Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ: ПОДХОДЫ И ЦЕЛИ

Косова Л.Н. 1 Косова Ю.А. 1
1 ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
В статье рассматриваются направления стратегии развития страны для достижения нового качества жизни. Уровень качества жизни внедрен международными организациями в качества одного из основных и рекомендован для использования при разработке индикативного планирования. Оно базируется на трансформации экономического положения национального хозяйства. Авторы предлагают подходы к формированию инновационного пути достижения цели. Они видят его в окончательном переходе экономики к постиндустриальному состоянию. Авторы провели сравнительный анализ концепций стратегического развития страны, разработанные различными институциональными единицами, от министерств до научных и учебных учреждений. Высказаны предложения по предполагаемым вариантам моделирования социально-экономической системы. Они применимы к двум типам сценариев развития экономики. Первый сценарий предполагает индустриальное развитие экономического базиса, второй – более прогрессивен и приводит к постиндустриальному обществу. Выявлены связи между потенциально необходимыми направлениями развития и практическими наработками при выборе ключевых показателей достижения целей. Есть необходимость к более продуманному целеполаганию, так как практика показала, что не все программы реализованы до конца. Данные направления закрепленных в применяемых концепциях стратегий Российской Федерации, институализированы правовыми актами.
стратегия
экономика
система
метод системного подхода
концепции
модель
развитие
цели
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / www. publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.09.2020).
2. Распоряжение Правительства Российской федерации № 2227 от 8 декабря 2011г. «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020года//www.government.ru (дата обращения: 02.09.2020).
3. Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня». Аналитический доклад / Под ред. М.Э. Дмитриева, С.А. Белановский, М.Э. Дмитриев, В.М. Комаров, М.О. Комин, В.А. Коцюбинский, А.В. Никольская. СПб., 2016. 205 с.
4. Иванов В. В. Инновационная политика России: варианты и перспективы // Журнале об инновационной деятельности «Инновации», 02 (148), февраль, 2011. С. 32-41.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»//www.economy.gov.ru/material/file/130219_207-p.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
6. Косова Л.Н., Косова Ю.А Контроль над финансовыми ресурсами с использованием государственных программ // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-1 (89). С. 45-50.
7. Косова Л.Н., Косова Ю.А. Формирование координационных связей организации в условиях применения процессного подхода // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 1058-1062.
8. Косова Л.Н., Косова Ю.А., Стратегические причины и кластеры проблем перераспределения финансовых ресурсов публичной сферы // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 145-148.
9. Косова Л.Н., Косова Ю.А. Логистика учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 060500 «Бухгалт. учет, анализ и аудит»; 060800 «Экономика и упр. на предприятии (Полиграфия)» / Л.Н. Косова, Ю.А. Косова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Моск. гос. ун-т печати. Москва, 2004. (2-е изд., перераб. и доп.).
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов // www.economy.gov.ru/material/file/prognoz2036.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
11. Дмитриев М., Юртаев А. Стратегия 2010 История реализации 10 лет спустя // Экономическая политика. М., 2010. № 3. С. 2-8.
12. Стратегия-2020: Новая модель роста новая социальная политика Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Книга 1. М.: Издательский дом «Дело», 2013. 430 с.
13. Стратегия-2020: Новая модель роста новая социальная политика Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Книга 2. М.: Издательский дом «Дело», 2013. 408 с.

Введение

Экономическое развитие как процесс имеет характер спиралевидного движения, характеризуемый цикличностью и переходами от одного вида технологического уклада к другому. Современный этап развития экономики является переходным от индустриального этапа развития к постиндустриальному.

Индустриальному этапу развития соответствует достижение производительности труда за счет его интенсификации с использованием технических средств и инструментов. Создаваемые богатства имеют экономическую природу капитала. Развивающийся постиндустриальный этап экономики базируется на производительности труда за счет использования интеллектуальных ресурсов, созданных благодаря знаниям, и добавленная стоимость в производстве формируется за счет инноваций в технологиях и процессах. В дополнение к капиталу, имеющему экономическую основу, создается второй тип капитала спекулятивный – как результат движения финансовых потоков на сегментах финансовых рынков как национальных, так и мировом.

Переход любой национальной экономики к постиндустриальному этапу развития имеет неоднородный характер. Российская Федерация, также как развитые страны Америки и Европы, поставила цель сформировать новый тип экономики и перейти к ее постиндустриальному развитию.

