Введение
В теоретическом и практическом аспектах международная экономическая интеграция, основанная на экономических феноменах «международное разделение труда» и «международная кооперация», приводит к образованию региональных экономических межгосударственных интеграционных союзов (группировок, объединений, партнерств – РМЭИС). В последние десятилетия закономерностью развития современной экономики выступает неуклонный рост различных типов РМЭИС, которые сформировались в мировом экономическом пространстве.
Специализируясь на производстве определенных товаров, национально-государственные системы дополняют друг друга в мировом экономическом пространстве. Наиболее существенное влияние на процессы развития РМЭИС оказывают два фактора: глобализация и регионализация. Оба эти фактора имеют объективные основы, которые достаточно полно освещаются в современной экономической литературе. Так, объективные истоки глобализации раскрыты в работах Дж. Бхагвати, П. Кругмана, Е.Ф. Авдокушина, Е. Винокурова, Е. Платоновой, Б. Хейфица и других известных западных и отечественных исследователей.
Исходя из концептуальных положений и теоретических установок экономистов в ходе их исследований было установлено, что объективными предпосылками регионализации является как географически близкое расположение стран, так и общность природных, исторических, экономических, политических и культурных предпосылок для объединения [1, С.20-44]. Однако центральное значение имеют экономические условия, хотя в зависимости от специфики ситуации могут актуализироваться и другие предпосылки.
Цель исследования состоит в раскрытии направлений и результата влияния факторов глобализации и регионализации на развитие региональных экономических интеграционных союзов современных государств.
Методы исследования
В статье использовались преимущественно общетеоретические методы (абстракция и конкретизация; анализ и синтез; сравнение; противопоставление; индукция и дедукция), что позволило, во-первых, проанализировать значительный массив фактического материала и его отражение в работах экономистов, во-вторых, сделать выводы и наметить перспективные направления исследования влияния факторов глобализации и регионализации на развитие региональных экономических интеграционных союзов современных государств.
Результаты исследования и их обсуждение
С позиции рассмотрения уровней современной экономики необходимо выделить направления влияния факторов глобализации и регионализации на развитие региональных экономических интеграционных союзов современных государств: макрорегиональный (объединения государств большого региона), мезорегиональный (сотрудничество между пограничными административно-территориальными объединениями, еврорегионами), микрорегиональный (общие специальные экономические зоны, СЭЗ).
Проблема научно-теоретического осмысления процессов экономической интеграции на макрорегиональном уровне нашла отражение в политэкономических теориях интеграции, которые отразили теоретико-методологические установки их представителей. Выделим наиболее влиятельные школы:
- рыночная школа интеграции: минимизация регулирующего вмешательства в процессы международной интеграции;
- структурная школа: интеграция – больше чем просто объединение нескольких национальных хозяйств, она служит делу общего формирования государства;
- неокейнсианская – «дирижизм»; недоверие к рыночному механизму, интеграция как процесс формирования оптимальной рыночной структуры.
Глобализация, истоки которой следует искать в экономических процессах, проходивших в мировой экономике в 50-х годах 20 века, сопровождается регионализацией мирового экономического пространства, в основе которой лежит международная экономическая интеграция. Основные характеристики влияния факторов глобализации и регионализации на развитие региональных экономических интеграционных союзов современных государств на макрорегиональном уровне можно обобщить следующим образом:
- в РМЭИС создается единое экономическое пространство для свободного движения капитала, технологий, рабочей силы;
- активизируются процессы макрорегионального кооперирования в реальном секторе мировой экономики;
- в основе функционирования региональных структур лежит принцип “дополняемости”, что означает многоуровневую систему принятия решений национальными (наднациональными) регулирующими органами;
- регионализация стимулирует развитие международных экономических связей внутри объединения, как следствие – высокие темпы роста взаимной торговли
- макрорегиональные связи имеют тенденцию к организационной трансформации национально-государственных экономических систем;
- усиливается координация и в других направлениях макрорегиональной интеграции – правовой, экологической, информационной и других, что способствует развитию РМИЭС и формированию соответствующих институтов интеграции[4];
- макрорегионализация превращается в самую активную составляющую механизма глобализации.
