Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Дугаржапова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
В статье рассматривается механизм и методы пространственного развития регионов России. Предложены девять показателей, отражающих пространственное социально-экономическое развитие регионов. Рассмотрено влияние методов механизма пространственного развития на значения показателей пространственного социально-экономического развития регионов. Проведено сравнение изменений показателей социально-экономического развития регионов с изменением среднероссийского уровня данных показателей. В зависимости от степени влияния методов механизма пространственного развития на изменение показателей социально-экономического развития регионы поделены на группы. Для каждой группы регионов предложены мероприятий по совершенствованию механизма и методов пространственного развития.
пространственное развитие
механизм пространственного развития
методы механизма пространственного развития
показатели пространственного социально-экономического развития регионов
1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/a3d075aa813dc01f981d9e7fcb97265f/130219_207-p.pdf (дата обращения: 23.08.2020).
2. План реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 3227-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/108d64418eca19f746e96fa20a7b6eb7/27122019_3227-p.pdf (дата обращения: 23.08.2020).
3. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? / Рауль Пребиш; [Сокр. пер. с исп. под ред. и с предисл. В.В. Вольского, И.К. Шереметьева]. М.: ИЛА, 1992. 337 с.
4. European Spatial Development Perspective. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/reports/pdf/sum_en.pdf (дата обращения: 23.08.2020).
5. Индексы физического объема валового регионального продукта в процентах к предыдущему году (1998-2018 гг.). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/din98-18.xlsx. (дата обращения: 25.08.2020).
6. Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2018 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mrd.gks.ru/folder/27963 (дата обращения: 25.08.2020).
7. Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991–2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/chSxGUk7/i_ipc.xlsx (дата обращения: 25.08.2020).
8. Приложение к сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели». Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pril-region19.rar (дата обращения: 26.08.2020).

Введение

В настоящее время произошли и происходят существенные изменения в причинах размещения производств на территории страны и роли государства в управлении процессом пространственного размещения. Основными критериями размещения производств были близость к ресурсам или рынкам сбыта. Однако сегодня, предприятия, использовавшие трудоемкие производства, при внедрении трудосберегающей технологии, могут располагаться на территории вне зависимости от наличия трудовых ресурсов. Предприятия, располагавшиеся вблизи рынков сбыта, при развитии транспорта и снижении издержек доставке и хранения готовой продукции, также более свободны в выборе своего места расположения. В связи с эти становятся актуальными вопросы пространственного развития территории России

Цель исследования заключается в определении механизмов пространственного развития России. Задачами исследования являются: определение показателей, отражающих пространственное социально-экономическое развитие регионов и анализ их динамики, а также формирование мероприятий по совершенствованию механизма и методов пространственного развития для различных по динамике социально-экономического развития групп регионов.

Материалы и методы исследования

В качестве аналитической базы были использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также нормативно-правовые документы, такие как Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В научном исследовании были применены методы анализа и синтеза, сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Роль государства в управлении пространственным развитием изменилась от директивного размещения предприятий на территории страны к созданию условий, способствующих социально-экономическому развитию, через механизм косвенного воздействия. Механизм пространственного развития состоит из следующих методов воздействия: финансового (налоговые льготы и субсидии для бизнеса и населения), строительство объектов инфраструктуры (инженерная инфраструктура для бизнеса и населения, объекты социальной инфраструктуры).

Пространственное социально-экономическое развитие следует рассматривать не только как пространственное размещения производств и трудовых ресурсов, но и как социально-экономическое развитие территорий с учетом множества факторов, в том числе и экологического.

Разница между пространственным социально-экономическим развитием и социально-экономическим развитием заключается в том, что пространственное развитие отражает взаимосвязь развития и территории. Пространственное социально-экономическое развитие РФ должно выражаться в общем развитии регионов при снижении дифференциации значений социально-экономических показателей регионов [1, c. 7-8]. Значительная дифференциация является негативным фактором и способствует распаду государства. Дифференциация и различия между регионами не должны негативно влиять на доступность базовых универсальных услуг для жителей, вне зависимости от территории их проживания [4, с. 14].

Незначительная дифференциация в социально-экономическом развитии регионов будет сохраняться и влиять на мобильность населения. Однако отток населения выше, чем в среднем по РФ, можно считать негативным процессом.

