В статье использованы аналитические данные Минпромторга России, проводившего исследование эффективности программы импортозамещения в нашей стране. Совместно с другими исследователями, авторы сравнивает потенциалы роста российских компаний – производителей авиационной техники, а также рассматривают возможные сценарии обеспечения экономической безопасности за счет использования исключительно отечественных продуктов производства.
В настоящее время вопрос организации импортозамещающих процессов в российской промышленности стоит наиболее остро: наша страна не может остаться в стороне от набирающего обороты серьезного финансового и экономического кризисов мирового масштаба. Длительный период самоизоляции в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вынужденные простои в производственных процессах, массовые сокращения и рост уровня безработицы неизбежно привели к ухудшению общей экономической ситуации, а также потенциальному кризису наукоемких отраслей промышленности.
Для роста потенциала авиационной промышленности и обеспечения адекватной доходности отрасли необходим комплекс мер государственной поддержки политики импортозамещения. В 2019 году, по данным опросов Института экономической политики, российские промышленные предприятия так и не преодолели зависимость от поставок зарубежных компонентов и оборудования. Основное препятствие для импортозамещения в закупках российскими предприятиями машин, оборудования, комплектующих и материалов – это отсутствие конкурентоспособных российских аналогов. Стоит отметить, что эту же причину участники рынка указывали и несколько лет тому назад, когда в авиакосмической отрасли только начинали внедрять первые меры по ограничению импорта и разрабатывали государственные программы импортозамещения.
Так, начиная с 2014 года, программы и меры государственной поддержки неоднократно пересматривались, однако согласно статическим данным 2019 года, ощутимого эффекта для российской экономики не принесли. Тем не менее, положительная динамика в период с 2014 по 2017 год все же присутствовала: в 2016 году около 30% предприятий сообщали о сокращении физической доли импорта или полном отказе от него в закупках машин и оборудования, а примерно 22% компаний реализовали импортозамещение в закупках отечественного сырья и материалов. К концу 2018 года доля предприятий, проводящих импортозамещение в закупках как машин и оборудования, так и сырья и материалов, составляла всего лишь не более 10%.
Мировой экономический кризис, спровоцированный коронавирусной пандемией, неизбежно обращает наше внимание и заставляет задуматься о будущем высокотехнологичной отрасли, и в частности, рынка авиационного двигателестроения. Возрожденная авиационная промышленность Российской Федерации, по-прежнему, остается зависимой от иностранных авиадвигателей и других комплектующих гражданских воздушных судов, а это серьезно затрагивает вопрос экономической безопасности нашей страны.
Подотрасль авиационного двигателестроения авиационной промышлености является определяющей для производителей самолетов и вертолетов, выступая основным стимулом в разработке и производстве новых типов воздушных судов различного назначения. На рис. 1 показана структура авиационной промышленности Российской Федерации. Она наглядно демонстрирует зависимость сектора авиадвигателестроения от новых достижений сфер «науки и технологий» и сферы авиационных компонентов.
За последние 10-15 лет ведущие мировые производители авиационных двигателей (Pratt & Whitney, General Electric (США); SNECMA (Франция); Rolls-Royce (Великобритания); MTU Aeroengines (Германия)) внедрили в свою продукцию большое количество инновационных решений, которые привели к существенному улучшению характеристик эксплуатационной надежности, удельной тяги и значительному улучшению топливной эффективности.
Рис. 1. Структура авиационной промышленности Российской Федерации
Также, продолжаются научно-исследовательские работы по широкому кругу направлений совершенствования эффективности работы газотурбинных двигателей 5-го поколения. Эти факторы, в сочетании с применением новых синтетических материалов (композитов, металлокерамики, сверхпрочных сплавов и других), а также новых методов производства (аддитивные технологии), позволяют производителям воздушных судов разрабатывать и выводить на рынок более совершенные самолеты различного назначения с улучшенными показателями эмиссии вредных веществ, шума, дальности полета и безопасности.
В условиях нестабильной рыночной ситуации и ограниченного потенциала роста, повышение эффективности и внутренняя оптимизация являются основными ресурсами для улучшений и основными задачами развития сектора авиационного двигателестроения. Только при реализации масштабного комплекса мер по оптимизации и снижении затрат, авиационная отрасль может рассчитывать на прибыльность и финансовую устойчивость, обеспечение конкурентоспособности продукции по цене как на внутреннем, так и внешнем рынке.
В настоящее время приоритетная ставка в секторе авиадвигателестроения должна делаться на опережающее создание семейства базовых газогенераторов, на основе которых будет возможно в короткие сроки создание серии различных двигателей, адаптированных под конкретные технические требования заказчиков. Это позволит гармонизировать сроки разработки авиационных платформ и газотурбинных двигателей, обеспечить достижение необходимых характеристик в полном объеме и снизить общие технические риски при реализации перспективных проектов.
