Введение
Необходимость формирования цифровой грамотности и компетентности населения не вызывает сомнения. Современный геоинформационный мир устроен на том, что управленческие процессы и социальные ожидания переходят в виртуальное пространство. Однако с учетом масштабов нашей страны имеет место тот фактор, что на отдаленных от ключевых центров территориях, грамотность населения не позволяет применять блага современного геоинформационного мира. Таким образом, на периферии современного информационного общества могут остаться достаточно большое количество людей.
Несомненно, что практикум цифровой грамотности достигает определенных успехов, но учитывая мнение исследователей следует констатировать, что «исследования отечественных авторов глобально делятся на две группы. Те, кто разделяют понятия цифровая грамотность и цифровая компетенция, выделяя цифровую грамотность как более крупное понятие, в состав которого входит цифровая компетенция как один из структурных компонентов. И те, кто объединяют данные понятия в одно целое, укрупняя понятие цифровая компетенция, и наделяя его всеми структурными компонентами понятия «цифровая грамотность» [1, с.113-114].
Формальность подходов к систематике социальных отношений позволяет определить, что «Если рассматривать цифровую грамотность с позиции системы образования, то владение цифровой грамотностью, в первую очередь, необходимо для того, чтобы преподаватель мог передать свои знания обучающимся посредством новых технологий. Иначе цифровая безграмотность рискует стать барьером между поколениями. Сегодня обостряются проблемы, которые открывает цифровая экономика, а именно возрастает неравенство между различными социальными слоями, в том числе и между разными возрастными категориями. В складывающейся ситуации актуальность распространения цифровой грамотности можно сравнить с всеобщей ликвидацией безграмотности в начале прошлого века» [2, с.154].
В данной статье авторы согласны со второй приведенной точкой зрения, что в современном мире понятие цифровой грамотности переросло в цифровую компетентность – то есть в умения и навыки использования быстроразвивающихся цифровых сервисов. Так, в [3] предложена наиболее близкая мнению авторов трехкомпонентная модель цифровой грамотности – сочетание технологической, информационной и коммуникационной грамотности.
Целью исследования в статье выступает анализ дифференциации уровня цифровой грамотности населения Российской Федерации в региональном разрезе и обоснование его последствий.
Результаты исследования
и их обсуждение
Сегодня перед Российской Федерацией стоит глобальная задача – не упустить возможность стать в один ряд с ведущими странами в сфере информационных технологий. Этому посвящена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 [4]. Одним из направлений программы является подпроект «Кадры для цифровой экономики». Здесь уделяется большое внимание таким направлениям, как профессиональное образование в сфере информационных технологий и математики, переобучение специалистов по компетенциям цифровой экономики, среднее образование.
Касательно цифровой грамотности населения в целом – присутствует лишь один показатель «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики», процент которого планируется довести с 26% в 2019 году до 40% в 2024 году.
Таким образом, на федеральном уровне признается тот факт, что в 2019 году всего лишь 26% населения нашей страны обладают достаточным уровнем цифровой грамотности – только каждый четвертый гражданин, тогда как в странах, занимающих первые строчки мировых рейтингов развития цифровой экономики этот показатель уже сегодня достигает 65% (почти каждые два человека из трех). Уже многие исследователи говорят о межпоколенческом разрыве в понимании новых технологий. Так, в [5] доказываются различия в понимании новых технологий между поколениями X (родившиеся в период 1963-1983 гг.), Y (родившиеся в период 1983-2003 гг.) и Z (родившиеся в период 2003 и позже).
Учитывая недавнее изменение российского законодательства о продлении трудоспособного возраста, поколения X и Y еще на протяжении ближайших 10-20 лет должны вносить свой вклад в ВВП страны. Таким образом, вопросы овладения цифровыми навыками остро встают именно для людей более старшего возраста.
