Введение
Развитие и регулирование предпринимательской деятельности представляет собой сложную задачу. Эта сфера требует постоянного государственного вмешательства и поддержки. Бизнесмены привлекают ресурсы, платят заработную плату, создают инновационную продукцию, следовательно, предпринимательство не может развиваться отдельно, оно охватывает все стороны нашей экономической жизни. Для развития современной общественной системы в 2019 году правительством России сформированы 12 Национальных проектов, которые определили основной вектор развития нашей страны на период до 2024 года (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Разработаны и утверждены паспорта федеральных проектов, которых уже 78, и каждый из них ориентирован на конкретный результат. Национальные проекты федерального масштаба разработаны по трём направлениям:
- человеческий капитал – именно он является главной ценностью совершенствования экономики. Состояние национального человеческого капитала непосредственно оказывает влияние на темпы и качество экономического роста в стране, поскольку этот ресурс приводит в движение всю экономическую систему. В эту группу входят национальные проекты, касающиеся социальной сферы (образование, здравоохранение, демография, культура);
- экономический рост – в эту группу вошли те национальные проекты, которые могут и должны будут оказать непосредственное влияние на увеличение ВВП (наука, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт);
- комфортная среда для жизни – это основа современной экономической модели общества. Каждый из нас в той или иной мере стремится к комфорту потребления, общения, проживания. Эти индикаторы отражают все основные показатели качества жизни: безопасность, комфортность, идентичность и разнообразие в среде города, состояние экологии, общественно-деловая инфраструктура и состояние жилья (качественные и безопасные дороги, жилье и городская среда, экология).
Стратегия развития регионального предпринимательства затрагивает все перечисленные направления. Учитывая ситуацию, что региональный бизнес вовлекается в использование природных ресурсов, экологические ценности должны интегрироваться в стратегии экономического развития. В этих условиях особую актуальность принимает эколого-экономическое управление развитием регионального предпринимательства.
Цель исследования: обозначить проблемы развития предпринимательства в регионах и на основе выявленных факторов разработать модель эколого-экономического управления развитием регионального предпринимательства.
Материал и методы исследования
Вопросами развития предпринимательской активности, связанной с воздействием на окружающую среду задаются многие российские ученые. Однако, исследований, направленных на разработку методов управления развитием регионального предпринимательства крайне мало, а те, что существуют, затрагивают этот вопрос лишь косвенно.
Проведенные исследования позволяют интерпретировать данную проблему по нескольким направлениям. Представители первого направления (Я.Я. Яндыганов [12], Е.В. Чечунова, Э.Р. Черняховский [11]) рассмотрели сущность экологически ориентированного предпринимательства, его проблем, а так же исследовали основные институциональные элементы. Представители второго направления (А.Л. Бобров [1], С.Н. Бобылев [2], А.А. Гусев [3]) внесли значительный вклад в понимание законодательных основ экологического предпринимательства. В работах представителей третьего направления (А.В. Портнов [10], К.С. Лосев [7], Е.С. Ивлева [6], В.И. Осипов 9]) описаны механизмы внедрения различных аспектов экологического предпринимательства, эффективно применяемых для государственного регулирования данного вида деятельности. Таким образом, все представленные направления в своих исследованиях, не уделяли должного внимания значению и роли управления экобизнесом как отдельной сферы в развитии предпринимательства.
Современную ситуацию характеризует двусторонняя взаимосвязь экономики и окружающей среды: во-первых, деятельность предпринимательского сообщества влияет на состояние окружающей среды и, во-вторых, экологическое состояние влияет на экономическое развитие. Поэтому, качественные преобразования предпринимательской деятельности в контексте воспроизводства природно-ресурсной базы опираются на следующие принципы:
1) предупреждение вредных воздействий на природные комплексы в регионах активного развития предпринимательства;
2) возможность снижения экологической нагрузки на природные комплексы в регионах с развитой системой предпринимательства;
3) порядок определения объемов снижения потребления природных ресурсов за счет сокращения потерь при их освоении субъектами предпринимательства по всем группам ресурсов:
- земельным как фактора общественного развития и пространственного базиса размещения производства с многоцелевым характером использования;
- водным как составной части водо-потребительской базы развития регионов;
- лесным как возобновляемой части природно-сырьевой базы развития любой территории;
- биологическим и рыбным как основы создания оптимальных условий развития рыбохозяйственных отраслей;
4) темпы развития предпринимательской активности, эксплуатирующей природные ресурсы, должны быть ниже темпов комплекса мероприятий, направленных на восстановление и охрану природной среды региона (рис. 1).
Предпринимательская активность в регионе сбалансировано развивается, решая определенные задачи:
1) на макроуровне управление развитием предпринимательства выражается в сбалансированном подходе к развитию экономики при максимизации социально-экономического результата [5]. Реализация принципов управления выражается в выборе рациональной структуры регионального предпринимательства при минимуме всех производственных затрат и ущерба от воздействия на среду;
2) на региональном уровне управления развитием предпринимательства сложился подход, который выражается в возможности воспроизводства локальных природных ресурсов и контроле качества окружающей среды;
3) на отраслевом уровне развития предпринимательства учитывается экологический потенциал отраслевого производства;
4) на уровне отдельной предпринимательской структуры в регионах анализируются экологические предпочтения и экономические интересы хозяйствующих субъектов.