С начала 2000-х годов в нашей стране были разработаны и приняты правительством несколько концепций стратегий развития. Стратегия развития страны является ключевым элементом государственного управления. За последние двадцать лет в Российской Федерации были разработаны и утверждены более пяти концепций стратегии общенационального развития.

Цель исследования

Цель данного исследования провести сравнительный анализ всех подходов в решении вопросов формирования концептуальной основы стратегии развития страны. Проанализировать результаты реализации всех принятых концепций развития с 2000-х годов. Выявить появившиеся в ходе осуществления проблемы, стоящие на пути достижения поставленной цели. Ее мы видим в переходе на постиндустриальный путь развития экономики и общества.

Материал и методы исследования

В исследовании используются аналитические данные из открытых источников информации, публикации научных изданий, экспертные материалы, ресурсы Internet, аналитические публикации ведущих университетов и аналитических центров.

Анализ подходов стратегии развития национальной экономики проведен на основе метода системного подхода к анализу сложных социально-экономический систем.

Результаты исследования и их обсуждения

Первая концепция – в 2000 году Центром стратегических разработок (ЦСР) была разработана и одобрена Правительством РФ. Первая общенациональная «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» («Стратегия-2010») базировалась на показателях роста Внутреннего валового продукта (ВВП). В ней было заложен рост ВВП минимум на 5 % в год, и увеличение ВВП на 70 % 2010 году [11, 4].

Как показал анализ, общий уровень реализации мер «Стратегии-2010» по достижению целей составил 36 %, в том числе:

по разделу «Реформа социальной сферы» достиг едва 30 %.

в сфере образования (менее 25 %),

в сфере здравоохранения и социального страхования (около 20 %).

Вторая концепция датируется ноябрем 2008 года. Она была разработана Министерством экономического развития Российской Федерации и утверждена Правительством РФ. Общенациональная «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» – «Концепция-2020» ставила следующие цели:

– обобщающий показатель уровня жизни – ВВП на душу населения по паритету покупательной способности – предполагалось увеличить с 13,9 тыс. долларов США в 2007 г. до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году;

– расходы на образование за счёт государственных и частных источников составят 6,5–7 % ВВП;

– расходы на здравоохранение – 6,7–7 % ВВП в 2020 году;

Третья концепция – общенациональная программа «Стратегия-2020» [2] разработана в 2011году Государственными научными и учебными организациями: Высшая школа экономики и Российской академией народного хозяйства и госслужбы. Ее целями стали:

– рост ВВП 37-38 % – в среднем – 5 % в год.

– рост производительности труда на 40-41 %,

– рост реальных располагаемых доходов населения – на 53-54 %,

– рост инвестиций в основной капитал на 80-85 %.

Цель «Стратегии-2020» – перевести экономику России на инновационный путь развития к 2020 году. Стратегия 2020 включает направления развития, сформированные в документе «стратегии» по главам [12, 13].

По результатам оценки реализации «Стратегии 2020», проведенной Центром стратегических разработок, доклад «Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня» авторский коллектив: С.А. Белановский, М.Э. Дмитриев, В.М. Комаров, М.О. Комин, В.А. Коцюбинский, А.В. Никольская, выполнение целей по направлениям стратегии имеет следующую картину (табл. 1) [3].

В декабре 2016 года Президент РФ В.В. Путин утвердил четвертую национальную программу – «Стратегию научно-технологического развития России». Она была представлена в послании Федеральному собранию и, по словам В.В. Путина, «реализация ее позволит выйти стране на новый уровень развития экономики и социальных отраслей» [3].

Таблица 1

Структура и уровень выполнения мер Стратегии-2020

 

