Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Попов А.А. 1 Мыреев А.Н. 1 Сергеева В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье рассматривается сущность категории кластер и его влияние на социально-экономическое развитие региона. Проанализирована практика создания территориальных кластеров, представлено теоретическое обоснование целесообразности формирования региональных территориальных кластеров в качестве механизмов регулирования экономики и социальной сферы северного региона. Для комплексного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) предложено формирование арктических территориальных кластеров, форм функционирования производительных сил, социально-трудовой сферы, совершенствование производственных отношений и системных механизмов прямого управления экономикой. Арктические территориальные кластеры по типам и производственным секторам предлагается разделить на ресурсные, рыночные и креативные. Методология работы базируется на теоретических положениях отечественных ученых по вопросам Севера и экономической безопасности.
арктическая зона
региональные территориальные кластеры
социальная и экономическая безопасность
комплексное развитие территории
1. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О соглашениях о разделе продукции» // Российская газета. № 5. 11.01.1996.
2. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. № 41-42. 04.03.1999.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. № 146. 03.07.2014.
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 № 1221-З №1337 – IV «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/423845461 (дата обращения: 05.11.2020).
5. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 05.11.2020).
6. Попов А.А., Мыреев А.Н. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 392 с.
7. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2017.
8. Селин В.С. и др. Особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Арктике: научно-аналитический доклад / под науч. ред. В.С. Селина, Т.П. Скуфьиной, Е.П. Башмаковой, М.В. Ульченко. Апатиты: изд. КНЦ РАН, 2018. 51 с.
9. Попов А.А., Мыреев А.Н., Сергеева В.В., Федорова С.В. Трансформация экономики районов Крайнего Севера // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №1. С.151-155.
10. Сергеева В.В. Развитие системы социально-экономической безопасности населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия): дис. … канд. экон. наук. Якутск, 2018. 166 с.

В условиях острой зависимости мировой экономики и промышленности от энергоресурсов значение северных территорий богатых нефтью, природным газом и другими полезными ископаемыми неуклонно возрастает. Президентом РФ В.В. Путиным утвержден основной документ стратегического планирования – Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [2]. Тем самым обозначено, что развитие Арктической зоны является стратегически важным вектором развития России, который будет способствовать ускоренному экономическому росту страны в 21 веке.

В целях сохранения человека в Арктике необходимы особые меры государственного регулирования, учитывающие специфические особенности хозяйствования и абсолютно дискомфортные условия проживания населения, направленные на развитие территорий с учетом рационального использования уникальных природных ресурсов.

Ввиду несовершенства государственного управления, планирования и регулирования развития северных регионов нерешенными остаются острые проблемы жизнеобеспечения населения в системе экономических, социальных, демографических и духовных сфер, в которых отражается экономическая и социальная безопасность населения. В условиях влияния мирового экономического кризиса социально-экономическое положение населения в районах Арктической зоны испытывает наибольшие трудности: продолжается сокращение численности населения и обостряются проблемы воспроизводства основных показателей социально-экономического развития районов, рациональной занятости и повышения жизненного уровня населения.

Целью исследования является выработка рекомендаций по формированию арктических территориальных кластеров в Арктической зоне на примере Республики Саха (Якутия). В статье использованы общенаучные методы: сбор, классификация, анализ и обработка материалов для теоретических обобщений и выработки конкретных рекомендаций по исследуемой теме.

В условиях формирования новых социально-экономических отношений в стране возникла необходимость в комплексном развитии всех отраслей экономики Арктической зоны. Необходим переход от сырьевой экономики к новой инновационной модели развития экономики и социальной сферы [6]. Для наращивания капиталовложений в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) целесообразно использовать инструменты и преференции для привлечения инвестиций, которые действуют на Дальнем Востоке, в том числе создание арктических региональных кластеров с особым правовым режимом осуществления хозяйственной деятельности – представление налоговых льгот (льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых, возмещение налога на добавленную стоимость в заявительном порядке), внедрение механизма государственно-частного партнерства, работа с участниками и инвесторами по принципу «одного окна», содействие в предоставлении земельных участков, получении технических условий на подключение к инженерным сетям и т.д.

