Введение
В 2015 году в РФ произошли существенные изменения в порядке финансирования федеральных государственных бюджетных учреждений при выполнении ими государственного задания на оказание государственных услуг. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года №640 [1] объем финансирования определяется на основании нормативных затрат на оказание услуги (выполнения работ) с учетом затрат на содержание имущества, принадлежащего (или арендуемого) государственным учреждением. В сентябре 2015 года Министерством образования России были утверждены общие требования к расчету нормативных затрат в сфере образования, которые будут использоваться при определении объема финансирования государственного учреждения при оказании государственной услуги [2]. В развитие применения Постановления Министерством образования России в ноябре 2017 года была разработана Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг при реализации программ среднего профессионального образования (далее – Методика) [3]. На основании вышеуказанных документов были в регионах были приняты постановления об изменении расчета финансового обеспечения. Например, в Нижегородской области действует Постановление Правительства Нижегородской области от 01.10.2015 №623 (ред. от 23.12.2019) «О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания». Однако существующие постановления по сути повторяют формулы расчета базового норматива, приведенные в Методике.
В настоящее время ведутся работы по унификации расчета нормативных затрат на оказание образовательных услуг и создание единой методики расчета. У разработчиков возникают определенные сложности, так как каждое направление подготовки специалистов СПО имеет свои особенности, каждый колледж обладает определенным имуществом, также, не все затраты можно пронормировать (норма и смета – разные понятия). Цель данного исследования – проанализировать существующие подходы к расчету нормативных затрат и дать им оценку.
Материал и методы исследования
В соответствии с Методикой базовый норматив складывается из двух частей – затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги и затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
В отношении первой составляющей базового норматива вопросов по расчету практически не возникает. Наибольшую сложность вызывает расчет прямых нормативных затрат на приобретение материальных запасов, особенно по «материалоемким» направлениям подготовки, например, по таким, как 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В основе расчета лежит ФГОС СПО по данной специальности [4]. В пункте 4.3 Стандарта приведены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Однако в стандарте перечислены довольно обобщенные требования, например, образовательное учреждение должно иметь специализированные помещения – «…мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов». Затем ФГОС отсылает к примерной основной образовательной программе (ПООП) по данной специальности [5], где перечислены специальные помещения (21 кабинет), лаборатории (5 лабораторий), мастерские (3 единицы), полигон, спортивный комплекс, библиотека и читальный зал с выходом в интернет. Затем приведено оснащение специализированных помещений. Например, мастерская каменных работ должна быть обеспечена строительными материалами (кирпичи, блоки, негашеная известь), инструментами и приспособлениями (совковая лопата, кельма, кирка, расшивка, правило, отвес, угольник, мастерок, молоток-кирочка, резервуар для раствора, ведро, растворная лопата, пила дисковая алмазная, мокрая ветошь, щётка ручная, совок ,швабра жёсткая, рулетка 3 м, правило 2 м, уровень пузырьковый, строительный карандаш, строительный маркер, отстойник для мойки инструмента, шаблоны углов 30, 45, 60 и 90 градусов, шаблоны в половину, две трети и три четверти кирпича), станками (станок ручной для колки кирпича, бетономешалка), приспособлениями, принадлежностями, инвентарем (перчатки прочные, каска защитная, очки защитные, наушники, респиратор, спецодежда), а также должны быть шкаф для хранения инструментов, стеллажи для хранения материалов, шкаф для спец. одежды обучающихся. По каждой позиции для расчета норматива необходимо знать цену, срок полезного использования, норму отпуска на одного обучающегося. Таким образом рассчитывается потребность по каждому специализированному помещению.
Для расчета обоснованного норматива приобретения материальных запасов по данной специальности должна быть проведена колоссальная трудоемкая работа, так как цены на приобретение материальных запасов должны быть актуальны, а приобретаемые материалы должны быть определенного качества, иначе, демонстрационный экзамен по программе WorldSkills, даст совершенно неожиданные результаты. Однако, правило осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года, никто не отменял.
Материл и методы исследования
Что касается второй составляющей, то здесь возникают определенные вопросы, связанные с расчетом общехозяйственных расходов, включаемых в стоимость определенной государственной услуги.
Состав общехозяйственных расходов определен Методикой, в ней же приведены формулы расчета по каждой составляющей. В соответствии с Методикой, необходимо определить общее полезное время использования имущественного комплекса, а затем отнести общехозяйственные расходы на конкретную услугу в соответствии со временем, затрачиваемым на оказание этой услуги. Данный подход основан на применении нормативного метода с целью определения стоимости содержания имущественного комплекса в расчете на время оказания услуги, т.е. должна быть учтена интенсивность использования и загруженность имущественного комплекса. В настоящее время существует несколько подходов к определению данной составляющей базового норматива. Рассмотрим варианты на примере наиболее эффективного учреждения - колледжа, занимающегося подготовкой специалистов по направлению 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Первый вариант расчета основан на примерах расчета нормативных затрат, размещенных на сайте Министерства финансов РФ [6]. Воспользуемся методикой расчета норматива затрат по оказанию услуги спортивной подготовки по олимпийским видам спорта – хоккей. Применительно к нашему примеру результат расчета составляет 32663,88 руб. на обучающегося. Расчет приведен в таблице 1.
Расчет общего полезного времени использования имущественного комплекса в данном варианте определен в таблице 2.
