Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Ляманова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный ниверситет им. Н.П. Огарёва»
Создание и развитие малого бизнеса является основным звеном становления конкурентной рыночной среды. Результативность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований зависит от успешности работы этих предприятий. Основным источником увеличения эффективности производства, насыщения рынка нужными продуктами, услугами и увеличения уровня жизни населения во многом определяется устойчивостью малого бизнеса. Такие предприятия играют важную роль в экономике государства. Транспортные издержки занимают большой удельный вес в общих затратах предприятия. Отсюда важность и особое отношение к логистике транспортных малых предприятий. Они, как и многие предприятия, проходят проверку на выживание и эффективную деятельность, принятие своевременных решений в особых условиях, с которыми пришлось столкнуться российской экономике в 2020 году. Логистика транспортного предприятия означает доставку груза в определенное место, в назначенное время, в необходимом количестве и надлежащего качества, с минимальными затратами времени, средств и ущерба окружающей среде. Растущая глобализация, конкурентоспособность и требования клиентов определяет необходимость разработки интеллектуальных и прямых коридоров, соединяющих промышленные кластеры. Для развития логистики транспортного предприятия обсуждаются концепции интеллектуальных коридоров и создание интеллектуальной транспортной системы.
транспортная логистика
малый бизнес
предприятие
тарифы
затраты на логистику
1. Федоров Л.С. Транспортная логистика. М.: Русайнс, 2020. 154 с.
2. Багратуни К.Ю. Теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса. М.: Русайнс, 2015. 162 с.
3. Лукинский В.С., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок. М.: Издательство Юрайт, 2020. 359 с.
4. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 420 с.
5. Solakivi T., Hofmann E., Töyli J. & Ojala L. The performance of logistics service providers and the logistics costs of shippers: a comparative study of Finland and Switzerland. International Journal of Logistics Research and Applications. 2018. vol. 21. no. 4. Р. 444–463.
6. Blanquart C., Clausen U., Jacob B. Smart Logistics Corridors and the Benefits of Intelligent Transport Systems. Towards Innovative Freight and Logistics. 2016. vol. 2. no. 1. Р. 1–14.

Введение

С развитием международных транспортных систем в мировой экономике значительно возрастает роль транспортировки, как в глобальной цепи поставок, так и внутри страны. Начиная с периода развития классической логистики, транспорту принадлежит ведущее место в экономической системе управления производством. Контейнерные перевозки, впервые примененные в период развития военной логистики, в сочетании с использованием целого комплекса транспортной инфраструктуры, позволяют реализовывать самые смелые проекты и технологии. Удельный вес транспортных затрат настолько велик, что отдельно выделяют транспортную логистику. Транспортные системы должны быть эффективными. Развитие национальных и транснациональных транспортно – логистических систем обеспечивает выход продукции национальной экономики на новые рынки сбыта и усиливает значение конкуренции предприятий. Малые транспортные предприятия органично вписываются в транспортную систему национальной экономики.

Цель исследования

Обосновать влияние логистического подхода на организацию транспортной логистики малого предприятия и выделить направления, способствующие его эффективной работе.

Материал и методы исследования

Научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в которых рассматриваются вопросы организации деятельности предприятий малого бизнеса, осуществляющих экономическую деятельность в сфере транспортной логистики, повышение их экономической самостоятельности и устойчивости, послужили основой исследования.

При проведении исследования использовались методы сравнительного анализа, абстрактно – логический, теоретического обобщения и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

На рубеже XX и XXI веков получила развитие логистика как эффективный инструмент управления материальными потоками по всей цепочке поставок. Переход от вертикальных связей к горизонтальным позволяет работать на единый хозяйственный результат, на достижение общей прибыли всеми участниками логистической цепи [1, с. 14].

Создание и развитие малого бизнеса является основным звеном становления конкурентной рыночной среды. Результативность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований зависит от успешности работы этих предприятий. Эффективность производства, безусловно, растет при насыщении рынка пользующимися спросом продуктами, услугами, увеличивается уровень жизни населения, что во многом определяется устойчивостью малого бизнеса. Такие предприятия играют важную роль в экономике государства [2].

