Введение
Важным элементом рыночного хозяйства, без которого не может гармонично развиваться государство, является предпринимательство. Именно оно способствует созданию эффективной конкурентоспособной экономики, которая позволяет обеспечить высокий уровень и качество жизни населения. Предпринимательская сфера является мощным инструментом борьбы с безработицей, представляющим широкие возможности для самозанятости населения, что на сегодняшний день является особенно актуальным [1, с. 494; 2, с. 61].
Базовым законодательным актом, действие которого направлено на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данным законом регулируются отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и органами власти всех уровней в сфере развития МСП, определяются понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.
Ключевым инструментом существующей системы государственной поддержки предпринимательской активности является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для планирования развития института МСП в стране принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 г.
Пандемия новой коронавирусной инфекции и ограничительные меры по ее сдерживанию оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику, погрузив ее в глубокую рецессию. По прогнозам экспертов, в 2020 г. ожидается падание мировой экономики на 5,2 %. Этот спад станет самым глубоким со времен Второй мировой войны, а сокращение объемов производства на душу населения затронет наибольшую долю стран с 1870 года [3, с. 13].
Россия столкнулась с двойным ударом по экономике, помимо последствий пандемии коронавируса и ограничительных мер, отрицательное влияние оказало резкое падение цен на нефть и другие ресурсы. В результате ожидается, что темпы сокращения ВВП России (-5,5 %) окажутся больше, чем среднемировой показатель [4, с. 5].
Текущая статистика индикаторов, показывающая негативный разворот таких особенно важных на сегодня отраслевых трендов, как конечный спрос, предложение, безработица, реальные располагаемые денежные доходы населения, изменение численности занятых и т.д., отражает практически беспрецедентное ослабление бизнес-иммунитета и критично высокую степень уязвимости всех участников рынка к реалиям текущего пандемического кризиса [5, с. 4].
Субъекты малого и среднего предпринимательства оказались в сложных условиях [6; 7; 8]. Высочайший фон коронавирусной неопределенности поставил под угрозу внутренние и внешние цепочки поставок оборудования, сырья, материалов и комплектующих. Неопределенность экономической и санитарной ситуации свела практически до минимума инвестиционную и инновационную активность большинства субъектов предпринимательства. Для предприятий, деятельность которых ориентирована на конечный спрос домашних хозяйств, проблемы усугубились существенным падением реальных располагаемых денежных доходов населения и, соответственно, снижением их платежеспособности.
По оценкам экспертов, пандемия COVID-19 в России затронула около 4,17 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет порядка 68,9 % от их общего числа [4, с. 5]. Оборот МСП в апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 54 %, а в мае 2020 г. – на 41 %. Падение промышленного производства составило: в апреле 2020 г. – 9,2 %, в мае 2020 г. – 5,5 %.
По данным Всероссийского оперативного опроса предпринимателей «БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ», в котором приняло участие более 26 тыс. представителей малого и среднего бизнеса, у 82 процентов респондентов в 2020 г. выручка, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., снизилась более чем на 30 %. Порядка 13 процентов опрошенных объявили об окончательном закрытии своего бизнеса, еще семь процентов – находятся в стадии закрытия [9].
В этой связи явилось очевидным, что для сохранения потенциала экономики и ее успешного перезапуска требуется расширение объема и качества поддержки субъектов МСП.
Цель настоящего исследования – представить результаты изучения направлений и проблемных сторон государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в текущих экономических условиях.
Материал и методы исследования
Статья написана на основе изучения нормативно-правовых актов, докладов и отчетов отраслевых органов государственной власти, посвященных вопросам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях действия ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Исследование было проведено по следующим этапам:
1. Изучено состояние субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях;
2. Рассмотрены меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, введенные в Российской Федерации в ответ на возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией вызовы, выявлены проблемы их реализации;
3. Предложены направления дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки субъектов МСП.
