Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

КРИТИЧЕСКИЕ МЕСТООБИТАНИЯ, КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Голубев С.И. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
В статье рассмотрены вопросы касающиеся самого определения критического местообитания. На основе анализа нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды определен предмет преступного посягательства, что в свою очередь прибавляет актуальности исследованию так как – определение предмета указанного преступления вызывает дискуссию в юридической литературе. На основе статистических данных установлено, что с 1600 по 1975 гг. с лица Земли исчезло 74 вида и 86 подвидов птиц (1,23 %) и 63 вида и 44 подвида (1,43 %) млекопитающих. Гибель 75 % видов млекопитающих и 86 % видов птиц связана с деятельностью человека, также рассмотрено положение дел в России за последние 400 лет с позиции цифр. Теоретические положения подкреплены рассмотренными точками зрения видных ученых в сфере экологии. В ходе исследования сделаны выводы касающиеся определения ряда признаков характеризующих критическое местообитание.
экологическая безопасность
окружающая среда
экологическое преступление
критическое местообитание
предмет
красная книга
биологическое разнообразие
биота
инвазийный
1. Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 133; 2019. № 52 (ч. 1). Ст. 7771.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1999. С. 661.
3. Максимов А.М. Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности животного мира: правовые проблемы, организационные и правоприменительные аспекты. М., 2012. С. 167.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2005. С. 663.
5. Российское уголовное право. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 552.
6. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. М., 2008. С. 500.
7. Уголовный закон в практике районного суда. М., 2007. С. 754.
8. Уголовное право / под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 2007. С. 603.
9. Курс уголовного права. В 5 т. Т. 4: Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. С. 531, 551.
10. Собрание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.
11. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ. М., 2017. С. 462.
12. Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; Российская газета. 2020. 29 апр.
13. Приказ Минприроды России от 23 мая 2016 г. № 306 (в ред. от 24 марта 2020 г.) «Об утверждении порядка ведения Красной книги Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

В Национальной стратегии сохранения биологического разнообразия России (2001) отмечается, что сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных экологических проблем современности. Происходит интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Между тем дальнейшее сокращение биологического разнообразия может привести к дестабилизации биоты (Биота (с древ. греческого – жизнь) – исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединенных общей областью обитания (распространения), утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшие характеристики среды.

Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р), основанная на указанной Национальной стратегии, одной из основных задач в сфере природной среды признает сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. В этих целях считается необходимым сохранение редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания.

В Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденной приказом Минприроды России от 6 апреля 2004 г. № 323, указано, что климатические, геологические и прочие перестройки земной поверхности обусловливали, по подсчетам палеонтологов, среднюю продолжительность «жизни» вида птиц порядка 2 млн лет, а млекопитающих – порядка 600 тыс. лет. Лишь у немногих из них продолжительность «жизни» короче и измеряется десятками тысячелетий. Человек стал своеобразным «катализатором» процесса вымирания видов, увеличив скорость этого процесса в сотни раз. Выпадение из экосистемы нескольких, а иногда даже одного биологического вида ведет к нарушению целостности и устойчивости экосистемы, а в некоторых случаях может приводить к ее разрушению.

По данным Всемирного союза охраны природы (МСОП), с 1600 по 1975 гг. с лица Земли исчезло 74 вида и 86 подвидов птиц (1,23 %) и 63 вида и 44 подвида (1,43 %) млекопитающих. Гибель 75 % видов млекопитающих и 86 % видов птиц связана с деятельностью человека.

С территории России за последние 400 лет исчезло 9 видов и подвидов млекопитающих и птиц.0 В списке истребленных человеком видов, обитавших на территории нашей страны, есть и такие, которые в силу качеств своего генофонда могли бы использоваться для улучшения пород и выведения новых домашних животных: тур, степной тарпан, морская корова (наиболее перспективный вид для одомашнивания среди морских млекопитающих).

В настоящее время основными причинами сокращения видового разнообразия являются:

– уничтожение, разрушение и загрязнение местообитаний;

– чрезмерное изъятие и истребление природных популяций животных и растений;

– интродукция (Интродукция – прямое или опосредованное антропогенное перемещение чужеродного вида за пределы его естественного прошлого или нынешнего распространения (ареала) чужеродных видов (при этом список инвазийных (Инвазия – активное распространение чужеродного вида (после его проникновения и обоснования); результат преодоления видом барьеров, связанных с распространением потомства и внедрением в местные полуестественные или естественные сообщества) чужеродных видов в наше время может пополниться за счет введения в хозяйство генетически модифицированных сортов растений и пород животных, последствия и масштабы воздействия которых на природные экосистемы и популяции коренных видов непредсказуемы);

– распространение болезней животных и растений.