Рассмотрим более подробно развитие РМЭИС, основные этапы которого в целом характерны для экономик всех континентов. Целесообразно проанализировать региональные интеграционные процессы в Европе, где данные процессы проходили достаточно успешно, поскольку исторически большинство европейских стран ранее входили в единые союзы и государства (Франкия, Священная Римская империя, Австро-Венгерская империя и др.).
После Второй Мировой войны первая волна региональной экономической интеграции стала ответом на усиление торговой, финансовой и инвестиционной взаимозависимости стран. С закреплением позиций США на рынках ресурсов, технологий и коммуникаций в качестве лидера, начиная со второй половины 20 в., европейские страны ответили на вызов созданием Общего рынка, а позже – формированием ЕЭС, а затем – Единой Европой (Европейского союза- ЕС).
В 60-70-х годах прошлого века стали формироваться предпосылки для образования трех полюсов экономической мощности в западных экономиках: США – страны Западной Европы – Япония. Вместе с тем, по мере роста экономической мощи данных центров силы, и несмотря на политику открытости, декларируемую международными организациями и правительствами самих стран, изменялся характер самой конкуренции на международных рынках и наметились первые черты макрорегиональной замкнутости.
В 1980-1990 гг. мировое хозяйство вступило в новую фазу так называемого «глобального капитализма», трансформационные изменения в котором инициировали развитие третьей волны глобализации. Если в 1950-х гг. мировая экономика представлялась как совокупность отдельных национальных хозяйств, где основная часть производств локализовалась в рамках одного государства, то начиная с 1970-х гг. 20 в., наблюдались сдвиги в направлении формирования глобального разделения труда в производственной и торговой сферах.
Европейский Союз (ЕС) является одним из ведущих международных региональных экономических объединений. В своей эволюции ЕС прошел все основные формы макроинтеграции («лестница интеграции»): зона преференциальной торговли; зона свободной торговли; таможенный союз; валютный союз (становление последней еще не завершено для всех членов ЕС). При этом неоднократно изменялось название данной интеграционной группировки, которая отображает его эволюцию.
Данные формы интеграции являются основными, однако среди ученых ширятся дискуссии относительно их содержания. В частности, исследователи обосновывают степень зрелости и этапы эволюции посредством анализа институтов интеграции, сформировавшихся в том или ином РМЭИС:
- начальный этап, для которого характерно выстраивание более тесных внутри региональных экономических отношений;
- второй этап – этап гармонизации национальных институтов и институтов интеграции;
- третий этап – это развитие институтов интеграции в рамках РМЭИС на своей «собственной основе»;
- четвертый этап – его теоретические черты можно сформировать на основе анализа экономики США, если под каждым штатом подразумевать ранее суверенное государство[5].
Выявление воздействия факторов глобализации и регионализации на развитие РМЭИС требует обращения к анализу интеграционных процессов на других континентах, в частности, в Северной и Южной Америке, которые начали активно развиваться в 50-60-х гг. 20 в. С помощью формирования и развития РМЭИС страны пытались извлечь определенные выгоды: сократить зависимость от промышленно развитых стран; преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночное пространство; обеспечить преимущества количественного протекционизма; увеличить инвестиционные возможности индустрии; способствовать напряженности платежного баланса и др.
Страны на данных континентах не отступали Европе в стремлении к образованию единого регионального рынка, создавая РМЭИС, которые в настоящее время находятся на разных этапах интеграции. К ним следует отнести: Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), созданное в 1994 году Канадой, США, Мексикой (пересмотрено в 2018г); Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданный в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем; Общий рынок стран Карибского бассейна (КАРИКОМ), образованный в 1973 году на основе Организации Восточнокарибских государств; Андское сообщество, учрежденное в 1969 г. Боливии, Колумбии, Эквадор, Перу и Венесуэлы.
С точки зрения перспективы дальнейших сценариев развития интеграционных процессов, то они видятся в объединении всех региональных группировок сначала в Южной Америке, а потом всех «трех» Америк (Южной, Северной и США). Влияние факторов глобализации и регионализации приведет к тому, что данный процесс поглотит более мелкие объединения с трансформацией в один интеграционный союз с крупным рынком и большими возможностями (отсутствие таможенных барьеров, свободное передвижение факторов производства, повышение уровня экономического развития стран-участниц, ликвидация проблемы ограниченности ресурсов и т. п.).
