Введение
Экспортный потенциал сельского хозяйства региона определяется наличием местной сырьевой базы, необходимой для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на мировом рынке, т.е. в основном сельскохозяйственное производство [1]. Роль сельскохозяйственного экспортного потенциала в региональном развитии заключается в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении производства, создании новых рабочих мест и стимулировании экономического роста.
Изучение экспортного потенциала отечественного сельского хозяйства интересно тем, что оно охватывает большинство проблем промышленности и требует его гармоничного развития. Без этого невозможно вести экспортную деятельность [2].
Цель
Цель исследования оценить потенциал и тенденцию развития экспорта продукции для выхода на международные рынки, как основы эффективного развития предприятия АПК, исследовать факторы, определяющие решение компаний о выходе на зарубежные рынки.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужили данные сельскохозяйственной компании ООО «Дары Сибири» которая планирует выход на международные рынки Казахстана и Германии, что невозможно без эффективной стратегии, которой у компании пока нет.
Результаты исследования и их обсуждение
В мировой практике такая модель соблюдается: чем развитее и эффективнее сельское хозяйство в стране, которая является основой для создания экспортного потенциала, тем выше уровень социально-экономического развития страны [3].
Агроэкономический потенциал России включает в себя следующие составляющие: 9 % мировых продуктивных сельскохозяйственных угодий, 20 % запасов пресной воды, производство 8,5 % минеральных удобрений, 5 % молока, 3 % зерновых и бобовых культур, 2 % мяса. Кроме того, существующий потенциал используется даже не наполовину. Изучение этой концепции, в том числе и в региональном разрезе, поможет решить многие проблемы в отрасли, обеспечить независимость от отечественных продуктов питания и сделать страну крупнейшим игроком на мировом продовольственном рынке [4].
Обеспечение решения проблем экспорта агропродовольственных товаров требует обоснования концепций «экспортного потенциала». Изучение этой концепции началось в нашей стране в 1990-х годах, когда компании стали самостоятельными независимыми субъектами внешней торговли. Потенциал экспорта касается, в частности, уровня конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В более широком смысле, это наличие потенциальных возможностей, способность страны или региона экспортировать существующие или произведенные ресурсы и продукты. По мнению М. Сейфуллаева и В. Капицына, «экспортный потенциал региона – это ресурсно-сырьевая база и общее состояние экономического развития конкретной территории, обеспечиваемое научно-техническим, технологическим, промышленным, социальным и экономическим развитием».
Экспортный потенциал сельского хозяйства в регионе включает в себя следующие компоненты, показанные на рисунке 1.
По состоянию на 1 января 2019 г. в агропромышленном комплексе Красноярского края зарегистрировано 4 068 субъектов хозяйствования, в том числе:
– 1680 сельскохозяйственных организаций;
– 2388 крестьянских (сельскохозяйственных) домовладений.
По виду экономической деятельности в аграрном секторе области занято 106,4 тыс. Человек. Человек, что составляет 7,6 % от общей численности занятых в экономике региона (по данным за 2018 год).
В регионе есть только 2 % посевных площадей сельскохозяйственных культур, которые сосредоточены в центральных и южных регионах. Из них 80,26 % площади занимают сельскохозяйственные организации, 14,72 % – сельскохозяйственные (сельскохозяйственные) домохозяйства, 5,02 % – личные подсобные земли. На регион приходится 1,8 % всей сельскохозяйственной продукции, производимой в стране. Агропромышленный комплекс занимает 3,9 % валового регионального продукта (ВРП) региона.
На рисунке 2 представлены данные об использовании отдельных видов сельскохозяйственной продукции в регионе.
ООО «Дары Сибири» (ООО «Медовая компания») с 2001 г. выпускает продукцию, относящуюся к здоровому питанию, на основе 100 % натурального сырья: мёда, продуктов пчеловодства, дикорастущей продукции (орех, ягод, лекарственных трав, грибов) и не древесных пищевых ресурсов (смол, эфирных масел и их производных).
Сначала компания занималась переработкой меда, постепенно компания перешла к производству продукции на основе дикоросов – трав, хвои, кедрового ореха, ягод, живицы. В 2018 году компания взялась за новый проект – сотрудничество со специалистами, занимающихся выращиванием проростков зерновых культур, обладающих целебными качествами. На основе такого разнообразного сырья и меда стали создавать новые экологически чистые натуральные и полезные продукты. Ассортимент постоянно расширяется.
Основная цель компании – сделать продукцию визитной карточкой в Сибири. Успешная работа предприятия позволила им расширить географию продаж в соседние города. Их стратегия расширения заключалась в открытии торговых точек в зданиях аэропортов.
Рис. 1. Компоненты экспортного потенциала отрасли региона
Рис. 2. Продовольственный баланс Красноярского края в 2018 году, тысяч тонн
Таким образом, вся стратегия выхода сибирского мёда на внешний рынок состояла из трех аспектов:
1) продукт – уникальные органические продукты на основе мёда;
2) рынок – Казахстан и Германия;
3) выход из положения – заключение договоров купли-продажи на международных выставках.
Эта стратегия оказалась неудачной, компания вернулась без подписания единого контракта и потеряла значительные ресурсы при подготовке к этим выставкам.
Стратегия выхода на международный рынок Германии. В основе каждой стратегии лежит детальный анализ внешних и внутренних факторов деятельности компании. На основе предложенной комплексной методологии выхода на новый рынок анализируется деятельность ООО «Дары Сибири»:
Анализ товаров компании. Основной движущей силой продаж фабрики являются продукты из мёда, с помощью которых компания хочет выйти на новый рынок.
