Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ТОВАРЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НУЖД НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ГИРОСКОПОВ)

Северюхин А.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
В научной статье были рассмотрены отдельные аспекты снижения цены на товары двойного назначения (датчики), специально изготавливаемые предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Моделирование и управление погрешностями в работе акселерометров и гироскопов (в составе бесплатформенных инерциальных навигационных систем) осуществляют при помощи современных программных продуктов, которые могут решать сложные математические, инженерные и научные задачи в любой отрасли знаний. Объект исследования – предприятия оборонно-промышленного комплекса, изготавливающие готовые продукты и технологии двойного назначения для компаний нефтегазового комплекса. Предмет исследования – цена датчиков акселерометров и гироскопов. Цель исследования – составить алгоритм снижения цены на датчики (акселерометры и гироскопы). Методы научного познания материалов исследования: в научной статье применялись схемотехнические, математические и алгоритмические методы. Целесообразно отметить, что датчики ускорения (акселерометры) и изменения направления (волоконно-оптические гироскопы) используются в разных сферах производства (роботостроение, телеметрия, авиастроение, приборостроение и пр.). Перспективы своих дальнейших исследований автор видит в моделировании и развитии теоретико-методологического аппарата в области производства готовых продуктов и технологий двойного назначения для предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
управление
погрешность
акселерометры
гироскопы
математические программы
производство
промышленность
цена
1. Максюшин Г.В., Соболева Н.С. Учет погрешностей МЭМС-акселерометра при его моделировании // Политехнический молодёжный журнал. 2019. № 02. С. 1-5.
2. Матвеев В.В. Инженерный анализ погрешностей бесплатформенной инерциальной навигационной системы // Приборостроение // Известия ТулГУ. Технические науки. 2014. Вып. 9. Ч. 2. С. 251-267.
3. Официальный сайт Scilab. [Электронный ресурс]. URL.: www.scilab.org (дата обращения: 29.04.2020).
4. Павлов Д.В., Лукин К.Г., Петров М.Н. Разработка имитационной модели MEMS-акселерометра в среде SIMULINK // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 4 (95). С. 28-33.
5. Пономарева С.В., Кутузова В.С., Павлович А.А. Расчёт погрешностей при работе бесплатформенной инерциальной навигационной системы на подвижных объектах // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2020. № 1. С.92-99.
6. Розенблит В.И., Буряковский В.Л., Фитерман Е.Ф., Гудман У.Л. Телеметрическая система. Патент RUS 2378509 от 27.11.2008. URL: www.elibrary.ru (дата обращения: 14.04.2020).
7. Роторная управляемая система для бурения скважин. [Электронный ресурс]. URL: www.https://yandex.ru/turbo/s/xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa (дата обращения: 07.06.2020).
8. Салычев О.С. Способ определения навигационных параметров бесплатформенной инерциальной навигационной системой. Патент на изобретение RU 2348903 С1, 10.03.2009. Заявка № 2007141281/28 от 09.11.2007.
9. Сергеев Г.В. Исследование вопросов построения телеметрических систем, использующих в качестве прототипа поднесущих колебаний некоторые системы ортогональных функций: дис. ... канд. тех. наук: 05.00.00. Москва, 1968. 300 с.
10. Силантьев Д.С. Модель ошибок бесплатформенной инерциальной навигационной системы летательного аппарата. Навигация и гидрография. 2016. № 45. С. 17-24.
11. Терешков В.М. Прямой метод оценивания погрешностей датчиков инерциально-спутниковой навигационной системы. Труды ФГУП «НПЦАП». Системы и приборы управления. 2010. № 2. С. 8-16.
12. Ткаченко А.Н., Ларионов Д.Ю., Подгорная Л.Н., Шалымов Р.В. Модель для исследования алгоритмов работы инерциальных измерительных систем. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2018619156, 01.08.2018. Заявка № 2018615780 от 07.06.2018.
13. Турбаков М.С., Мелехин А.А., Кривощеков С.Н., Щербаков А.А. Телеметрическая система мониторинга ствола скважины. Патент RUS 2646287 от 15.05.2017. URL: www.elibrary.ru (дата обращения: 14.04.2020).
14. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 1661 (с изменениями и дополнениями от 13.12.2018 г.). «Об утверждении Списка товаров и технологиях двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники в отношении которых осуществляется экспортный контроль». [Электронный ресурс]. URL: www.http.base.garant.ru (дата обращения: 14.06.2020).
15. Утверждение типа средств измерений. Сертификат от компании ТМС РУС. [Электронный ресурс]. URL: www.http.tms-cs.ru (дата обращения: 14.06.2020).
16. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 13 ноября 2009 г. № 1715-р. [Электронный ресурс]. URL: www.http.base.garant.ru (дата обращения: 14.06.2020).
17. Хачатурян А.А., Пономарева С.В., СилинаЕ.С. Повышение качества промышленного производства путем компенсации влияния температуры на выходные параметры акселерометра в бесплатформенной инерционной навигационной системе // Информационно-экономическиеаспекты стандартизации и технического регулирования. 2018. № 6 (46). С.14.
18. Челноков Ю.Н., Переляев С.Е., Челнокова Л.А. Исследованиеалгоритмов определения инерциальной ориентации движущегося объекта. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2016. Т. 16. № 1. С. 80-95.
19. Черенков С.А., Лисин А.А. Способ определения навигационных параметров и бесплатформенная инерциальная навигационная система для его осуществления. Патент на изобретение RU 2634071, 23.10.2017. Заявка № 2016143610 от 08.11.2016.
20. Чупров В.П., Будаев Д.А. Устройство для фиксации забойного блока телеметрической системы в ориентирующем переводнике бурильной колонны. Патент RUS 2603324 от 19.06.2015. [Электронный ресурс]. URL: www.elibrary.ru (дата обращения: 27.07.2020).

