Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ И УКРАИНЫ

Сапрыка В.А. 1 Погорельский М.Б. 1 Олейник С.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассматриваются актуальные процессы интеграции иммигрантов на приграничном пространстве. Данные процессы имеют крайне важное значение для Российской Федерации в связи с ситуацией в приграничных с Украиной регионах, которая характеризуется достаточно сложной социально-политической обстановкой. Геополитическая нестабильность на Украине спровоцировала усиление миграционных процессов, что обуславливает необходимость поиска взаимоприемлемых механизмов адаптации и интеграции иностранных мигрантов. Превращение миграционных потоков в глобальное явление обусловило значительное усиление интереса к вопросам международной миграции со стороны ученых, государственных и политических деятелей, международных общественных организаций и широких слоев общественности. Особенно актуальной тема данного исследования становится для приграничных регионов, поскольку приграничье характеризуется более выраженными рисками социально-политической нестабильности в силу более высокой латентной этнической конфликтогенности. Возникает потребность формирования новых представлений об управлении процессами интеграции иммигрантов в приграничном регионе. Эти задачи становятся все более очевидными в свете мировых тенденций развития глобализационных процессов. В статье приводятся статистические данные, раскрывающие миграционный прирост населения в российском пограничье. В заключении предложены практические рекомендации по повышению эффективности управления интеграцией иммигрантов из постсоветского пространства в приграничных регионах.
приграничный регион
интеграция
управленческие механизмы
иммигранты
межнациональные взаимоотношения
1. Кожевникова Т.М., Тер-Акопов С.Г. К вопросу о проблемах миграции населения в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 10.
2. Осуществление мигрантами трудовой деятельности по патенту на работу в Белгородской области [Электронный ресурс]. – URL: https://31.мвд.рф/news/item/10455745 (дата обращения: 14.12.2018).
3. Население Белгородстат. [Электронный ресурс]. – URL: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/adg/ru/statistics/population/ (дата обращения: 14.12.2018).
4. Бабинцев В.П., Сапрыка В.А. Вопросы формирования культурно-цивилизационных идентичностей в приграничных регионах России и Украины в социальном хронотопе // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2014. – № 13. – С. 200–208.
5. Вардомский Л.Б. Новые факторы приграничного сотрудничества стран СНГ // Конкурентоспособ­ность и модернизация экономики: V Международная научная конференция. 2004 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hse.ru/ic5/ (дата обращения: 14.12.2018).
6. Быхтин О.В., Сапрыка В.А., Шмигирилова Л.Н. . Совместные программы и проекты в сфере науки и образования как способ инновационного развития приграничных регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. – 2011. – № 2. – С. 348–352.
7. Гукова И.Н., Сапрыка В.А., Пастюк А.В. Особенности реализации молодежных проектов приграничного сотрудничества // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – C. 215–219.
8. Информация о наличии визового/безвизового режима для граждан Российской Федерации, въезжающих в иностранные государства (по состоянию на 18.05.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк «Версия Проф». Разд. «Справочная информация».

Введение

Вопрос об интеграции иммигрантов, принадлежащих к иной цивилизационной и культурной традиции, является одним из приоритетных направлений в политической и общественной сфере любого государства. Интеграционная политика каждого государства разнообразна и многообразна, каждое государство имеет свои особенности при проведении такой политики.

В научной литературе часто отождествляют понятия адаптация и интеграция иммигрантов, однако данные понятия необходимо разграничивать. Так, иммигрант может адаптироваться, т. е. приспособиться к жизни в принимающем обществе, может найти работу и жилье, но при этом не быть интегрированным в российское общество, жить по иным социальным нормам и правилам, не пройти вторичную социализацию в принимающем обществе и не владеть «социальным» языком норм и правил поведения этого общества. Тем не менее, именно с процесса адаптации начинается процесс интеграции.

Интеграционная политика должна осуществляться на федеральном, но в первую очередь на региональном и местном уровнях власти. Это связано с тем, что интеграционные проекты следует реализовывать на конкретной территории, применительно к конкретному социуму. В настоящее время в России имеются определенные социокультурные ограничения политики интеграции: низкий интеграционный потенциал принимающей среды; противодействие принимающего населения локальным социумам; слабые адаптивные возможности части мигрантов; негативные социальные практики взаимодействия принимающего населения с мигрантами; специфический исторический опыт и традиции межкультурного взаимодействия принимающего населения; особенности и стереотипы общественного сознания россиян. Все это свидетельствует о необходимости особых подходов к адаптации и интеграции мигрантов.

