Большая часть мероприятий, направленных на содействие развитию малого бизнеса даже в условиях стабильности экономики, либо не доходит до практического внедрения, либо приносит гораздо меньше эффекта, чем планировалось. Малый бизнес в настоящее время переживает крайне тяжелые времена, так как у большиства предпринимателй практически отсутсвуют резервы для покрытия убытков, которые образовались во время «Простоя». К тому же ожидается резкое снижение доходов населенияи платежеспособного спроса, что приведет к снижениею выручки по сравнению с аналогичеым периодом предыдущего года, так что убытки будут еще не один месяц.
Цель исследования – разработать и предложить срочные меры поддержки малого бизнеса на основе формирования и совершенствования системы методов государственного регулирования деятельности малых и имеющегося зарубежного опыта, обосновать существенные экономические потери отсокращения данного сектора в 2020 г.
Задачи:
1. На основе анализа динимики показателей развития малого бизнеса рассчитать потери для национальной экономики от сокращения малого предпрнимательства.
2. Исследовать имеющийся зарубежный опыт поддержки малого бизнеса и разработать срочные государственные меры, предотвращающие крах в данном секторе.
Материалы и методы исследования
Основанием для предложенных мероприятий является анализ состояния малого предпринимательства в РФ и эффективность уже существующих программ содействия развитию малого бизнеса в стране. На основании проведенного исследования авторами сделан прогноз перспектив развития малого предпринимательства России в 2020 году. При написании статьи использовались методы анализа статистических данных, экономико-математические методы, позволяющие осуществлять прогноз и перспективы развития малого и индивидуального предпринимательства России. Авторами был проведен анализ состояния, динамика развития и тенденции измененений социально экономических показателей развития малого бизнеса в стране.
Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности органов государственного регулирования в сфере содействия развития малого бизнеса.
Внезапное появление коронавируса (COVID-19) в мире в конце 2019 года привело к новому социально-экономическому кризису в России, который, по мнению авторов, в наибольшей степени затрагивает предпринимательство в регионах страны. В рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года [1], Национальных проектов до 2024 года [2], а также региональных программ развития, одним из приоритетов является увеличение доли малого бизнеса в структуре ВВП с 20-25 % до 40 % к 2020 г., что уже не будет выполнено. Как известно, основой среднего класса является малый бизнес. В России на 1 000 человек населения приходится 11-12 компаний малого бизнеса, тогда как этот же показатель в США составляет 108, в Германии – 80, в Великобритании – 71 [3].
Данные цифры свидетельствуют о существенном отставании развития малого бизнеса и предпринимательской активности в России даже в условиях некоторой стабильности и возможности прогнозирования экономической ситуации. В условиях введения карантина и невозможности ведения экономической деятельности состояние малого бизнеса в нашей стране вызывает тревогу, так как большая часть малых предприятий функционирует на рынке услуг и в торговле, восполняя нишу, которая не очень рентабельна и не так интересна крупному бизнесу. Именно эти сферы терпят наибольшие убытки, запас прочности и у малого предпринимательства практически отсутствует, поэтому необходимо экстренная государственная помощь для данного сектора.
Малому предпринимательству России необходимо преодолевать серьезные препятствия, чтобы выжить, так как в стране отсутствует реальная поддержка со стороны государства, нет особых налоговых льгот и государственных заказов, особенно эта ситуация обостряется в условиях самоизоляции из-за короновируса.
Понятно, что основным налогоплательщиком является крупный бизнес в нашей стране, но нельзя забывать о тех важнейших функциях, которые выполняет малое предпринимательство, поэтому кризис в данном секторе может привести к достаточно ощутимым не только социальным, но и экономическим потерям как для государства, так и для людей занятых в малом бизнесе и обслуживаемых им.
Необходимо сделать расчеты убытков, прежде всего экономических, которые возникнут в связи с банкротством и закрытием предприятий МБ, вызванных пандемией с целью сравнения с затратами, которые осуществляет государство для поддержки именно малого предпринимательства.
Благодаря данному исследованию можно будет сделать вывод о необходимости осуществления экстренной помощи малому бизнесу.
Авторами осуществлен расчет ущерба из-за снижения результатов деятельности малых предприятий в ближайшей перспективе на основе статистических данных и предлагаются срочные государственные меры, предотвращающие крах в данном секторе, на основе имеющегося опыта в развитых странах
В статье предусматривается изучение и использование положительного опыта поддержки МСП в зарубежных странах с учетом рекомендаций ВБ.
