Проблема государственного регулирования экономики возникает с начала формирования государственной власти и актуальна до сих пор. Споры о необходимости государственного регулирования возникали на протяжении многих веков, например, между меркантилистами и представителями классической школы политэкономии, представителями кейнсианства, неолиберализма и др. Однако, XX век – век экономических кризисов и разрушительных мировых войн окончательно склонил чашу весов в пользу необходимости вмешательства государства в рыночные экономические процессы для формирования условий развития и поддержки рыночного механизма, как на законодательном (обеспечение правовой базы, защита конкуренции, контроль и регулирование занятости, цен и т.д.), так и на монетарном уровнях. Важнейшей проблемой, препятствующей накоплению денежных средств для инвестирования в основной капитал являются высокие процентные ставки, подверженные влиянию кризисных явлений: внешнеполитическая обстановка, введение экономических санкций, сильная волатильность валют, эпидемиологические вызовы и ограничения и др. [8].
В силу недостаточности финансовых ресурсов, сельскохозяйственные организации малых и средних форм хозяйствования не имеют возможности осуществлять инвестиционные процессы и, следовательно, лишены развития. Проблема государственного регулирования сельского хозяйства усиливается каждый год, благодаря сезонности производства работ в данной отрасли, ведь предприятия малого и среднего бизнеса неспособны генерировать и аккумулировать объем прибыли, достаточный для покрытия себестоимости выращивания культур будущего года. В силу природно-климатических условий, сельское хозяйство не способно обойтись без бюджетной поддержки [4, 5].
Инновационное развитие технологических процессов требует использование значительного количества инвестиционных ресурсов, направленных на развитие технологических производственных цепочек предприятия в целях обеспечения приемлемого финансового результата и увеличения производства, в целом, и произведенной продукции, в частности, что, вследствие, ведет к снижению себестоимости произведенной продукции. Использование заемных средств, в том числе государственного бюджета всех уровней, сельскохозяйственными предприятиями малых и средних форм хозяйствования ограничено вследствие повышенных требований к объектам получения государственной поддержки, которые, в большей части, получают представители крупных корпоративных интегрированных структур, обладающих высоким уровнем фондообеспеченности средствами труда и организации производственного процесса [5, 7].
Существует множество факторов, влияющих на порядок, формы и объемы инвестиционной деятельности. К таковым можно отнести: конъюнктурные изменения колебания, внешнеполитическую обстановку и обстановку на макроэкономическом рынке, государственную поддержку или кредитно-денежную, монетарную политику, нормативно-правовую базу, инфляционные ожидания, налоговый режим, микроэкономические показатели (достаточность собственных источников финансирования, квалификация персонала и др.) и многие другие [9].
По мнению авторов, все эти факторы можно разделить на несколько основных категорий:
1. Государственная поддержка и монетарная политика – инфляционные ожидания, нормативно-правовая база, налоговые режим и курсовая политика и др.;
2. Конъюнктура рынка – спрос на продукцию организации, доступ к внешним рынкам, внешнеэкономическая ситуация и др.;
3. Формирование инвестиционных ресурсов – объем собственных финансовых ресурсов, процент коммерческого кредита и механизм получения кредита для инвестиционных целей и др.;
4. Макроэкономическая ситуация – колебание цен на мировом рынке энергоносителей, внешняя экономическая ситуация (на мировых рынках), стабильность экономической ситуации в стране и др.;
5. Микроэкономическая ситуация – состояние технической базы организации, инвестиционные риски, квалификация работников и др.
Именно проблема государственной поддержки, кредитно-монетарной политики и формирования инвестиционных ресурсов являются факторами, останавливающими инвестиционную деятельность в большинстве случаев (почти в 50% предприятий Краснодарского края) [6].
Распределение организаций Краснодарского края по оценке факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в 2019 г. представлено на рисунке 1.
Распределение организаций Краснодарского края по оценке влияющих на инвестиционную деятельность факторов показало, что государственная и монетарная политика влияет на инвестиционную деятельности предприятий в 26,67% случаев. Недостаточность финансового обеспечения сельскохозяйственных организаций и проблема формирования инвестиционных ресурсов влияет на инвестиционную деятельность предприятий в 24,93% случаев.
Рис. 1. Распределение организаций Краснодарского края по оценке факторов, влияющих на инвестиционную деятельность, 2019 г.
Инвестиционная деятельность предприятий Краснодарского края в меньшей степени зависима от конъюнктуры рынка (11,16%) и микроэкономической ситуации (14,93%). Таким образом, актуальность государственной поддержки сельского хозяйства не подлежит сомнению и остро нуждается в разработке методов и средств для поддержания, стимулирования инвестиционной деятельности.
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Краснодарском крае за 2019 г. представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Краснодарском крае, 2019 г.
