Введение
В современном мире прогресс не стоит на месте, все время что-то изобретается и появляется новое, улучшенное. Также и происходит с регионами России, каждый из них вводит в свою область ту инновационную стратегию, которая сможет облегчить или усовершенствовать какую-либо сферу деятельности.
Стратегия подразумевает под собой определенную программу действий, которая сможет выявить приоритетные проблемы, сформулировать главные цели и пути их достижения с наименьшими издержками [1, 4].
В соответствии с поручением Президента России для Калужской области была разработана стратегия социально-экономического развития, которая называется «Человек – центр инвестиций». Её целью является улучшение качества жизни населения, повышение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни, развитие туризма и многое другое.
Материал и методы исследования
В данной статье использовались следующие материалы: постановление правительства Калужской области, стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек-центр инвестиций» и другие материалы.
В статье используются следующие методы исследования: теоретический (моделирование), количественный и социологический метод.
Результаты исследования и их обсуждение
Калужской области входит в состав Центрального федерального округа и находится вблизи Московской области, что является своего рода преимуществом, ведь многие инновации из столицы переходят в соседние регионы с целью тестирования и дальнейшего использования.
Но не все регионы России инновационно развиты, это мы можем увидеть в рейтинге 2017 года, который составлен Ассоциацией инновационных регионов России и представлен в таблице 1 [4].
Из рисунка 1, можно увидеть, что Калужская область входит в десятку инновационных регионов России и занимает 6 место. Рейтинг определялся на следующих показателях: научные исследования и разработки, насколько активно регионы участвуют в инновационных внедрениях и какие условия создаются для их внедрения.
Рис. 1. Инновационный рейтинг регионов по версии АИРР
Стратегия развития Калужской области «Человек – центр инвестиций» позволит области подняться в данном рейтинге на лидирующие позиции. Задачи стратегии реализуются в долгосрочном периоде и разделены на три этапа: 1 этап: 2009-2013 годы, 2 этап: 2014-2019 годы, 3 этап: 2020-2030 годы [3].
В данной статье будет проведен анализ второго этапа, насколько качественно Калужская область сможет реализовать данный этап за отведенный ей период.
Основным содержанием деятельности второго этапа является концентрация человеческого ресурса в пределах области, реконструкция зданий истории с помощью инноваций, для сохранения исторического наследия, введение экономических рычагов в систему образовательной поддержки и многое другое. Но самой важной целью второго этапа является «захват» потоков нового расселения из ближайших городов и создания условий, при котором эти люди смогут вносить инновации в Калужскую область. Из выше сказанного можно увидеть закономерность, что преимущество отдано интенсивному развитию региона с акцентом на повышение уровня жизни населения.
Из поставленных целей второго этапа вытекают девять задач стратегии, которые необходимо выполнить в рамках второго этапа стратегии:
1. Пространственная организация территории;
2. Комплексное развитие территории;
3. Совершенствование системы подготовки кадров;
4. Генерация изменений в экономической системе;
5. Совершенствование системы информационного обеспечения;
6. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью;
7. Совершенствование системы финансово-экономического обеспечения;
8. Совершенствование системы продвижения на рынок наукоемкой продукции;
9. Формирование конкурентной экономики.
Для качественного анализа выполнения задач второго этапа необходимо проанализировать каждую из них по отдельности.
Первые две задачи стратегии взаимосвязаны, ведь комплексное развитие территории подразумевает пространственную организацию. Для территории Калужской области характерны пространственные дисбалансы, ведь 50% промышленности находится на территории Калуги, а в отдаленных районах промышленность может и во все отсутствовать. Пространственная организация подразумевает рациональное территориальное планирование области, с учетом всех народнохозяйственных и функциональных элементов назначения, с целью их взаимного функционирования [2, 45]. Это означает, что все производства должны взаимодействовать между собой, также необходимо строительство новых, которые необходимы области. Но, прежде чем открывать новое производство были необходимы квалифицированные кадры, и тогда было принято построить новые дома, в которые смогут заехать приезжие люди. На рисунке 2 мы можем увидеть тенденцию роста покупательной способности новых мест жительства [6].
