И в прошлом и в XXI веке движущей силой развития рыночных отношений выступает конкуренция. Только высокая конкурентоспособность хозяйствующего субъекта позволяет побеждать предпринимательской организации в столкновении экономических интересов с другими участниками рынка, позволяет осуществить переход к фазе планомерного развития. В противном случае, предпринимательская организация переходит в состояние выживания, которое часто переходит в фазу прекращения деятельности или банкротства.
В современных условиях конкуренции предприятие должно постоянно стремится к рационализации осуществляемой деятельности, внедрять новые методы управления, осуществлять изыскание резервов производственных мощностей и финансовых ресурсов; новых рынков и направлений работы; путей сохранения и преумножения капитала с целью получения высоких или лидирующих позиций на товарных и финансовых рынках.
В современном мире уровень конкуренции постоянно растет, меняются условия и формы конкурентной борьбы, мотивируя хозяйствующих субъектов к постоянному повышению эффективности экономической и финансовой деятельности. В следствии этого в экономической теории происходит постоянное переосмысление и расширение представлений о содержании понятия «конкурентоспособности» и зависимости конкурентоспособности компании от качества управления финансовыми ресурсами.
Исследованием данного вопроса теории и практики управления предпринимательскими структурами занимается множество российских и зарубежных ученых и практиков. Среди представителей отечественной науки можно выделить работы: Е.С. Жданова, А.А. Лазаренко, М.А. Санович, В.С. Грибань, Л.В. Шкурина, Е.А. Маскаева, Т.А. Световцева, Е.В. Никифорова, Л.В. Клепикова, О.В. Шнайдер, С.П. Бараненко, А.К. Бусыгин и др.
Как видно из рис. 1, в современной экономической теории наблюдается широкое разнообразие подходов к определению конкурентоспособности компании, а также можно предположить, что будут формироваться новые научные подходы и дополнения к уже существующим.
Главной конкретизирующей составляющей в толковании термина «конкурентоспособность» является его этимологическая основа, выраженная в его происхождении от латинского слова «concurrentia», которое на русский язык переводится как состязание, столкновение. Из этого следует, что большинство трактовок данного понятия будут содержать в себе одну и ту же суть – соперничество. Так, исследователь В.Ю. Белостокова, определяет конкурентоспособность как интегративное понятие, которое обусловлено системой управления предприятия, качеством выпускаемой продукции, глубиной и широтой ассортимента, устойчивым финансовым состоянием, способностью к развитию производства [1, с. 179].
Исследователь А.А. Лазаренко определяет конкурентоспособность предприятия как один из ведущих показателей использования его производственного потенциала, главная составляющая которого должна быть выражена в том, что конкурентоспособность изготавливаемой продукции фирмы наращивается в более ускоренном темпе, нежели у потенциального конкурента [2, с. 375].
Рис. 1. Подходы к трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия»
Исследователь Е.С. Жданова рассматривает конкурентоспособность как относительную характеристику, представляющую из себя соотношение признания товаров и услуг определенным общественным сегментом с показателями эффективности производственной деятельности организации [3, с. 2].
Вместе с тем, наряду с эффективностью производства, ассортиментом и качеством продукции, уровень конкурентоспособности определяется финансовой составляющей понятия конкурентоспособность.
В современных условиях хозяйствования, характеризующихся разнообразными кризисными тенденциями, финансовая составляющая конкурентоспособности становится одним из основных факторов, детерминирующих настоящее и будущее состояние организаций. Функционирование любой организации подразумевает за собой, осуществление финансовых операций, ведение финансового учета, формирование финансовых планов и прогнозов. От качества финансового управления зависит жизнеспособность компании в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Необходимо отметить, что финансовая конкурентоспособность, определяется многими учеными и практиками, как один из видов конкурентоспособности предприятия, и, как отмечают исследователи, ее базисными характеристиками выступают:
– рентабельность;
– ликвидность;
– платежеспособность и финансовая устойчивость;
– способность корпорации субсидировать устойчивое развитие, гарантировать окупаемость вложений и повышение стоимости бизнеса;
– поддержание высокого уровня кредитоспособности и продуктивное управление финансовыми рисками.
Финансовая конкурентоспособность представляет из себя комплексный показатель, детерминирующий состояние организации. Обусловлено это по мнению исследователя М.А. Санович тем, что динамика основных показателей организации отображает выбранную стратегию и качество финансового менеджмента, а также объединяет в себя данные, рефлектирующие внутреннее и внешнее состояние фирмы [4, с. 20]. Однако, как справедливо отмечают В.С. Грибань и О.В. Мироненко, показатели финансового состояния корпорации, а также высокое качество управления не могут выступить гарантом успешности предприятия на современном рынке, при условии, что у отраслевых конкурентов уровень этих же показателей выше [5, с. 106].