Под влиянием глобализации и регионализации процесс развития РМЭИС охватил Африканский континент, где в основном функционируют две ведущие экономические группировки западноафриканских стран — ЭКОВАС (Экономическое сообщество государств Западной Африки) и КЭАО (Экономическое сообщество Западной Африки). Однако значительно влиятельнее проинтеграционная группировка – межгосударственное объединение Организация африканского единства, в которую входят большинство независимых государств Африки (48 стран).
Аналогичная ситуация сложилась в странах Ближнего Востока. Эти страны создают Большую арабскую зону свободной торговли (ГАФТА), что может ускорить региональные интеграционные процессы в этих странах. Следовательно, страны Северной Африки и Ближнего Востока не остаются в стороне от современных интеграционных процессов, и под влиянием глобализации и регионализации происходит формирование РМЭИС. Вместе с тем, подписанное Агадирское соглашение между ведущими в экономическом отношении странами (Египет, Иордания, Марокко, Тунис) и странами ЕС выступает прообразом межконтинентальной интеграции.
На Евразийском континенте на экономическом пространстве бывшего СССР постепенно сформировалась влиятельная РМЭИС – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединив рынки Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Поэтапное развитие ЕАЭС в теоретическом плане обусловлено положениями концепции «лестница интеграции», но охватывает на мезоуровне все «звенья» национальных хозяйственных систем:
- рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту потоков факторов производства), – это так называемая “поверхностная” (или “мягкая”) интеграция (shallow integration);
- собственно производство (глубокая интеграция – deep integration);
- сферу принятия решений (инвестиционные корпоративные стратегии – уровень фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных межправительственных и национальных организаций).
В условиях перераспределения сфер глобального влияния основной оппонент США – Китай и Россия – уже создали новые институциональные структуры за пределами американской досягаемости. Прежде всего, это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В настоящее время в состав стран «семьи ШОС» уходят: страны-члены (Китай, Россия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан); страны-наблюдатели (Иран, Белоруссия, Монголия, Афганистан) и страны-партнеры по диалогу (Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка) [6].
ШОС является протоинтеграционным объединением, в котором на современном этапе сочетаются черты РМЭИС и международной межправительственной организации. Вместе с тем, ШОС активно способствует не только экономическому, энергетическому и военно-политическому сотрудничеству в регионе Центральной Азии, но и перерастанию экономического сотрудничества в более интенсивные интеграционные процессы с перспективой создания общего рынка, как основы экономического интеграционного союза.
Под влиянием глобализации и регионализации активно идут трудные и противоречивые интеграционные процессы в зонах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, которые институализируются в создании региональных интеграционных группировок различного уровня зрелости и целевой направленности ( АТЭС, АСЕАН +3; АСЕАН + 6 и др.). В 2005 году наибольший резонанс имела инициатива Малайзии создать Восточно-азиатское сообщество (ВАС) или Восточно-азиатскую экономическую группу. Кроме создания ВАС в регионе, под влиянием факторов глобализации и регионализации сформировалась концепция создания зоны экономического сотрудничества Японского моря. Это так называемая «зона общего экономического развития», которая должна охватить города Китая, КНДР, Дальнего Востока России. Цель создания этой экономической зоны – расширение международных экономических отношений в сфере торговли, прежде всего, готовой продукцией, в том числе с высокой добавленной стоимостью. В основе создания данной зоны лежит схема вертикального разделения труда, что предусматривает сочетание капиталов и технологий Японии и Южной Кореи, природных ресурсов Дальнего Востока России и КНДР, трудовых и сельскохозяйственных ресурсов Китая. Однако существует немало препятствий для успешной реализации этого проекта: неотрегулированность территориального вопроса между Россией и Японией; нежелание Японии участвовать в интеграционном процессе без США; неразвитость инфраструктуры на Дальнем Востоке России. В последние годы одним из препятствий стала действующая система необоснованных санкций США в отношении России.
Образование мощного азиатского РМЭИС в противовес континентальным американскому и европейскому возможно при условии объединения интеграционных усилий всех стран АТЭС и АСЕАН. В этой связи интересен отдельный план по формированию и развитию Восточноазиатской зоны свободной торговли. Участники этой группировки должны обеспечить ее достаточную открытость и гарантирование выполнения ряда основных принципов создания РМЭИС (добровольность, экономическая выгодность, невмешательство во внутренние дала и др.). Кроме того, идеи развития зон свободной торговли разделяются Австралией, Новой Зеландией, Великобританией, что свидетельствует о переходе процессов регинализании на качественно новый уровень.