Для сравнения результатов пространственного социально-экономического развития регионов рассмотрим следующие показатели:

1. базисные индексы физического объема валового регионального продукта 2018 г. к 2011 г. (Иврп) [5];

2. темп прироста валового регионального продукта на душу населения по субъектам российской федерации в 2018 г. к 2011 г. в % (ВРПчел) [6, 7];

3. темп прироста доходов консолидированного бюджета субъектов российской федерации в 2018 г. к 2011 г. в % (КБ) [8];

4. темп прироста доходов консолидированных бюджетов регионов на душу населения в 2018 г. к 2011 г. в % (КБчел) [8];

5. темп прироста численности населения в 2018 г. к 2011 г. в % (ЧН) [8];

6. темп прироста среднедушевых доходов населения в 2018 г. к 2011 г. в % (ДН) [8];

7. наклон линии линейной регрессии для данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников в период с 2011 по 2018 г. (Воз) [8];

8. наклон линии линейной регрессии для данных о сбросе загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в период с 2011 г. по 2018 г. (Вод) [8];

9. темп прироста заболеваемости на 1000 человек населения в 2018 г. к 2011 г. в % (Бол) [8];

Значения показателей приведены в табл. 1.

Сравнение значений показателей пространственного социально-экономического развития регионов за период с 2011 по 2018 гг. с общероссийским уровнем приведено в табл. 2. Для удобства дальнейшего анализа значения показателей регионов лучше общероссийского уровня заменены цифрой 1, а значения хуже общероссийского уровня заменены цифрой 0.

Наличие превышения среднероссийского уровня по девяти или восьми показателям не наблюдается ни у одного региона.

Таблица 1

Показатели пространственного социально-экономического развития регионов за период с 2011 по 2018 гг.

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Российская Федерация

1,115

82,272

62,116

58,003

2,603

59,663

-0,342

-381,214

-1,857

Центральный ФО

1,120

79,144

-

-

2,181

61,272

-9,024

-93,738

-4,274

Белгородская область

1,265

68,933

39,439

38,421

0,736

63,713

2,119

-0,131

-8,706

Брянская область

1,245

98,811

72,310

81,527

-5,078

73,215

0,810

-3,107

-10,340

Владимирская область

1,044

76,570

50,053

57,315

-4,616

64,470

0,905

-3,786

-1,310

Воронежская область

1,269

98,864

75,595

75,874

-0,159

90,389

2,393

-2,357

-4,826

Ивановская область

0,897

60,723

45,539

52,757

-4,725

88,398

-1,714

-5,738

-4,163

Калужская область

1,157

98,100

88,012

87,788

0,119

65,911

2,536

-2,500

8,883

Костромская область

1,044

60,322

61,149

67,370

-3,717

62,728

-1,417

-1,905

-7,512

Курская область

1,282

89,314

57,510

59,587

-1,302

66,443

0,667

-5,250

-16,766

Липецкая область

1,171

105,534

76,915

80,286

-1,870

78,514

-4,179

-1,607

-7,991

Московская область

1,188

82,825

80,988

71,438

5,570

74,603

7,060

-37,810

2,185

Орловская область

1,073

85,327

50,099

58,583

-5,350

67,937

0,881

0,083

15,934

Рязанская область

1,053

84,081

55,435

60,234

-2,995

72,038

-5,179

-1,512

2,559

Смоленская область

1,112

79,584

46,109

52,016

-3,886

62,114

1,738

-1,750

-4,241

Тамбовская область

1,333

102,841

36,822

45,791

-6,152

77,071

1,524

3,286

-7,746

Тверская область

1,054

82,558

42,716

50,877

-5,409

68,139

-2,595

-2,750

4,204

Тульская область

1,336

136,791

85,390

93,627

-4,254

60,283

-13,417

-5,083

0,182

Ярославская область

1,174

96,640

48,902

50,250

-0,897

74,447

-0,298

-7,750

1,048

г. Москва

1,082

65,658

61,081

48,281

8,632

44,521

-0,881

-14,036

-9,873

Северо-Западный ФО

1,110

84,082

-

-

2,284

70,709

-67,298

-32,940

8,775

Республика Карелия

1,046

86,785

51,322

56,635

-3,392

66,163

2,655

2,869

6,549

Республика Коми

0,863

63,484

65,250

77,113

-6,698

41,948

-41,226

20,202

6,933

Архангельская область

1,109

97,868

48,312

57,309

-5,719

57,684

-15,298

-7,155

-3,986

в т.ч. Ненецкий авт. округ

1,051

77,597

63,902

58,663

3,302

43,778

-4,548

0,040

-21,744

Архангельская область

без Ненецкого авт. округа

1,137

99,927

 