Из рисунка 2 можно сделать вывод, что в Калужской области выросло число заселенных жилых домов, следовательно, число жителей области увеличилось.
В одном из развивающихся районов Калужской области был открыт завод МАНУФАКТУРЫ BOSCO, который смог предоставить гражданам более 900 вакантных мест с работой в две смены вблизи их места жительства. Из выше сказанного можно сделать вывод, что первые две задачи области удалось выполнить на отлично [13].
Третьей задачей стратегии является совершенствование системы подготовки кадров, которая является одной из самых острых проблем области. Для решения было принято создание тесной взаимосвязи университетов и производств, которая сможет дать студентам шанс дальнейшего карьерного роста, если они останутся в Калужской области. Также происходит расширение технического университета им. Н.Э. Баумана, строится инновационный корпус, благодаря которому университет сможет принять более 3000 студентов и давать им те знания, которые необходимы современному специалисту. Также в университете смогут работать более 1000 преподавателей и сотрудников разных специальностей [14].
Рис. 2. Динамика ввода в действие жилых домов (млн. кв. м.)
Следующая стратегическая задача называется генерация изменений в экономической системе. Для её решения регион предпринял создать инновационные территорий в области, внедрить новые технологий в различные сферы общества (здравоохранения, образования, транспорта и многих других). Также обеспечить кооперации между различными предприятиями с целью их дальнейшего сотрудничества в разработке инноваций, которые повысят экономическое состояние не только предприятиям, но и самой Калужской области.
Примером реализации может служить проект «Цифровая экономика в Калужской области». Данный проект смог поспособствовать введению в экономику области нового экономического уклад, благодаря которому регион смог усовершенствовать технологии и услуги области. Также смог поспособствовать развитию самих калужан, более 40% населения смогли научиться цифровым навыкам, не считая обученных [7].
Совершенствование системы информационного обеспечения стоит на пятом месте в задачах стратегии. Решением данной проблемы является оказание консалтинговых услуг малого и среднего предпринимательства, с целью внедрения в них различных инноваций, которые поспособствуют упрощению работы и повышению их прибыли. Также был проведен ряд инвестиционных ярмарок, на которых производства области смогли предоставить свои инновационные разработки и предложить их городу в дальнейшее эксплуатирование.
Совершенствование системы управления инновационной деятельностью следующая задача в данной статье. Её решением является запуск в Калужской области механизмов ГЧП, совершенствование условий взаимодействия для производств, научных организаций и учебных учреждений также прямое взаимодействие органов государственной власти и органов местной власти Калужской области.
Механизм ГЧП В Калужской области имеет хорошее развитие, прямым доказательством служит РОСИНФРА, который в 2018 году составил рейтинг всех регионов России по уровню развития сфер ГЧП. Калужская область занимает 20-21 место в данном рейтинге с интегральным показателем 72,8%, что является отличным результатом [10].
Следующая задача стратегии – это совершенствование системы финансово-экономического обеспечения. Данная задача была решена с помощью развития фондов поддержки инновационной деятельности, участия Калужской области в программе реструктуризации бюджетных кредитов, также участие в федеральных программах для инновационного развития региона. Программа реструктуризации бюджетных кредитов, позволила Калужской области высвободить 15,7 млрд. руб. за 2018-2019 год и все появившиеся средства были направлены на реализацию стратегии «Человек – центр инвестиций» [9].
Предпоследней задачей анализируемой стратегии является совершенствование системы продвижения на рынок наукоемкой продукции. Решением данной проблемы является бизнес-инкубатор, который обеспечивает начинающим предпринимателям рост и дальнейшее развитие их дела. На территории области находятся следующие инкубаторы АНО «Калужский студенческий бизнес-инкубатор», АНО КБИ «Материалы и компоненты электроники», АНО «Бизнес-инкубатор информационных технологий» и многие другие. В 2017 году данные инкубаторы действовали в 20 резидентах и создали 64 рабочих места.