Следовательно, на каждом уровне в решении проблем управления и функционирования территориальной экосистемы возникает дисбаланс, который является результатом действия бизнеса и восстановительной способностью природы, что приводит к изменению взаимоотношений между экономическими и экологическими целями хозяйствования. Решением этих проблем является разработка стратегии развития регионального предпринимательства, предполагающей выбор оптимального варианта развития той экологической нагрузки, которую может выдержать и переносить эта территория в течение длительного времени без резкого нарушения и изменения состава и функций экологических систем. При разработке стратегии предпринимательскому субъекту необходимо учитывать:
- плотность концентрации природных ресурсов;
- сочетание ресурсов в регионе;
- доступность ресурсов.
Рис. 1. Схема балансового подхода к развитию регионального предпринимательства
Экологическая политика региона подразумевает реализацию экономического механизма природопользования, направленного на разработку методов управления, создающих материальную заинтересованность предпринимательских субъектов в наиболее экономной эксплуатации природных ресурсов, обеспечивая наиболее эффективный режим их воспроизводства и учитывая при этом, перспективы развивающегося хозяйства. Можно выделить три типа экономического механизма регионального природопользования:
- формирование «мягкого» механизма регулирования охраны окружающей среды связано с созданием экологических ценностей и установлением ограничительных экологических рамок;
- формирование стимулирующего – направлено на развитие экологически чистых производств в рыночных условиях региональной экономики;
- формирование «жёсткого» – смещает вектор развития отношений природопользования в сторону административных и рыночных инструментов (посредством жёсткой налоговой политики подавляется развитие экологически опасных отраслей).
В современных условиях в России сформирован «мягкий» механизм природопользования, основанный на применении экологических платежей и экономических санкций за экологические правонарушения. Поэтому необходимо, чтобы стратегии развития хозяйствующих субъектов были адаптированы к целям и задачам экологического предпринимательства, ориентированного на рациональное взаимодействие с окружающей средой (рис. 2).
Результатом существующего отношения к природе может стать экологический кризис. Избежать негативных последствий от накопившихся экологических проблем поможет установление контроля за использованием природных ресурсов и их охрана. Таким образом, проявление перечисленных объективно взаимосвязанных процессов по отношению к природной среде можно представить в виде схемы на рисунке 3.
Другими словами, основной целью хозяйственной деятельности человека является обеспечение потребностей не только настоящего, но и будущего поколения. Достижение поставленной цели станет возможным за счет комплексных, экономически эффективных мероприятий по охране и рациональному природопользованию, а так же благодаря качественному подходу к формированию экологической культуры общества, экологического воспитания.
Рис. 2. Уровни регулирования экологической ответственности в развитии предпринимательства
Рис. 3. Схема объективной взаимообусловленности процессов регионального природопользования
Основными точками соприкосновения человека и окружающей среды является экологическая культура, как часть общечеловеческой культуры. Она является важным фактором устойчивого развития общества, поскольку в ее основе лежит личный выбор и личная ответственность человека за его собственную деятельность. Следовательно, роль экологического образования и воспитания в решении проблем охраны природной среды и использования ее возможностей является решающей.
Основными задачами образования, воспитания и распространения экологической культуры в сфере окружающей среды являются:
- осознание проблем охраны окружающей среды;
- развитие экологического сознания и навыков экологически правильного поведения с применением активных методов обучения и этических принципов;
- усвоение экологических знаний в области окружающей среды.
Чтобы решить экологические проблемы, с которыми столкнулось человечество необходимо поменять мышление, научиться смотреть на природу не с точки зрения потребителя, а с точки зрения благодарного партнера. Изменение культуры экологического поведения, приведет к сокращению экологических проблем в каждом конкретном регионе.
Основой управления субъектами регионального предпринимательства должно стать – экологическое управление, как специальная область регулирования природных и социальных процессов, влияющих на обеспечение экологической безопасности их деятельности. Экологическое управление, как основа региональной предпринимательской деятельности, направлено на достижение экономического успеха, принимая во внимание экологический аспект производства и учитывая специфику экологической ситуации конкретного региона.
Современный переход предпринимательской деятельности от обычного учета существующих экологических проблем территории к реализации направлений устойчивого развития, направлен на разработку экологической политики, связанную с активизацией предпринимательской деятельности и созданием экономических ценностей, управлением на основе общих природоохранных принципов управления, ориентированных на создание общественных экологических ценностей.
Экологическое управление региональными предпринимательскими структурами может рассматриваться как энвайронментологическое управление (рис. 4). Основные вопросы методологии предложены в трудах О.Ф. Балацкого, разработавшего теорию экономического ущерба от загрязнения окружающей средой. Экономической оценке природных ресурсов, созданию концепции устойчивого развития как совокупности социально-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, посвящены работы К.Г. Гофмана и А.А. Гусева. О концепции и законах экологии писал Н.Ф. Реймерс.