Научная проблема в области инновационного производства и ценообразования роторно-управляемых систем (далее – РУС) возникла в конце 20 века. Активные исследования по этой проблематике в зарубежной и отечественной литературе стали публиковаться с начала 21 века. Энергетическая стратегия до 2035 г. предусматривает новые способы и инновационные подходы в добыче нефти и газа [16]. В процессе испытаний роторно-управляемых систем [7] с ТМС такими экономически значимыми субъектами предпринимательской деятельности как ПАО «Татнефть», ПАО «ГАЗПРОМ» отмечаются недостатки конструкций в части телеметрии и навигационной составляющей. Отечественные производители роторно-управляемых систем должны учесть, что добыча полезных ископаемых в России и разработка скважин ведётся не только на юге страны, но и в условиях крайнего Севера. Сегодня датчики ускорения (акселерометры) и изменения направления (гироскопы) используются в разных сферах производства, в том числе в ОПК, как технология двойного назначения [14] (роботостроение, телеметрия, авиастроение, приборостроение). Но, как известно, каждый прибор имеет свои погрешности в работе, которые происходят при смене температурного режима, местоположения, вибрациях, погружениях и так далее. Следует отметить, что уже произошло утверждение средств измерений [15], получен сертификат от компании ТМС РУС [15]. В этой связи учёные должны работать над решением научной проблемы по управлению и минимизацией ценовой составляющей акселерометров и гироскопов.

Степень изученности материалов исследования

Тема научной статьи является популярной среди отечественных учёных: Г.В. Максюшин, Н.С. Соболева рассматривали учёт погрешностей МЭМС-акселерометра при его моделировании [1, С. 1-5]; В.В. Матвеев проводил инженерный анализ погрешностей бесплатформенной инерциальной навигационной системы [2, С. 251-267]; Д.В. Павлов, К.Г. Лукин, М.Н. Петров разработали имитационную модель MEMS-акселерометра в среде SIMULINK [4, С. 28-33]; С.В. Пономарева, В.С. Кутузова, А.А. Павлович провели расчёт погрешностей при работе бесплатформенной инерциальной навигационной системы на подвижных объектах [5, С. 92-99]; В.И. Розенблит, В.Л. Буряковский, Е.Ф. Фитерман, У.Л. Гудман анализировали елеметрическую систему [6]; О.С. Салычев представил способ определения навигационных параметров бесплатформенной инерциальной навигационной системой [8]; Г.В. Сергеев провёл сследование вопросов построения телеметрических систем, использующих в качестве прототипа поднесущих колебаний некоторые системы ортогональных функций [9, С. 25-250]; Д.С. Силантьев представил модель ошибок бесплатформенной инерциальной навигационной системы летательного аппарата [10, С. 17-24]; В.М. Терешков применил прямой метод оценивания погрешностей датчиков инерциально-спутниковой навигационной системы [11, С. 8-16]; А.Н. Ткаченко, Д.Ю. Ларионов, Л.Н. Подгорная, Р.В. Шалымов построили модель для исследования алгоритмов работы инерциальных измерительных систем [12]; М.С. Турбаков, А.А. Мелехин, С.Н. Кривощеков, А.А. Щербаков представили телеметрическую систему мониторинга ствола скважины [13]; А.А. Хачатурян, С.В. Пономарева, Е.С. Силиназанимались повышением качества промышленного производства путем компенсации влияния температуры на выходные параметры акселерометра в бесплатформенной инерционной навигационной системе [17, С. 14]; Ю.Н. Челноков, С.Е. Переляев, Л.А. Челнокова проводили исследование алгоритмов определения инерциальной ориентации движущегося объекта [18]; С.А. Черенков, А.А. Лисин представили способ определения навигационных параметров и бесплатформенная инерциальная навигационная система для его осуществления [19]; В.П. Чупров, Д.А. Будаев изучили устройство для фиксации забойного блока телеметрической системы в ориентирующем переводнике бурильной колонны [20].

В таблице 1 рассмотрим характеристики современных программных продуктов, которые помогают отечественным учёным решать сложные математические и технические задачи.

Из таблицы 1 следует, что ведущие научные школы Российской Федерации используют в процессе управления погрешностями в работе БИНС (акселерометров и гироскопов) такие современные программные продукты как: Scilab, Matcat и среду SIMULINK.