Анализ фактически сложившейся структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал Краснодарского края показал усиление роли федерального бюджета. Согласно проведенному исследованию, в Краснодарском крае, как в среднем по России, в 2019 г. в качестве источника финансирования инвестиций в основной капитал собственные средства превалирует над привлеченными, и все большую и большую роль при этом играет не поддержка инвестиционной деятельности банками посредством выдачи кредитов, а поддержка государства – выделение денежных средств из бюджетов разных уровней. Доля собственных средств как источников финансирования в 2019 г. составляет 54,2%, доля привлеченных – 45,8%, включая 15,1% бюджетных средств из федерального бюджета; 4,4% бюджетных средств из бюджетов субъектов, 2,8% бюджетных средств из местных бюджетов в общем объеме инвестиций в основной капитал, что в очередной раз подтверждает острую необходимость изучения, совершенствования и увеличения объема поддержки бизнеса со стороны бюджетов разных уровней.
Ключевой проблемой исследуемого периода 2015 – 2019 гг. можно назвать слабость, отрешенность банковского и финансового сектора экономики от экономического роста и воспроизводства основных фондов. Целевые федеральные программы отражают основные методы и мероприятия по государственной поддержке сельского хозяйства. В России действует государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». Региональные программы разрабатываются и утверждаются субъектами Российской Федерации на ее основе. Так, в Краснодарском крае действует государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в рамках которой предусматриваются следующие субсидии:
1. Поддержка ветеринарии Краснодарского края в соответствии с подпрограммой «Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия и развитие государственной ветеринарной службы;
2. Поддержка товаропроизводителей виноградарства и виноделия в части возмещения части затрат на закладку и уход за виноградниками, согласно подпрограмме «Развитие подотрасли виноградарства и виноделия»;
3. Поддержка создания и модернизации селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров и развития семеноводческих хозяйств, в соответствии с подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства в Краснодарском крае»;
4. Поддержание уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с подпрограммой «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (развитие АПК, садоводства, чаеводства, виноградарства, поддержание почвенного плодородия земель, племенного животноводства и т.д.);
5. Выделение грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию «Агростартапа» в рамках регионального проекта Краснодарского края «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
Динамика государственной поддержки АПК за счет федерального бюджета, согласно мер и направлений государственной поддержки АПК РФ представлена на рисунке 3.
Сформировавшаяся система государственной поддержки аграрного сектора Краснодарского края показывает, что объем средств, получаемых из бюджетов разных уровней недостаточен для проведения результативной инвестиционной деятельности – ключевым фактором можно назвать внешнеполитическую обстановку и экономические санкции РФ. Именно после применения первого пакета санкций в 2014 г. резко снизилась государственная поддержка АПК Краснодарского края (с 8,037 млрд руб. в 2013 г. до 6,069 млрд руб. в 2014 г.). Только в 2019-2020 гг. российская экономика смогла частично преодолеть регрессию государственной поддержки АПК (5,227 млрд руб. в 2019 г. и 5,221 млрд руб. в 2020 г., что меньше аналогичного показателя 2013 г. на 34,96 п. п. и 35,04 п. п. соответственно), что особенно важно для проведения инвестиционной деятельности в период повышения цен на промышленную продукцию, например, импортную сельскохозяйственную технику. Также, стоит отметить, существенное изменение набора мер государственной поддержки и структуру распределения бюджетных средств.
Рассмотрим формы и направления государственной поддержки АПК Краснодарского края (таблица).
Меры и направления государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ [1, 2]
Направление государственной поддержки АПК Краснодарского края |
Предусмотрено в 2020 г., тыс. руб., за счет средств |
|||||
Всего |
Федерального бюджета |
Бюджета субъекта РФ |
||||
1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса в том числе: |
||||||
Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования; Субсидии на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за виноградниками, включая питомники, на производство собственного винограда, реализованного и (или) отгруженного на переработку Субсидии на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное плодоношение), включая питомники Субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта |
1 964 195 |
1 492 788 |
471 407 |
|||
Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ в области развития семеноводства сельскохозяйственных культур Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на развитие мясного животноводства, за исключением племенных животных Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях Субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв на посевных площадях |
1 867 387 |
1 419 214 |
448 173 |
|||
Итого государственная поддержка развития отраслей АПК субъекта, тыс. руб. |
3 831 582 |
2 912 002 |
919 0 |
|||
2. Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК в том числе: |
||||||
Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе |
319 377 |
249 524 |
69 854 |
|||
Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса |
- |
- |
- |
|||
Итого государственная поддержка для стимулирования инвестиционной деятельности АПК субъекта, тыс. руб. |
319 377 |
249524 |
69854 |
|||
3. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России в том числе: |
||||||
Субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения |
436 735 |
391 854 |
44 881 |
|||
Итого государственная поддержка для стимулирования инвестиционной деятельности АПК субъекта, тыс. руб. |
436 735 |
391 854 |
44 881 |
|||
4. Комплексное развитие сельских территорий в том числе: |
||||||
Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях |
23 615 |
17 947 |
5 668 |
|||
Субсидии на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку |
159 954 |
121 565 |
38 389 |
|||
Субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий |
45 955 |
34 926 |
11 029 |
|||
Субсидии на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях, на которых реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса |
83 571 |
63 514 |
20 057 |
|||
Субсидии на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий |
252 290 |
191 741 |
60 550 |
|||
Итого государственная поддержка комплексного развития сельских территорий, тыс. руб. |
565 386 |
429 693 |
135 693 |
|||
5. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в том числе: |
||||||
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы Гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию «Агростартап» |
68 000 |
65 280 |
2 720 |
|||
Итого государственная поддержка создания системы фермеров и развитие сельской кооперации, тыс. руб. |
68 000 |
65 280 |
2 720 |
|||
Государственная поддержка АПК Краснодарского края на 2020 г., тыс. руб. |
5 221 080 |
4 048 353 |
1 172 727 |
Рис. 3. Государственная поддержка направлений АПК Краснодарского края, 2012–2020 гг.