Среди мер поддержки и развития МСП Всемирный банк выделяет следующие:
• упрощение процедур регистрации;
• расширение предпринимательской деятельности путем улучшения стартовых условий при: получении кредита, регистрации собственности, правовой защите строгого выполнения сторонами контрактных условий, и инвестиционной деятельности;
• поддержку текущих операций деятельности при получении возможностей внешнеторговых сделок, а также разрешительных документов на строительство, подключение к инженерным коммуникациям;
• антикризисные мероприятия поддержки малого бизнеса[4].
Авторами было проведен опрос 320 экспертов качестве которых выступали ученые, занимающиеся проблемами МБ и сами предприниматели, которые отметили, что на пути развития предпринимательства встают следующие препятствия:
1. У большинства руководителей МБ отсутствует доверие к предпринимаемым мерам поддержки со стороны государства или они считаю их малоэффективными. Таким образом, бизнес изначально настроек крайне скептически.
2. В предпринимательской среде сформировано негативное отношение к очень высокому и продолжающему расти неравенству доходов в стране. Все больше предложений по поводу снижения НДС и ставки социальных страховых взносов. В современных условиях правительство вводит подоходный налог на доход, получаемым по вкладам свыше 1 млн. руб. Процент таких вкладов не велик, всего около 5%, то какие преференции оно хочет получить, на наш взгляд, введение прогрессивного налога выглядело гораздо логичнее. (Это меры нет в Налоговом Кодексе, но с 2021 году будут облагаться подоходным налогом доходы со вклада более 1 млн.руб. Это введение обосновывается тем, что менее 5% вкладчиком имеет депозит в банке более 1 млн. руб. Эта мера была утверждена Правительством РФ!!!)
3. Для большинства предприятий малого бизнеса ставка коммерческого кредита выше рентабельности бизнеса, на который берется кредит, поэтому кредитные ресурсы для много предпринимателей остаются малодоступными.
4. Наиболее эффективным решением многие предприниматели считают снижение налогов и выдача ссуд или беспроцентных кредитов малому бизнесу.
5. Пришло осознание того, что что на налоги от бизнеса и существуют государственные структуры, который и так вводят жесткий административный контроль. Ситуация в последнее время только усугубляется.
6. Наиболее негативными факторами внутренней среды организаций, повлиявшими на развитие кризиса, в первую очередь называют невысокую производительность труда и уровень механизации производства, а также высокий моральный и физический износ основных производственных фондов.
Результаты исследования
В данной статье пойдет речь о малом предпринимательстве как о юридических лицах в соответствии с ФЗ-2009 за период с 2008 по 2020 годы включительно. Рассмотрим динамику развития малых предприятий за период с 2008 по 2019 годы (табл.1):
1. Из таблицы виден рост трех основных показателей: годовой оборот (выручка) с 18728 млрд.руб. до 53413 млрд.руб. или на 285%; общая прибыль увеличилась с 231 до 3258 млрд. руб. или в 14.1 раза! Причинами такого роста, по нашему мнению, является разорение крупных предприятий под воздействием экономического кризиса в России в 2008-2009 гг., введение упрощенной системы налогообложения со снижением ЕСН до 14%, а также после 2012 года увеличение страховых взносов до 30,2%, отсутствие НДС в размере 18-20% и налога на прибыль – 24%. Что касается НДФЛ то они исчисляются по единой шкале в 13% с заработной платы до 200 тыс.руб. в месяц.
2. Вызывает недоумение рост числа малых предприятий с 1348 тыс. ед. в 2008 году до 2660 тыс.ед. в 2018 году или на 197% при практически неизменной численности работников за эти годы (11,4 и 11,8 млн. чел.). В чём причины?
С 2009 года наблюдается резкий рост числа малых предприятии, что связано с такими причинами, как продолжающееся разукрупнение крупных и средних организаций, освобождение новых привлекательных ниш экономической деятельности, в связи с введением санкций со стороны западных стран и повышением пороговых значений объема выручки для средних предприятий с 400 до 1000 млн. рублей. Немаловажным остается факт отставания снятия с учета ликвидированных и обанкротившихся предприятий из-за сложных бюрократических процедур в налоговых органах. Это привело к резкому увеличению количества малых предприятий в 2018 году – до 2660 тыс.ед.
