Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Толкачев С.В. 1
1 Оренбургский Государственный Университет
В статье рассматривается положение малого и среднего бизнеса в России – его влияние в контексте макроэкономики, а также проблемы развития и роста данного сегмента. Приводятся статистические данные, позволяющие сделать вывод касательно продуктивности и влияния МСП на экономику государства. Цель данного исследования – анализ влияния малого бизнеса на экономическую систему всей страны, а также изучение его текущих проблем и поиски продуктивных решений. Для этого изучены конкретные данные, затрагивающие активность сегмента МСП, проведен анализ результатов работы данной части экономической системы. Также рассматриваются основные пункты стратегии развития малого бизнеса, разработанной правительством России в 2016 году. Все запланированные изменения имеют своей целью устранение проблем, затрудняющих развитие и распространение МСП по территории России. Реальные проблемы среднего и малого предпринимательства сопоставляются с приоритетами стратегии, и на основе исследования делается вывод касательно продуктивности данного плана. Определены основные задачи, решение которых представляется наиболее важным, а также приоритеты для дальнейшей работы в сфере МСП.
предприятия мсп
стратегия развития
малый бизнес
экономические системы
1. Михалева О.В., Мутылина К.О. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года // Economics and Management. 2016. № 2. С. 129.
2. Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
3. Обзор финансовой стабильности № 2 II-III кварталы 2015 г., информационно-аналитические материалы, Центральный банк Российской Федерации, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2015_2-3r.pdf.
4. Теребова С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т.10. № 1. С. 178-199.
5. Официальный сайт Собрания законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf/archive_list.htm.
6. Шибилева О.В., Севостьянова Е.С., Бояркина Е.В. Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 434-436.

Введение

Малому и среднему предпринимательству отведена значительная роль в экономической системе России. Данный сегмент имеет некоторые преимущества, позволяющие ему быстро развиваться и приспосабливаться к изменениям, а также реализовывать финансовые ресурсы, имеющиеся у населения. Кроме того, при помощи МСП создаются новые рабочие места, стимулируется производительность и покупательская способность населения страны, что также весьма важно для укрепления ее экономической системы.

Это объясняет, почему в апреле 2015 года президент России опубликовал поручение, в согласии с которым позднее, в июне 2016 года, была сформирована «Стратегия развития среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». В данном документе были определены задачи стратегии, а также методы их выполнения.

Согласно данному плану, основными целями правительства в отношении МСП являются следующие результаты:

1. Создание условий для подготовки новых кадров.

2. Повышение спроса на товары, выпускаемые предприятиями МСП.

3. Стимулирование роста предпринимательства в разных регионах страны.

4. Изменение систем налогообложения и контроля.

Данные задачи требуют рассмотрения и поиска актуальных решений, поскольку частные предприятия в значительной степени подвержены воздействию внешних факторов – зачастую их работа и прибыльность зависят от курса валют, экономических условий, а также требований налогообложения. Теряя возможность покрывать все расходы, связанные с проверками и налогами, некоторые из предприятий переходят к действиям нелегального характера, что способствует росту коррупции.

Целью данного исследования является рассмотрение этапов стратегии, а также анализ их актуальности и способов реализации.

Роль малого бизнеса
в экономике России

Для получения полной картины развития и значения МСП в России, следует обратиться к статистическим данным за прошедшие годы.

Рассматривая статистические данные за 2015 год, стоит отметить, что на долю МСП приходилось 19,2% от всего ВВП. При этом число субъектов данного сегмента составляло приблизительно 5,6 млн. единиц, а количество занятых на предприятиях МСП физических лиц составило 18 млн. человек [1]. Иными словами, приблизительно четвертая часть занятого населения была трудоустроена на предприятиях рассматриваемого сегмента. С годами данные показатели изменились, влияние малого и среднего предпринимательства на экономику страны в целом продолжило рост.

Например, за период с 2010 по 2013 гг. население России выросло с 142,9 до 143,3 млн. человек. Соответственно увеличилось и число малых предприятий – с 1644 тыс. в 2010 до 2063 тыс. в 2013 году. Средний ежемесячный доход на человека также возрос с 18 958 руб. до 25 928 руб. [2]. Согласно данным показателям, влияние МСП на экономику и благосостояние государства очевидно. Поэтому проблемы, с которыми сталкивается сегмент МСП, требуют своевременного рассмотрения и подбора оптимальных решений.

При этом предприятия МСП постоянно сталкиваются с целым рядом проблем, возникающих по причине нерегулярных или носящих спонтанный характер проверок, либо под влиянием других факторов.

Определение проблем
малого бизнеса

Одной из главных сложностей в данной сфере является отсутствие надлежащего финансирования предприятий. По итогам последних лет было выяснено, что кредитные программы большинства банков изменились, а условия выдачи займов были существенно ужесточены. В результате за 2015 год было отмечено, что просроченная задолженность по кредитам, оформленным предприятиями МСП, возросла с 4,4 п.п. до 12% [3]. Наряду с упадком кредитования снизилась активность инвесторов, в связи с чем предприятия МСП оказались в критическом положении, в котором возможность запуска новых предприятий сведена к минимуму.

Следующей проблемой является территориальная концентрация предприятий. Отмечается, что более половины (52%) всех предприятий малого и среднего предпринимательства сосредоточено в 10 субъектах страны, что составляет всего 12% от территории [4]. Следовательно, некоторые регионы страны остаются малоактивными в отношении запуска и реализации частных предпринимательских проектов, что негативно влияет на доходы и общий уровень жизни граждан, проживающих в данных территориях.