-

-6,046

58,190

-10,726

-7,155

-3,030

Вологодская область

1,079

84,600

76,456

81,110

-2,570

72,541

-12,798

-2,095

11,673

Калининградская область

1,173

80,864

160,057

145,682

5,851

62,684

-0,012

1,595

4,533

Ленинградская область

1,180

79,013

105,064

92,414

6,575

96,717

-0,381

5,726

18,956

Мурманская область

1,071

92,709

44,826

52,550

-5,063

64,265

-6,310

-6,988

-2,267

Новгородская область

1,204

78,672

33,595

40,160

-4,684

48,943

2,000

-8,821

-4,537

Псковская область

1,013

72,706

30,391

38,093

-5,578

68,347

1,357

-1,190

7,204

г. Санкт-Петербург

1,145

83,969

45,323

33,697

8,695

72,615

2,560

-37,488

15,009

Южный ФО

1,159

77,527

-

-

18,514

71,702

50,190

-24,655

-2,438

Республика Адыгея

1,235

85,456

75,754

70,962

2,803

93,056

0,655

-0,524

-3,565

Республика Калмыкия

1,030

163,975

60,663

68,973

-4,918

93,476

-0,262

-2,298

2,650

Республика Крым

0,000

-

-

-

-

-

1,000

18,400

-

Краснодарский край

1,103

76,033

46,105

36,697

6,882

82,869

69,238

-21,821

10,800

Астраханская область

1,560

219,518

68,733

68,883

-0,089

47,642

-10,190

-2,393

-16,441

Волгоградская область

1,000

73,362

53,841

59,197

-3,364

57,125

-5,071

-10,286

-2,611

Ростовская область

1,220

91,346

61,754

63,998

-1,368

81,730

-9,583

-4,964

0,024

г. Севастополь

0,000

-

-

-

-

-

0,700

1,700

-

Северо-Кавказский ФО

1,145

75,095

-

-

3,939

54,505

2,310

-1,131

-3,602

Республика Дагестан

1,221

79,833

67,870

59,406

5,310

40,907

-0,583

-0,988

-1,873

Республика Ингушетия

1,366

77,055

40,232

21,371

15,540

39,794

0,137

-0,286

-39,809

Кабардино-Балкарская

Республика

1,117

59,556

44,740

43,537

0,838

64,467

0,167

-0,155

9,882

Карачаево-Черкесская

Республика

0,996

59,825

75,845

79,282

-1,917

53,730

-1,286

-0,440

31,893

Республика Северная

Осетия-Алания

0,949

53,646

66,145

68,449

-1,368

69,150

0,607

-1,583

-5,558

Чеченская Республика

1,285

98,505

2,394

-8,485

11,888

65,386

-0,857

0,000

-25,044

Ставропольский край

1,107

79,571

52,869

52,421

0,294

62,105

4,333

2,167

5,905

Окончаие табл. 1

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Приволжский ФО

1,109

79,079

-

-

-1,390

54,427

-28,631

-105,571

-3,634

Республика Башкортостан

1,115

78,342

77,223

77,805

-0,327

52,218

5,119

-10,571

-1,941

Республика Марий Эл

1,199

85,994

42,953

45,474

-1,733

74,806

1,095

-1,369

8,500

Республика Мордовия

1,222

96,362

21,566

26,136

-3,622

56,101

0,714

-2,250

-4,167

Республика Татарстан

1,156

84,168

69,666

65,510

2,511

66,766

10,976

-32,107

-8,790

Удмуртская Республика

1,104

88,964

61,070

62,214

-0,705

64,870

3,060

-4,583

0,728

Чувашская Республика

1,052

60,496

55,080

58,072

-1,893

52,793

1,512

8,774

-6,781

Пермский край

1,035

57,863

45,072

46,200

-0,772

34,735

-11,060

-22,810

-0,640

Кировская область

1,063

77,726

34,261

40,150

-4,202

51,598

-0,964

-14,810

-4,604

Нижегородская область

1,130

81,695

56,336

60,339

-2,496

71,282

-2,929

-18,357

2,699

Оренбургская область

1,041

86,095

40,218

44,554

-2,999

57,031

-28,381

-4,321

-1,221

Пензенская область

1,224

95,529

35,950

41,974

-4,243

53,864

0,702

-2,298

-0,710