Рис. 3. Объем платных услуг населению
На рисунке 3 представлен объем платных услуг за период 2014-2019 года, в 2019 году наблюдается самое максимальное число и составляет 21441,9 млн. рублей [3].
Рис. 4. Всероссийский рейтинг субъектов Российской Федерации по развития туризма
Заключительной задачей стратегии является формирование конкурентной экономики, она же является самой важной, ведь конкурентоспособность позволит региону в будущем расти в социальной и экономической сфере. Для повышения конкурентоспособности региона было принято повысить число кадров с помощью фонда доступного жилья для профессионалов, создание инновационной транспортной инфраструктуры, развития следующих кластеров: жизнеобеспечения и развития среды, образовательный, медицинский, туристических и многие другие.
Кластер жизнеобеспечения и развития среды является одним из важных, ведь от него зависит экология всего региона. За отведенный срок в области было принято решение закрыть те производства, которые наносят сильный экологический ущерб и открыть новые, модернизированные по последним высокотехническим разработкам.
Развитие кластера образования осуществляется с помощью создания Центра «Стратегия» и МКУ «ЦБУиСХД», которые оказывает помощь образовательным учреждениям и их обучающимся, в том числе происходит расширение Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, расширение направлений подготовки в КГУ им. К.Э. Циолковского и т.п.
В медицинском кластере происходит создание шести международных центров, происходит присоединение отдаленных больниц к центральным, также происходят ремонтные работы тех медицинских учреждений, которым это необходимо, для медицинских работников происходят курсы по повышения квалификации и многое другое.
Кластер туризма является одним из самых перспективных, ведь Калужская область является историческим городом, в котором расположено более 50 интересных музеев, туроператорами разработано более 130 маршрутов по области. В области есть множество интересных мест, которые стоит посетить: Оптина пустынь, этнографический парк-музей «Этномир», парк птиц «Воробьи», арт-парк Никола-Ленивец и многое другое.
Насколько перспективно региону удалось развить туристический кластер, мы можем увидеть на рисунке 4, который составлен Министерством культуры Калужской области. Рейтинг составлялся с учетом всех туристических достижений до 2020 года исходя из 100 бальной шкалы.
Из рисунка 4 можно видно, что Калужская область входит в пятерку лучших регионов России по развития туризма. Следовательно, область смогла справить с развитием туристического кластера за отведенный её срок.
Выводы
Проанализировав все выполненные задачи стратегии, можно сделать вывод, что Калужская область смогла качественно выполнить задачи второго этапа. Но смогла ли область достичь поставленной цели?
На рисунке 5 мы можем увидеть, что численность населения за 2014-2019 год сократилась, что показывает отрицательную динамику. Пик числа наблюдается в 2017 году, а потом следует снижение, разница между 2017 и 2019 годом составляет 5 193 человека [12].
Рис. 5. Численность населения Калужской области
Удалось ли региону повысить рождаемость за второй этап стратегии? Это мы сможем увидеть на рисунке 6.
На рисунке пять можно увидеть отрицательную картину, так как смертность превышает рождаемость, это наблюдается за весь период стратегии. За 2014-2019 года самая низкая рождаемость наблюдается в 2019 году 10,5, а смертность на 3,8 раза выше [8].
Из всего проведенного анализа можно сделать вывод, что Калужской область не смогла достичь всех поставленных целей второго этапа, хотя задачи реализация поставленных задач прошла хорошо.
Рис. 6. Демографическая ситуация в области, на 1000 населения
Проанализировав второй этап социально-экономической стратегии Калужской области, можно сделать вывод, что, несмотря на достигнутые результаты, области необходимо работать дальше, так как не всех целей удалось достигнуть за отведённый период. Из этого следует, что на третий этап возлагается большая ответственность, чем на предыдущие, ведь для качественного завершения стратегии «Человек-центр инвестиций» необходимо достичь всех поставленных целей каждого этапа.
Библиографическая ссылка
Медведева О.С., Левкина В.Н. СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-1. – С. 144-150;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1219 (дата обращения: 21.11.2024).