно рассматривать как форму внутреннего финансового аудита.
Основные правила проведения внутреннего финансового контроля в государственном учреждении определены Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 [9].
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый аудит направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку рекомендаций по повышению его эффективности; а также разработку предложений по повышению экономичности и результативности использования бюджетных средств [9]. К основным принципам внутреннего финансового контроля и финансового аудита относятся:
– законность: соблюдение законодательства Российской Федерации, а также выполнении правовых норм, регулирующих осуществление внутреннего финансового контроля (аудита);
– объективность и профессиональная компетентность: внутренний финансовый контроль и аудит должен осуществляться качественно, с применением совокупности профессиональных знаний и опыта в целях недопущения конфликта интересов, предвзятости и предрасположенности по отношению к объектам проверки;
– независимость и ответственность: субъект внутреннего финансового контроля (аудита) несет ответственность за предоставление полных и достоверных предложений, заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащем выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур;
– конфиденциальность: информация, полученная в результате проверки, не может быть передана заинтересованным лицам. Соблюдение принципа обязательно независимо от продолжения или прекращения отношений с организацией (учреждением) и не имеет временных ограничений;
– обязательность: внутренний финансовый контроль должен быть обязательным в течение определенного периода времени; внутренний аудит основан на использовании принципов добросовестности и оперативности и может проводиться при необходимости с целью повышения эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
– системность: при осуществлении внутреннего финансового аудита бюджетные риски и выявленные нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки и подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств [3, с.43-44].
Таким образом, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит представляют собой совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых с целью выявления, корректировки и предупреждения отклонений состояния финансовых средств от заданных параметров или плановых показателей, а также с целью оценки эффективности принимаемых управленческих решений.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются для достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, что предусматривает осуществление процедур составления и исполнения бюджета, бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета. В соответствие с Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 «Об утверждении Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». По каждой проверке обязательно определяется проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты контроля (аудита), срок проведения контроля (аудита) и ответственные исполнители.
Цель исследования – изучение теоретических и практических аспектов оценки эффективности использования бюджетных средств в результате проведения внутреннего финансового контроля (аудита) в государственном учреждении.
Материал и методы исследования
Для проведения исследований были использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез, абстрактно-логический методы, сравнение, обобщение, детализация), так и специальные приемы и процедуры (контент-анализ, самоконтроль, система сбалансированных показателей).
Результаты исследования и их обсуждение
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового контроля (аудита), утверждаемым руководителем. Внеплановые проверки осуществляются на основании решения руководителя государственного учреждения. Основные методы и инструменты внутреннего финансового контроля (аудита) представлены в таблице 1 [8].
Таблица 1
Основные методы и инструменты внутреннего финансового контроля (аудита)
Методы и инструменты внутреннего контроля (аудита) |
Характеристика методов и инструментов внутреннего контроля (аудита) |
Проверка |
Проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения. Информационной базой для проведения документальных проверок являются: данные бюджетной бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, бухгалтерского учета, сметы, планы и другие документы. |
Инспектирование |
Изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры. |
Обследование |
Непосредственное ознакомление с деятельностью государственного учреждения в результате использования специальных приемов (опрос и анкетирование сотрудников, контрольные замеры выполненных работ, расхода материалов, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности и других). |
Наблюдение |
Система перманентно совершаемых контрольных действий и операций по отслеживанию текущего состояния и динамики, возможных изменений контролируемых показателей. Необходимо для получения доказательств в отношении использования финансовых ресурсов государственного учреждения. |
Запрос |
Обращение к осведомленным лицам в целях получения определенных сведений при проведении проверки (например, к контрагентам, государственным организациям и ведомствам) |
Подтверждение |
Ответ на запрос информации |
Пересчет |
Проверка точности расчетов при проведении финансового контроля (аудита) |
Аналитические процедуры |
Метод контроля (аудита) бухгалтерской (финансовой), статистической или бюджетной отчетности с целью выявления отклонений или неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления внутренних бюджетных процедур. |
Таблица 2
Основные показатели внутреннего контроля (аудита) деятельности государственного учреждения при использовании методики «узких мест»
Функциональная сфера |
«Узкое место» |
Возможные причины |
Возможные показатели |
Потребители |
Слабые позиции во внешней среде, отрицательный имидж организации |
Низкая активность персонала. Отсутствие эффективной системы отбора и обучения персонала. |
Затраты на организацию мероприятий и поддержку имиджа. Численность персонала, Система мотивации и затраты на обучение |
Основные направления деятельности |
Направления деятельности в регионе и за пределами. Небольшой объем оказываемых услуг. Низкая эффективность освоения новых технологий, методик, программ |
Слабое планирование и неэффективное управление. Низкое качество предоставляемых услуг. |
Стоимость услуг. Объем финансовых средств, полученных в результате предоставления услуг при осуществлении приносящей доход деятельности |
Финансирование деятельности |
Недостаточное финансирование, перерасход в использовании государственных средств |
Ошибки при планировании, неэффективные управленческие решения |
Объем финансирования на выполнение государственного задания, результат исполнения бюджета |
Проблемы эффективного использования бюджетных средств, их источников, направлений и показателей оценки занимают особое место среди направлений контроля и аудита в бюджетной сфере.
Для оценки эффективности деятельности государственного учреждения применяются различные методики: аудит эффективности использования межбюджетных трансфертов; методика оценки эффективности использования средств бюджета, направленных на капитальные вложения; методика проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и динамики данных результатов и другие [7, с.239].
