Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

УЧЕТ РИСКОВ И УГРОЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Орлова Л.Н. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Нестабильность экономического развития, проявляющееся в возникновении на всех уровнях хозяйствования и во всех сферах деятельности рисков и угроз, требует более тщательной и выверенной оценки экономической конъюнктуры, определения релевантных механизмов превентивного реагирования на возникающие риски и угрозы. Целью исследования является разработка рекомендаций по обязательному учету рисков и угроз международной экономической конъюнктуры при осуществлении стратегического планирования процессов социально-экономического развития. Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач, связанных 1) с рассмотрением проблем, возникающих при разработке документов стратегического планирования; 2) необходимостью конкретизации угроз международной экономической конъюнктуры на современном этапе развития; 3) разработкой порядка учета и мониторинга угроз международной экономической конъюнктуры в стратегических планах развития национальной экономики. В качестве результатов исследования выступают методические рекомендации по учету угроз международной экономической конъюнктуры в стратегических планах развития. В качестве дискуссионного вопроса предлагается пересмотреть периодичность оценки и учета угроз международной экономической конъюнктуры как на макро-, так и на мезоуровне национальной экономики.
стратегическое планирование
угроза
риски
международная конъюнктура
оценка угроз и рисков
экономическая безопасность
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М., Синявский Н.Г. Современные научные подходы к разработке систем минимизации рисков в деятельности хозяйствующих субъектов: монография. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2019. 256 с.
2. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики. М.: Издательство Московского университета, 2019. 759 с.
3. Кокорин А.М., Леонтьева Л.С. Стратегический анализ состояния национальной киноиндустрии как элемент системы экономической безопасности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 5. С. 78-85.
4. Международные угрозы 2020. Каждый – за себя: научный доклад / А. Безруков, А. Сушенцов, М. Мамонов, Н. Силаев, С. Маркедонов, А. Байков, А. Токарев, Е.Маслова, А. Маргоев, А. Соколов. Лаборатория анализа международных процессов МГИМО МИД России, декабрь 2019. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/2ac/int-threats-2020.pdf.
5. Онищенко Г.Г., Патяшина М.А., Удовиченко С.К., Топорков А.В., Топорков В.П., Кутырев В.В.
О двухуровневой структуре потенциальной эпидемической опасности массовых мероприятий с международным участием // Проблемы особо опасных инфекций. 2015. № 1. С. 5-9.
6. Орлова Л.Н. Конкурентоспособность национальной экономики: риски, угрозы, возможности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 3. С. 10-22.
7. Орлова Л.Н. Управление интеллектуальным капиталом: риск-ориентированный подход // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. С. 105-128.
8. Романова М.М., Кульгачев И.П. Характеристика рисков в туризме // ЦИТИСЭ, 2020. № 2 (24). С. 123-134.
9. Спартак А.Н., Французов В.В. Современные тенденции и риски в развитии мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 2. С. 7-24.
10. Стиглер Дж. Гражданин и государство. Эссе о регулировании / пер. с англ. Н.В. Автономовой; науч. ред. перевода В.С. Автономов, Е.В. Худько. М.: Изд-во института Гайдара, 2017. 336 с.
11. Толочко А.В. Основные подходы к оценке уровня экономической безопасности региона // Вектор экономики. 2018. № 2. С.18.
12. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 26 (часть I) ст. 3378.
13. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
14. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019.
15. Avdiysky V.I., Bezdenezhnykh V.M., Lebedev I.A. Risk in activities of organizations as economic category // Espacios. 2018. Vol. 39. № 34. Р. 128-136.
16. Drexler K. Eric Radical abundance. How a revolution in nanotechnology will change civilisation. New York: Public affairs, 2013. 504 p.
17. FERMA European Risk Manager Report (2018). URL: https://www.ferma.eu/publication/2018-european-risk-manager-report/ (дата обращения 20.01.2020).
18. FERMA European Risk Manager Report (2020). URL: https://www.ferma.eu/app/uploads/2020/06/The-European-Risk-Manager-Report-2020_29.06_LL_final.pdf (дата обращения 20.01.2020).
19. Human Development Report 2019 Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. URL: https://gtmarket.ru/files/research/human-development-index/Human_Development_Report_2019.pdf.
20. Innovating for a healthy nation. Global innovation index 2019. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2019.
21. International Digital Economy and Society Index 2018. Final report. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/international-digital-economy-and-society-index-2018 (дата обращения 20.01.2020).
22. Sigidov Y.I., Skubriy E.V., Orlova L.N., Tsuglaeva N.V., Ashtaeva S.S. Imperatives of formation of the information society in the context of the modern global challenges // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 111. С. 231-240.
23. Tirole Jean. Market Failures and Public Policy // American Economic Review. 2015. № 105 (6). P. 1665-1682.
24. The Global Competitiveness Report URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf .
25. The OFR Financial System Vulnerabilities Monitor. URL: https://www.financialresearch.gov/working-papers/files/OFRwp-18-01_Financial-System-Vulnerabilities-Monitor.pdf.
26. Financial stability Report, 2017 // Официальный сайт подразделения финансовых исследований США. URL: https://www.financialresearch.gov/financial-stability-reports/files/OFR_2017_Financial-Stability-Report.pdf.

