Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Юров С.С. 1
1 АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Анализ работ современных российских и зарубежных ученых позволяет сделать вывод о том, что инвестиции в человеческий капитал следует рассматривать как один из ключевых факторов экономического роста и устойчивого экономического развития национальной экономики. Совокупный человеческий капитал формируется на протяжении длительного периода и зависит от множества факторов, одним из которых является образование. В данной статье автор раскрывает понятие индивидуального человеческого капитала (ИЧК), осуществляет анализ некоторых его составляющих и на этой основе показывает роль вуза в процессе формирования и развития индивидуального человеческого капитала. В статье описаны способы формирования таких составляющих ИЧК как: знания, профессионализм, творческий потенциал, креативность, новаторство, пассионарность, ассертивность. Именно эти качества, формируемые в процессе получения профессионального образования, по мнению автора, необходимо развивать у выпускников творческих профессий. Выпускник должен быть готов к поиску новых решений, обладать способностью превращать их в инновации, обеспечивать поступательное движение вперед как отдельной компании, так и экономики в целом. В статье раскрывается опыт формирования индивидуального человеческого капитала в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» в процессе подготовки выпускников по программам высшего профессионального образования.
человеческий капитал
формирование индивидуального человеческого капитала
образование
проектное обучение
развитие
1. Пришляк Е.А., Радько С.Г. Многоуровневая модель управления человеческим капиталом // Дизайн и технологии. 2018. №64(106). С. 96-103.
2. Прищепа Д.Н. Состав и структура индивидуального человеческого капитала // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2020. № 19. С. 411-419.
3. Бизнес практика [Электронный ресурс]. URL: https://obe.ru/business-practice (дата обращения 19.10.2020).
4. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Изд-во Азбука. 2019. 672 с.
5. Аттрактивность и лидерство в управлении [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/attraktivnost_i_liderstvo_v_upravlenii/ (дата обращения 19.10.2020)
6. Клочкова Т.И. Социально-психологические инварианты формирования аттрактивного имиджа руководителей железнодорожной компании: диссертация ... кандидата психологических наук. М., 2011. 226 с.

Введение

Современная российская экономика нуждается в действенных факторах экономического роста. Одним из таких факторов является качество совокупного человеческого капитала. Человеческий капитал – главный фактор развития инновационной экономики и экономики знаний. Развитие теории человеческого капитала, различные подходы к его исследованию со времен А. Смита до настоящего времени свидетельствуют об актуальности исследуемой проблемы на каждом из уровней: национальном, региональном и индивидуальном. В узком смысле слова, инвестиции в человеческий капитал – это вложения в фактор производства «труд» для получения дохода, превышающего первоначальные инвестиции в каждый компонент составляющий «человеческий капитал»: здоровье, образование, опыт профессиональной деятельности и т.д. В инвестировании заинтересован каждый субъект рыночной экономики: домохозяйства (сам человек и члены его семьи), бизнес (предприятия и организации вне зависимости от сферы деятельности) и государство в целом. И хотя в настоящее время в большей степени превалирует тенденция определения и изучения «человеческого капитала» в широком смысле слова, то есть с учетом фактора потребления, окружающей среды, продолжительности жизни и т.д., анализ факторов и механизмов формирования индивидуального человеческого капитала в первоначальном значении не утратил своей актуальности.

Цель исследования: раскрыть сущность ряда компонентов, образующих индивидуальный человеческий капитал, показать роль вуза в процессе их формирования и развития. Обосновать методологический подход, используемый Институтом бизнеса и дизайна г. Москва, используемый в образовательном процессе при подготовке специалистов для креативной индустрии и предпринимательской деятельности в дизайн-бизнесе.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели использовался контент анализа, изучались научные труды и публикации российских и зарубежных ученых по проблеме человеческого капитала. При осуществлении анализа исследуемой проблемы автор использует маржинальный подход методологического индивидуализма, метод экспертных оценок, а также результаты беседы со студентами АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» первых-четвертых курсов факультета Дизайна и моды.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучению человеческого капитала посвящено большое количество научных работ отечественных и зарубежных ученых. В их числе: Т. Штульц, Г. Беккер, Л. Туроу, А. Вейсброд, Э. Денисон, Ф. Махлуп, Б. Генкин, С. Дятлов и другие.