Таблица 1
Расчет базового норматива затрат на общехозяйственные нужды (вариант 1)
Наименование ресурса |
Плановые затраты, руб. |
Общее полезное время использования имущественного комплекса, чел час. |
Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги одним обучающимся в год, час (41 недель×36час) |
Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса, руб./чел-час |
Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды, руб./чел |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=2/3 |
6=5×4 |
Общехозяйственные расходы |
38 184 948 |
1 725 828 |
1476 |
22,13 |
32 663,88 |
Таблица 2
Расчет общего полезного времени использования имущественного комплекса
Количество обучающихся на одного НПР в год (при обеспечение полной годовой занятости) =1979 час (годовой фонд рабочего времени работника) / 1476 час (норматив максимальной аудиторной нагрузки на одного обучающегося) × Нормативное количество одновременно оказываемых услуг (число в группе 25) |
ФОТ НПР при максимальной загрузке работников, руб. = Затраты на ед. услуги в части прямых затрат на оплату труда × Количество обучающихся на одного НПР в год (обеспечение полной годовой занятости) |
Количество нормо-пар НПР = ФОТ всех работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, в наиболее эффективном учреждении / ФОТ НПР при максимальной загрузке работников |
Требуемая максимальная наполняемость учреждения при заданном плановом ФОТ одного направления (количество обучающихся) |
299 рабочих дней в году по 6-ти дневной рабочей неделе, 12 часов в день |
Общее полезное время использования имущественного комплекса (человеко-часов) = 3588 × требуемая максимальная наполняемость учреждения при заданном плановом ФОТ обучающимися одного направления подготовки |
1 |
2 |
3 |
4=1×3 |
5 |
6=4×5 |
30,54 |
2 351 589,51 |
15,73 |
481 |
3588 |
1 725 828 |
Таблица 3
Расчет базового норматива затрат на общехозяйственные нужды (вариант 2)
Наименование ресурса |
Плановые затраты, руб. |
Общее полезное время использования имущественного комплекса, чел часы |
Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги одним обучающимся в год, час |
Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса |
Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды, руб./чел |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=2/3 |
6=4×5 |
Общехозяйственные расходы |
38 184 948 |
2 430 000 |
1620 |
15,71 |
25450,20 |
Формулы и расчет приведены на сайте Министерства финансов РФ в примере, но в результате всех преобразований установлено, что на расчет времени использования комплекса влияют два показателя – требуемая максимальная наполняемость учреждения при заданном плановом фонде оплаты труда одного направления (количество обучающихся) и время использования имущественного комплекса исходя из режима его работы (в нашем случае это 3588 час.). Количество обучающихся можно найти делением годового ФОТ работников, непосредственно оказывающих образовательную услугу в эффективном учреждении на затраты на оплату труда этих работников на единицу услуги.
Второй вариант расчета общего полезного времени использования имущественного комплекса основан на следующем подходе. Из учебного плана взята продолжительность обучения с учетом учебной практики, которая проводится на базе колледжа (45 недель), максимальная аудиторная нагрузка обучающегося в неделю составляет 36 час, максимально возможное количество обучающихся в учреждении определено в 1500 чел. Перемножив эти показатели получаем 2 430 000 чел-час. Это и есть общее полезное время использования имущественного комплекса всеми обучающимися. Норма времени использования учреждения одним обучающимся – 1620 часов (45 недель по 36 часов). Далее расчет представлен в таблице 3.
Таблица 4
Расчет базового норматива затрат на общехозяйственные нужды (вариант 3)
Наименование ресурса |
Плановые затраты, руб. |
Общее полезное время использования имущественного комплекса, чел часы |
Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги одним обучающимся в год, час |
Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса |
Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды, руб./чел |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=2/3 |
6=4×5 |
Общехозяйственные расходы |
38 184 948 |
5 382 000 |
1620 |
7,09 |
11485,80 |
Таблица 5
Результаты расчета
Показатель |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды |
32663,88 |
25450,20 |
11485,80 |
26425,57 |
Существует и третий вариант расчета, который представлен в таблице 4.
Общее время использования имущественного комплекса предлагается определять умножением количества дней его использования на количество часов использования комплекса в день. Например, колледж функционирует в течение 299 дней в году по 12 часов в день, следовательно, время использования колледжа составляет 3588 часов в год. Далее эта величина умножается на количество обучающихся в колледже, например, на 1500 человек, получаем 5382000 человеко-часов.
Затем определяются общехозяйственные расходы в расчете на 1 чел-час – в нашем примере 7,09 руб. на чел-час. И, наконец, определяется величина общехозяйственных расходов в расчете на одного обучающегося в год, что составляет 11485,80 руб. (7,09 руб./чел-час. × 1620 чел-час.).
Возможен вариант расчета базового норматива затрат на общехозяйственные нужды без учета времени использования имущественного комплекса. Для расчета норматива можно учесть среднегодовое количество обучающихся в колледже в целом (например, 1448 чел.). Тогда расчет норматива выглядит следующим образом: 38184948 руб. / 1448 чел. = = 26425,57 руб./чел. Данный вариант представлен в модельной методике, разработанной ООО СП «Содружество» и Институтом образования НИУ ВШЭ [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, все варианты дают разные результаты, результаты второго и четвертого очень близки (таблица 5).
Каким вариантом воспользоваться? Для этого необходимо вспомнить цель расчета – расчет финансового обеспечения. Сточки зрения получателя средств (колледжа) лучшим является вариант, дающий наибольший результат. Сточки зрения распорядителя средств федерального бюджета лучшим является вариант, дающий минимальный результат.
Вывод
Вопросы, возникающие при расчете базового норматива достаточно актуальны, работы по стандартизации расчетов необходимы для определения объема финансирования выполнения государственного задания. Тем не менее, необходимо реально оценивать затраты образовательного учреждения на оказание качественной услуги по подготовке специалистов среднего звена и учитывать взаимосвязь между качеством подготовки специалистов и объемом финансирования образовательного учреждения.
Библиографическая ссылка
Почекаева О.В. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-3. – С. 303-308;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1379 (дата обращения: 21.11.2024).