Анализ показывает, что влияние факторов глобализации и регионализации не привело к одному возможному варианту межгосударственного экономического объединения во всех регионах мира. Однако в последнее десятилетие происходит активный поиск разнообразных структур сотрудничества на субрегиональном уровне.
Континентальный срез РМЭИС позволяет утверждать, что взаимосвязанные процессы глобализации и регионализации, находясь в противоречивом взаимодействии, формируют полицентризм в экономическом пространств или дихотомию мирового процесса. Выделим два основных типа регионализации с образованием РМЭИС: первый тип характеризуется открытостью, активизацией региональных государств, с их стремлением к организации открытой региональной среды в своих интересах на основе заключения договоров или неформальной практики таких отношений с меньшими (или менее влиятельными) региональными государствами; второй тип («закрытый») – это возникновение региональных объединений, которые при успешном развитии создают определенное обособленное региональное экономическое пространство в рамках мировой экономики. Вместе с тем, региональная экономическая интеграция в условиях глобализации является одним из эффективных инструментов противодействия ее рискам и защиты национальных интересов. В определенной степени данная тенденция стала ответом на снижение роли национально-государственных экономических систем. В результате национально-государственные интересы отодвигаются как бы на второй план, «вливаясь» в региональные экономические интересы на уровне РМИЭС.
Вхождение страны в РМЭИС ведет к трансформации его роли и внешнеэкономической политики, определенным ограничениям суверенных и национальных возможностей, реформированию всех сторон общественной жизни. Внешнеэкономическая национальная политика становится элементом внешнеэкономической политики всего регионального РМЭИС. Данное обстоятельство особо выделяется в связи с неоднозначным отношением стран ЕС к перспективам экономического сотрудничества с Россией, на фоне введенных в 2014 году взаимных экономических санкций. Несмотря на позицию Венгрии, Италии, Австрии, которые несут значительные экономические потери от разрыва отношений с российским рынком, их международные экономические связи находятся под контролем ЕС как целостной РМЭИС.
Под влиянием факторов глобализации и регионализации региональная межгосударственная экономическая интеграция приводит к значительному количеству экономических, социальных и политических последствий как для самого объединения, так и для отдельных стран. Так, Никифоров П.О. и российские исследователи выделяют две группы последствий (эффектов) международной интеграции:
- динамические (увеличение объемов инвестиций, усиление конкуренции, развитие соответствующей инфраструктуры, расширение рынка сбыта и т.п.);
- статические (эффект расширения торговли между участниками интеграционного объединения и эффект сворачивания торговли с третьими странами) [2]. Основные причины и мотивы формирования и развития региональных экономических объединений можно охарактеризовать, выделяя следующие моменты:
- Во-первых, в РМЭИС, несмотря на издержки потери части экономического суверенитета, выступает как эффективный инструмент мировой торговли;
- Во-вторых, РМЭИС более конкурентоспособна на мировых рынках;
- В-третьих, наличие РМЭИС приводит к укреплению таких необходимых для мировой экономики в условиях ее турбулентности институтов как неформальные институты межличностной коммуникации, ответственности, доверия, взаимопонимания, справедливости, честности[3].
Кроме того, для развивающихся стран имеются специфические мотивы, отличные от мотивации формирования РМЭИС развитых стран: объединение рынков, ресурсов и производственных потенциалов для экономического роста; преодоление низкого уровня социально-экономического развития; ослабление экономической зависимости от западных государств; создание лучших условий для индустриализации и становления национальной экономики.
Из анализа следует, что под воздействием факторов глобализации и регионализации страны стремятся к развитию РМЭИС в целях реализации своих национальных экономические интересы через вхождение в РМЭИС и обеспечение, прежде всего, благоприятных условий в региональном масштабе – на мезо- и микроуровнях, а затем – по мере развития интеграционных процессов – на мегауровне (глобальной экономики).
Укрепление позиций РМЭИС на мировой арене, углубление межгосударственного регионального сотрудничества и неравномерности регионального привели к тому, что при рассмотрении вопроса о расширении границ глобального экономического пространства следует по существу суммировать границы всех РМЭИС. Однако трудность заключается в том, что каждое РМЭИС существенно отличаются от другого как по характеру отношений, которые возникают между странами-участницами, так и по результатам социально-экономической деятельности.