Название раздела Стратегии-2020

Средний уровень выполнения мер

Глава 1

Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности

16,6 %

Глава 2

Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста

27,5 %

Глава 3

От стимулирования инноваций к росту на их основе

32,0 %

Глава 4

Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики

40,3 %

Глава 5

Налоговая политика

32,6 %

Глава 6

Реформа пенсионной системы

40,4 %

Глава 7

Развитие финансового и банковского сектора

42,3 %

Глава 8

Рынок труда

25,0 %

Глава 9

Миграционная политика

26,9 %

Глава 10

Профессиональное образование

36,0 %

Глава 11

Новая школа

59,7 %

Глава 12

Сокращение неравенства и преодоление бедности

18,8 %

Глава 13

Политика охраны здоровья

33,7 %

Глава 14

Государственная жилищная политика

17,5 %

Глава 15

Преодоление территориальной разобщенности

27,9 %

Глава 16

Снятие ограничений на развитие тепло- и электроэнергетики

34,8 %

Глава 17

Преодоление информационной разобщенности

30,8 %

Глава 18

Оптимизация присутствия государства

31,8 %

Глава 19

Развитие общественных институтов

11,9 %

Глава 20

Управление государственной собственностью и приватизация

29,4 %

Глава 21

Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок

34,4 %

Глава 22

Реформа бюджетного сектора в экономике

24,1 %

Глава 23

Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика

10,1 %

Глава 24

Международная позиция России: экономические ориентиры

32,4 %

Глава 25

Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве

45,6 %

 

В мае 2017 года президент РФ В.В. Путин подписал Указ и утвердил пятую общенациональную программу – «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» («Стратегия-2030»). Базовые положения концепции государственная политика в сфере экономической безопасности:

1. Укрепление экономического суверенитета РФ;

2. Повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3. Обеспечение экономического роста;

4. Поддержание научно-технического потенциала развития экономики на высоком мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5. Поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны.

6. Социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7.1) – повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

В 2018году был подписан Указ Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 г. определены ключевые направления развития страны на следующие шесть лет. Предложен механизм достижения поставленных стратегических целей в форме разработки национальных проектов (программ). Общее число национальных проектов 12 в соответствии с ключевыми направлениями развития страны: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автодороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малый и средний бизнес и поддержка ИП; международная кооперация и экспорт [1].

Анализ концептуальных основ перечисленных стратегий позволяет сформулировать гипотезу, на которой базируются все пять концепций – интенсивное развитие группы наиболее значимых для социально-экономической системы направлений позволит перейти на новый экономический этап развития (постиндустриальный). В основе данного предположения лежит положение, что разработка определенного уровня значений показателей по ключевым направлениям экономики позволит привести к изменению качественного состояния социально-экономической системы. Существующая практика реализации концепций развития страны не представляет возможности подтвердить или опровергнуть данную гипотезу из-за полученных результатов. Ни одна из пяти концепций не была реализована по достижению количественных показателей планируемых целей.

Данная гипотеза формирования концепции с позиции теории систем базируется на таком свойстве сложных систем как эмержентность. Эмержентность определяем как суммарное влияние характера развития элементов системы, которое создает другое качественное состояние системного объекта. Метод системного подхода применительно к сложным системам, которой и является социально-экономическая система, характерно выделяет несколько типов элементов системы. К ним относят: элементы, формирующие подсистемы, виды связей обеспечивающие целостность системного объекта, устойчивость и адаптивность под внешними воздействиями на объект. Связи, существующие в системных объектах, имеют три подвида:

внутренние осуществляющие координацию элементов системы;

внешние, определяющие воздействие внешних систем и факторов;

обратные, обеспечивающие информацию о результатах взаимодействия системного объекта с внешней средой [7, 9].

Представим на уровне обобщения социально-экономическую систему национального уровня на разных этапах развития: индустриальном и постиндустриальном.

Модель включает 4 элемента (подсистемы): подсистема материальных ресурсов экономики; подсистема трудовых ресурсов; подсистема институтов регулирования системы; подсистема обеспечения связей всех видов.

Для каждой подсистемы представим физическое воплощение элемента и отрасли экономики, которые связаны с реализацией этого элемента в соответствии с этапом ее развития.

Для анализа потенциальных возможностей, разработанных концепций стратегического развития, достижения цели перехода экономики страны на новый этап проведем два сравнения: содержание целевых установок концепций по выбору ключевых направлений развития и корреляцию целевых установок по ключевым направлениям с направления развития экономики которые позволят достичь нового качества развития экономики страны по «Модели социально-экономической системы на этапе индустриального развития» (табл. 2).

Трансформируемая модель будет соответствовать схожим позициям, представленным в табл. 3. В дальнейшем проведем корреляционное сопоставление экспертными способом.

Наши выводы представлены в табл. 4. Они проводятся по каждой из вышеназванных десятилетних стратегических планов развития страны.

Отметим, что анализ данных по табл. 4 показывает различные принципы формулировки целевых направлений стратегий развития. Тем не менее, можно выделить 3 ключевых направления: развитие социальной сферы и соответственно обеспечение определенного стандарта качества жизни населения; развитие промышленности, включая направления обеспечивающие безопасность и обороноспособность страны и развитие научного потенциала развития страны.

