Введение
Сельское хозяйство сегодня является ключевым звеном агропромышленного комплекса специализирующегося на производстве сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. В последние годы именно государственное регулирование АПК привело к устойчивому росту объемов производства большинства видов сельскохозяйственной продукции, продукции отраслей пищевой, перерабатывающей промышленности России. Однако события последних лет, свидетельствуют о высокой степени зависимости отрасли от погодных условий, медленными темпами в сельскохозяйственное производство внедряются инновационные технологии, сельскохозяйственные организации снижают уровень доходности. Однако реализуемые инициативы и актуальные тренды позволяют рассчитывать на то, что это временное явление, и включение новых механизмов позволит отрасли вернуть свое лидирующее положение в экономике страны.
Цель исследования: провести анализ эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств и выявить влияние государственной поддержки, в части реализации основных программ на территории Российской Федерации, а так же предложить меры государственного регулирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы в постпандемический период.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования выступают сельскохозяйственные организации и организации малых форм хозяйствования в частности, крестьянско-фермерские хозяйства. В качестве методов исследования применялись такие методы, как анализ, метод сравнения, табличный метод и др.
Результаты исследования и их обсуждения
Важно отметить, что 2018 год ознаменовался переломным, так как у сельскохозяйственных товаропроизводителей и малых форм появились хорошие возможности не только на работу внутри страны, но и на покорение зарубежных стран. Этот шанс появился с принятием закона об органическом сельском хозяйстве (ФЗ «Об органической продукции»). Срок действующей государственной программы развития сельского хозяйства (2013-2020 гг.) был продлен до 2025 года, в нее включены федеральные проекты «Развитие экспорта продукции АПК», «Цифровизация сельского хозяйства» и «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации».
Еще раз отметим, что Правительство РФ утвердило обновленную версию Государственной программы развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 года. В новой версии общий бюджет программы вырос почти в четыре раза – с 2,2 трлн. рублей до 8,2 трлн. рублей. Заметно увеличены ассигнования в 2019 году (с 297 млрд. рублей до 793 млрд. рублей из бюджетов всех уровней). В 2021-2025 годах объем финансирования госпрограммы составит 4,2 трлн. рублей, в т.ч. 2,33 трлн. рублей из федерального бюджета. С 2018 года реализуется проектный этап Госпрограммы. Его цели – обеспечение продовольственной безопасности, повышение добавленной стоимости, обеспечение роста экспорта, инвестиций в основной капитал. Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2025 году планируется нарастить на 16,3% к уровню 2017-го, в том числе продукции растениеводства – на 18%, животноводства – на 11%, а выпуск пищевых продуктов – почти на 30%. Доходность сельхозпроизводителей все эти годы планируется обеспечить на уровне не менее 10%.
Рассмотрим тенденцию развития сельскохозяйственных организаций и К(Ф)Х за период с 2016-2018 годы.
Необходимо отметить, что наблюдается негативная тенденция снижения объемов производства в целом сельскохозяйственной продукции. Однако производство продукции растениеводства и животноводства, в сопоставимых ценах, по сельскохозяйственным организациям увеличилось за анализируемый период на 6,5 и 0,5 % соответственно. Если говорить о продукции производимой малыми формами хозяйствования, то здесь ситуация неоднозначная: по продукции растениеводства наблюдается резкое сокращение показателя на 15,8%, по продукции животноводства – снижение на 3,3%.