Переход к рыночному механизму регулирования экономики, особенно в условиях жесточайших внешних ограничений не должен проходить стихийно, без участия государства. Необходимо государственное компенсирование несовершенств рыночного механизма, основанного на внешних или внутри-рыночных барьерах.
Для усиления роли государства в регулировании рыночного механизма, и, как результат, воспроизводственного инвестиционного процесса, необходимо не только физическое наращение государственной поддержки посредством субсидий и субвенций, но и совершенствование комплексных федеральных и региональных программ, экономических рычагов, способных оперативно учитывать политическую и экономическую ситуацию на внутреннем и внешнем рынках.
В связи с вышесказанным, огромное значение для сельхозтоваропроизводителей имеют льготные программы кредитования АО «Росагролизинг», в частности, с 2020 г. действует программа «ОПТ 2020» (обновление парка техники), предусматривающая отсрочку платежа при аннуитетной системе погашения до 12 мес. и первоначальным взносом в размере 0%. Особенность данной программы в том, что при уровне коммерческого кредита в 11-13% годовых, годовое удорожание по данной программе составляет 3,0%, что выгодно даже при условии субсидирования кредитной ставки. Ограниченность применения заемных средств в данном случае обусловлена требованиями об отсутствии задолженностей по расчетам с государственными структурами (Налоговая инспекция, Пенсионный фонд и др.), отсутствием неисполненных обязательство и др., ограничивающих его использование, как источника финансирования воспроизводственного процесса в области основных производственных фондов. Для решения проблемы министерством сельского хозяйства планируется возмещение «Росагролизингу» части недополученного дохода в размере 7,5% ставки. Платежи по льготным договорам при этом не должны превышать 5%, срок лизинга – 8 лет.
При реализации инвестиционного проекта сельскохозяйственное предприятие имеет возможность обратиться за государственной поддержкой. Группировка представлена на рисунке 4.
Считаем, что для совершенствования механизма обоснования и координации государственных инвестиционных решений необходимо разработать систему определения наиболее нуждающихся в государственной поддержке сельскохозяйственных организаций, сформировать и оформить ее как отдельную целевую программу или внести изменение в существующие, и использовать при осуществлении государственной поддержки по программам АО «Росагролизинг» на федеральном и региональном уровнях.
Рис. 4. Группировка инструментов государственной поддержки
Меры государственной поддержки воспроизводственного процесса основных производственных фондов в агропромышленном комплексе в большей части направлены на поддержание крупных корпоративных интегрированных сельхозтоваропроизводителей, обладающих высоким уровнем фондообеспеченности средствами труда и организации производственного процесса, обходя стороной сельхозтоваропроизводителей малых и средних форм хозяйствования, наиболее остро нуждающихся в обновлении и развитии материально-технической базы.
Субсидирование сельскохозяйственного производства должно осуществляться, исходя из имеющихся в организации основных производственных фондов, коэффициента прироста основных производственных фондов и прироста фондоотдачи, определяющих тип и вид воспроизводственного процесса. Чем меньше показатель существующего уровня воспроизводства сельскохозяйственной организации, тем более дифференцированно-сниженную ставку необходимо применять при заключении лизингового договора. Развитие экономики вкупе с малыми и средними формами бизнеса возможно лишь в том случае, если государственная поддержка направляется сельскохозяйственным организациям, испытывающим недостаток резерва инвестиционных ресурсов, но и имеющим достаточно производственных мощностей, чтобы эффективно использовать государственный инвестиционный капитал.
Библиографическая ссылка
Гладкий С.В., Гайдук Н.В., Шахрудинова М.С. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – С. 438-445;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1446 (дата обращения: 21.11.2024).