Транспортные издержки занимают большой удельный вес в общих затратах предприятия. Отсюда важность и особое отношение к логистике транспортных малых предприятий. Они, как и многие предприятия, проходят проверку на выживание и эффективную деятельность, принятие своевременных решений в особых условиях, с которыми пришлось столкнуться российской экономике в 2020 году. Логистика транспортного предприятия означает доставку груза в определенное место, в назначенное время, в необходимом количестве и надлежащего качества, с минимальными затратами времени, средств и ущерба окружающей среде.

Благодаря транспортной системе, логистика грузопотоков трансформируется в единую технологическую цепочку.

Транспорт это, прежде всего отрасль экономики страны, которая обеспечивает бесперебойное функционирование всех экономических систем, своевременное удовлетворение растущих потребностей страны и населения, а не только технические средства, необходимые для перевозки грузов и пассажиров. В ВВП Российской Федерации доля транспортной отрасли составляет 5,2 % [3].

Обеспечение технологической и технической сопряженности всех звеньев транспортного процесса, взаимовыгодного сотрудничества и заинтересованности сторон, повышение эффективности системы планирования материального потока к месту назначения составляют основные задачи транспортной логистики [4].

В этой логистической цепочке основными функциями транспортной системы являются транспортировка грузопотоков и хранение их в процессе транспортировки.

Основным видом деятельности рассматриваемого малого предприятия является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

Многие предприятия, заключая договор с транспортной организацией, используют транспортное средство и как складское помещение для временного хранения заказанного материалопотока. Хранение грузов как транспортная функция осуществляется с целью экономии денежных средств при погрузке и разгрузке, отсутствии складских площадей и целесообразности изменения маршрутов движения грузопотоков. При этом время нахождения грузопотоков в маршруте для транспортного предприятия увеличивается.

В организации грузовых перевозок транспортным предприятием можно выделить несколько этапов: заключение договора-заявки на перевозку груза; доставка груза; оформление и предоставление документации для оплаты рейса.

На первом этапе клиент, обратившийся в транспортную компанию с целью доставить свой груз, обговаривает детали перевозки с менеджером по логистике. После устных договоренностей, между клиентом и транспортной компанией заключается договор-заявка на перевозку груза. В данном договоре содержится следующая информация: реквизиты сторон, заключившие договор; срок доставки груза с указанием дат погрузки/выгрузки; место погрузки с указанием населенного пункта; наименование, весогабаритные характеристики перевозимого груза; вид погрузки (верх, бок, зад); стоимость перевозки, условия оплаты; информация о транспортном средстве (марка, модель транспортного средства); информация о водителе (ФИО, паспортные данные); ответственность сторон.

Первый этап завершен после согласования всех условий и подписания договора-заявки. На втором этапе процесса обслуживания, менеджер по логистике дает указания водителю о предстоящей перевозке и условиях доставки груза прописанных в договоре. В указанное место и время водитель направляет транспортное средство на погрузку. Сотрудники склада осуществляют погрузку. После получения сопроводительной транспортной документации на груз и окончания погрузки, водитель направляется к месту доставки. В процессе транспортировки водитель связывается с менеджером по логистике для уточнения маршрута следования. По прибытию на место выгрузки водитель связывается с грузополучателем, который дает указания сотрудникам склада о приеме доставленной продукции. После окончания выгрузки и проставления отметок в транспортной документации о приеме груза данный этап завершен.

Третий этап заключительный. Отдел бухгалтерии транспортной компании составляет акт по совершенному рейсу и выставляет счет на оплату транспортных услуг. Секретарь приводит в порядок всю сопроводительную документацию по данному рейсу и готовит документы к отправке клиенту. После получения клиентом документации и подписания акта о выполнении рейса, услуга считается оказанной полностью без претензий.

