Введение
Демографическая ситуация последних десятилетий в России, характеризующаяся естественной убылью населения, заставляет обратить внимание на состояние здоровья отдельных социально-демографических групп и всего населения в целом. Ухудшение состояния здоровья населения отрицательно влияет на развитие экономики и, как следствие, на благосостояние населения.
Одной из приоритетных задач государства и всего общества в целом является забота о состоянии здоровья населения, детерминирующего уровень и качество его жизни. Для успешной реализации ряда программ, направленных на укрепление здоровья населения РФ, в частности Национального проекта «Здоровье» и Государственной программы «Развитие здравоохранения», необходимо проведение всестороннего статистического анализа сложившейся ситуации. Статистический аспект оценки здоровья населения рассмотрен в работах [5, 6]. Также исследуется влияние факторов на здоровье населения, анализируются результаты по достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни [1, 7, 8], выявлены тренды некоторых показателей здоровья населения [9]. На наш взгляд проблема обобщающей оценки состояния здоровья населения в региональном аспекте остается не до конца изученной.
Цель исследования
Целью исследования является комплексный статистический анализ основных индикаторов состояния здоровья населения Российской Федерации и её субъектов. В основу анализа положены целевые индикаторы государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ: проанализирована их динамика, осуществлена кластеризация регионов РФ по этим индикаторам и построен интегральный показатель состояния здоровья населения. В результате выявлена межрегиональная дифференциация состояния здоровья населения.
Материал и методы исследования
Информационной базой исследования выступает официальная статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения РФ за 2000-2018 гг.
В исследовании применялись следующие методы статистического анализа: анализ временных рядов, методы многомерного статистического анализа – кластерный анализ, непараметрические методы анализа, в частности, метод Паттерн и другие.
Для выявления однородных групп регионов по состоянию здоровья населения был применен метод кластеризации К-средних, который позволяет осуществлять классификацию многомерных наблюдений и дать характеристику каждого кластера по нормированным средним значениям индикаторов.
Для расчета интегрального показателя состояния здоровья населения нами используется метод непараметрического оценивания Паттерн, который заключается в нахождении обобщающей (интегральной) оценки или многомерной средней из нормированных значений частных индикаторов состояния здоровья населения, рассчитанных по отношению к их наилучшим значениям. Причем, учитывается прямое и обратное влияние показателей на изучаемое явление.
Результаты исследования и их обсуждение
Состояние и тенденции изменения здоровья населения характеризуют индикаторы, в качестве которых могут выступать демографические показатели, показатели заболеваемости и распространенности болезней, физического развития населения, инвалидизации и др.
В РФ в настоящее время целевые индикаторы состояния здоровья населения определены в государственной программе РФ «Развитие здравоохранения» до 2025 года и национальном проекте «Здравоохранение»: смертность в трудоспособном возрасте, смертность от болезней системы кровообращения, смертность от новообразований, в том числе от злокачественных, младенческая смертность [2, 4].
Для оценки состояния здоровья населения, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, применяется показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении, который считается одним из основных индикаторов социально-экономического и демографического благополучия населения в современном мире, а также является одной из компонент обобщающего показателя уровня жизни – индекса человеческого развития. Существенное влияние на индекс человеческого развития оказывает географический фактор [3], то есть уровень и качество жизни населения имеют существенную территориальную дифференциацию.
Таблица 1
Значения индикаторов состояния здоровья населения в РФ и федеральных округах в 2018г. [2, 10]
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
Смертность в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. чел. соответствующего возраста) |
Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) |
Смертность от новообразований, в т.ч. от злокачественных (на 100 тыс населения) |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) |
|
РФ |
72,91 |
482,2 |
583,1 |
203,0 |
5,1 |
ЦФО |
74,01 |
446,7 |
591,9 |
213,1 |
4,8 |
С-ЗФО |
73,30 |
489,0 |
664,0 |
231,6 |
4,2 |
ЮФО |
73,54 |
445,9 |
612,3 |
200,3 |
4,6 |
С-КФО |
76,25 |
256,2 |
369,2 |
114,1 |
6,9 |
ПФО |
72,40 |
518,8 |
626,2 |
194,9 |
4,8 |
УрФО |
72,01 |
519,8 |
539,5 |
205,0 |
4,8 |
СФО |
70,73 |
585,2 |
576,6 |
223,0 |
6,1 |
Д-ВФО |
70,20 |
589,7 |
525,4 |
201,0 |
5,4 |
Целевые значения индикаторов |
74,00 |
493,2 |
583,7 |
192,8 |
5,8 |
Рис. 1. Динамика ожидаемой продолжительности жизни всего населения при рождении в Российской Федерации за 2005-2018 гг. [2, 10]
В настоящем исследовании для оценки состояния здоровья населения были взяты следующие индикаторы, значения которых по Российской Федерации и федеральным округам представлены в табл. 1.