В России предприятий МБ создается значительно больше, чем ликвидация старых, что и привело к такому резкому росту, согласно данным Росстата. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра превышает 50 %.
В развитых странах поддержка малых предприятий считается стратегически важной задачей для стимулирования экономического роста. По статистике лишь 3-4% малых предприятии России существует более трех лет, основная масса закрывается раньше. Логично предположить, что число официально незакрытых или «брошенных» малых предприятий составляет не менее 1 миллиона. В этом виноваты государственные органы ФНС и МФЦ, которые не проводят жёсткую политику закрытия и изъятия налоговой и кредиторской задолженности с МП из-за мифической надежды, что они «поднимутся» и заплатят налоги в бюджет.
Другой причиной, по нашему мнению, является отсутствие государственных инвестиций в сферу МП на фоне огромного «вливания денег» в оборонно-промышленную и финансовую сферы. Размер этих вливаний в 2008-2009 гг. составил около 12 трлн руб., из них 6 трлн. руб. в форме долгосрочного финансирования (кредиты и займы). Это подтверждает новый еще только разгоняющийся социально-экономический кризис 2020 года из-за пандемии коронавируса, когда значительное число малых предприятий оказалось без господдержки в строительстве (12%), оптовой и розничной торговле, авторемонтном бизнесе, ремонте бутовой техники (около 36%), операций с недвижимостью и предоставлением услуг (около 23%) – это почти 71% от общего числа МП.
Таблица 1
Динамика результатов деятельности малого предпринимательства России
Годы |
Годовой оборот малых предприятий, млрд. руб. |
Общая прибыль, млрд. руб. |
Годовые инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
Число малых предприятий, тыс.ед. |
Общая численность работников малых предприятий, млн.чел. |
Общий фонд оплаты труда работников МП, млрд.руб. |
Социальные налоги (ЕСН, СВ, НДФЛ), млрд. руб. |
2008 |
18728 |
231 |
472 |
1348 |
11,4 |
1790 |
702 |
2009 |
16873 |
425 |
346 |
1603 |
11,2 |
1718 |
674 |
2010 |
18925 |
777 |
574 |
1622 |
11,1 |
1647 |
646 |
2011 |
19937 |
474 |
432 |
1831 |
10,9 |
2059 |
972 |
2012 |
23466 |
950 |
522 |
1997 |
11,4 |
2286 |
988 |
2013 |
24782 |
1437 |
575 |
2063 |
11,4 |
2394 |
1034 |
2014 |
26392 |
2110 |
664 |
2104 |
11,7 |
2696 |
1165 |
2016 |
38877 |
2350 |
802 |
2770 |
10,1 |
2611 |
1128 |
2017 |
48459 |
2200 |
999 |
2754 |
12,0 |
3518 |
1520 |
2018 |
53314 |
3258 |
1057 |
2660 |
11,8 |
3904 |
1687 |
2019 |
53314 |
3258 |
1057 |
2660 |
11,8 |
3904 |
1687 |
2020 |
39986 |
2444 |
793 |
1995 |
8,85 |
3253 |
1405 |
Потери |
13328 |
814 |
264 |
665 |
2,95 |
651 |
282 |
Примечания:
1. Статистические показатели за 2008-20218гг. определены из электронных источников Росстата. Данные за 2015 год в статистике отсутствуют.
2. Статистические показатели за 2019 год приняты по данным 2018 года из-за отсутствия их в Росстате на момент написания статьи.
3. Общий фонд зарплаты 2020 года рассчитан за 10 месяцев ввиду отсутствия государственного пособия за 2 месяца. самоизоляции с 28.04 по 12.05 и последующих двух недель на восстановление малого бизнеса.
По оценке академика А.Г. Аганбегяна к концу года без работы могут оказаться более 3 млн. человек [5]. В лучшем случае они пополнят ряды безработных, но на пособие в 8000 или даже в 12130 рублей прожить невозможно, особенно в условиях роста цен и отсутствия пересмотра величины прожиточного минимума
Нами сделан краткосрочный прогноз результатов деятельности малого бизнеса на 2020 год на основе следующих предположений:
1. Статистические исследования на примере Нижегородской области за 20 лет (1998-2018гг.) и экспертные опросы 42 ученых и руководителей МП показали, что основные показатели (выручка, прибыль, инвестиции) сократятся по итогам 2020 года на 25% (графы 2, 3 и 4 за 2020 год).