Введение

Управление экономическими процессами на современном этапе осуществляется в условиях перманентной нестабильности, а основными характеристиками внешней среды являются сложность и неоднозначность, а также высокая степень неопределенности и высокая вероятность появления угроз. Преодоление возникающих угроз связано с обработкой и анализом большого массива информации, своевременным отслеживание изменений во внешней и внутренней среде, принятием превентивных управленческих решений, направленных на минимизацию или предотвращение возникающих рисков и угроз.

В современных условиях возникающие риски и угрозы являются имманентным свойством экономических процессов – изменяются риски, изменяются их последствия, изменяются модели поведения субъектов экономики. Согласно отчетам FERMA (Federation of European Risk Management Associations) [17,18] в 2016 в топ-5 ключевых рисков на мировом уровне входили риски экономической конъюнктуры, нарушения бизнес-процессов, политическая нестабильность, несоблюдение регуляторных законодательных норм, недобросовестная конкуренция. В 2018 году это уже были риски, связанные с киберугрозами, неопределенностью экономического роста, геополитической неопределенностью, изменением потребительского спроса и сверхрегулированием. В 2020 году киберугрозы и неопределенность экономического роста также являются самыми значимыми, при этом в топ-5 попадают такие риски как ключевые навыки персонала, мошенничества и кража данных [18].

В 2020 году одной из существенных угроз экономического развития стала пандемия COVID – 19, которая внесла существенные коррективы в социально-экономическое развитие практически всех стран. Дискуссии относительно того, можно или нельзя было предупредить пандемию не утихают с момента ее начала. Но, стоит, например, отметить, что прогнозы и оценки потенциальной эпидемической опасности строились еще несколько лет назад [5], но, при планировании социально-экономического развития, при разработке и реализации национальных планов эта угроза не была учтена, а, значит, и не была предотвращена или минимизирована.

Сильное влияние на экономику Российской Федерации оказывают так называемые «торговые войны» – конфликты торговой международной системы. Например, в настоящее время реализуется угроза, возникшая в результате начавшейся в 2018 году торговой войны между США и Китаем [9].

Исследователями Лаборатории анализа международных процессов МГИМО МИД [4] выделены ключевые тренды международной среды, способствующие, препятствующие и влияющие нейтрально на развитие РФ. Эти тренды были разделены на 4 группы: военные, политические, экономические, идеологические. К военным трендам, препятствующим развитию, были отнесены: «угроза обострения конфликта вокруг КНДР и Ирана, высокая активность глобальных террористических сетей, то, что Восточная Европа задает повестку дня НАТО в отношении России». К политическим трендам были отнесены – «повышенная неопределенность из-за деконсолидации внутри НАТО (политика Турции, Польши и др.), ослабление значения традиционных союзов, включая российские, украинский кризис как препятствие для диалога России с ЕС». К экономическим трендам были отнесены «угроза глобального экономического кризиса, санкционное давление и политическая напряженность, препятствующая инвестициям, экономический вакуум в центральной Евразии, затрудняющий развитие Сибири и Дальнего Востока» [4].

Так как современная экономика представляет собой сложный мультаспектный, многоуровневый и взаимосвязанный процесс, то все эти факторы не могут не оказывать влияния на внутренние экономические процессы экономики. Поэтому постоянный учет угроз при разработке планов стратегического развития является крайне актуальным вопросом, требующим решения с точки зрения их превентивной идентификации и оценки и разработке мер своевременного реагирования.

Целью исследования является разработка рекомендаций по обязательному учету угроз международной экономической конъюнктуры при осуществлении стратегического планирования процессов социально-экономического развития. Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач, связанных 1) с рассмотрением проблем, возникающих при разработке документов стратегического планирования; 2) необходимостью конкретизации угроз международной экономической конъюнктуры на современном этапе развития; 3) разработкой порядка учета и мониторинга угроз международной экономической конъюнктуры в стратегических планах развития национальной экономики.

Материалы и методы исследования

Нормативной базой исследования послужили международные и российские законодательные акты, регламентирующие процессы стратегического планирования и обеспечения экономической безопасности. Для изучения и анализа существующих теоретических положений и практических рекомендаций учета угроз при обеспечении экономической безопасности экономических субъектов в исследовании используются методы качественного контент-анализа и семантического анализа, абстрактно-логический, монографический, метод экономического моделирования, компаративистический подход.