Сладости являются гедонистическим продуктом, несмотря на то, что основным их преимуществом является утоление голода, но в этом случае гораздо важнее другое преимущество – оно создает хорошее настроение, улучшает умственную работу и, самое главное, полезные витамины. Исполнение позиции представлено на рисунке 3.
Внешний вид продукта, то есть его упаковки, изготовлен из биоразлагаемого пластика и поддерживается в естественном стиле, без использования большого количества красителей и целлофана [5].
Качество продукции зависит от качества используемого сырья. Сладости изготавливаются на основе мёда, собранных в экологически чистой Сибири. Безопасность и натуральность товара основана на тщательном контроле органического сырья, тринадцати ступенчатой системе очистки, уникальной рецептуре и ручной работе. Производство осуществляется без использования ароматизаторов, консервантов или каких-либо добавок.
У России нет репутации экологически чистого производителя на мировом рынке, а это значит, что ей придется создавать репутацию с нуля, борясь с невежеством российских производителей продуктов питания.
Внешний вид
Рис. 3. Матрица реального исполнения медового продукты «Сбитень»
Таблица 1
Анализ основный конкурентов на рынке Германии
Конкурент Преимущество |
Alnatura |
Lindt |
Hussel |
Chateau |
Karina Schokoladenver treb |
инновационная деятельность |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
производительность труда |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
рентабельность производства |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
степень удовлетворенности потребителей |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
быстрота реакции на изменяющиеся условия рынка |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
доля рынка |
31 % |
26 % |
18 % |
12 % |
13 % |
Таблица 2
Оценка выхода и компании «Дары Сибири» на рынок Германии
Способ выхода на зарубежный рынок |
Возможность |
Желаемость |
Осуществимость |
Прямой экспорт |
+ |
+ |
+ |
Косвенный экспорт |
+ |
+ |
+ |
Совместное предприятие |
+ |
- |
- |
Зарубежного производства |
+ |
- |
- |
партнерство |
+ |
- |
+ |
Международные товарные аукционы |
- |
- |
- |
Покупка иностранной компании |
+ |
- |
- |
Международная торговля лицензиями |
- |
- |
- |
Международный лизинг |
- |
- |
- |
Чтобы проанализировать способы выхода на рынок, необходимо проанализировать все существующие методы в трех аспектах: возможность; желаемость; реализуемость.
Как показано в таблице 2, у компании есть два варианта выхода на немецкий рынок: прямой или косвенный экспорт. Косвенный экспорт предполагает участие посредника, что, конечно, в конечном итоге приведет к увеличению издержек, поэтому, если на рынке нет существенных барьеров, которые сама компания не может или не хочет преодолевать, будет более выгодно использовать прямой экспорт [5].
Анализ доступности рынка в Казахстане. Казахстан давно сотрудничает с Россией. Обе стороны заинтересованы в продуктивных и эффективных дальнейших внешнеторговых отношениях. Несмотря на преимущества местных властей по отношению к российским предпринимателям, у поставщиков товаров на казахскую территорию могут возникнуть определенные трудности в связи с требованиями стандартизации, сертификации и контроля гигиены. Хотя процедуры получения необходимых сертификатов относительно прозрачны, хорошо отлажены и постоянно оптимизируются и упрощаются, проблема осложняется тем, что они в основном основаны на национальных стандартах.
Деловая культура Казахстана развивалась таким образом, что необходимо вести переговоры с каждой стороной и заключать отдельные соглашения с каждым из своих уникальных условий. Поэтому создание универсальной формы внешнеторгового соглашения не имеет смысла. Казахстанские предприниматели требуют индивидуального подхода и длительного переговорного процесса.
Таблица 3
Анализ основных конкурентов ООО «Дары Сибири» на рынке Казахстана среди красноярских компаний
Конкурент Выгода |
ООО «Сибирские Ресурсы» |
Ltd. «Сибирский мед» |
ООО «Твое здоровье» |
Инновационная деятельность |
2 |
2 |
2 |
Производительность труда |
4 |
5 |
5 |
Рентабельность производства |
5 |
5 |
5 |
Удовлетворенность клиентов |
4 |
5 |
4 |
Быстрая реакция на меняющиеся рыночные условия |
5 |
4 |
5 |
Рыночная доля |
28 % |
22 % |
24 % |
Только всесторонний анализ может обеспечить основу для разработки стратегии компании. И только четко ориентированная стратегия позволит организации с наименьшими потерями достичь своих целей.
Выводы
Разработанные стратегии для рынков Германии и Казахстана показали, что с их помощью компания не только сэкономит свои ресурсы, но и успешно достигнет поставленных целей. Поэтому можно сказать, что механизм оценки, на основе которого были разработаны стратегии для ООО «Дары Сибири», является эффективным и необходимым инструментом для внешней торговли организации.
Уникальность разработанных стратегий заключается в том, что они полностью адаптируют продукт, деятельность компании и ее репутацию к каждому конкретному рынку с учетом принципов национального бизнеса, вкусовых предпочтений, культуры, законодательства, конкурентной среды, научно-технического прогресса и динамики развития рынка.
Библиографическая ссылка
Зинина О.В., Далисова Н.А. ПОТЕНЦИАЛ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8-2. – С. 204-209;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1276 (дата обращения: 23.11.2024).