Таблица 1

Характеристики современных программных продуктов, позволяющих решать сложные технические и научные задачи. [Источник: составлено автором по [1, 2, 3, 4, 5, 17]

п/п

Наименование программного продукта

Краткая характеристика программного продукта или среды

Научный труд, созданный при помощи современного программного продукта или среды

Научная школа (наименование высшего учебного заведения)

1

Simulink

Среда динамического междисциплинарного моделирования сложных технических систем и основной инструмент для модельно-ориентированного проектирования

Разработка имитационной модели MEMS-акселерометра в среде SIMULINK [4]

Новгородский государственный университет [4]

2

Мatlab

Среда и язык технических расчётов для решения инженерных и научных задач любой сложности в любых отраслях.

1. Инженерный анализ погрешностей бесплатформенной инерциальной навигационной системы [1].

2. Учёт погрешностей МЭМС-акселерометра при его моделировании [2]

1) Тульский государственный университет.

2) МГТУ им. Н.Э. Баумана.

3

Scilab [3]

Пакет прикладных математических программ, для инженерных (технических) и научных расчётов

Повышение качества промышленного производства путем компенсации влияния температуры на выходные параметры акселерометра в бесплатформенной инерционной навигационной системе.

Институт проблем рынка РАН [17] и ФГБОУ ВО «ПНИПУ» [5].

 

severuh1.wmf

Рис. 1. Классификация волоконно-оптических гироскопов [Источник: составлена автором]

Таблица 2

Свойства, достоинства и недостатки работы волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) [Источник: составлено автором]

п/п

Основные свойства ВОГ

Основные достоинства ВОГ

Основные недостатки ВОГ

Проблемы, требующие научных решений

1

Высокая чувствительность прибора

Высокая чувствительность

Отсутствие подвижных частей

Погрешности в точности и стабильности показаний ВОГ

Поиск методов компенсации сигналов, не связанных с вращением (цель – увеличение точности и стабильности показаний ВОГ)

2

Малые габариты и масса конструкции

Простота конструкций

Быстрая реакция на изменения рынка по производству ВОГ

Миниатюризация

Окончание табл. 2

п/п

Основные свойства ВОГ

Основные достоинства ВОГ

Основные недостатки ВОГ

Проблемы, требующие научных решений

3

Невысокая стоимость производства и конструирования

Короткое время запуска

Зарубежные конкуренты (Япония и Германия)

Снижение стоимости готового продукта

4

Большой динамический диапазон измеряемых угловых скоростей

Отсутствие подвижных частей

Шум при работе ВОГ и обработке информации

Снижение шума

5

Отсутствие вращающихся механических элементов (роторов) и подшипников

Высокая линейность характеристик

Погрешности в работе ВОГ:

месторасположение;

Уменьшение погрешностей в работе ВОГ

6

Практически мгновенная готовность к работе

Низкая потребляемая мощность

Ошибочные сигналы

Алгоритмы для выделения и фильтрации ошибочных сигналов

7

Нечувствительность к большим линейным ускорениям

Высокая надёжность

Х

Х

8

Стойкость к большим перегрузкам

Стойкость к большим перегрузкам

Потеря ВОГ в процессе эксплуатации

Риск потери ВОГ

9

Долгий срок службы

Долгий срок службы

Устаревание прибора

ВОГ требует постоянной модернизации

 

severuh2.wmf

Рис. 2. Алгоритм по снижению цены на датчики (акселерометры и гироскопы) для предприятий ОПК

Рассмотрим в таблице 2 свойства, достоинства и недостатки работы волоконно-оптических гироскопов.

Из данных представленных в таблице 2 следует, что основной проблемой является риск потери волоконно-оптического гироскопа, а также, что ВОГ требует постоянной модернизацией в связи с научно-техническим прогрессом. Самой важной проблемой остаётся миниатюризация датчиков и ценовая составляющая акселерометров и гироскопов. На рисунке 2 представим авторский взгляд на решение проблемы снижения цены на датчики на предприятиях ОПК.

Из данных представленных на рисунке 2 следует, что основными путями для снижения цены на датчики являются: миниатюризация самого датчика (акселерометра, гироскопа); включение в конструкторскую часть более дешевых комплектующих.

Заключение

Отечественные и зарубежные учёные заинтересованы в развитии конструкторской части роторно-управляемых систем, телеметрических систем, а также датчиков (акселерометров и гироскопов).

Анализ схемотехнических характеристик показал, что телеметрические системы и их составляющие миниатюризируются. Основным из аспектов, которые требуют особого внимания, авторы научных трудов называют: «цену готового продукта», так как технологии двойного назначения должны быть конкурентоспособны на мировом рынке. Цена телеметрической системы должна снижаться, но, при этом погрешности в работе системы управления минимизируются.


Библиографическая ссылка

Северюхин А.М. СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ТОВАРЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НУЖД НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ГИРОСКОПОВ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8-2. – С. 294-300;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1288 (дата обращения: 21.11.2024).