В географических масштабах территория Российской Федерации занимает первое место в мире. При этом практически вся азиатская территория нашей страны имеет крайне низкую плотность населения, что особенно наблюдается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (плотность населения на 1 января 2019 г. – 3,9 человека и 1,2 человека на 1 км2 соответственно) [6]. Кроме этого, Северо-Кавказский федеральный округ также имеет множество труднодоступных мест для человеческого проживания, в силу своего природного ландшафта. Демографические исследования также показывают, что в нашей стране существует высокий уровень внутренней миграции – более молодые представители всех поколений предпочитают европейскую часть РФ. Общая численность населения Российской Федерации представлена на рисунке 1.
По рисунку 1 видно, что несмотря на явное различие в показателях, в отдаленных территориях нашей страны проживает значительная часть населения всех возрастных категорий по отношению к трудоспособному возрасту. При этом развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации также имеет определенные различия. Основные показатели использования информационно-коммуникационных технологий по федеральным округам представлены в таблицах 1 и 2.
В таблицах 1 и 2 видно, что мере удаленности от Центрального федерального округа все показатели, приведенные в таблицах, начинают снижаться. Исключение составляет лишь Уральский федеральный округ, исторически сложившийся центр промышленности нашей страны. Причем статистика не отражает реальные медианные показатели, т.к. приведенные данные, в целом, основаны на выборочном обследовании. Внутри каждой административной единицы присутствуют небольшие поселения с численностью населения до двух тысяч человек, не вошедшие в результаты обследования. Таким образом, можно сделать вывод, что может возникнуть опасность социального расслоения нашего общества в вопросах доступности общественно-значимых услуг и сервисов, переходящих в последнее время в цифровой формат.
Кроме того, представители поколения Z, не имеющие доступа к современной инфраструктуре ИКТ, могут оказаться в одном ряду со своими родителями.
Рис. 1. Численность населения РФ в разрезе федеральных округов,
по состоянию на 1 января 2019 г., тыс. чел. [7]
Таблица 1
Использование ИКТ в организациях в 2018 году,
в процентах от общего числа обследованных организаций
соответствующего субъекта Российской Федерации
№ |
Показатели |
Организации, использовавшие |
Организации, имевшие веб-сайт |
Организации, использовавшие специальные программные средства |
|||
персональные компьютеры |
серверы |
локальные вычисли-тельные сети |
«облачные» сервисы |
||||
1 |
Центральный ФО |
95,8 |
56,8 |
64,2 |
29,7 |
56,8 |
88,7 |
2 |
Северо-Западный ФО |
95,4 |
58,6 |
66,9 |
26,3 |
55,6 |
88,2 |
3 |
Южный ФО |
93,5 |
50,3 |
62,7 |
24,9 |
49,4 |
84,8 |
4 |
Северо-Кавказский ФО |
86,7 |
39,4 |
48,0 |
21,3 |
47,2 |
70,7 |
5 |
Приволжский ФО |
94,3 |
52,0 |
64,9 |
25,4 |
49,2 |
86,8 |
6 |
Уральский ФО |
94,1 |
58,3 |
67,8 |
27,1 |
50,5 |
87,8 |
7 |
Сибирский ФО |
91,9 |
50,1 |
61,2 |
24,3 |
46,3 |
83,6 |
8 |
Дальневосточный ФО |
94,5 |
51,3 |
61,3 |
22,7 |
44,3 |
83,8 |
Источник: [7]
Так, приоритетный проект в сфере образования «Современная образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации 25.10.2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» предполагает широкое распространение цифровых образовательных продуктов и использование онлайн обучения [8], что возможно лишь в условиях хорошо развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры. Эту проблему выявила ситуация текущего, 2020 года, когда практически вся сфера образования нашей страны была вынуждена срочно перестраиваться в дистанционный формат в условиях опасности коронавирусной пандемии. Проблема недоступности дистанционных форм обучения в небольших поселениях, отдаленных от крупных городов, широко обсуждалась в социальных сетях.