Малое предприятие стремится удовлетворить потребности потребителей в транспортных услугах при эффективном взаимодействии факторов внутренней среды с учетом надежности, безопасности транспортного обслуживания внешней среды. В связи с этим повышается требование к качеству транспортного обслуживания. Оно заключается в своевременной доставке груза до места назначения и обеспечение логистического подхода к организации транспортировки.

Важным фактором внешней среды, оказывающим влияние на обслуживание клиентов, являются удовлетворение потребности клиента в транспортных услугах. Именно от требований клиентов к доставке продукции, зависит политика обслуживания потребителей транспортных услуг малого предприятия.

Главным параметром, который определяет качество перевозок предприятия в условиях рынка, является своевременность их выполнения. Коммерческая деятельность предприятия основана на маркетинговых принципах, ориентированных на увеличение нагрузки и перевозки грузов, повышение рентабельности транспортных работ.

Предприятие осуществляет перевозку груза на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза – заявки грузоотправителя.

Отправитель заполняет накладную, для подтверждения заключение договора перевозки. Направляет руководству предприятия заказ (заявку), срок рассмотрения транспортной компанией составляет три дня с момента его принятия. По итогам рассмотрения заявления отправитель получает информацию, содержащую заключение о принятии или отказе от заявки, с обоснованием причин отказа и возврата.

На предприятии оформленные транспортные документы на доставку груза фиксируются бухгалтером транспортного предприятия как о заключенной сделке. Документы должны включать, в том числе транспортную накладную, где содержится информация для водителей о том, где и как отгружать товары.

Перевозчик обычно заполняет бланк, но отправитель несет ответственность за точность информации и должен подписать бланк, когда товар будет собран. Грузополучатель подписывает форму о сдаче груза, что является необходимостью для подтверждения перевозчиком факта сдачи груза и обоснования оплаты своих услуг.

Транспортные средства и контейнеры, оснащенные соответствующим оборудованием, согласно заключенному договору перевозки грузов (договору аренды) подбираются по типу, грузоподъемности и назначению.

По запросу отправителя перевозчик предъявляет прейскурант, в котором имеется полная информация о стоимости услуг перевозчика. Подпись на транспортных документах ставится менеджерами предприятия, либо уполномоченными лицами в отдельных случаях.

Если груз перевозится несколькими транспортными средствами, то на каждый вид транспорта составляется отдельная товарно – транспортная накладная. Готовое к отправке транспортное средство, предварительно проверенное на надежность и безопасность, подается грузоотправителю под погрузку согласно установленному договору фрахтования. В случае задержки более двух часов с момента, установленного в заказе (заявке) или заказе-заказе, утвержденном перевозчиком, признается задержкой до места погрузки. Однако в договоре могут быть оговорены особые условия.

Если отправитель признает транспортное средство и контейнер, представленные для перевозки груза, непригодными, то в соответствии с договором перевозки груза (договором лизинга) подтверждается невозможность доставки груза транспортной компании. За это малое предприятие может быть подвергнуто штрафным санкциям.

В транспортной накладной делается отметка сроков прибытия транспортного средства для осуществления погрузки. Состояние груза, количество грузовых мест и массы груза упаковки, маркировки и опломбирования, проверяется и фиксируется.

По завершении погрузки водитель предприятия подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.

Сопроводительная ведомость составляется в трех экземплярах (оригиналах) – для транспортного предприятия, грузополучателя, грузоотправителя.

При погрузке груза в транспортное средство и контейнер необходимо обеспечить безопасность транспортировки груза. Для безопасности движения, транспортного средства, безопасности перевозимого груза выбираются средства крепления груза в кузове (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, нескользящие коврики и т.д.).

В том случае, если грузополучатель по объективным причинам не принимает груз, тогда грузоперевозчик может доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу. При невозможности доставки груза по новому адресу необходимо возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Тогда все расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

Заявки от клиентов поступают в отдел логистики с 9:00 до 18:00. За рабочее время принимаются около 60 заявок. Планирование перевозок груза осуществляет однократно; решаются вопросы маршрутизации перевозок; при планировании составляются графики погрузки и выпуска автомобилей на линию. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест. Основные показатели работы малого транспортного предприятия приведены в таблице 1.