Самарская область

1,071

82,585

51,251

52,728

-0,968

29,527

-8,000

2,548

-11,971

Саратовская область

1,148

69,502

46,043

50,112

-2,710

63,572

0,821

-2,238

-3,027

Ульяновская область

1,067

60,998

64,617

70,426

-3,408

59,286

-1,107

-1,310

-7,610

Уральский ФО

1,104

98,105

-

-

1,702

46,206

-237,679

-16,571

0,632

Курганская область

0,976

67,878

40,744

51,131

-6,873

41,671

-0,845

-1,583

8,034

Свердловская область

1,131

75,679

64,100

63,792

0,188

47,572

-38,726

-27,667

-0,662

Тюменская область

1,107

97,845

23,481

14,707

7,649

50,212

-169,369

31,643

2,547

в т.ч. Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

0,939

70,134

58,775

48,984

6,572

49,493

-158,512

34,488

4,348

Ямало-Ненецкий авт. округ

1,439

213,691

71,839

70,284

0,913

69,708

-18,667

-0,750

7,733

Тюменская область (без Ханты-Мансийского авт.округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт.округа)

1,123

59,895

 

-

11,538

40,832

7,845

-2,107

-1,358

Челябинская область

1,070

89,950

72,802

73,020

-0,126

32,102

-28,607

-19,071

-1,775

Сибирский ФО

1,122

87,224

-

-

-0,098

54,762

-61,607

-80,655

-0,451

Республика Алтай

1,134

82,040

37,370

30,781

5,038

40,948

-0,607

0,008

-0,348

Республика Тыва

1,110

96,782

78,395

70,147

4,848

42,324

-1,238

-0,083

0,796

Республика Хакасия

1,159

106,283

92,196

90,762

0,752

51,663

2,798

-1,071

11,830

Алтайский край

1,094

70,606

47,484

52,188

-3,091

82,632

-1,274

1,369

3,497

Красноярский край

1,165

91,925

46,745

44,927

1,254

48,995

-32,476

-22,202

-4,896

Иркутская область

1,273

121,813

71,188

73,094

-1,101

52,550

-3,452

-10,798

4,932

Кемеровская область

0,938

69,683

58,706

63,246

-2,781

39,002

7,012

-39,464

2,438

Новосибирская область

1,162

100,632

60,876

54,742

3,964

58,145

-10,881

-2,214

2,110

Омская область

1,061

52,817

52,141

54,536

-1,550

47,443

-6,155

-5,976

-10,846

Томская область

1,067

69,542

41,572

38,983

1,863

65,270

-15,464

-0,393

-10,091

Дальневосточный ФО

1,030

83,229

-

-

-1,776

71,828

7,821

-25,833

-3,822

Республика Бурятия

0,952

45,341

44,742

42,991

1,225

53,236

0,345

2,476

-1,846

Республика Саха (Якутия)

1,189

120,792

96,870

94,590

1,172

66,565

16,238

-5,321

-3,065

Забайкальский край

0,982

65,351

52,703

57,517

-3,056

50,241

-2,083

-6,012

0,248

Камчатский край

1,171

110,544

60,097

62,895

-1,718

68,334

0,952

-1,440

-10,878

Приморский край

0,929

55,227

37,505

40,959

-2,451

80,684

-4,821

-9,119

-5,871

Хабаровский край

1,015

80,229

49,951

52,334

-1,564

64,453

-2,083

-0,298

-5,519

Амурская область

0,903

38,489

29,203

33,829

-3,457

73,901

-1,095

-1,429

7,418

Магаданская область

1,223

157,845

66,937

82,661

-8,608

96,289

0,607

-1,452

-13,337

Сахалинская область

1,034

99,002

186,807

190,205

-1,171

66,676

0,571

-2,381

-14,709

Еврейская автономная

область

0,888

54,051

39,080

51,692

-8,314

49,446

-0,786

-0,464

-7,723

Чукотский автономный

округ

1,150

78,691

81,913

86,671

-2,549

83,075

0,060

-0,350

2,526

 

Таблица 2

Сравнение значений показателей пространственного социально-экономического развития регионов за период с 2011 по 2018 гг. с общероссийским уровнем