Проанализировав определения значительной части исследователей категории «человеческий капитал», автор исходит и того, что индивидуальный человеческий капитал (ИЧК) – это накопленный запас специальных знаний, профессиональных навыков и развитых личных качеств человека, которые позволяют ему получать дополнительные доходы и блага [1].

Австроамериканский ученый Ф. Махлуп разделял способности человека на первичные, имеющиеся изначально, и усовершенствованные, полученные им в процессе приобретения знаний и повышения своей умственной способности. Выделяя образование в ряду остальных элементов индивидуального человеческого капитала, он отводил ему главенствующую роль, считая, что знания играют решающую роль в росте благосостояния, как каждого отдельного человека, так и в экономике государства, являясь при этом источником экономического роста. Эффективность вложений в человеческий капитал обосновал Гэри Стэнли Беккер, а Дж. Минцер разработал «функцию доходов», в которой оценил экономическую выгоду от инвестиций в образование, и таким образом решил проблему оценки влияния инвестиций в образование на доходы человека [2].

В результате развития индивидуального человеческого капитала формируются интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные навыки, определяющие потенциал личности и ее роль для успешного развития компании и общества в целом. Важным направлением инвестиций в этом контексте являются инвестиции в образование и профессиональный опыт. Все это свидетельствует о значимости качества образования, которое получает человек на протяжении всей своей жизни. Высшее учебное заведение призвано внести значительный вклад не только в подготовку специалиста, способного к выполнению профессиональной деятельности, но и активного новатора, мотивированного на достижение успеха, готового раскрыть свои способности, реализовать новые решения и проекты, превратив их в инновации, для повышения конкурентоспособности компании, обеспечения экономического роста.

В системе индивидуального человеческого капитала существует множество составляющих его компонентов. Остановимся на тех из них, в формировании и развитии которых высшему учебному заведению творческой направленности по мнению авторов отводится приоритетная роль (рис.1).

Неотъемлемым процессом формирования человеческого капитала является приобретение ценностей в виде знаний, умений и способностей, морально-волевых качеств, формирующих основу для получения эффективной отдачи от их использования.

missing image file

Рис. 1. Структурные составляющие ИЧК, формируемые в процессе обучения в вузе

Примечание: разработано автором.

Знания накапливаются и углубляются на протяжении всего периода обучения. Учет междисциплинарных связей и кроссдисциплинарный подход позволяют осуществлять системный подход к пониманию закономерностей и процессов, происходящих в отрасли, а использование накапливаемых знаний в проектной или практической деятельности создает условия для их пополнения, поиска новых решений в процессе самостоятельной внеаудиторой работы. Качество знаний, как и уровень сформированности профессиональных компетенций, может быть обеспечен только при условии тесного взаимодействия вуза с представителями профессиональной среды, продуктивной практикой в успешных компаниях и свободного доступа к образовательным ресурсам, включая современное программное обеспечение.

Действующие в России Федеральные государственные образовательные стандарты дают вузу широкие полномочия по наполнению образовательных программ учебными дисциплинами, освоение которых, по мнению преподавателей и экспертов, сможет дать наилучший результат. Важнейшей задачей вуза в этих условиях является выстраивание образовательного процесса таким образом, чтобы обучающийся имел возможность погружения в профессиональную среду и проектную деятельность уже с первого года обучения, имел возможность самостоятельно создавать команду единомышленников из представителей различных факультетов и разных лет обучения для разработки и реализации задуманного им проекта. Примером такого вида обучения навыкам командной работы в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» г. Москва является бизнес практика, являющаяся обязательной формой работы всех студентов с 1 по 4 курсы [3], вовлечение студентов в проектную, научную и творческую деятельность.

Студенты, обучающиеся по программам дизайна, имеют большой творческий потенциал, раскрыть и проявить который помогают не только ведущие преподаватели, но и кураторы учебных групп, внешние эксперты. Творческим потенциалом обладает каждый человек, однако для его раскрытия требуются условия, которые необходимо выполнять комплексно. К их числу относятся:

  • Свобода творчества. Работая над дизайнерским проектом, студент должен быть свободен от стереотипов, жестких рамок, должен иметь возможность предложить свою тематику и собственное видение реализации проекта.
  • Наличие времени для творчества. Расписание учебных занятий выстраивается таким образом, чтобы студенты имели достаточное количество времени для творческой работы над собственными и учебными проектами.
  • Своевременное консультирование. Современные коммуникационные технологии позволяют осуществлять взаимодействие с преподавателем, куратором или консультантом практически мгновенно, без ущерба для творческого процесса.
  • Креативное пространство. Проектные лаборатории, швейные мастерские, коворкинг зоны должны не только иметь современное оборудование, но и быть свободными для доступа каждому студенту.
  • Пример для подражания. Преподаватели творческих вузов – активные участники конкурсов, выставок, руководители проектов. Они не только преподаватели – но и вдохновители и партнеры.
  • Эффективная конкуренция. Участие в конкурсах, выставках и facion показах позволяет не только демонстрировать свои достижения во внешней среде, но и получить конструктивную критику, вдохновиться новыми идеями для творчества.
  • Мотивация к успеху. Высокая оценка эксперта, получение первого заказа или приглашение на стажировку в ведущую компанию мотивируют раскрывать свой потенциал, принимать нестандартные решения, ставить перед собой амбициозные задачи.
  • Индивидуальный подход в обучении. Каждый творческий человек имеет свои специфические особенности характера, по разному переживает неудачи и критику. Поддержка со стороны преподавателя и поиск эффективных форм взаимодействия и сотрудничества всегда дают положительный результат.

Все эти условия в институте бизнеса и дизайна не только созданы, но и постоянно совершенствуются с учетом мнений студентов и пожеланий преподавательского состава.

В современной научной литературе много авторов говорят о необходимости развития лидерских качеств, умении сплотить и организовать команду для работы над поставленной задачей. В нашем случае, мы отдаем предпочтение термину «пассионарность». В контексте исследуемой нами проблемы, пассионарность следует трактовать несколько шире, чем просто лидерство. Пассионарная личность – это человек, наделенным особыми свойствами черпать и отдавать энергию на благо общества ради достижения поставленной цели, формировать команду единомышленников, заражая их своими идеями, при этом понимая личную ответственность. По мнению Гумилева Л.Н. незначительная пассионарность при наличии определенных способностей делает человека ученым, художником, писателем или музыкантом, а без наличия таких способностей – успешным предпринимателем или крупным чиновником. «Нормальный пассионарий» – человек, стремящийся к идеалу знания и красоты [4]. Стать креативным дизайнером, создавать узнаваемые авторские работы, безусловно, важно, как для самого индивида, так и для ценителей его работ. Пассионарий же не ограничивается этим. Энергия позволяет ему создавать новые направления в искусстве, предлагать новые технологии и способы организации производства в креативной индустрии. В нем заложен потенциал новаторства, усиливаемый лидерскими качествами. Именно эти составляющие ИЧК могут обеспечить наиболее высокий доход на инвестируемый капитал и служить фактором экономического роста.

Как показывает практика, а также результаты беседы с представителями креативной индустрии, многие творческие люди обладают, как правило, аттрактивным мышлением, которое не столько направлено на достижение поставленных целей с наименьшими затратами, сколько на эмоциональное отношение к происходящему («нравится», «интересно», «увлекательно»). Создателю малого бизнеса в креативной индустрии сложно управлять командой, используя базисные функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). С точки зрения аттрактивного мышления, управление – это определение значимой цели (видения) и ее достижение посредством усиления сплоченности и лояльности, активизации самомотивации и самоконтроля и взаимного согласования единомышленников-членов команды [5].

Такой набор функций характерен не столько для эффективного менеджера, сколько для лидера, сверхзадачей которого является создание условий труда, располагающих к результативной работе, которая, в свою очередь, ведет к удовлетворенности трудом. Доверие порождает ответственность и усиливает инициативность сотрудников, вследствие чего возрастает вовлеченность в работу, раскрывается профессиональный и лидерский потенциал, укрепляется чувство значимости, что в целом закладывает превосходную базу для лояльности (преданности) организации [6].

В этой связи, развитие лидерских качеств, основанных на аттрактивным мышлении, существенно дополняет знание основ менеджмента, маркетинга, рекламы, основ предпринимательской деятельности и других дисциплин, которые изучают дизайнеры в институте бизнеса и дизайна наряду с профессиональными учебными дисциплинами, оказывает значимое влияние на формирование профессиональных компетенций и предпринимательскую активность.