Анализ научной литературы показывает довольно высокий уровень теоретической и эмпирической разработанности проблем миграции, как социального явления. Однако следует отметить вопросы, требующие системного социологического осмысления на уровне приграничного региона. Так, недостаточное внимание уделяется исследованию возможностей управления процессами интеграции иммигрантов в социокультурную среду приграничного региона.

Цель исследования. Теоретико-методологическое обоснование необходимости модернизации механизмов интеграции иммигрантов в социокультурную среду приграничного региона.

Материалы и методы исследования

Под интеграцией подразумевается полное вхождение этнического мигранта в различные сферы жизни принимающего сообщества. Интеграция требует определенной степени личной идентификации с обществом или страной в целом – то, что называется «чувством причастности» и принятия большинством населения того факта, что представители меньшинств являются полноправными членами общества.

Интеграция новых граждан понимается как двусторонний процесс. Это способность людей жить вместе, уважая достоинство каждого человека, общее благо, плюрализм, ненасилие и солидарность, а также возможность участвовать в социальной, культурной, экономической и политической жизни общества. Иммигранты должны, как и остальные члены общества, подчиняться законам и уважать базовые ценности принимающего общества и его культурное наследие.

На сегодняшний день не существует обществ, которые достигли бы полного участия иммигрантов во всех областях жизни. Интеграция и социальная сплоченность являются результатом взаимодействия иммигрантов и сообществ. Это динамичный и длительный процесс изменений, когда иммигранты и общество приспосабливаются друг к другу. Интеграция и социальная сплоченность достигаются тогда, когда индивиды и общество практически не воспринимают друг друга с точки зрения расовой или этнической принадлежности.

В настоящее время инструментарий программного обеспечения для адаптации и интеграции мигрантов развивается только в отдельных субъектах РФ в основном как элемент государственных программ по содействию занятости или гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Хотя этнические и миграционные процессы представляют собой, по сути, два разных феномена, в общественном сознании они предстают в виде единого целого, а призывы борьбы с нелегальной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. В связи с этим вполне обоснованным видится включение в региональные программы по противодействию экстремизму вопросы гармонизации межнациональных отношений вопросов оценки и анализа миграционной ситуации.

На социально-экономическом уровне интеграция – это прежде всего встраивание в рынок труда, нахождение собственной социальной ниши, включение в социальную жизнь, на культурном уровне – это адаптация к языковой среде и нормам поведения, на правовом и политическом уровне подразумевается включение в институты принимающей стороны, реализация прав и обязанностей в соответствии с правовым статусом. Таким образом, интеграция – это более глубокое понятие, которое является заключительным этапом встраивания индивида в принимающее сообщество.

Результаты исследования
и их обсуждение

Белгородская область пользуется репутацией одного из самых привлекательных в миграционном плане регионов страны и входит в первую десятку регионов России по коэффициенту миграционного прироста [2].

В Белгородской области на протяжении ряда лет наблюдается стабильный рост численности населения в первую очередь за счет положительного миграционного прироста. На 1 января 2018 года численность населения Белгородской области составила 1 550 026 человек [3]. В последние годы численность колеблется с небольшими изменениями, но все же, 2017 год показал наивысшую динамику численности.

По итогам 2017 года миграционный прирост составил 2839 человек, что говорит об очень низком миграционном показателе. Сложившийся в 2017 году и частично за первые 4 месяца 2018 года общий миграционный прирост населения в значительной степени стал результатом миграционного обмена со странами СНГ, прежде всего, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном. Сравнить данные прироста в области за последние двадцать лет можно в таблице.

Система привлечения иностранных граждан включает в себя два порядка въезда, это безвизовый – для стран бывшего СССР, за исключением стран Балтики, Туркменистана, Грузии; и визовый порядок – граждане всех остальных стран.

При этом, приезжая в РФ, иностранные граждане оказываются в новой социокультурной среде. В процессе взаимодействия с принимающим населением мигранты иногда испытывают затруднения, обусловленные различиями в традициях, обычаях, установках, поведении, ценностных ориентациях, сформировавшихся в разных условиях. У местного населения непохожесть мигрантов вызывает непонимание [4].