За анализируемый период 2000-2018 гг. в РФ ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) возрастает ежегодно в среднем на 0,6 %. Так, за 19 лет ОПЖ в РФ увеличилась на 7,6 года или на 11,6 %. Несмотря на постоянный рост данного индикатора начиная с 2004 г., в цепных темпах роста такая тенденция не наблюдается: имеет место нестабильный характер (рис. 1).
Наблюдается аналогичная динамика данного показателя и в федеральных округах РФ. Наибольшее значение данного показателя за 2018г. (как и за весь рассматриваемый период) зафиксировано в Северо-Кавказском федеральном округе (76,25 лет, что на 4,6 % больше значения ОПЖ по РФ), а самое наименьшее значение – в Дальневосточном федеральном округе (70,2 года). Приволжский федеральный округ за 2018 год по ОПЖ занимает 4 место среди всех округов (72,41 года). Согласно прогнозным значениям госпрограммы «Развитие здравоохранения в РФ» на 2018 год ОПЖ всего населения при рождении должна была составить 74 года, фактически значение показателя в целом по РФ – 72,9 года. Только в Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах фактические значения превысили планируемые (76,25 лет и 74,01 года соответственно).
Необходимо также отметить гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни в РФ: в среднем на 12 лет меньше у мужчин, чем у женщин (за анализируемый период). Максимальный разрыв между показателями зафиксирован в 2005 году – 13,55 лет, после которого наблюдается тенденция к сокращению различий между ОПЖ мужчин и женщин. В 2018 году разница стала минимальной и составила 10,07 лет. Сокращение разницы происходит за счет того, что темпы роста ОПЖ мужчин начиная с 2006г. опережают темпы роста ОПЖ женщин (рис. 2). В 2018г. произошло снижение темпов роста ОПЖ и мужчин, и женщин.
Немаловажным индикатором состояния здоровья населения является смертность населения в трудоспособном возрасте (ТСВ). За период 2000-2018 гг. как в РФ, так и в её округах наблюдается тенденция к снижению: в РФ смертность в ТСВ уменьшилась на 33,9 % с 729,1 до 482,2 чел. на 100 тыс. чел. соответствующего возраста. Среднегодовой темп снижения по РФ составил 99,7 %. «Лидером» по анализируемому показателю выступает Дальневосточный ФО как за весь период, так и за 2018 г. (589,7 умерших). Низкие значения среди всех округов за весь период наблюдаются в Северо-Кавказском ФО: в 2018г. смертность среди населения в трудоспособном возрасте составила 256,2 чел., что на 46,9 % меньше, чем по РФ. Значения целевого индикатора (493,2) не достигнуты в Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном ФО, в которых значения анализируемого показателя выше.
Смертность населения от болезней системы кровообращения за рассматриваемый период также ежегодно снижается (в среднем на 3,3 %). В 2018 г. в РФ смертность уменьшилась до 583,1 случаев на 100 тыс. чел. населения, практически приблизившись к целевому значению индикатора (583,7). Северо-Кавказский ФО является округом с наименьшими значениями показателя, причем за весь период: к 2018 году значение достигло 369,2 случая, что на 36,7 % меньше, чем по РФ. В Северо-Западном ФО значение показателя максимальное среди всех округов и РФ – 664,0 случая. По этому индикатору также не все федеральные округа достигли прогнозируемого уровня (ЦФО, С-ЗФО, ЮФО, ПФО).
Рис. 2. Динамика ожидаемой продолжительности жизни женщин и мужчин при рождении в Российской Федерации за 2000-2018 гг.
Что касается смертности от новообразований, в том числе злокачественных, то здесь нельзя выявить определенной тенденции, так значения показателя по РФ за анализируемый период постоянно меняются. В 2005г. и 2017г. значения индикатора составляли 200,6 случаев на 100 тыс. чел. населения. Максимальные значение зафиксированы в 2009г. (205,6) и 2015 г. (205,1). Начиная с 2015г. уровень смертности от новообразований в РФ постепенно снижался и в 2018г. составил 203,0 случая, превышая целевое значение индикатора (192,8) на 5,3 %. В федеральных округах наблюдается такая ситуация, за исключением Северо-Кавказского ФО, в котором значение анализируемого показателя значительно ниже (114,1).
Младенческая смертность за анализируемый период в РФ снизилась в 3 раза с 15,3 до 5,1 случая на 1000 родившихся живыми или на 5,9 % ежегодно. Исключение составляет 2012г., в котором произошло увеличение значения показателя на 16,2 % из-за нового критерия живорождения (до 2012 г. живорожденным считался ребенок с массой, превышающей 1000 гр., с 2012 г. – выше 500 гр.). В 2018г. прогнозного значения не достигли только Северо-Кавказский (в котором самые наивысшие значения показателя за рассматриваемый период) и Сибирский федеральные округа. Наименьшие значение коэффициента младенческой смертности наблюдаются в Северо-Западном федеральном округе.