Для достижения поставленных задач и формирования выводов, в ходе написания статьи были применены такие методы научного познания, как анализ, обобщение, индукция, дедукция и др.
Результаты исследования и их обсуждение
В период сложной эпидемиологической обстановки Правительством Российской Федерации был принят ряд Постановлений, направленных на обеспечение поддержки предпринимателей. Правительством был разработан План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В дальнейшем неоднократно пакет антикризисных мер дополнялся и расширялся. Таким образом, меры поддержки субъектов МСП осуществлялись в несколько этапов и лежат в нескольких плоскостях. В целом, на наш взгляд, их можно разделить на 3 блока.
Первый блок – меры поддержки, направленные на снижение финансовой нагрузки на субъекты МСП. Сюда следует отнести:
1.1. бессрочное снижение размера страховых взносов с 30 до 15 % для всех субъектов МСП в отношении выплат работникам, превышающим МРОТ. По оценкам органов власти, данная мера позволит в 2020 году снизить нагрузку на субъекты предпринимательства на 349 млрд. рублей;
1.2. льготные кредиты на зарплату и поддержку занятости, так называемые программы «ФОТ под 0 %» и «ФОТ 2.0». Программа «ФОТ под 0 %» была принята в апреле 2020 г. и направлена на сохранение занятости в малом, среднем и крупном бизнесе, функционирующем в пострадавших отраслях. В рамках данной программы осуществляется кредитование предприятий из пострадавших отраслей на выплату зарплат сотрудникам. Первые шесть месяцев ставка по кредитам – 0 %, следующие шесть месяцев ставка определяется как ключевая ставка Банка России, уменьшенная на 2 п.п. В программе принимают участие 49 банков. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, по состоянию на 23 июля 2020 г. в рамках программы заключено 37,3 тыс. кредитных соглашений на общую сумму 95 млрд. рублей. Численность работников заемщика, на выплаты которым будут направлены указанные средства, составляет около 1 млн. человек. С 1 июня заработала новая кредитная программа, направленная на поддержку занятости – ФОТ 2.0 (кредиты со списанием). Она также доступна предприятиям МСП из пострадавших отраслей, а также компаниям производственных отраслей, которые ориентированы на потребительский рынок (производство одежды, мебели, игрушек) и социально ориентированным организациям. В программе участвуют 32 банка. По состоянию на 23 июля 2020 г. заключено 125,6 тыс. кредитных договоров на общую сумму 304,6 млрд. рублей. Численность работников заемщиков составляет около 2 млн. человек [10];
1.3. программу Правительства по отсрочку платежей по кредитам, выданным субъектам МСП, на срок не более 6 месяцев. На 8 июля 2020 г. 41 кредитной организацией, участвующей в Программе, предоставлена отсрочка по 644 кредитным договорам на общую сумму более 15,5 млрд. рублей;
1.4. программу предоставления кредитных каникул (реструктуризации кредитов). Предусматривает право заемщикам (физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также субъектам малого и среднего предпринимательства) на обращение с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа) на срок до шести месяцев. По состоянию на 20 июня от субъектов МСП поступило в банки более 86 тыс. обращений, всего реструктуризовано 53,8 тыс. кредитных договоров, объем ссудной задолженности по которым составил более 118 млрд. рублей [11];
1.5. льготы по арендным платежам. Субъекты МСП пострадавших отраслей – арендаторы федерального, регионального, муниципального имущества получили освобождение от уплаты арендных платежей за апрель, май, июнь 2020 года. С этой целью было заключено более 33,9 тысяч дополнительных соглашений;
1.6. снижение требований к обеспечению контрактов при осуществлении государственных закупок у субъектов МСП. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса;
1.7. другие меры поддержки.