Научной базой исследования послужили труды современных ученых в области стратегического планирования [2,3], обеспечения экономической безопасности [1,11], оценки рисков как мировой экономической конъюнктуры, так и конъюнктуры отдельных сегментов рынка [6,7,8,15,16,22].

Стратегическое планирование является одной из важнейших функций государства, на основе которого определяются траектории развития, выстраиваются национальные интересы, цели и приоритеты [2]. Можно выделить несколько базовых положений, характеризующих процессы стратегического управления развитием национальной экономики. Во-первых, стратегическое планирование является ключевым элементом стратегического управления, которое позволяет увязать в единое целое все элементы системы управления экономикой. Во-вторых, стратегическое управление предусматривает способы реализации долгосрочных целей развития экономики: прогнозы изменений условий функционирования экономики – общие направления достижения поставленных целей социально-экономического развития – задачи и целевые программы – инвестиционные и инновационные проекты. В-третьих, современная практика государственного управления доказала целесообразность государственного вмешательства в социально-экономические процессы (в отличие от принципа «невидимой руки» рынка) и необходимость осуществления стратегического планирования социально-экономического развития как условия экономического роста [10, 23].

В соответствии с законом о стратегическом планировании [12], система государственного стратегического планирования в Российской Федерации выстраивается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (рисунок 1).

Основными чертами современного стратегического планирования являются отказ от жестких централизованных планов и решений; индикативный, рекомендательный характер планирования; отказ от практики простой экстраполяции сложившихся тенденций; прогнозирование на основе методов Форсайта. Особое место в системе стратегического планирования занимает индикативное планирование, выполняющее функцию «общегосударственного маркетинга, ориентирующего хозяйствующих субъектов в вопросах складывающихся и ожидаемых тенденций развития конъюнктуры рынка» [2]. Рыночные сигналы и стимулы через систему индикаторов «встраиваются» в планы долгосрочного развития, определяют ключевые точки роста, что дает возможность контроля и корректировки разработанных планов с учетом изменяющейся внешней среды.

Что касается учета изменения рыночной конъюнктуры, то в общем плане, в рамках данного исследования под экономической конъюнктурой будем понимать общую экономическую ситуацию, складывающуюся на мировом рынке в результате мультипликационного взаимодействия большого количества факторов. При построении планов и прогнозов долгосрочного развития важно не только своевременно идентифицировать «конъюнктурные симптомы», но и трансформировать их в целевые стратегические индикаторы развития. Основными источниками данных о мировой экономической конъюнктуре статистические и аналитические отчеты таким международных организаций как ООН, МВФ, ОЭСР, ЮНКТАД, МБРР.

Doc16.pdf

Рис. 1. Система государственного стратегического планирования

Источник: составлено автором на основе федерального закона о стратегическом планировании в Российской Федерации [12]

В связи с тем, что учет «конъюнктурных симптомов» в стратегических планах развития важен с точки зрения необходимости обеспечения экономической безопасности и высокого уровня национальной конкурентоспособности [13], то возрастает роль релевантного использования методологического и практического инструментария при исследовании этой проблемы. Широкое распространение получили методы наблюдения, метод сценариев и метод экономического роста, дополняемые «кабинетными исследованиями», а также методами экономико-математического моделирования [11].

Международный опыт учета угроз международной конъюнктуры базируется на построении тепловых карт, на основе которых в визуализированном формате происходит разделение рисков и угроз международной конъюнктуры с точки зрения их положительного и негативного влияния на развития как всей национальной экономики, так и ее отдельных регионов и отраслевых сегментов. Соблюдение трех принципов при построении тепловых карт (своевременность, вариация, простота) позволяет своевременно сигнализировать об основных угрозах, провоцирующих экономическую, социальную и политическую нестабильности.

Результаты исследования
и их обсуждение

В качестве результатов исследования представляем методические рекомендации по учету угроз международной экономической конъюнктуры в стратегических планах развития. В основе оценки угроз предлагаем использовать метод тепловых карт [25,26], которые в режиме «окрашенной отчетности» визуализируют возможные угрозы и риски, а также точки наибольшей уязвимости.

В качестве глобальных угроз развития мировой и национальной экономики были исследованы общеэкономические и технологические тренды развития. Так, главной тенденцией мирового развития на современном этапе является падение глобальной конкурентоспособности по всем странам мира, а также основные технологические тренды, формирующие ядро для развития экономических систем (нанотехнологии и искусственный интеллект). Выбор именно этих трендов связан с тем, что технологии определяют ядро технологических укладов, предопределяющих длинноволновое развитие экономики, а институты развития детерминируют особенности мирохозяйственных укладов и процессов.