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

Центральный ФО

1

0

-

-

0

1

1

0

1

-

Белгородская область

1

0

0

0

0

1

0

0

1

3

Брянская область

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

Владимирская область

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

Воронежская область

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

Ивановская область

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

Калужская область

1

1

1

1

0

1

0

0

0

5

Костромская область

0

0

0

1

0

1

1

0

1

4

Курская область

1

1

0

1

0

1

0

0

1

5

Липецкая область

1

1

1

1

0

1

1

0

1

7

Московская область

1

1

1

1

1

1

0

0

0

6

Орловская область

0

1

0

1

0

1

0

0

0

3

Рязанская область

0

1

0

1

0

1

1

0

0

4

Смоленская область

0

0

0

0

0

1

0

0

1

2

Тамбовская область

1

1

0

0

0

1

0

0

1

4

Тверская область

0

1

0

0

0

1

1

0

0

3

Тульская область

1

1

1

1

0

1

1

0

0

6

Ярославская область

1

1

0

0

0

1

0

0

0

3

г. Москва

0

0

0

0

1

0

1

0

1

3

Северо-Западный ФО

0

1

-

-

0

1

1

0

0

-

Республика Карелия

0

1

0

0

0

1

0

0

0

2

Республика Коми

0

0

1

1

0

0

1

0

0

3

Архангельская область

0

1

0

0

0

0

1

0

1

3

в т.ч. Ненецкий авт. округ

0

0

1

1

1

0

1

0

1

5

Архангельская область без Ненецкого авт.округа

1

1

0

-

0

0

1

0

1

-

Вологодская область

0

1

1

1

0

1

1

0

0

5

Калининградская область

1

0

1

1

1

1

0

0

0

5

Ленинградская область

1

0

1

1

1

1

1

0

0

6

Мурманская область

0

1

0

0

0

1

1

0

1

4

Новгородская область

1

0

0

0

0

0

0

0

1

2

Псковская область

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

г. Санкт-Петербург

1

1

0

0

1

1

0

0

0

4

Южный ФО

1

0

-

-

1

1

0

0

1

-

Республика Адыгея

1

1

1

1

1

1

0

0

1

7

Республика Калмыкия

0

1

0

1

0

1

0

0

0

3

Республика Крым

0

-

-

-

-

-

0

0

-

-

Краснодарский край

0

0

0

0

1

1

0

0

0

2

Астраханская область

1

1

1

1

0

0

1

0

1

6

Волгоградская область

0

0

0

1

0

0

1

0

1

3

Ростовская область

1

1

0

1

0

1

1

0

0

5

г. Севастополь

0

-

-

-

-

-

0

0

-

-

Северо-Кавказский ФО

1

0

-

-

1

0

0

0

1

-

Республика Дагестан

1

0

1

1

1

0

1

0

1

6

Республика Ингушетия

1

0

0

0

1

0

0

0

1

3

Кабардино-Балкарская Республика

1

0

0

0

0

1

0

0

0

2

Карачаево-Черкесская Республика

0

0

1

1

0

0

1

0

0

3

Республика Северная Осетия-Алания

0

0

1

1

0

1

0

0

1

4

Чеченская Республика

1

1

0

0

1

1

1

0

1

6

Ставропольский край

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

Приволжский ФО

0

0

-

-

0

0

1

0

1

-

Республика Башкортостан

1

0

1

1

0

0

0

0

1

4

Республика Марий Эл

1

1

0

0

0

1

0

0

0

3

Окончаие табл. 2

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

Республика Мордовия

1

1

0

0

0

0

0

0

1

3

Республика Татарстан

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

Удмуртская Республика

0

1

0

1

0

1

0

0

0

3

Чувашская Республика

0

0

0

1

0

0

0

0

1

2

Пермский край

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

Кировская область

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

Нижегородская область

1

0

0

1

0

1

1

0

0

4

Оренбургская область

0

1

0

0

0

0

1

0

0

2

Пензенская область

1

1

0

0

0

0

0

0

0

2

Самарская область

0

1

0

0

0

0

1

0

1

3

Саратовская область

1

0

0

0

0

1

0

0

1

3

Ульяновская область

0

0

1

1

0

0

1

0

1

4

Уральский ФО

0

1

-

-

0

0

1

0

0

-

Курганская область

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

Свердловская область

1

0

1

1

0

0

1

0

0

4

Тюменская область

0

1

0

0

1

0

1

0

0

3

в т.ч. Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

0

0

0

0

1

0

1

0

0

2

Ямало-Ненецкий авт. округ

1

1

1

1

0

1

1

0

0

6

Тюменская область (без Ханты-Мансийского авт.округа-Югра и Ямало-Ненецкого авт.округа)