На рис. 2 представлен перспективный продуктовый ряд гражданских турбореактивных двигателей российского производства на основе применения принципа базового газогенератора.
В данную концепцию положен тезис о том, что будущее – за разработкой базовых газогенераторов, каждый из которых станет основой для целого семейства двигателей.
Рис. 2. Перспективный продуктовый ряд гражданских турбореактивных двигателей
Предпочтительной стратегией технологического развития отечественных ГТД является разработка 3-5 базовых газогенераторов и, на их основе, создание линейки ГТД для каждой области применения. Основываясь на концепции базовых газогенераторов, можно создавать не только эффективные авиационные ГТД, но и на их базе создавать ГТД для неавиационных отраслей. Хорошим примером, демонстрирующем правильность концепции базовых газогенераторов являются зарубежные компании – General Electric, Pratt&Whithney, Rolls-Royce.
Ключевыми действиями, направленными на достижение стратегических целей, являются развитие кооперации, специализация производств, расширение аутсорсинга. Особое внимание при реализации стратегии должно быть уделено развитию производственной системы на предприятиях на основе lean-технологий (бережливое производство).
В ходе анализа динамики реализации программы импортозамещения в России с 2014 по 2019 год, авторами были выявлены следующие факторы, фундаментально сдерживающее развитие технологических процессов в отрасли:
1. Недостаточный спрос на внутреннем рынке для модернизации отрасли. Низкая загрузка производственных мощностей.
2. Невозможность конкуренции российских предприятий с ведущими предприятиями авиастроения на мировом рынке. Технологическое отставание и наличие устаревшей материальной базы.
3. Система государственного регулирования и Гособоронзаказа, не соответствующая потребностям предприятий.
4. Ограниченный объем инвестиций в отрасль, что не позволяет организовывать непрерывные процессы исследований и внедрений.
5. Низкий уровень межгосударственных партнерств, вызванный в том числе введением санкций и ограничительных мер со стороны стран Запада и США.
6. Отсутствие квалифицированных кадров на предприятиях.
Основная проблема реализации программы импортозамещения заключается в отсутствии конкретного механизма, а также критериев эффективности. Таким образом, невозможно адекватно оценивать прогресс и анализировать работоспособность программы. В программе отсутствуют показатели, учитывающие стратегии развития предприятий и проектов. Отсутствует понимание того, как следует обосновывать целевое финансирование проектов. Следовательно, необходимо вводить показатель стратегической эффективности проектов. Также необходима разработка и внедрение системы обязательной оценки уровня развития технологического, материального, кадрового и сервисного обеспечения проектов, направленных на создание высокотехнологичной продукции. Переход предприятий авиапромышленного комплекса на материалы и технологии нового поколения, технологическая, материальная и техническая безопасность являются стратегическими ориентирами развития отрасли.
Эффект предлагается рассматривать в разрезе развития социальной, технологической, материально-технической, информационной характеристик проектов. Стратегическая эффективность проекта промышленного предприятия – это комплексный показатель, характеризующий способность проекта произвести эффект технологического, технического, материального, социально-экономического развития предприятий отрасли в соответствии со стратегией развития промышленности на интервалах жизненного цикла высокотехнологичного продукта.
На рис. 3 приводятся основные признаки, по которым можно определить положение предприятия в отрасли, подобрав к каждому пункту критерий эффективности. Так, становится возможным идентифицировать основные проблемы, препятствующие развитию импортозамещения на предприятии.
Конкурентная среда мирового двигателестроения, сформировавшаяся за последние годы, предъявляет к системе управления отраслью высокие требования, связанные со способностью быстрого запуска новых изделий для оперативного заполнения возникающих рыночных ниш, способностью оперативного введения конструкторских изменений с учетом требований конкретного заказчика и/или условий эксплуатации.
Рис. 3. Признаки конкурентоустойчивости высокотехнологичного предприятия
Всестороннее развитие программы импортозамещения может стать одним из факторов, стабилизирующих социально-экономическое положение России в целом. В основу импортозамещения инновационной продукции должен быть положен тезис о том, что все замещаемые технологии и оборудование получают свое развитие на более высоком уровне развития науки. Таким образом, разработка механизма импортозамещения и внедрение критериев эффективности позволит обеспечить технологический прогресс авиационной отрасли, загрузить ее гарантированными заказами конкурентоспособной продукции, гарантировать безопасность нашей страны и создать десятки тысяч рабочих мест с целью ликвидации последствий мирового экономического кризиса, вызванного глобальной пандемией COVID-19.
Библиографическая ссылка
Артющик В.Д., Тихонов А.И. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-1. – С. 13-17;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1202 (дата обращения: 09.12.2024).