2. Статистические показатели за 2019 год приняты по данным 2018 года из-за отсутствия данных Росстата на момент написания статьи.
3. Общий фонд оплаты труда по годам рассчитан на основе среднегодовой зарплаты работников МП и умножения ее на общую численность работников (графы 6 и 7). Фонд зарплаты за 2020 год рассчитан за 10 месяцев, ввиду отсутствия государственного пособия в период самоизоляции.
4. Социальные налоги (НДФЛ и страховые взносы) рассчитаны по действующим ставкам налогообложения фонда оплаты труда по упрощенной системе (30,2% и 13%, кроме 2011 года, когда стразовые взносы рассчитывались по ставкам – 34% и 13% соответственно). Приведены в графе 8 табл. 1.
Сводные результаты прогноза показаны в табл.1. Сопоставление данных за 2020 год с данными за 2019 год позволяет рассчитать ожидаемые экономические потери от пандемии COVID-19 в 2020 году. Для получения полных экономических потерь складываем итоги по графам 2,3,4,7 и 8 (табл. 1). Они составляют: 13328+814+264+651+282=15339 млрд.руб.
Что можно сделать в виде срочных мер Президента и Правительства РФ в 2020 году, основываясь на предложениях академика РАН А.Г. Аганбегяна [5]:
• выделить из бюджета РФ 3 трлн.руб. за счет невозвратимого финансирования по статье «Национальная экономика»;
• предоставить кредиты под низкие проценты и гарантию государства через крупнейшие банки России (СБ, ВТБ, РСХБ. Альфа. Открытие. Уралсиб и др.) малому и среднему бизнесу на сумму 3-5 трлн.руб.;
• заимствовать 100 млрд.долл. из золотовалютных резервов государства (останется 300 млрд.долл.), а это 8 трлн.руб.
• выпустить облигационный займ на сумму 3 трлн.руб. для финансирования наиболее мультипликативных отраслей (строительство жилья, производство автомобилей и бытовой техники) на 1-3 года по минимальной ставке автокредита.
Принятие этих срочных мер позволило бы компенсировать потери малого и среднего бизнеса в сумме 15,3 трлн.руб. и спасти важнейший сектор экономики от разорения, а в последующем стабилизации среднего класса, как наиболее продвинутой и инновационной части общества, которые могут создавать рабочие места себе и другим, заниматься инновациями, создавать социально-экономическую стабильность.
В США и странах ЕС на поддержку малого предпринимательства тратиться более 2 трлн.долларов, а России пока выделено 300 млрд.руб. Об этом свидетельствую следующие цифры:
- США – более 5 трлн.долл.;
- Великобритания – 330 млрд. фунтов;
- Германия – 500 млрд. евро:
- Россия – 300 млрд. руб.
Институты ЕС выделяют займы размером 1 трлн. Евро. В России собираются потратить на ликвидацию последствий пандемии около 2% ВВП, причем адресно, с соблюдением огромного числа условия и возврат будет осуществлен только через полгода, в то время как в развитые страны суммы гораздо больше, распределяются равноправно.
Выводы
1 Срочные меры на 2020 год. Выделить из разных источников краткосрочные беспроцентные или низкопроцентные под 2-3 процента кредиты сроком до трех лет для восстановления малого предпринимательства России, иначе значительная его часть безвозвратно погибнет.
2. Краткосрочные меры до 2022 года. Принять жесткие меры силами ФНС и МФС по ликвидации «брошенных» и убыточных малых предприятий в регионах России и поддержке инновационных. промышленных. строительных и агротехнических предприятий с малой численностью персонала.
3. Среднесрочные меры до 2025 года. Законодательно сократить налогообложение малого и среднего предпринимательства: страховые взносы до 15 %; упрощенный налог до 3%; подоходные налоги от 0 до 20%, кроме долларовых миллионеров; налог на прибыль до 15%; налог на имущество до 1%. Ввести эти налоги на ближайшие 10 лет.
Библиографическая ссылка
Егоршин А.П., Гуськова И.В. ШАНСЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-2. – С. 127-133;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1357 (дата обращения: 21.12.2024).