Изучение аналитических докладов международных организаций [14,19,20,21,24], содержащих рейтинг стран по таким параметрам как глобальная конкурентоспособность и инновационное развитие, развитие человеческого потенциала и цифровизация экономики. На рисунке 2 представлены позиции Российской Федерации по этим направлениям.

missing image file

Рис. 2. Рейтинг РФ по ряду глобальных индексов развития

Источник: составлено автором по материалам [14,19,20,21,24].

Разложение общих индексов (как основных индикаторов глобальных изменений) по компонентным составляющим, позволило составить тепловую карту и оценить факторы (внутренние уязвимости), влияющие на развитие национальной экономики (рисунок 3).

При построении тепловой карты был использован риск-ориентированный подход и все внутренние уязвимости были распределены на три сектора: горячий, теплый, холодный. В «горячий» сектор попали фактор-риски, которые при расчете глобальных индексов получали низкие оценки, в «теплый» сектор фактор-риски, которые при расчете глобальных индексов получали средние оценки, в «холодный» сектор – высокие оценки.

Таким образом, с помощью тепловой карты были идентифицированы и визуализированы основные уязвимости национальной безопасности и экономики, что дает возможность их дальнейшего более полного учета при реализации политики обеспечения экономической безопасности и обеспечения высоких показателей устойчивого социально-экономического развития.

Детальный порядок учета угроз международной экономической конъюнктуры при разработке документов стратегического планирования представлен в таблице.

missing image file

Рис. 3. Тепловая карта уязвимости национальной экономики

Источник: составлено автором на основе ранее проведенных авторских исследований [6,7].

Порядок учета угроз международной экономической конъюнктуры
при разработке документов стратегического планирования

Этап проведения оценки и мониторинга
угроз экономической конъюнктуры

Рекомендуемые методы анализа ситуации

1. Выбор и обоснование индикаторов, характеризующих проявление угроз международной экономической конъюнктуры

Наблюдение, оценка темпов экономического роста,
Морфологический анализ

2. Систематизация угроз.

Целесообразно проводить систематизацию угроз ряду признаков.

А) категория угрозы: военные, политические, экономические, идеологические;

Б) степени воздействия на экономическую ситуацию: незначительные, значительные, крайне значительные;

В) по уровню возникновения и отраслевой направленности: угрозы, последствия которых оказывают прямое воздействие на всю национальную экономику; угрозы, последствия которых прямо воздействуют на отдельные секторы экономики;

Г) по периоду воздействия: долгосрочные, среднесрочные краткосрочные.

Экспертные оценки, Экстраполирование, экономико-математическое моделирование

3. Определение ключевых показателей развития национальной экономики, на достижение которых оказывают влияние угрозы экономической конъюнктуры

Экспертно-аналитический метод

4. Оценка степени значимости выявленных угроз (высокая, средняя, низкая).

Тепловая карта

5. Оценка степени влияния выявленных угроз на целевые показатели развития. Сопоставление с пороговыми значениями экономической безопасности. Определение уровня уязвимости показателей стратегического развития (высокий, средний низкий уровень уязвимости)

Экономико-математическое моделирование, Тепловая карта, Метод Форсайт

6. Проведение мониторинга изменения показателей. Определение периодичности в зависимости от значимости и периода воздействия угроз: ежегодный мониторинг (индексы развития национальной экономики, глобальные экономические кризисы, эпидемии), ежеквартальный мониторинг (политическая конъюнктура), ежемесячный мониторинг (изменение курса валют, изменение цена на мировых рынках)

Экспертно-аналитический метод

7. Разработка мер краткосрочного и долгосрочного регулирования, уточнение стратегических планов развития.

Экспертно-аналитический метод, Метод Форсайт

8. Соотнесение разработанных корректировок со стратегическими планами регионального развития.

Экспертно-аналитический метод, Экономико-математическое моделирование

Источник: составлено автором

В основу предложенной методики заложены принципы своевременности (результаты должны обеспечивать своевременные сигналы об уязвимостях), вариации (результаты должны иметь достаточное изменение во времени, чтобы сделать сигналы достоверными); простоты (методология должна быть максимально простой для корректной интерпретации).

Заключение

В национальных планах и приоритетах развития перед нашей экономикой поставлено достаточно амбициозные планы развития, предполагающие достижения значительных лидерских позиций в мировом пространстве. Но эти позиции невозможно обеспечить без целенаправленной проработки и реализации планов. Учет угроз международной экономической конъюнктуры в стратегических планах развития является крайне важной задачей при построении долгосрочных планов развития, а, главное, их качественной реализации. В качестве дискуссионного вопроса предлагается пересмотреть периодичность оценки и учета угроз международной экономической конъюнктуры как на макро-, так и на мезоуровне национальной экономики.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.


Библиографическая ссылка

Орлова Л.Н. УЧЕТ РИСКОВ И УГРОЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – С. 301-308;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1425 (дата обращения: 21.11.2024).