Для проведения сравнения ключевых направлений развития по концепциям стратегий и направлений развития экономики, которые позволят достичь нового качества развития экономики страны по «Модели социально-экономической системы на этапе индустриального развития» (табл. 2) используем данные по 12 проектам, которые выделены в Указе Президента как ударные направления для достижения целей стратегии развития страны. Для визуализации представим результаты сравнения в табл. 5.

Таблица 2

Модель социально-экономической системы индустриального развития

Название элемента системы

Вид физического представления элемента системы

Соотносимые направления развития экономики

Подсистема «Материальные ресурсы»

Сырье, материалы, техника, технико-технологические системы

Промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых.

Сельское хозяйство и переработка

Подсистема «Трудовые ресурсы»

Население (демографический и профессиональный состав)

Образование всех уровней, здравоохранение, культура, спорт

Подсистема «Институты регулирования системы»

Органы государственной власти всех уровней, организации осуществляющие нормативно-техническое регулирование.

Судебная, законодательная, исполнительная системы власти федерального, регионального и муниципального уровня

Подсистема «Связи системного объекта»

Внутренние – документооборот локальных и ведомственных документов.

Внешние – документооборот между системным объектом и внешними субъектами регулирующими органами национального и международного уровня

Целлюлозно-бумажная, полиграфическая отрасли, организации, создающие печатные средства массовой информации, радио, телефон, телеграф, почта, ТВ.

Транспорт.

 

Таблица 3

Модель социально-экономической системы постиндустриального развития

Название элемента системы

Вид физического представления элемента системы

Соотносимые направления развития экономики

Подсистема «Материальные ресурсы»

Информация, ноухау, изобретения, новые знания, большие статистические массивы данных, сырье, материалы, техника, технико-технологические системы

Электроника, Вычислительная техника, Телекоммуникационные отрасли связи.

Промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых. Сельское хозяйство и переработка.

Подсистема «Трудовые ресурсы»

Население (демографический и профессиональный состав), социальные стандарты качества жизни

Научные и технологические исследования и разработки. Образование всех уровней, здравоохранение, культура, спор, туризм, сфера досуга и развлечения, доступность передвижения без границ для образования, лечения и отдыха

Подсистема «Институты регулирования системы»

Органы государственной власти всех уровней, организации, осуществляющие нормативно-техническое регулирование.

Судебная, законодательная, исполнительная системы власти федерального, регионального и муниципального уровня. Электронная среда обмена информацией.

Подсистема «Связи системного объекта»

Внутренние – электронный документооборот локальных и ведомственных документов на основе автоматизированных информационных систем.

Внешние – технологии блокчейн для осуществления операций с недвижимостью, оформления регистрационных документов, финансовые операции в он-лайн режиме, обмен информационными массивами данных(статистических, звуковых, графических) между системным объектом и внешними субъектами регулирующими органами национального и международного уровня и другими субъектами внешнего взаимодействия систем.

Радио, телефон, телеграф, почта, ТВ, Транспорт,

Телекоммуникационные отрасли, Разработка и сопровождение баз данных и математического программного обеспечения, Интернет, спутниковая связь, системы передачи данных, информационно-поисковые системы по всем видам информации: фактографической, научной, технологической, графической, звуковой и другим.

Патентование, регистрация авторских прав.

Консалтинг.

 

Заключение

Результаты анализа показывают, что элементы модели: подсистема институты регулирования системы; подсистема обеспечения связей всех видов практически неучтены в разработке концепций стратегии развития. Подсистема материальных ресурсов экономики не подкрепляется проектами связанными с обеспечением техники и технологий по направлениям: электроника, вычислительная техника, телекоммуникационные отрасли связи.

Предложенный подход анализа разработанных концепций стратегии развития страны для перехода к постиндустриальному этапу развития позволяет сделать ряд выводов и сформулировать вопросы для дальнейшего обсуждения.

Таблица 4

Сравнительный анализ целевых установок стратегических концепций

Название документа

«Стратегия-2010»

«Концепция-2020»

«Стратегия-2020»

«Стратегия-2030»

Указ Президента по реализации стратегии развития на период до 2024 г.

Целевая установка выбора ключевых направлений развития

Развитие ключевых направлений:

1 «реформа социальной сферы»;

2. образование;

3. здравоохранение и социальное страхование.