Рис. 4. Направления воздействия политики энвайронментологического управления субъектами регионального предпринимательства
Результаты исследования и их обсуждение
Можно выделить ряд функций, которые выполняет малый бизнес в региональном и муниципальном пространстве:
- во-первых, производителя, занимающегося выпуском востребованной продукции, в том числе выпуском продукции для прямого «муниципального» заказа;
- во-вторых, поскольку малый бизнес является налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов, следовательно, он является источником финансирования региональных и муниципальных программ;
- в-третьих, участвуя в реализации инвестиционных проектов и проведении благотворительных мероприятий, этот вид бизнеса, кроме всего прочего, становится инвестором [4];
- в-четвертых, предприниматель, создающий рабочие места, в том числе для инвалидов по квоте рабочих мест, становится работодателем;
- в-пятых, выплачивая зарплату работникам, имея собственную инфраструктуру и занимаясь ее содержанием, предприниматели становятся участниками решения социально-бытовых проблем населения;
- в-шестых, вопросы использования природных, материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов территории региона становятся квинтэссенцией экологических проблем современности.
Экологическое управление выполняет две функции:
- во-первых, это отрасль профессиональной деятельности,
- во-вторых, является частью любого процесса производства и индивидуализируется путем последовательной реализации основных классических функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
Реализация мероприятий эколого-экономического управления (рис. 5) включает следующие способы рационального природопользования и охраны окружающей среды:
- технологический способ, состоит в организации экологически чистого и безотходного производства;
Рис. 5. Факторы эколого-экономического управления развитием регионального предпринимательства
- организационно-административный способ включает как регулирование природопользования, так и охрану окружающей среды;
- финансовый способ направлен на инвестирование природоохранных мероприятий;
- предпринимательский способ – это осуществление экологических услуг;
- страховой способ – экологическое страхование;
- учетный способ необходим для ведения кадастров природных ресурсов. Регулирование хозяйственной деятельности субъектов регионального предпринимательства осуществляется на основе реализации принципа сбалансированности между необходимостью соблюдения экологических регламентаций (ограничений) и потребностью развития территорий.
Процесс экологического управления предпринимательскими субъектами на региональном уровне осуществляется путем последовательной реализации основных этапов:
1) реализация этапа планирования направлена на разработку интегрированной целевой концепции, использования территории и региональных природных ресурсов;
2) обеспечивать необходимыми технологиями и ресурсами, призван этап организации;
3) эффективно реализовать поставленную цель возможно, применяя мотивационные характеристики, направленные на активацию действий созданной команды призван третий этап;
4) на четвертом этапе оценивают фактически достигнутые результаты и осуществляют контроль всех предыдущих этапов, начиная с формирования целей до их реализации;
5) пятый этап – координация экономической деятельности всех подразделений, направлен на установление рациональных коммуникаций между ними. Цель – обеспечить взаимную согласованность всех структурных подразделений. Этот этап позволяет разрабатывать адекватный экономический механизм и оперативно управлять внутрипроизводственными процессами.
Решения, связанные с окружающей средой, почти никогда не детерминированы. Предпринимательская деятельность является рискованным видом деятельности, а если эта деятельность связана с сельским хозяйством и напрямую зависит от природных условий, то значительное количество решений принимается в условиях неопределенности. Механизм принятия управленческого решения основан на поиске компромиссов, учитывающих негативные последствия и побочные эффекты, выбор между модернизацией производства либо внедрением альтернативных технологий, а так же принятием организационных мер.
В результате определяются целевые ориентиры, формируются экологическая стратегия и тактика региональной предпринимательской деятельности [8], как составные части модели эколого-экономического управления развитием регионального предпринимательства, отраженной на рисунке 6. Это создает экономические предпосылки для повышения устойчивости развития регионов в целом.
Рис. 6. Модель эколого-экономического управления развитием регионального предпринимательства
Региональная модель эколого-экономическая управления является важнейшим аспектом развития бизнеса, позволяющая адаптироваться субъектам предпринимательства к региональным особенностям. Актуальность и научная значимость предложенной модели заключается в возможности проанализировать последствия принятых управленческих решений, сформулировать проблему и создать алгоритм ее решения. Кроме того, реализация модели позволит разработать пути преодоления негативного влияния предпринимательской деятельности на окружающую среду и разработать меры по их предотвращению, сокращению или возможной компенсации.
Заключение
Предлагаемая модель эколого-экономического управления развитием регионального предпринимательства позволит определить области взаимодействия и согласования интересов как отдельных предприятий, так и местного сообщества, региональной власти. Благодаря такому сотрудничеству станет возможным не только выделение, но и формулировка основных народнохозяйственных приоритетов в комплексном устойчивом развитии территории. Результатом такой коллаборации станет создание механизма стратегического развития предпринимательства на местах, ориентированного на долгосрочное экологическое равновесие регионов России.
Библиографическая ссылка
Забазнова Т.А., Секачева Т.В., Карпушова С.Е., Пацюк Е.В., Суркова О.А., Щукина Н.В., Решетникова М.В., Рыжова О.А. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-1. – С. 84-92;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1478 (дата обращения: 27.12.2024).