Кластерная политика считается важной составляющей конкурентоспособности страны. Кластер – пространственный полигон жизнедеятельности, включающий, кроме производства, социальную инфраструктуру, который рассматривается как фактор и ресурс развития территории. В первую очередь, концентрация фирм одной отрасли в регионе усиливает конкуренцию между ними со всеми сопутствующими положительными эффектами: повышенная производительность и нацеленность на инновации [10]. Кроме того, концентрация фирм одной отрасли в регионе создает спрос на специфическую рабочую силу, образовательные учреждения начинают делать ставку на подготовку специалистов для работы в кластерных компаниях, при наличии благоприятных условий труда в кластер съезжаются профессионалы в необходимой сфере из других регионов. Фирмы, объединяясь, могут осуществлять совместные инвестиции в развитие инфраструктуры кластера, в образование, в НИОКР, могут лоббировать свои интересы и осуществлять совместный маркетинг для продвижения продукции за рубеж.

В итоге, от повышенной производительности и направленности на инновации выигрывают не только фирмы, но регион целиком и, в частности, местное население. Кластер становится флагманом экономики региона, повышая уровень жизни населения.

В наиболее явной форме осуществляют подобную стратегию такие приполярные страны, играющие активную роль в арктическом диалоге – как Дания, Канада, Финляндия, Норвегия, Швеция и др. Например, в Норвегии правительство стимулирует создание кластеров, укрепляя сотрудничество между фирмами, специализирующимися в сфере морских промыслов. В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм финского лесопромышленного кластера в распространении знаний обеспечивает конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками, благодаря чему Финляндия, имея 0,5% мировых запасов древесины, обеспечивает 10% мирового экспорта продуктов лесопереработки, в том числе 25% качественной бумаги [9].

В числе основных направлений реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645, в отдельных субъектах РФ предусмотрено создание региональных территориальных кластеров. В основном это создание туристско-рекреационных кластеров (Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Республика Карелия, Красноярский край, Архангельская область). Промышленные кластеры будут созданы лишь в трех арктических регионах:

- Республике Карелия – формирование и развитие кластера предприятий глубокой переработки древесины, развитие рыбохозяйственного кластера;

- Красноярском крае – создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;

- Архангельской области – развитие рыбопромышленного кластера, в том числе строительство, модернизация и ремонт рыбопромыслового флота.

В Республике Саха (Якутия) планируется создание современных объектов инфраструктуры хранения и изучения палеонтологических находок для реализации проекта «Всемирный центр мамонта», а также развитие научного, культурно-этнографического и экспедиционного туристического кластера [2].

Для комплексного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) целесообразно формирование арктических территориальных кластеров, форм функционирования производительных сил, социально-трудовой сферы, совершенствование производственных отношений и системных механизмов прямого управления экономикой. Арктические территориальные кластеры по типам и производственным секторам предлагается разделить на ресурсные, рыночные и креативные. На рисунке приведена функциональная схема Арктических территориальных кластеров в разрезе муниципальный образований Арктической зоны Республики Саха (Якутия) [10].

Ресурсные кластеры ориентированы на освоение перспективных месторождений уникальных полезных ископаемых и возобновляемых ресурсов с локализацией производств по добыче, переработке и выпуску готовой продукции на основе внедрения инновационных технологий. Сохранение ресурсного сектора позволит обеспечить базовые предпосылки для обеспечения опережающего роста региональной экономики и качества жизни населения в долгосрочной перспективе.

Рыночные кластеры направлены на диверсификацию региональной экономики, размещение производств с высокой добавленной стоимостью, создание дополнительных рабочих мест и снижение зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков. Сектор рыночных отношений ориентирован на удовлетворение спроса как на внутреннем рынке Республики Саха (Якутия), так и на внешние рынки. Учитывая экономико-географические конкурентные преимущества, такие как огромный опыт освоения северных территорий, уникальный имидж Арктики, перспективными направлениями становятся выход на мировой рынок сырьевых ресурсов, выпуск инновационной продукции, развитие туристических услуг.

Среди факторов, необходимых для развития ресурсных и рыночных кластеров: привлечение внешних инвестиций, развитие транспортной, энергетической и промышленной инфраструктуры, поддержка экспорта, стимулирование спроса на конечную продукцию, кадровое обеспечение и др. Вектором развития рыночных секторов должно стать повышение инвестиционной и предпринимательской активности, увеличение производительности предприятий, повышение глубины переработки и качества готовой продукции. Основными инструментами развития рыночных кластеров станет создание и развитие на территории районов Арктической зоны индустриальных парков и территорий опережающего развития, сформированных по кластерному принципу.