Развитие ключевых направлений:

1. рост значения обобщающего показателя уровня жизни – ВВП на душу населения по паритету покупательной способности;

2. рост расходов на образование за счёт государственных и частных источников;

3. рост расходов на здравоохранение

Развитие ключевых направлений:

1. рост ВВП;

2. рост производительности труда;

3. рост реальных располагаемых доходов населения;

4. рост инвестиций в основной капитал.

Развитие ключевых направлений:

1. укрепление экономического суверенитета РФ;

2. повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3. обеспечение экономического роста;

4. поддержание научно-технического потенциала развития экономики на высоком мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5. поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны.

6. социальное государство, политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Развитие ключевых направлений проектным способом:

1. демография;

2. здравоохранение;

3. образование;

4. жилье и городская среда;

5. экология;

6. безопасные и качественные автодороги;

7. производительность труда и поддержка занятости;

8. наука;

9. цифровая экономика;

10. культура;

11. малый и средний бизнес и поддержка ИП;

12. международная кооперация и экспорт

 

3 направления

3 направления

4 направления

6 направлений

12 направлений

 

Таблица 5

Сравнительный анализ ключевых направлений развития и направления развития экономики для перехода к новой формации

Название элемента системы

Вид физического представления элемента системы

Соотносимые направления развития экономики

Проекты для реализации ключевых направлений развития

Подсистема «Материальные ресурсы»

Информация, ноухау, изобретения, новые знания, большие статистические массивы данных, сырье, материалы, техника, технико-технологические системы

Электроника, Вычислительная техника, Телекоммуникационные отрасли связи.

Промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых. Сельское хозяйство и переработка.

Цифровая экономика;

Производительность труда и поддержка занятости;

Экология;

Малый и средний бизнес и поддержка ИП;

Международная кооперация и экспорт

Безопасные и качественные автодороги;

Подсистема «Трудовые ресурсы»

Население (демографический и профессиональный состав), социальные стандарты качества жизни

Научные и технологические исследования и разработки. Образование всех уровней, здравоохранение, культура, спор, туризм, сфера досуга и развлечения, доступность передвижения без границ для образования, лечения и отдыха

Наука;

Образование;

Культура;

Здравоохранение;

Демография;

Жилье и городская среда;

Подсистема «Институты регулирования системы»

Органы государственной власти всех уровней, организации, осуществляющие нормативно-техническое регулирование.

Судебная, законодательная, исполнительная системы власти федерального, регионального и муниципального уровня. Электронная среда обмена информацией.

Цифровая экономика;

Подсистема «Связи системного объекта»

Внутренние – электронный документооборот локальных и ведомственных документов на основе автоматизированных информационных систем.

Внешние – технологии блокчейн для осуществления операций с недвижимостью, оформления регистрационных документов разного рода, финансовые операции в он-лайн режиме, обмен информационными массивами данных различного типа, статистических, звуковых, графических между системным объектом и внешними субъектами регулирующими органами национального и международного уровня и другими субъектами внешнего взаимодействия систем.

Радио, телефон, телеграф, почта, ТВ, Транспорт,

Телекоммуникационные отрасли, Разработка и сопровождение баз данных и математического программного обеспечения, Интернет, спутниковая связь, системы передачи данных, информационно-поисковые системы по всем видам информации: фактографической, научной, технологической, графической, звуковой и другим.

Патентование, регистрация авторских прав.

Консалтинг

Цифровая экономика;

Безопасные и качественные автодороги;

 

Разработка концепции стратегии развития стран должна базироваться на предварительном изучении возможностей страны по таким направлениям как профессиональный уровень трудовых ресурсов, внутренний и внешний инвестиционный потенциал, оценка одного ключевого направления, для инвестирования средств, способного создать синергетический эффект развития в других направлениях экономики. В качестве направления для дальнейшего обсуждения проблемы содержания стратегии развития страны можно предложить проблему выбора приоритета развития направлений обеспечивающих поддержку связей системы, включая скорость и надежность передачи информации различного характера обеспечивающей процессы как в экономической сфере, так и сфере обеспечения качества жизни населения.


Библиографическая ссылка

Косова Л.Н., Косова Ю.А. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ: ПОДХОДЫ И ЦЕЛИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9-2. – С. 260-268;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1328 (дата обращения: 26.04.2024).