Второй блок – прямая финансовая поддержка субъектов МСП. В числе мер, относящихся в эту группу, следует назвать:
2.1. предоставление субсидий (грантов). Малые и средние компании пострадавших отраслей в апреле-мае 2020 г. могли получить прямые безвозмездные субсидии на выплату зарплат из расчета 12 тысяч 130 рублей на одного сотрудника в месяц. За апрель 1,08 млн. организаций и ИП получили субсидии в размере 44,57 млрд. рублей. За май 2020 года получено 1,37 млн. заявлений от организаций и ИП. Субсидии получили 1,08 млн. предпринимателей и организаций в размере 45,5 млрд. рублей [12];
2.2. безвозмездные субсидии на дезинфекционные и профилактические мероприятия. Субсидия предоставляется в 2020 году единоразово на безвозмездной основе для покрытия части расходов на профилактику и дезинфекцию, связанную с обеспечением санитарно-эпидемиологических требований. Претендовать на данную субсидию могут организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют непосредственный и длительный контакт с клиентом, например, парикмахерские, салоны красоты, санаторно-курортные организации, организации дополнительного образования детей и взрослых и т.п. По состоянию на 31 июля 2020 г. на получение данной субсидии было подано 295 063 заявлений. Субсидию получили 221,7 тыс. организаций и ИП на общую сумму 9433,2 млн. руб. [12].
Третий блок – меры поддержки, связанные с облегчением налоговой и административной нагрузки. Сюда относятся:
3.1. отсрочки по налогам и страховым взносам. Для 1,63 млн. субъектов МСП с 3,2 млн. занятых (100 % от отнесенных к пострадавшим) продлен срок уплаты налогов, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за периоды I-II кварталов. Отсрочки предоставлены почти на 93 млрд. рублей. Также было принято решение о полном списании для всех ИП и организаций МСП из пострадавших отраслей налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года почти на 96,7 млрд. рублей;
3.2. введение моратория на проверки субъектов МСП, в том числе налоговые, за исключением вопросов, несущих риски для жизни и здоровья граждан. С 1 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно не будут проводиться проверки субъектов МСП, которые включены в реестр МСП. Приостановлено более 50 тыс. проверок. Исключение – проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3.3. упрощение в 2020 году заключения годовых государственных контрактов по государственным закупкам, в том числе, за счет снижения размера обеспечения контрактов;
3.4. бесплатное получение сертификата о форс-мажоре. Торгово-промышленными палатами в регионах страны было выдано более 2,5 тыс. заключений по внутрироссийским контрактам о наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), связанных с невозможностью выполнить обязательства из-за пандемии коронавируса.
3.5. другие меры поддержки.
В целом, совокупный объем бюджетной поддержки, предоставляемой субъектам МСП в условиях кризиса, составляет 1670 млрд. руб., в т.ч. объем налоговых мер поддержки – 710 млрд. руб. [11].
Вместе с тем, несмотря на немалое количество и довольно широкую палитру мер государственной поддержки субъектов МСП в период коронавирусного кризиса, оценка их эффективности со стороны представителей бизнес-сообщества крайне невысока, к тому же большое количество субъектов МСП просто не смогли воспользоваться предлагаемыми мерами поддержки. Это подтверждается данными ранее упомянутого Всероссийского опроса предпринимателей «БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ», где на вопрос «Удалось ли вам воспользоваться мерами государственной поддержки» 59 % респондентов ответили – «нет» [9].
Действительно, согласно установленным правилам, претендовать на большую часть антикризисных мер государственной поддержки могут только те субъекты МСП, деятельность которых относится к числу пострадавших отраслей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 434 от 3 апреля 2020 г. «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Согласно данным Министерства экономического развития РФ, из 6,03 млн. субъектов МСП, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации, только 1,6 млн. предприятий принадлежат к числу пострадавших. Это обусловлено тем, что в настоящее время такая принадлежность определяется по основному коду ОКВЭД, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. То есть, если субъект МСП фактически работает и отчитывается в ФНС по виду деятельности, который входит в список пострадавших, но подтверждает дополнительным, а не основным кодом ОКВЭД, то этот субъект не может претендовать не только на получение поддержки, но и на отсрочку по уплате налогов и страховых взносов. В этой связи, представляется целесообразным либо значительно расширить список ОКВЭД, входящий в перечень пострадавших отраслей, либо принципиально изменить критерии оказания государственной поддержки, например, таким критерием может быть снижение выручки более чем на 30 %.