Таблица 1
Индексы продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Продукция сельского хозяйства в том числе: |
104,8 |
102,9 |
99,8 |
растениеводства |
107,8 |
103,3 |
98,5 |
животноводства |
101,6 |
102,6 |
101,1 |
Сельскохозяйственные организации |
|||
Продукция сельского хозяйства в том числе: |
108,0 |
105,6 |
100,0 |
растениеводства |
97,3 |
94,8 |
103,8 |
животноводства |
96,6 |
96,5 |
97,1 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
|||
Продукция сельского хозяйства в том числе: |
113,5 |
110,1 |
97,7 |
растениеводства |
115,4 |
110,9 |
96,4 |
животноводства |
105,6 |
106,7 |
102,3 |
Таблица 2
Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в фактически действовавших ценах, млн. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Российская Федерация |
4794615,0 |
5112356,0 |
5109475,0 |
5348777,0 |
Центральный федеральный округ |
1265435,2 |
1307143,9 |
1302578,9 |
1467969,8 |
Северо-Западный федеральный округ |
225538,0 |
225864,0 |
224474,9 |
246116,1 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
384913,8 |
428066,4 |
436751,4 |
461494,7 |
Приволжский федеральный округ |
1113851,7 |
1204825,8 |
1194371,2 |
1191873,7 |
Уральский федеральный округ |
292395,6 |
304672,2 |
320285,2 |
321680,2 |
Сибирский федеральный округ |
520458,5 |
554764,8 |
539652,4 |
556882,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
180454,0 |
187830,5 |
199641,8 |
198822,4 |
Рассматривая производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по округам Российской Федерации отметим, что лидер производства – центральный федеральный округ. Приволжский федеральный округ занимает второе место с показателем производства продукции – 1191873,7 млн. руб. Стоит отметить, что существует прямая зависимость данного показателя с показателем инвестиций в основной капитал и др.
Сельхозпроизводители считают, что 2019 год для аграриев выдался сложным, чем предыдущий, связывая это с дальнейшим усилением санкционного давления и падением экономики. 2020 год ознаменовался новыми условиями работы, ведь сложившаяся ситуация с распространением коронавируса наложила свои отпечатки на все экономические сферы деятельности, в том числе и сельское хозяйство России. Производителям в кратчайшие сроки пришлось менять приоритеты своей работы, аграрии встали на путь выживания в нелегких условиях. Государству необходимо держать данный вопрос в ряде ключевых, уже сейчас на современных предприятиях очень большое внимание уделяется качеству, многие отраслевые институты работают над усовершенствованием системы методов проверки качества сырья и продуктов питания. Главным вопросом остается потребность в принятии решений в режиме реального времени, ведь основная задача – не допустить снижения производительности, снижения себестоимости за счет понижения ее качества. Рассматривая новые подходы в государственном регулировании необходимо учитывать влияние пандемии на агропромышленный комплекс с очки зрения краткосрочного, среднесрочного функционирования.
Считаем, если рассматривать краткосрочный период необходимо выделить:
- ажиотажный спрос на продукты питания в начале пандемии;
- снижение спроса на продовольственные продукты со стороны бизнеса, туризма, общественного питания;
- сбои в поставках ресурсов и услуг для сельского хозяйства и в продовольственных циклах «цепочках» из-за ограничений в работе транспорта и логистики;
- закрытие ряда переработывающих предприятий с высокой концентрацией работников;
- дефицит сезонных рабочих из-за сокращения миграции иностранной рабочей силы.
И как заключительный аспект краткосрочного реагирования необходимо указать нарушение функционирования глобальных агропродовольственных рынков в связи с ограничением экспорта.
Важно отметить помимо краткосрочных аспектов, вопросы регулирования, необходимые для рассмотрения в среднесрочной перспективе: уменьшение бюджетной поддержки сельского хозяйства и инвестиций в сектор в силу общеэкономического кризиса, снижение спроса на продовольствие в связи с сокращением реальных доходов населения, увеличение производственных издержек из-за роста цен на импортные средства производства и материалы, что в свою очередь может спровоцировать рост цен на продовольствие. Конечно, не для кого не секрет, что ситуация, сложившаяся в стране с распространением коронавирусной инфекции наложит свой отпечаток на режим деятельности организаций не на один десяток лет, в связи с этим государству необходимо учесть при регулировании вопросов сельского хозяйства, те аспекты, которые направлены на долгосрочный период, а именно:
- усиление «зеленых трендов», использование ресурсо- и энергосберегающих технологий, биологизация отраслей растениеводства и животноводства, в меньшей степени зависящих от внешних поставок ресурсов и материалов;
- повышение роли региональных и локальных систем продовольственного обеспечения, работающих вне глобальных рынков и в связи с этим рост значения малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственной кооперации;
- деурбанизация, более равномерное распределение населения по территории страны для снижения рисков эпидемии и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно заявлению о последствиях COVID-1 большой двадцатки для продовольственной безопасности сообщается, что сокращение мирового ВВП в 2020 г. на 3 % приведет к росту численности голодающих в странах – чистых импортерах продовольствия (всего 101 страна) на величину от 14,4 млн. до 38,2 млн. человек. При сокращении ВВП на 10 % – до 80,3 млн. человек. В настоящее время речь идет около 800 млн. человек. Считаем необходимым в мерах решаемых этот острый вопрос рассмотреть меры направленные на удовлетворение неотложных потребностей в продовольствии наиболее уязвимых слоев населения, усиление программ социальной защиты, продолжение мировой торговли продовольствием, сохранение функционирования внутренних систем снабжения, а так же поддержание малых форм (КФХ) с точки зрения наращивания объемов производства.