Другие факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса – недостаток технического обеспечения, отсутствие подготовленных и квалифицированных сотрудников, а также отсутствие единого плана проверок, ведущее к повышению непредвиденных расходов.

Приоритеты стратегии развития малого бизнеса

При разработке государственной стратегии, направленной на рост МСП, были выделены некоторые задачи и принципы, позволяющие определить основной курс развития.

Ключевые принципы:

1. Интересы МСП являются приоритетными при принятии любых решений.

2. Выгодность и безопасность легальной работы.

3. Обеспечение государственной поддержки перспективным предприятиям.

4. Вовлечение муниципальных и государственных субъектов в деятельность МСП;

5. Формирование предсказуемых и хорошо спланированных правил принятия решений [5].

Рассматривая данные задачи поэтапно, можно понять, каким образом они способны повлиять на положение предприятий МСП в масштабе всей страны.

Государственная поддержка обеспечивает надлежащие условия для роста предпринимательства, а также позволяет заинтересованным лицам получать доступ к финансовым средствам для реализации планов. В данных условиях наиболее выгодные и продуктивные предприятия получают возможность для расширения, за которым следует рост числа сотрудников и создание новых рабочих мест.

Регулирование системы налогообложения и государственных проверок позволит предприятиям вести заблаговременную подготовку, не затрачивая средства на незапланированные действия, связанные со спонтанными комиссиями и проверками. Данные меры призваны продемонстрировать выгодность работы в соответствии с требованиями законодательства, что крайне важно в условиях усиливающейся коррупции.

Еще одним приоритетом считается вовлечение органов государственной власти и муниципалитета в деятельность частного предпринимательства. На местном уровне данные меры позволят стимулировать открытие новых предприятий, за счет чего должны измениться показатели территориальной концентрации МСП.

Дальнейшие действия
для развития МСП

Поскольку продуктивность предприятия напрямую зависит от уровня подготовки и опыта сотрудников, одной из задач, определенных в стратегии, является создание подходящих условий для обучения специалистов. Разработка и запуск образовательных программ, привлечение опытных специалистов к работе – все эти условия чрезвычайно важны для роста активности и прибыльности частных предприятий.

Важно и то, что, получая поддержку государства, предприятия, сосредоточенные на выпуске импортозамещающей продукции, смогут найти новый рынок сбыта. Данное условие позволит им продолжать работу и увеличивать объемы производства, что напрямую связано с ростом доходов сотрудников и стабильностью их финансового положения.

На основе рассмотренных ранее данных и условий можно сделать следующий вывод: рост активности и результативности предприятий малого бизнеса напрямую зависит от государственной поддержки и планирования. Поскольку именно правительственные решения оказывают прямое влияние на финансовое снабжение предприятий, зависящее от банковских кредитных программ и других внутренних факторов, роль государства в работе МСП невозможно переоценить.

Следующей задачей, требующей рассмотрения, является распространение или популяризация малого и среднего бизнеса в регионах, где данный сегмент не получил должного развития. Открытие новых предприятий стимулирует рост рабочих мест, доходов населения, и, как следствие, влияет на уровень покупательской способности. Все это позволяет добиться общего повышения уровня жизни и дальнейшего развития экономической системы страны.

В период 2015–2017 гг. были осуществлены некоторые реформы, позволившие добиться определенных результатов.

К ним относятся:

• разработка общего реестра проверок;

• принятие моратория на плановые проверки;

• внедрение риск-ориентированного подхода при выполнении государственного контроля [6].

Однако в условиях кризиса и нестабильной политической ситуации реализация большинства задач представляется затруднительной. Учитывая, что предприятия МСП наиболее подвержены влиянию различных санкций и изменений глобального масштаба, можно заключить, что развитие данного сегмента все еще сопряжено с большими сложностями и требует значительных финансовых и трудовых вложений.

Вывод

Все пункты разработанной правительством стратегии отвечают реальным потребностям малого бизнеса и тесно связаны с настоящим положением данного экономического сегмента. Уделяя внимание вопросам контроля, налогообложения и финансового обеспечения, правительство России напрямую влияет на развитие предприятий МСП, открывая новые перспективы для запуска потенциально продуктивных проектов.

Поскольку влияние МСП на экономику страны рассмотрено и доказано, стоит отметить, что данная стратегия повлияет и на благосостояние всего населения. Увеличение оборота денежных средств, рост реальных доходов населения, а также улучшение показателей экспорта и импорта – все эти факторы позволят стимулировать экономическую систему и добиться положительных результатов в ближайшие годы.

Однако, поскольку влияние глобальных факторов и изменений мировой экономики на предприятия МСП остается достаточно высоким, ожидать результатов проведенной работы следует в дальнейшие годы. На данном этапе уже реализована часть государственных программ, нацеленных на улучшение состояния МСП, но согласно общей стратегии остаются и другие приоритетные задачи, требующие рассмотрения.

Результаты данного исследования показывают, что следование программе стратегии может обеспечить положительные результаты при условии, что все ее пункты будут неукоснительно и планомерно соблюдаться участниками и исполнителями данного плана. Однако нестабильность мировых отношений и экономики не позволяет утверждать, что данный план будет полностью реализован к 2030 году.


Библиографическая ссылка

Толкачев С.В. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – С. 349-352;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1432 (дата обращения: 25.06.2024).