Doc17.pdf

Функциональная схема Арктических территориальных кластеров

Республика Саха (Якутия) по объему инвестиций в основной капитал занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе [7], однако занимает предпоследнее место по инновационной активности организаций. Креативные (инновационные) кластеры обладают наибольшим потенциалом в долгосрочной перспективе. Это применение информационных технологий в добывающей сфере, энергетике и транспорте; инновационное здравоохранение и образование; стимулирование НИОКР; развитие инновационной инфраструктуры; привлечение научных и технических кадров; создание особых экономических и технико-внедренческих зон. Повышение занятости трудоспособного населения в нематериальной, интеллектуальной и информационной сфере является новым вектором стратегического развития регионов [10].

Учитывая хрупкую экосистему и специфику Арктической зоны, необходимо совершенствование механизма правового регулирования хозяйствующих субъектов, ведущих экономическую деятельность на территории муниципальных образований Арктической зоны, об обязательном заключении соглашений о сотрудничестве с муниципальным районом. Заключение соглашений необходимо для объединения усилий и развития всестороннего сотрудничества между недропользователями и муниципальными образованиями в целях повышения эффективности результатов совместных действий. Целесообразно установить дополнительные преференции для участников кластеров (таблица).

Предложения по совершенствованию законодательства
в сфере кластерного развития

Проблема,
на решение которой
направлено изменение

Инструменты для развития инвестиционной
деятельности, требующие
совершенствования

Норма,
в которую
предлагается
внесение
изменений

Возможные риски/

преимущества
и негативные/

положительные
последствия в случае принятия предлагаемого регулирования

1

Условия пользования земельными участками

Предоставление земельных участков находящихся в муниципальной и государственной собственности, без проведения закупочных процедур, под строительство инфраструктурных, культурных и социально-значимых объектов на территории Республики Саха (Якутия) при условии участия участника кластера в реализации строительства проекта

п.2 ст.9 Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)»

Возможное ограничение конкуренции/ ускорение реализации кластерных проектов, повышение привлекательности строительства объектов на территории Республики Саха (Якутия)

2

Оформление технической документации

Упрощение (ускорение) процедур оформления разрешительной и технической документации для реализации кластерных проектов

п.2 ст.9 Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)»

Ускорение реализации инвестиционных проектов, повышение привлекательности строительства объектов на территории Республики Саха (Якутия)

3

Энергетическая инфраструктура

Выравнивание тарифов на электроэнергию с базовым уровнем цен (тарифов) на электрическую энергию для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

п.2 ст.9 Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)»

Увеличение новых инвестиционных потоков; положительный эффект для реализации кластерных проектов на развивающейся территории Арктики

4

Экологическая безопасность

Дополнительные преференции для участников кластеров, вкладывающих средства в экологическую модернизацию своего производства

п.2 ст.9 Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)»

Налоговые льготы и иные преференции позволят стимулировать инвесторов использовать ресурсосберегающие технологии и модернизировать оборудование с целью минимизации негативного воздействия на окружающую среду

5

Кадровое обеспечение

1) информационное обеспечение о концентрации трудовых ресурсов, необходимых для реализации проекта;

2) обеспечение профессиональными кадрами из числа местного населения, в том числе путем трудоустройства выпускников образовательных организаций республики, открытия новых направлений подготовки квалифицированных специалистов и рабочих кадров

п.4 ст.9 Закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)»

Создание новых рабочих мест; трудоустройство местного населения; сокращение оттока трудоспособного населения, в том числе из районов Арктической зоны

 

Таким образом, территориальные кластеры представляют собой совокупность функционирования взаимосвязанных институтов, отраслей народного хозяйства республики, организаций промышленной, строительной, транспортной, сельскохозяйственной, торговой, интеллектуальной, информационной, обслуживающей и социальной сферы.

Территориальные интересы в пределах кластера – увеличение социально-экономического потенциала территории, рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, повышение внутренних и внешних связей, улучшение психологического климата, включая порядок и безопасность, сохранение природной и культурно-исторической среды. В перспективе на базе территориальных кластеров возможно формирование особой свободной экономической зоны с целью обеспечения экономической и социальной безопасности по новым стандартам качества жизни населения.


Библиографическая ссылка

Попов А.А., Мыреев А.Н., Сергеева В.В. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – С. 316-321;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1427 (дата обращения: 28.03.2024).