Кроме того, перевод множества профессий в цифровой формат, может повысить уровень безработицы среди населения нашей страны, не имеющего возможности «идти в ногу с развитием технологий», что особенно опасно для отдаленных территорий нашей страны. Такой формат развития событий в ближайшем будущем может усилить социально-экономическое неравенство в регионах.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на планы развития цифровой экономики в Российской Федерации, повышению уровня цифровой грамотности населения уделено недостаточное внимание. Несмотря на внушительный объем финансирования подпроекта «Кадры для цифровой экономики», развитию цифровых компетенций широких слоев населения посвящен лишь один показатель из пяти – «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики», рост которого должен составить интервал от 26% в 2019 году до 40% в 2024 году. Причем достижение данного показателя достигается лишь двумя задачами проекта из 32:
- Прошли обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности (накопительным итогом) – 10000 тыс. чел в 2024 году;
- Прошли обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках системы персональных цифровых сертификатов (накопительным итогом) – 1000 тыс. чел в 2024 году [4].
Таблица 2
Основные показатели использования ИКТ населением, на конец 2018 года
№ |
Показатели |
Число активных абонентов |
Использование сети интернет населением (по результатам выборочного опроса), в процентах от общей |
Удельный вес домашних хозяйств в процентах от общего числа |
||||
число активных абонентов |
число активных абонентов |
население, |
в том числе каждый день или почти |
персональный компьютер |
доступ |
широкополосный доступ к сети интернет |
||
1 |
Центральный ФО |
26,0 |
97,4 |
84,9 |
68,5 |
76,8 |
78,3 |
74,9 |
2 |
Северо-Западный ФО |
23,9 |
93,1 |
84,1 |
70,2 |
77,8 |
79,3 |
76,5 |
3 |
Южный ФО |
17,7 |
77,5 |
87 |
72,1 |
71,8 |
76,9 |
73,3 |
4 |
Северо-Кавказский ФО |
8,6 |
67,9 |
83,5 |
71,9 |
62,0 |
74,7 |
65,4 |
5 |
Приволжский ФО |
22,0 |
81,1 |
82,9 |
66,0 |
70,4 |
74,9 |
73,1 |
6 |
Уральский ФО |
24,6 |
85,4 |
84,2 |
73,0 |
72,7 |
77,1 |
75,4 |
7 |
Сибирский ФО |
20,3 |
82,9 |
80,1 |
65,2 |
67,0 |
72,9 |
69,5 |
8 |
Дальневосточный ФО |
17,5 |
86,7 |
83,0 |
68,4 |
69,0 |
77,6 |
71,2 |
Источник: [7]
Все остальные задачи подпроекта нацелены на специализированную подготовку, повышение квалификации и переобучение населения, имеющего отношение к сфере образования: школьники, студенты и педагоги. При этом следует обратить внимание, что решение этих задач основано на имеющейся развитой информационно-коммуникационной инфраструктуре, т.е. возможно для той части населения нашей страны, которая уже имеет широкополосный доступ к сети Интернет.
Таким образом, население отдаленных территорий оказывается за пределами реализации проекта. Такое усиление цифрового неравенства будет способствовать дополнительному социально-экономическому расслоению общества нашей страны и внутренней миграции. Диспропорции плотности населения на территории нашей страны будут только увеличиваться, что не будет способствовать другим направлениям федеральных государственных программ, таким, как:
- «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 308 от 31.03.2020 года;
- «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 381 от 31.03.2020 года;
- «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 337 от 25.03.2020 года [9].
Перечисленные территории можно отнести к отдаленным от центральной части Российской Федерации, где развитие ИКТ-инфраструктуры, стимулирующее развитие цифровой грамотности, будет сильно отставать от этапов реализации программы развития цифровой экономики нашей страны. Комплексное решение выявленной проблемы возможно лишь путем усиления государственного финансирования массового повышения цифровой грамотности и ускоренных темпов развития ИКТ-инфраструктуры отделенных территорий нашей страны.
Библиографическая ссылка
Николаева И.В., Иванов Н.Ю. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – С. 295-300;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1424 (дата обращения: 21.11.2024).