Появление влиятельных группировок в различных формах на мировой арене определяет необходимость усиления экономической независимости и политической открытости стран, обеспечение социальной защищенности, что предопределяет направленность на объединение стран по определенным общим признакам. Одним из фактов, подтверждающих это, является присоединение в 2011 году к партнерству БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Южной Африки, после чего группа государств получила название БРИКС – объединение развивающихся стран, каждая из которых видит в группировке эффективное развитие собственной экономики и возможность влиять на решения по глобальным вопросам.
Следует учитывать не только положительные стороны партнерства БРИКС, но и ее организационную «рыхлость» и зависимость от позиций первых руководителей этих стран, что выступает проблемой для функционирования устойчивого стратегического экономического партнерства. Вместе с тем, сейчас усиливается значение концепции БРИКС как специфического «локомотива», способного преодолевать центробежные силы в мировой экономике и существенно повлиять на процесс глобального управления. В этом отношении справедлив тезис о том, что региональная интеграция, охватывающая географически близкие страны, может трансформироваться как межконтинентальная, или трансконтинетнальная интеграция. Вместе с тем, опыт БРИКС, возможно, вдохновил авторов амбициозного проекта «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство» (ТТИП), которое активно обсуждалось в «дотрамповское» время – в 2013-2016 гг. Но новая «старая» тенденция США на протекционизм пока не позволила состояться этому амбициозному плану. Эта же тенденция разочаровала сторонников идеи о возникновении новой «региональной» трансатлантической экономики. Степень торгово-экономической взаимозависимости между двумя экономическими центрами – США и ЕС, практически равными по размерам и уровню развития, в теории позволяет ставить вопрос о возникновении в будущем такого типа интегрированной экономики. Вместе с тем, перспектива развития РМЭИС под влиянием глобализации и регионализации, на наш взгляд, связана с таким уровнем развития интеграционных процессов, которые в будущем могут перейти на уровень межконтинентальных региональных интеграционных объединений.
Современные РМЭИС дают основу для образования нового вида межгосударственных интеграционных объединений – на основе межконтинентальной интеграции (МКИ). По нашему мнению, этот процесс будет происходить под воздействием развития континентальной интеграции и дальнейших соглашений о межконтинентальном сотрудничестве. Это, в свою очередь, приведет к формированию глобализованного регионально-экономического пространства. Элементами зарождающихся МКИ являются региональные экономические объединения (союзы) в виде территориальных ячеек экономического развития, которые называют также центрами мировой силы или суперрегионами, с одной стороны, и периферией — с другой. Для сохранения регулирующего статуса экономические центры расширяют и усиливают сферу влияния путем привлечения новых стран в свои системы на выгодных для них условиях. Изменения в центрах экономического развития порождают соответствующие явления в странах периферии, в частности, в структуре и тенденциях развития их производительных сил. Эти изменения свидетельствуют о наличии значительной дифференциации стран по уровню экономического развития и жизни населения. Растут региональные диспропорции в производстве и уровне жизни людей, слабеют механизмы самозащиты отдельных наиболее бедных стран и регионов. С позиции оценки влияния активизации регионализационных тенденций на социокультурную сферу можно констатировать, что они приводят к автономизации и субсидиарности социумов, которые порождают парагосударственные и региональные образования. При этом может осуществляться разрушение разнообразных социальных, в том числе государственных образований, которые не смогли реализоваться в условиях взаимодействия глобального и локального. Такая тенденция предопределена, в первую очередь, расширением влияния регионализации как реакции отдельных локальностей на глобальные вызовы в специфических формах.
Заключение
Таким образом, в настоящее время мировая экономика развивается под воздействием факторов глобализации и регионализации, которые обусловливают не только развитие РМЭИС, но и МКИ. Вместе с тем, укрепляется и противоположная тенденция – «деглобализация» («трампетизм»). В этой связи можно констатировать, что формирование МКИ – это неблизкая перспектива развития мировой экономики.
Библиографическая ссылка
Бянь Цзыцзин, Платонова Е.Д. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СОЮЗОВ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-1. – С. 39-46;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1205 (дата обращения: 09.12.2024).