В целях сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов принимаются экономические, организационные и законодательные меры. В общем виде правовые меры обозначены в ст. 60 «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов» Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об охране окружающей среды»[1]. В частности, указано, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Для сбережения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров РФ, регулируется законодательством РФ с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

К числу правовых мер следует отнести и введение в Уголовный кодекс РФ специальной нормы для защиты, в частности, критических мест обитания ряда видов растений и организмов. Так, ст. 259 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов. Кстати сказать, ранее в уголовном законодательстве подобной нормы не существовало.

Определение предмета указанного преступления вызывает дискуссию в юридической литературе. Ряд авторов таковым признают указанные в законе критические местообитания [2; 3].

Некоторые криминалисты не согласны с таким подходом к констатации уголовно-правовой роли критического местообитания организмов в составе преступления. Например, Э.Н. Жевлаков пишет: «Предмет преступления – организмы, занесенные в Красную книгу РФ: млекопитающие, животные, рыбы, насекомые и т.п., а также растения» [4]. Воздействие на них оказывается путем уничтожения критических мест обитания этих организмов, которые в данном случае характеризуют место совершения преступления, а не его предмет [5]. А.И. Чучаев, критикуя мнение Э.Н. Жевлакова, обоснованно указывает, что первая точка зрения точнее отражает суть деяния, его законодательную характеристику и направленность, согласуется с общим учением о предмете преступления. Деяние воздействует не на сами животные и растения, занесенные в Красную книгу России, а на критические места их обитания, что прямо отражено в диспозиции уголовно-правовой нормы [6].

Гибель соответствующих организмов, которые Э.Н. Жевлаков признает предметом преступления, на самом деле выступает последствием рассматриваемого деяния. Кроме того, автор, как нам кажется, противоречит сам себе, утверждая, что «в целях предотвращения сокращения популяций видов животных и растений охране подлежат не только они сами, но и места их обитания» [7]. Его непоследовательность в определении признаков состава преступления особенно заметна, если обратиться к характеристике деяния, предусмотренного ст. 262 УК РФ. В последнем случае особо охраняемые природные территории и природные объекты им признаются предметом преступления [7], хотя сопоставляемые деяния имеют одинаковый уголовно-правовой механизм причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям.

Некоторые авторы в трактовке предмета заняли компромиссную позицию. Так, Ю.И. Ляпунов и Л.Ю. Родина относят к нему как сами организмы, внесенные в Красную книгу Российской Федерации, так и критические места их обитания [8].

В целом противоречивой представляется мнение И.М. Тяжковой. С одной стороны, деяние, предусмотренное ст. 259 УК РФ, она относила к преступлениям, посягающим на животный мир, хотя это противоречило уголовно-правовой норме. С другой стороны, в качестве предмета преступления признавала критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации[9]. Но в этой Книге указаны не только представители животного, но и растительного мира.

Родовое понятие местообитания сформулировано в Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. [10]. Оно означает тип местности или место естественного обитания того или иного организма.

В Модельном законе о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия, принятом на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 20 мая 2016 г., критические места обитания определяются как территории, ареалы, в пределах которых обнаруживаются эндемичные (Эндемики, или эндемы (в переводе с греч. – местный) – виды, роды, семейства или иные таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью. Эндемические виды животных и растений в связи с ограниченной численностью часто заносятся в красные книги как редкие или исчезающие виды), миграционные и исчезающие виды, обитающие в государстве, и (или) находящиеся под угрозой исчезновения биоценозы (экологические сообщества).

Понятие критических мест в ГОСТе Р 57007-2016 «Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения» несколько конкретизировано. Под ними понимаются территории, акватории, в пределах которых организмы, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, обитают (произрастают) в состоянии естественной свободы, либо с которыми связаны (на которых осуществляются) наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла (места естественного обитания, нереста, зимовки, места массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации, пути миграции, места нагула, выращивания молодняка, убежища), для растений – весь их жизненный цикл, имеющие особый правовой режим охраны и использования.

В судебной и следственной практике при определении предмета преступления необходимо исходить из его легального толкования, хотя следует заметить, что в литературе предприняты попытки сформулировать научную дефиницию критических мест обитания соответствующих животных и растений. Так, Н.А. Лопашенко таковым считает «участки природной среды, в том числе участки акватории, в которой организмы, занесенные в Красную книгу РФ, – дикие животные и дикорастущие растения и грибы – обитают (произрастают) в состоянии естественной свободы; эти участки носят защитный характер, поскольку необходимы для осуществления жизненных циклов животных, растений и грибов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.)» [11].