С целью выявления типов регионов по состоянию здоровья населения и анализа их дифференциации проведена многомерная кластеризация субъектов по вышеназванным индикаторам за 2000 и 2018 гг. методом К-средних. Информационная база включает 79 субъектов Российской Федерации (за исключением г. Севастополь, республик Крым и Чеченской в связи с отсутствием данных). Кластеризация регионов РФ позволила выделить три кластера: с низким, средним и высоким уровнем состояния здоровья населения (табл. 2) и определить состав групп.
Анализ результатов кластеризации показал, что в 2018 г. ситуация с состоянием здоровья населения ухудшилась по сравнению с 2000 г.: увеличилась доля регионов в кластерах с худшими и средними значениями показателей на 8,9 и 14 процентных пункта соответственно. В 3,25 раза сократилась группа регионов с наилучшими характеристиками состояния здоровья населения.
В 2018 г. наиболее благополучными по состоянию здоровья населения (10,1 % от общего числа регионов) являются преимущественно республики, входящие в состав Северо-Кавказского ФО: Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия (Алания). В эту группу также вошли регионы с высоким уровнем экономического развития – г. Москва и Тюменская обл. Практически половина всех субъектов РФ (49,4 %) имеют средние показатели состояния здоровья населения, в 40,5 % регионов сложилась достаточно неблагоприятная ситуация: данная группа характеризуется низким уровнем состояния здоровья.
Таблица 2
Результаты кластеризации субъектов РФ по состоянию здоровья населения
Характеристика кластера по уровню состояния здоровья населения |
Число регионов в кластере |
В % от общего число регионов |
||
2000 г. |
2018 г. |
2000 г. |
2018 г. |
|
Низкий |
25 |
32 |
31,6 |
40,5 |
Средний |
28 |
39 |
35,4 |
49,4 |
Высокий |
26 |
8 |
33,0 |
10,1 |
Итого: |
79 |
79 |
100 |
100 |
Таблица 3
Группировка субъектов РФ по разности рейтингов интегрального показателя состояния здоровья населения за 2000-2018 гг.
Разность рейтингов |
Характеристика группы |
Число регионов |
В % от общего числа регионов |
ниже -30 |
кардинально ухудшили свое положение |
6 |
7,6 |
от -30 до -11 |
значительно ухудшили свое положение |
17 |
29,1 |
от -10 до -4 |
ухудшили свое положение |
6 |
|
от -3 до -1 |
практически не изменили своего положения |
7 |
24,0 |
0 |
без изменений |
3 |
|
от 1 до 3 |
практически не изменили своего положения |
9 |
|
от 4 до 10 |
улучшили свое положение |
7 |
34,2 |
от 11 до 30 |
значительно улучшили свое положение |
20 |
|
выше 30 |
кардинально улучшили свое положение |
4 |
5,1 |
По методу Паттерн была получена интегральная (обобщающая) оценка состояния здоровья населения. Субъекты РФ были сгруппированы по изменению их рейтингов по интегральному показателю состояния здоровья населения за 2000-2018 гг. (табл. 3).
Так, в 2018 г. в 24 % всех регионов РФ ситуация с состоянием здоровья практически не изменилась, а республики Ингушетия и Дагестан сохранили свои лидирующие места (1 и 2 соответственно). Улучшили свое положение 39,3 % регионов, в том числе в 5,1 % субъектов ситуация в лучшую сторону изменилась кардинально: Саратовская обл.(+35), Калининградская обл. (+41), Респ. Хакасия (+42) и Ивановская обл. (+51). Хуже стало положение населения по состоянию здоровья в 36,7 % субъектов, в том числе весьма значительно снизили свои позиции Чукотский а.о. (-78), Алтайский край (-48), Мурманская область (-42) и др.
Абсолютным лидером по состоянию здоровья населения в 2018 г. (как и в 2000 г.) среди всех регионов является Республика Ингушетия, аутсайдером – Еврейская а.о.
Выводы
Несмотря на то, что результаты реализации нацпроекта не скоро улучшат демографические процессы и здоровье населения, можно отметить положительные тенденции всех анализируемых показателей состояния здоровья населения в РФ и ее федеральных округах. Вместе с тем, наблюдается значительная дифференциация достижения поставленных в госпрограммах целевых значений индикаторов. За анализируемый период произошло существенное перераспределение субъектов по группам с различным уровнем состояния здоровья населения: возросла доля регионов с низким и средним уровнем, существенно снизалась доля регионов с высоким уровнем. Анализ интегрального показателя также выявил ухудшение состояния здоровья в 36,7 % регионов. Таким образом, многие субъекты РФ нуждаются в дополнительных мерах государственной поддержки, направленных на улучшение состояния здоровья населения.
Статистический анализ основных индикаторов состояния здоровья населения и его интегральная оценка, а также сформулированные выводы могут послужить инструментом анализа и прогнозирования состояния здоровья населения и являться важнейшими ориентирами социальной политики и системы здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Проскурина Н.В. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6-1. – С. 77-83;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1167 (дата обращения: 03.12.2024).