1

0

0

-

1

0

0

0

0

-

Челябинская область

0

1

1

1

0

0

1

0

0

4

Сибирский ФО

1

1

-

-

0

0

1

0

0

-

Республика Алтай

1

0

0

0

1

0

1

0

0

3

Республика Тыва

0

1

1

1

1

0

1

0

0

5

Республика Хакасия

1

1

1

1

0

0

0

0

0

4

Алтайский край

0

0

0

0

0

1

1

0

0

2

Красноярский край

1

1

0

0

0

0

1

0

1

4

Иркутская область

1

1

1

1

0

0

1

0

0

5

Кемеровская область

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

Новосибирская область

1

1

0

0

1

0

1

0

0

4

Омская область

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

Томская область

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

Дальневосточный ФО

0

1

-

-

0

1

0

0

1

-

Республика Бурятия

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Республика Саха (Якутия)

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

Забайкальский край

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

Камчатский край

1

1

0

1

0

1

0

0

1

5

Приморский край

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

Хабаровский край

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

Амурская область

0

0

0

0

0

1

1

0

0

2

Магаданская область

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

Сахалинская область

0

1

1

1

0

1

0

0

1

5

Еврейская автономная область

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

Чукотский автономный округ

1

0

1

1

0

1

0

0

0

4

 

Рассмотрим группу регионов в табл. 3, у которых значения показателей базисный индексы физического объема валового регионального продукта, темп прироста валового регионального продукта на душу населения, темп прироста доходов консолидированного бюджета и темп прироста доходов консолидированных бюджетов регионов на душу населения превышают среднероссийский уровень.

Для 14 регионов, отраженных в табл. 3, характерно положительное влияние финансового механизма пространственного развития, т.е. результаты роста ВРП отражаются на росте доходов консолидированных бюджетов регионов.

Таблица 3

Группа регионов со значениями 1–4 показателей выше среднероссийского уровня

 

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

1

Брянская область

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

2

Воронежская область

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

3

Калужская область

1

1

1

1

0

1

0

0

0

5

4

Липецкая область

1

1

1

1

0

1

1

0

1

7

5

Московская область

1

1

1

1

1

1

0

0

0

6

6

Тульская область

1

1

1

1

0

1

1

0

0

6

7

Республика Адыгея

1

1

1

1

1

1

0

0

1

7

8

Астраханская область

1

1

1

1

0

0

1

0

1

6

9

Республика Татарстан

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

10

Ямало-Ненецкий авт. округ

1

1

1

1

0

1

1

0

0

6

11

Республика Хакасия

1

1

1

1

0

0

0

0

0

4

12

Иркутская область

1

1

1

1

0

0

1

0

0

5

13

Республика Саха (Якутия)

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

14

Магаданская область

1

1

1

1

0

1

0

0

1

6

 

Однако у 3 регионов среднедушевые доходы населения выросли ниже среднероссийского уровня, что свидетельствует о недостатках в финансовом механизме пространственного развития. Данный недостаток связан с тем, что на предприятиях с производительностью труда выше, чем у других предприятий региона, заработная плата выше, чем в среднем в регионе, но ниже, чем на аналогичных по квалификации рабочих местах в других регионах из-за высокой конкуренции на рынке труда [3, c. 116]. В связи с этим в данных регионах требуются усиление влияния финансового механизма в виде предоставления налоговых льгот и субсидий при создании рабочих мест с высокой производительностью и оплатой труда. При отсутствии изменений финансового механизма пространственного развития возможна миграция квалифицированного персонала в регионы с более высоким уровнем оплаты труда и доходов населения, что негативно повлияет на дальнейшие возможности роста ВРП в этих 3 регионах.

У 9 регионов из табл. 3 наблюдается рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а у 6 регионов растёт показатель заболеваемости, что свидетельствует о недостаточном влиянии механизмов пространственного развития на сохранение экологии и здоровья населения. Таким образом, необходимо формирование мероприятий направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в воздух и сточных вод у действующих предприятий и повышение обеспеченности населения регионов объектами социальной сферы [2, с. 27].