Максимальный срок перевозки груза составил 6 дней, а минимальный – 10 часов, что на 2 часа оказался выше запланированного. Количество опозданий в 2019 г. соответствовало с плановыми показателями и составило 7. Причинами опозданий стали ремонт автомобиля и аварии.

Тарифы на транспортные услуги приведены в таблице 2.

Наибольшая стоимость работы в транспортной компании составляют автомобили марки «DAF», на втором месте находятся машины марки VOLVO. В летний период перевозится наибольшее количество грузов. Среднее количество перевезенных грузов в этот период составляет 445,6 тонн. В весенний период – 426,6 тонн, в осенний период среднее количество перевезенных грузов составляет 393,6 тонн.

Основными заказчиками на грузоперевозки в 2019 году были: ООО «МПК «Атяшевский» – 1320,5 тыс. р.; ООО «ФМ Ложистик» – 2140,0 тыс. р.; ООО «ЛВЗ «Саранский» – 1787,0 тыс. р.; АО «СТЗ» – 239,8 тыс. р.; ООО «ТД «Вектор-С» – 285,6 тыс. р.; ООО «Хелиос-Ресурс» – 30,2 тыс. р.; НИЦ «Резонанс» – 3354,2 тыс. р.

Организация перевозок грузов заключается в распределении заявок по районам, за которыми закреплены конкретные автомобили, формировании и выдаче перечня клиентов и товарно-транспортной документации водителю, который в процессе перевозки определяет порядок объезда самостоятельно. Маршрутизация перевозки должна осуществляться с использованием научно-обоснованного инструмента планирования.

Заключение

Малое предприятие активно взаимодействует с предприятиями региона. Однако развитие малого транспортного предприятия требует инвестиций. Для эффективного взаимодействия с внешней средой, активного вовлечения участников логистической цепи в инновационные процессы, необходимо внедрение новых современных технологий в транспортные процессы. Вкладывая средства в логистику грузоотправителей, возрастает эффективность финансовых показателей предприятий, входящих в цепь поставок, что в итоге влияет на увеличение макроэкономических показателей [5].

Таблица 1

Показатели малого предприятия по основной деятельности за 2019 г.

Показатель

План

Факт

Абсолютное отклонение

Выручка, тыс. р.

90000

84942

-5058

Расходы на транспортировку, тыс. р.

80000

79168

- 832

Максимальная продолжительность перевозки, дней

5

6

+ 1

Минимальный срок поставок, который использовался на предприятии, час.

8

10

+ 2

Количество опозданий на одну партию в поставках

7

7

0

Затраты в связи с потерями при перевозке, тыс. р.

0

28

+ 28

Количество транспортных средств. ед.

53

53

0

Общее количество рейсов, шт.

282

280

2

Количество аварий, шт.

0

12

+ 12

 

Таблица 2

Тарифы на транспортные услуги по маркам машин малого предприятия, р.

Показатели

VOLVO

DAF

MERCEDES

IVECO

SCANIA

MAN

ГАЗ 3110

Стоимость 1 часа работы

326,13

377,68

308,25

279,50

302,50

310,5

312,80

Стоимость 1 км пробега для водителей

8,81

9,36

7,67

8,28

13,82

14,50

8,50

 

Важным направлением в развитии транспортной логистики в сложившихся условиях может служить концепция интеллектуальных коридоров и создание интеллектуальной транспортной системы. Растущая глобализация, конкурентоспособность и требования клиентов определяет необходимость разработки интеллектуальных и прямых коридоров, соединяющих промышленные кластеры [6]. Малое транспортное предприятие должно развиваться при активном взаимодействии с крупным бизнесом. Для этого должны использоваться современные программы и информационные приложения. Таким образом, повышается ценность для отдельных компаний за счет расширения использования обмена информацией между предприятиями.


Библиографическая ссылка

Ляманова Е.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8-2. – С. 243-248;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1281 (дата обращения: 15.06.2024).