Одной из важных форм поддержки субъектов МСП является льготное кредитование. Вместе с тем, предприниматели столкнулись с большим количеством факторов, препятствующих их участию в данных видах программ. Например, некоторые банки вообще отказывали в выдаче кредитов предприятиям из пострадавших отраслей. Так, мониторинг, проведенный бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, показал, что такая ситуация зафиксирована в 17 % случаев, из которых по 57 % отказано без объяснения причины, 37 % заявок не подходили под условия программы, еще в 7 % случаев назывались иные причины [13]. Для большинства предпринимателей недоступной оказалась программа кредитных каникул. Это связано с тем, что одним из условий их получения является размер кредита – до 300 тыс. рублей, а большинство предпринимателей оформили кредиты на развитие своего бизнеса в сумме в среднем до 1 млн. рублей. Еще одним препятствием для получения льготного кредитования является то, что банки самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для участия в программах, что существенно затрудняет возможность оперативного получения необходимых субъекту МСП средств.
В условиях кризисной ситуации органами власти были приняты беспрецедентные меры государственной поддержки субъектов МСП фискального, финансового и регуляторного характера. Однако, как показала практика, в стране не сформирован единый четко отлаженный механизм государственной поддержки. Принятые достаточно быстро на федеральном уровне решения очень тяжело и долго спускаются на уровень регионов, еще медленнее они приходят до предпринимателей. Учитывая тот факт, что время действия ряда программ государственной поддержки субъектов МСП весьма ограничено, зачастую предприятия просто не успевают подготовить необходимый пакет документов для получения помощи. Это определяет необходимость повсеместной организации экосистем на базе цифровых технологий для обеспечения возможности предпринимателям получать все меры поддержки в режиме «одного окна». Положительным примером в этом отношении является опыт Москвы, где создан Единый личный кабинет предпринимателя – портал MBM.MOS.RU, в котором содержится вся необходимая информация для предпринимателей, а также обеспечена возможность взаимодействия с органами власти. Уникальность данной практики состоит в интеграции государственных услуг и сервисов организаций-партнеров для предпринимателей на едином ресурсе. Распространение такой практики на другие регионы позволит повысить оперативность мер государственной поддержки субъектов МСП.
Безусловно, важно обращаться к зарубежному опыту такой поддержки, разнообразие мер которых по странам был чрезвычайно разнообразен [14; 15; 16].
Выводы и заключение
Таким образом, в настоящее время существует большое количество различных мер и инструментов государственной поддержки бизнеса в условиях кризисной ситуации, однако, не все субъекты МСП, к которым они обращены, могут ими воспользоваться.
В этой связи, очевидна необходимость выработки новых подходов и критериев для определения видов экономической деятельности, пострадавших в период действия ограничений. Это позволит значительным образом расширить круг субъектов МСП, которые могут получить меры государственной поддержки.
Важным является унификация требований и формирование закрытого перечня документов, необходимых для участия в тех или иных программах поддержки, а также оперативное доведение до субъектов МСП информации о таких программах. В современных условиях также является актуальным обеспечение возможности оформления ряда мер государственной поддержки в проактивном формате – посредствам электронного документооборота и межведомственного взаимодействия.
Реализация указанных направлений, на наш взгляд, позволит реально сохранить работоспособными большее число субъектов сектора малого и среднего предпринимательства в стране и тем самым обеспечить возможность быстрого и эффективного восстановления российской экономики.
Библиографическая ссылка
Андреева О.В., Куринова Я.И., Суховеева А.А. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9-1. – С. 5-11;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1295 (дата обращения: 21.11.2024).