Таблица 4

Группа регионов со значениями 1–2 показателей выше и 3 показателем ниже среднероссийского уровня

 

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

1

Курская область

1

1

0

1

0

1

0

0

1

5

2

Тамбовская область

1

1

0

0

0

1

0

0

1

4

3

Ярославская область

1

1

0

0

0

1

0

0

0

3

4

Архангельская область без Ненецкого авт. округа

1

1

0

-

0

0

1

0

1

-

5

г. Санкт-Петербург

1

1

0

0

1

1

0

0

0

4

6

Ростовская область

1

1

0

1

0

1

1

0

0

5

7

Чеченская Республика

1

1

0

0

1

1

1

0

1

6

8

Республика Марий Эл

1

1

0

0

0

1

0

0

0

3

9

Республика Мордовия

1

1

0

0

0

0

0

0

1

3

10

Пензенская область

1

1

0

0

0

0

0

0

0

2

11

Красноярский край

1

1

0

0

0

0

1

0

1

4

12

Новосибирская область

1

1

0

0

1

0

1

0

0

4

13

Камчатский край

1

1

0

1

0

1

0

0

1

5

 

Таблица 5

Группа регионов со значениями 1 показателя ниже и 2 показателя выше среднероссийского уровня

 

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

1

Вологодская область

0

1

1

1

0

1

1

0

0

5

2

Сахалинская область

0

1

1

1

0

1

0

0

1

5

3

Орловская область

0

1

0

1

0

1

0

0

0

3

4

Рязанская область

0

1

0

1

0

1

1

0

0

4

5

Республика Калмыкия

0

1

0

1

0

1

0

0

0

3

6

Удмуртская Республика

0

1

0

1

0

1

0

0

0

3

7

Тверская область

0

1

0

0

0

1

1

0

0

3

8

Республика Карелия

0

1

0

0

0

1

0

0

0

2

9

Мурманская область

0

1

0

0

0

1

1

0

1

4

10

Челябинская область

0

1

1

1

0

0

1

0

0

4

11

Архангельская область

0

1

0

0

0

0

1

0

1

3

13

Оренбургская область

0

1

0

0

0

0

1

0

0

2

14

Самарская область

0

1

0

0

0

0

1

0

1

3

15

Республика Тыва

0

1

1

1

1

0

1

0

0

5

16

Тюменская область

0

1

0

0

1

0

1

0

0

3

 

У 13 регионов, отраженных в табл. 4, при росте ВРП доходы консолидированных бюджетов регионов выросли ниже среднероссийского уровня. Таким образом, у регионов отсутствует важный стимул в увеличении ВРП и ВРП на душу населения такой как, рост бюджета. У 8 регионов низкий рост доходов бюджета может быть компенсирован ростом среднедушевых доходов населения выше среднероссийского уровня. В целом для этих 13 регионов требуется изменение финансового механизма пространственного развития с целью повышения доходов бюджета региона при росте ВРП, например, увеличение ставок отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты, увеличение участия регионов в капитале предприятий и т.д.

У 16 регионов, отраженных в табл. 5, индексы физического объема валового регионального продукта ниже среднероссийского уровня. При этом у этих регионов, кроме Республики Тыва и Тюменской области, наблюдается снижение численности населения. Для обеспечения роста ВРП и среднедушевых доходов населения при формировании механизма пространственного развития необходимо использовать мероприятия, способствующие созданию предприятий с трудосберегающими технологиями, т.е. не требующими большого количества трудовых ресурсов, но обеспечивающих уровень доходов населения, при котором его численность не будет снижаться из-за миграционного оттока.

У 13 регионов, отраженных в табл. 6, индексы физического объема валового регионального продукта, темп прироста валового регионального продукта на душу населения, темп прироста доходов консолидированного бюджета и темп прироста доходов консолидированных бюджетов регионов на душу населения ниже среднероссийского уровня. При этом у этих регионов наблюдается рост среднедушевых доходов населения выше среднероссийского уровня. Отсутствие связи между ростом валового регионального продукта и доходов бюджетов свидетельствует о недостатках в финансовом механизме пространственного развития. В связи с этим в данных регионах требуются усиление влияния механизма пространственного развития на рост ВРП, что, например, может осуществляться в виде государственных субсидий части инвестиционных вложений предприятий в основные средства и прямого финансирования государством строительства инженерной инфраструктуры необходимой для создания новых предприятий.