Необходимо отметить, что уже за первый квартал деятельности организаций наблюдается снижение производства всех экономически важных сфер (промышленность, производство пищевых продуктов, сельское хозяйство).
Таблица 3
Индексы производства продукции, % к соответствующему периоду предыдущего года
Показатель |
2019 г. |
1 квартал 2020 г. |
Промышленность |
102,3 |
101,5 |
Производство пищевых продуктов |
104,9 |
109,9 |
Сельское хозяйство |
104,0 |
103,0 |
В связи с этим представим данные, характеризующие «работу» агропромышленного сектора в начале пандемии (таблица 4).
Таблица 4
Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий
Показатель |
март 2020 г., млн. тонн |
в % к |
1 квартал 2020 г. в % к 1 кварталу 2019 г. |
1 квартал 2019 г. в % к 1 кварталу 2018 г. |
|
марту 2019 г. |
февралю 2020 г. |
||||
Скот и птица |
1,2 |
104,6 |
108,6 |
104,6 |
100,1 |
Молоко |
2,5 |
103,3 |
114,9 |
104,9 |
101,5 |
Яйца, млрд. шт. |
3,7 |
98,9 |
112,2 |
101,1 |
99,7 |
Заключение
Сегодня в непростых условиях, в которых оказалась российская, мировая экономика, важно сохранить набранную динамику в АПК, уверенность наших аграриев в стабильной работе, устойчивость кооперационных связей отрасли. В связи с этим России необходимы определенные меры, к ним относят:
- мониторинг цен на агропродовольственных рынках;
- квотирование экспорта пшеницы, меслина, ржы, ячменя и кукурузы в страны, не являющимися членами ЕАЭС;
- поддержка достаточности запасов продуктов питания в организациях торговли, в т.ч. субсидирование процентных ставок по кредитам для формирования сверхнормативных запасов;
- «зеленый коридор» в отношении импорта продовольствия;
- включение крупных агропродовольственных компаний в перечень системообразующих организаций, на конец апреля 202 года включено порядка 77 компаний из 30 субъектов Российской Федерации.
Если рассматривать только сектор сельского хозяйства, то к необходимым мерам можно отнести: дополнительной финансирование программы реализации сельскохозяйственной техники со скидкой – 4,5 млрд. руб., докапитализация Росагролизинга – 6 млрд. руб., формирование сбытовой инфраструктуры для мелких производителей путем развития розничных рынков; развитие логистики агропродовольственного рынка за счет контейнерных железнодорожных перевозок, доставки рыбной продукции по Северному морскому пути, а так же развитие экспорта и сокращение импорта агропродовольственной продукции. Так же необходимо остановиться на мерах, затрагиваемых укрепление устойчивости агропродовольственного сектора (среднесрочные и долгосрочные меры):
1. Приоритетное развитие малого и среднего бизнеса;
2. Формирование сектора малоформатной, кооперативной торговли как альтернативы крупным торговым сетям;
3. Развитие I сферы АПК: сельскохозяйственного машиностроения, семеноводства, производства средств защиты растений, ветеринарных препаратов и т.д.
4. Разработка и освоение ресурсосберегающих технологий, биологизация сельского хозяйства;
5. Развитие сельскохозяйственной науки и образования.
Рассмотренные меры позволят сохранить обороты развития агропромышленного комплекса страны, укрепят уверенность аграриев в стабильной работе, а так же кооперативных связей отрасли. Необходимо надежно обеспечить собственный, внутренний рынок и оценить все возможности страны.
Библиографическая ссылка
Митина И.В., Митин А.Н., Денисова Н.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ВОПРОС АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ К ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-1. – С. 158-163;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1221 (дата обращения: 09.12.2024).