Большое значение для развития творческого потенциала, пассионарности и аттрактивного мышления является нацеленность студентов на выполнение конкурсных проектов, обязательное участие в творческих конкурсах, выставках и фестивалях как всероссийского, так и международного уровня. Студенты разрабатывают проекты по благоустройству российских городов, создают коллекции одежды из переработанных материалов, предлагают новую эстетику атрибутов бренда компаниям для повышения конкурентоспособности и т.д. Дипломные проекты выпускников нередко перерастают в стартапы или внедряются в деятельность российских компаний.

В качестве примеров, можно привести некоторые промежуточные результаты работы вуза, в процессе развития индивидуального человеческого капитала.

В октябре 2020 г. Преподаватель и студенты института бизнеса и дизайна приняли участие в международной выставке архитектуры и дизайна АРХМОСКВА, представив экспозицию «Active Public Space/Активное общественное пространство 2020», дипломный проект «Разработка дизайн-концепции туристического маршрута вдоль Москвы-реки между Воскресенском и Коломной» выпускницы 2020 года – Елизаветы Мартинез. С лекцией в рамках выставки выступил В.В. Савинкин – творческий вдохновитель и наставник студентов.

Весной 2020 г. студент института Александр Дружинин представил капсульную коллекцию одежды «Ripened in the Grave», выполненную из вторичного сырья – переработанного денима. Президент Союза дизайнеров Москвы, председатель Ассоциации творческих союзов С. Смирнов отметил высокий профессиональный уровень студента и рекомендовал коллекцию к внедрению в производство.

В июне 2020 г. студенты 3 курса профиля «Графический дизайн» К. Григорян и Е. Войлова завоевали Гран-при на международном конкурсе типографического видео Типомания». Их проект «The Sound Of Typomania» одержал победу и получил 100% голосов от членов жюри.

В ноябре 2019 г. Башарин Ян, студент 3 курса профиля «Гейм-дизайн» участвовал в конкурсе видеоигр «Eco Jam – Хакатоне», в рамках «Игрового клуба» музея «Гараж». За два дня участникам нужно было создать на разных платформах Unity, Unreal Engine, мобильные платформы небольшие видеоигры или их прототипы на экотемы. Видеоигра Яна Башарина «Family Tree» заняла 2 место.

Можно привести множество других примеров, которые свидетельствуют о творческих достижениях студентов в процессе обучения. Результатом же является творческая реализация выпускника, когда человек получает не только моральное удовлетворение от проделанной работы, но и устойчивый доход в виде заработной платы или прибыли от ведения предпринимательской деятельности. Доказательством тому являются яркие примеры выпускников, успешно реализующих свои творческие и бизнес проекты. Например, Г. Шапаев – успешный предприниматель генеральный директор и главный дизайнер собственной меховой компании «Fuгor», Д. Удовицкий – основатель и руководитель дизайн-бюро «Udovitski design bureau», Ю. Морозова – основатель и руководитель собственной марки одежды AkelloBo, Ю. Телнова – дизайнер и владелица студии дизайна интерьера «Telnova Julia Design» и многие другие.

Основными драйверами развития ИЧК этих и других выпускников института являются конкуренция, инвестиции, инновации. Вуз создает основу для успешной профессиональной деятельности и предлагает программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для продолжения образования. Постоянное инвестирование в ИЧК – обусловлено требованиями быстро меняющегося мира, появлением новых технологий, изменением запросов и вкусов потребителей, растущей конкуренцией, новыми трендами и направлениями в дизайне, а также желанием получать высокий устойчивый доход от вложенных инвестиций в собственный человеческий капитал.

Выводы

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что инвестирование в человеческий капитал является необходимым условием развития творческой личности, обладающей профессиональными компетенциями и способной реализовать себя в профессии. Важнейшим компонентом индивидуального человеческого капитала наряду с такими составляющими, как здоровье, культура, психологические характеристики личности, продолжительность жизни, ресурс свободного времени и другими компонентами является образование. Высшие учебные заведения призваны формировать и развивать в человеке не только профессиональные навыки и общекультурные компетенции, но и раскрывать творческий потенциал, креативность, новаторство, пассионарность, ассертивность. Именно эти качества и личностные особенности обладают высокой ценностью на всех уровнях и позволяют обладателю ИЧК получить доход, превышающий первоначальные вложения, а государству фактор, создающий условия для экономического роста национальной экономики.


Библиографическая ссылка

Юров С.С. РОЛЬ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 579-584;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1466 (дата обращения: 24.06.2021).