Таблица 6

Группа регионов со значениями 1 и 2 показателей ниже среднероссийского уровня и 6 показателя выше среднероссийского уровня

 

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

1

Владимирская область

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

2

Ивановская область

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

3

Костромская область

0

0

0

1

0

1

1

0

1

4

4

Смоленская область

0

0

0

0

0

1

0

0

1

2

5

Псковская область

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

6

Краснодарский край

0

0

0

0

1

1

0

0

0

2

7

Республика Северная Осетия-Алания

0

0

1

1

0

1

0

0

1

4

8

Ставропольский край

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

9

Алтайский край

0

0

0

0

0

1

1

0

0

2

10

Томская область

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

11

Приморский край

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

12

Хабаровский край

0

0

0

0

0

1

1

0

1

3

13

Амурская область

0

0

0

0

0

1

1

0

0

2

 

Таблица 7

Группа регионов со значениями 1, 2 и 6 показателей ниже среднероссийского уровня

 

Наименование регионов РФ

Иврп

ВРПчел

КБ

КБчел

ЧН

ДН

Воз

Вод

Бол

Итого

Доходы консолидированных бюджетов регионов на душу населения в 2018 г., тыс. руб.

1

г. Москва

0

0

0

0

1

0

1

0

1

3

189,203

2

Республика Коми

0

0

1

1

0

0

1

0

0

3

115,599

3

Ненецкий авт. округ

0

0

1

1

1

0

1

0

1

5

530,874

4

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

0

0

0

0

1

0

1

0

0

2

195,133

5

Волгоградская область

0

0

0

1

0

0

1

0

1

3

48,286

6

Карачаево-Черкесская Республика

0

0

1

1

0

0

1

0

0

3

56,926

7

Чувашская Республика

0

0

0

1

0

0

0

0

1

2

47,238

8

Пермский край

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

60,231

9

Кировская область

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

50,585

10

Ульяновская область

0

0

1

1

0

0

1

0

1

4

52,982

11

Курганская область

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

54,626

12

Кемеровская область

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

76,161

13

Омская область

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

52,706

14

Республика Бурятия

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

65,879

15

Забайкальский край

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

66,420

16

Еврейская автономная область

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

73,031

 

Среди 16 регионов, отраженных в табл. 7, следует выделить г. Москва, Республику Коми, Ненецкий авт. округ и Ханты-Мансийский авт. округ-Югра, у которых доходы консолидированных бюджетов на душу населения в 2018 г. существенно выше, чем среднероссийский уровень в 84,429 тыс. руб. Социально-экономическое развитие Москвы непосредственно связано с исполнением функции столицы и сохранением оптимальной численности населения. Для Республики Коми, Ненецкого авт. округа и Ханты-Мансийского авт.округа-Югра, основой социально-экономического развития которых является добыча полезных ископаемых. Механизм пространственного развития должен быть направлен на обеспечение роста доходов населения и создание объектов социальной инфраструктуры за счет части доходов государства от продажи природных ресурсов [2, c. 24].

Социально-экономическое развитие оставшихся 12 регионов, отраженных в табл. 7, связано с обеспечением существенного участия государства. В каждом из этих регионов может быть создано несколько предприятий способных обеспечить рост ВРП, занятости и доходов населения. В последствии государственные предприятия могут способствовать возникновению и развитию частных предприятий, обеспечивая им место в своей производственной цепочке.

Заключение

Таким образом, для обеспечения сбалансированного и устойчивого развития территорий требуется применение различных методов механизма прямого и косвенного государственного воздействия. Основным показателем развития территории является рост доходов и уровня жизни населения. При этом необходимо снижение экологического загрязнения, заболеваемости населения и рост обеспеченности объектами социальной сферы. Также изменение структуры ВРП за счет роста отраслей производящих продукт с высокой добавленной стоимостью из возобновляемых ресурсов с использованием инноваций.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-010-00906 А «Развитие теоретических подходов и разработка механизмов эффективного взаимодействия субъектов Байкальского макрорегиона в условиях пространственного развития»).


Библиографическая ссылка

Дугаржапова М.А. МЕХАНИЗМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-1. – С. 47-56;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1345 (дата обращения: 21.11.2024).