Нормативное определение рассматриваемого понятия нам представляется более полным и конкретным.

Определяя критические местообитания организмов, А.М. Максимов признает таковыми «выделяемые в соответствии с законом участки территории или акватории, находящиеся под особой защитой государства. Это такие территории, на которых в силу различных обстоятельств (особенности микроклимата, растительности, качественной характеристики воды) соответствующие организмы могут размножаться, выращивать молодняк, оставаться на зимовку, т.е. сохранять себя» [3]. Н.А. Лопашенко, в целом признавая дефиницию критического местообитания приемлемой, обращает внимание на неправильно расставленные акценты: законодатель не может выделять такие места, он обязан обеспечить защиту местообитания, образовавшегося в ходе жизни популяции [11]. По нашему мнению, определение страдает рядом недостатков: во-первых, оно является недостаточно конкретным; во-вторых, недостаточно полным. Это становится очевидным при сопоставлении характеристик рассматриваемого понятия, данных в ГОСТе и А.М. Максимовым.

На территориях и участках, являющихся критическим местообитанием животных и растений, запрещаются отдельны виды деятельности либо особо регламентируются сроки и технология их проведения. Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 24 апреля 2020 г.) «О животном мире»[12] любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, может осуществляться лишь таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.

При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Меры аналогичного характера предусмотрены и для защиты флоры.

В силу прямого указания закона предметом преступления выступают только те места, на которых обитают организмы, занесенные в Красную книгу Российской Федерации [13]. В Красную книгу РФ заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, которые подлежат особой охране. Это объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения; уязвимые, узкоареальные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон.

Объекты животного и растительного мира, включенные в перечни объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, относятся:

1) к одной из категорий статуса редкости:

0 – вероятно исчезнувшие;

1 – находящиеся под угрозой исчезновения;

2 – сокращающиеся в численности и/или распространении;

3 – редкие;

4 – неопределенные по статусу;

5 – восстанавливаемые и восстанавливающиеся;

2) к одной из категорий статуса угрозы исчезновения объектов животного и растительного мира, характеризующих их состояние в естественной среде обитания:

ИП – исчезнувшие в дикой природе (EW – Extinct in the Wild);

ИР – исчезнувшие в Российской Федерации (RE – Regionally Extinct);

КР – находящиеся под критической угрозой исчезновения (CR – Critically Endangered);

И – исчезающие (EN – Endangered);

У – уязвимые (VU – Vulnerable);

БУ – находящиеся в состоянии, близком к угрожаемому (NT – Near Threatened);

НО – вызывающие наименьшие опасения (LC – Least Concern);

НД – недостаточно данных (DD – Data Deficient);

3) к одной из категорий степени и первоочередности принимаемых и планируемых к принятию природоохранных мер (природоохранный статус):

I приоритет – требуется незамедлительное принятие комплексных мер, включая разработку и реализацию стратегии по сохранению и/или программы по восстановлению (реинтродукции) объектов животного или растительного мира;

II приоритет – необходима реализация одного или нескольких специальных мероприятий по сохранению объектов животного или растительного мира;

III приоритет – достаточно общих мер, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ в области охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и охраны и использования животного мира и среды его обитания, для сохранения объектов животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Мероприятия по сохранению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляются на основании государственных программ по охране и воспроизводству объектов животного и растительного мира и среды их обитания заинтересованными органами государственной власти, организациями и гражданами, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ.

Следует заметить, что критические местообитания организмов, занесенных в красные книги субъектов РФ, не могут признаваться предметом преступления, предусмотренного ст. 259 УК РФ.

Указанные местообитания согласно закону должны быть критическими. Одно из лексических значений слово «критическое» – затруднительное, опасное положение. Следовательно, в силу ряда обстоятельств организмы, обитающие в этих местах, находятся (могут находиться) в опасном положении.

Таким образом, обобщив сказанное, можно заключить, что критическое местообитание обладает рядом признаков: а) физическим – представляет собой часть территории или акватории; б) правовым – находится под специальной охраной государства; в) функциональным назначением – сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.


Библиографическая ссылка

Голубев С.И. КРИТИЧЕСКИЕ МЕСТООБИТАНИЯ, КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8-2. – С. 335-341;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1294 (дата обращения: 28.11.2021).