Наиболее сложным вопросом обеспечения эффективности системы внутреннего финансового контроля (аудита) является создание системы показателей государственного учреждения, которая представляет систему взаимосвязанных между собой параметров оценки степени достижения поставленных целей и проводить анализ причин возникающих проблем.
В международной практике существуют различные подходы к построению системы показателей. В небольших организациях может быть использована методика анализа «узких мест». В этом случае показатели и их совокупности соответствуют условиям деятельности организации и направлены на выявление стратегического потенциала и существующих на данный момент проблемных ситуаций («узких мест»). Основные показатели при использовании методики «узких мест» представлены в таблице 2 [4, с.18].
Наиболее распространенной в российской практике является использование сбалансированной системы показателей оценки эффективности деятельности государственного учреждения. Методика сбалансированных показателей (the Balanced Scorecard (BSC)) позволяет перевести стратегические цели в определенный план текущей (оперативной) деятельности подразделений государственного учреждения и оценить результаты их деятельности с помощью ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator (KPI)) [10, с.45].
Стратегия ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator (KPI)) позволяет получать достоверную и оперативную информацию о деятельности государственного учреждения, позволяющую оценить степень достижения целей стратегии развития. Данная стратегия включает следующие виды показателей:
– индикатор доходов: какой доход был получен и от каких видов деятельности (государственное задание, деятельность, приносящая доход);
– индикатор затрат: объем финансовых средств, израсходованных на достижение результата выполнения государственного (муниципального) задания;
– индикатор функционирования: показатели исполнения плана; оценка эффективности алгоритма его выполнения;
– индикатор производительности: продолжительность времени, затраченного на выполнение задания; система оплаты и мотивации труда, социальные аспекты деятельности трудового коллектива и условия труда;
– показатели эффективности: коэффициенты, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
Основной принцип системы сбалансированных показателей – цели можно достигнуть только в том случае, если существуют показатели, которые можно измерить. Для отбора показателей с целью формирования сбалансированной системы в соответствие с целями, поставленными перед организацией, используются определенные критерии, представленные в таблице 3.
Важным моментом является определение необходимого количества показателей, характеризующих деятельность государственного учреждения (не более 20-25). Для отбора показателей должна формироваться экспертная группа, в которую входят представители директор, руководители филиалов (если есть) руководители структурных подразделений, представители органов государственной власти (учредители). Также обязательно разрабатывается таблица, в которую вносятся запланированные на определенный период времени (календарный год, квартал месяц) принятые руководителями и утвержденные экспертами рекомендуемые значения показателей (таблица 4).
В результате формирования сбалансированной системы показателей необходимо различать показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть взаимосвязаны друг с другом, так как для достижения результатов необходимо осуществлять определенные действия, их контролировать и измерять.
Таблица 3
Основные критерии отбора индикаторов в модель сбалансированных показателей оценки эффективности деятельности государственного учреждения (KPI) [6, с. 108]
Критерий отбора |
Характеристика критерия |
Соответствие стратегии |
Выбор показателей должен соответствовать миссии, цели и стратегии учреждения. Неверный отбор показателей приведет к затратам ресурсов для выполнения показателей, от которых не зависит достижение целей стратегии развития. |
Количественное выражение |
Необходимо применять количественную оценку показателей, формирующих модель сбалансированных показателей |
Доступность |
Рекомендуется использовать новые и нетрадиционные показатели. Главное условие – прогнозирование доходов и затрат |
Целесообразность |
Каждый показатель должен обосновывать стратегическое и оперативное значение в деятельности учреждения |
Сбалансированность |
Показатели должны обеспечивать оптимальное сочетание для эффективного распределения ресурсов; нельзя допускать, чтобы один показатель достигался за счет другого показателя |
Релевантность |
Определение возможности оценить результаты деятельности организации на основании сбалансированных показателей. |
Обязательное наличие узкоспециализированных показателей |
Наличие показателей, раскрывающих специфику деятельности государственного учреждения |
Таблица 4
Таблица нормирования целей государственного учреждения при формировании модели сбалансированных показателей(KPI) оценки эффективности деятельности
Составляющие стратегии ключевых индикаторов |
Планируемая величина показателя |
Фактическая величина показателя |
Процент выполнения плана |
Формирование основных показателей для каждого компонента стратегии развития государственного учреждения и оценки эффективности его деятельности необходимо осуществлять, начиная с целей и задач структурных подразделений. Использование сбалансированной системы показателей увязать стратегические цели с оперативными планами государственного учреждения. Это позволяет оптимально управлять государственным учреждением на основе стратегии развития, а не личных предпочтений руководителей. Мониторинг ключевых показателей и анализ выявленных отклонений способствует разработке корректирующих мероприятий, повышению эффективности управления государственным учреждением и достижению целей по выполнению государственного задания.
Заключение
Таким образом, в условиях реформирования государственного сектора экономики, проводимого в настоящее время в Российской Федерации, создание эффективной системы и разработка аналитических методов внутреннего финансового контроля (аудита) будет способствовать повышению бюджетной эффективности, экономности и результативности деятельности государственного учреждения.
Для повышения качества внутреннего контроля (аудита) деятельности государственного учреждения и эффективности использования бюджетных средств на этапе планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности по расходованию бюджетных средств необходимо идентифицировать показатели оценки и анализа бюджетной эффективности.
Основными методиками для расчета показателей бюджетной эффективности являются методики внутреннего контроля (аудита) использования государственных средств.
Библиографическая ссылка
Горбунова Н.А. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 251-256;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1503 (дата обращения: 21.11.2024).