Обеспечение полноты прав мигрантов при сохранении стабильности межэтнических и межрелигиозных отношений требует реализации комплекса мер по социокультурной и правовой адаптации мигрантов.

В этих условиях важными элементами миграционной политики являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности, преодоление барьеров, препятствующих интеграции иммигрантов. Если не удастся обеспечить адаптацию и интеграцию иноэтничных мигрантов, превратить их в лояльных граждан независимо от этнического происхождения и государства выхода, то в недалеком будущем их массовый приток превратится в глобальную проблему [5].

Эффективная реализация миграционной политики на уровне приграничных регионов должна формироваться с учетом региональной специфики и актуальных проблем, характерных для миграционных потоков каждого отдельного региона, а в некоторых случая и муниципалитета. В этих условиях необходимым требованием эффективности системы управления миграцией является построение и внедрение эффективной системы мониторинга региональной миграционной среды, нацеленной на диагностику региональных проблем миграционной политики и определение актуального инструментария поддержки интеграции иммигрантов.

Миграционный прирост населения в Белгородской области [3]

Годы

Человек

На 1000 человек населения

 

Годы

Человек

На 1000 человек населения

2000

16467

10,9

 

2009

10689

7,0

2001

13060

8,7

 

2010

5964

 

2002

15206

10,1

 

2011

8350

5,4

2003

12477

8,2

 

2012

8591

5,6

2004

8531

5,6

 

2013

6566

4,3

2005

10735

7,1

 

2014

7591

4,9

2006

11138

7,4

 

2015

5918

3,8

2007

12690

8,4

 

2016

7067

4,5

2008

11780

7,7

 

2017

2839

1,8

Выводы

Приграничные регионы обладают существенным потенциалом для социокультурной интеграции иммигрантов из сопредельных государств. Бесконтрольное переселение иммигрантов исключительно в приграничные регионы повлечет за собой существенные экономические и социальные проблемы в региональном развитии. Однако и перенаправление миграционных потоков
в регионы, где социокультурная адаптация и интеграция для иммигрантов будут затруднены, не позволит добиться значимого эффекта от привлечения человеческих ресурсов в экономику региона. В этой связи, ключевым вопросом остается поиск баланса между возможностями социокультурной интеграции иммигрантов и экономическими эффектами миграции в приграничных регионах.

Кроме того, существенный рост числа иммигрантов из восточных регионов Украины, происходящий в последние годы, требует срочной актуализации инструментов интеграции переселенцев в российское общество. В этой связи, видится целесообразным использование потенциала социокультурной близости населения российско-украинского приграничья.

Таким образом, можно сформулировать конкретные рекомендации, направленные на повышение эффективности управления интеграцией иммигрантов из постсоветского пространства в приграничном регионе:

– осуществить доработку региональных концепций миграционной политики с учетом специфики приграничного положения и особенностей миграционных потоков, существенно отличающихся в сравнение с внутренними территориями страны;

– обеспечить разработку и внедрение системы мониторинга региональной миграционной среды, нацеленной на диагностику региональных проблем миграционной политики и определение актуального инструментария поддержки интеграции иммигрантов в региональную среду;

– способствовать внедрению и детализации критериев социокультурной интеграции мигрантов в приграничных регионах, на основе этнических, культурных и социальных показателей, что позволит диагностировать уровень различных групп иммигрантов и основные проблемы адаптации;

– осуществить научно-обоснованный поиск социокультурных интеграторов иммигрантов с учетом специфики приграничного пространства. Поиск тех институтов, которые постоянно воссоздают ценности и отношения и являются антиэнтропийными узлами социокультурной жизни общества, при этом являются тождественными или схожими для иммигрантов и принимающего социума;

– обеспечить реализацию политики добрососедства в приграничном поясе России с целью преодоления и недопущения этнокультурных конфликтов, негативно сказывающихся на пограничном потенциале интеграции иммигрантов;

– способствовать активизации деятельности региональных общественных организаций, чья деятельность направлена на интеграцию иностранного населения в региональный социум путем проведения спортивных мероприятий, реализации этнокультурных проектов и оказании социальной поддержки.


Библиографическая ссылка

Сапрыка В.А., Погорельский М.Б., Олейник С.А. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ И УКРАИНЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 6. – С. 166-169;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=144 (дата обращения: 23.11.2024).