Совокупность происходящих во внешней и внутренней среде явлений во время осуществления предпринимательской деятельности фирмы, вынуждает компании формировать систему плановых финансовых показателей, влияющих на изменение потенциала конкурентоспособности, постоянно корректировать эти составляющие конкурентоспособности так, чтобы по каждому выбранному направлению (надежность, эффективность, привлекательность и др.) можно было вывести единый индикатор (фактор) конкурентоспособности.
Рис. 2. Финансовые факторы конкурентной среды
Рис. 3. Факторы конкурентоспособности фирмы
Как видно из рис. 2, в данный момент многие отечественные исследователи отдают предпочтение подходу, согласно которому факторы финансовой конкурентоспособности подразделяются на две группы: внешние и внутренние. Внешние факторы финансовой конкурентоспособности характеризуются в первую очередь тем, что на них может осуществляться лишь минимальное влияние со стороны фирмы, а внутренние факторы, наоборот, максимально зависят от решений управляющего аппарата организации.
Исходя из вышеизложенного, можно вывести общую систему факторов конкурентоспособности практически для любой фирмы (рис. 3), а также, определить группы наиболее значимых показателей финансовой конкурентоспособности компании.
В качестве основных групп показателей можно использовать классификацию Л.В. Шкуриной и Е.А. Маскаевой, выделяющих:
– эффективность основной деятельности организации;
– эффективность вспомогательной деятельности организации;
– финансовую устойчивость, ликвидность, финансовую активность [6, с. 51].
Финансовая устойчивость является одной из важнейших финансово-экономических характеристик функционирования предприятия в современных рыночных условиях.
Финансовая устойчивость организации, по мнению Т.А. Световцевой, имеет огромное значение в стимуляции устойчивого развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всего общества в целом. Исследователь полагает, что эта взаимосвязь обусловлена повышением уровня самостоятельности организаций в принятии и исполнении координационных решений, а также ростом юридической и экономической ответственности за продукт предпринимательской деятельности [7, с. 45].
Содержание понятия «финансовой устойчивости» представляет из себя комплексную категорию, формирующуюся из множества факторов и проявляющуюся в вариативности оценочных показателей финансового состояния фирмы. Тем не менее, финансовая устойчивость, как отдельная категория вбирает в себя следующие элементы:
– опцион для благополучного развития предприятия;
– параметры функциональности финансовых ресурсов;
– анализ финансово-экономического состояния фирмы.
По мнению Е.В. Никифоровой, Л.В. Клепиковой, О.В. Шнайдер, финансовая устойчивость в узком смысле определяется как один из параметров финансового состояния организации, отображающая его благополучное функционирование, а в широком смысле (как видно на рис. 4) – это возможность поддерживать баланс активов и пассивов за счет формирования структуры капитала таким образом, чтобы кредитовать обстоятельства, активно вести инвестиционную деятельность под воздействием внутренних и внешних факторов [8, с. 214].
Обеспечение финансовой устойчивости любого предприятия является залогом успешности, конкурентоспособности и устойчивого развития компании. В то же время, основными инструментами финансовой устойчивости корпорации, применяемые управлением в современных кризисных экономических условиях, по мнению С.П. Бараненко и А.К. Бусыгина, являются:
– комплектование информационной базы и структуры индикаторов стабильности;
– проведение исследования и мониторинга, специальных тестов для выявления уровня устойчивости к кризисам;
– выработка референций по урегулированию политики развития организации с целью предотвращения банкротства [9, с. 112].
Помимо основных применяемых инструментов и технологий обеспечения финансовой устойчивости предприятия, в его системе управления целесообразно и необходимо внедрение финансового контроллинга, а также строгое следование следующим принципам финансово-хозяйственной деятельности:
– выявление кризисных явлений на ранних стадиях;
– незамедлительная реакция (принятие быстрых и верных управленческих решений);
– адекватность в реагировании;
– активизация внутреннего потенциала корпорации;
– расчетливость в реализации финансового контроллинга организации.
В практике управления финансовой деятельностью предпринимательских структур контроллинг получает все большее распространение.
Рассмотрим эффективность применения финансового контроллинга на примере хозяйствующего субъекта ООО «Руснафта» в свете задачи повышения уровня его конкурентоспособности. Основным видом деятельности компании выступает торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, что соответствует ОКВЭД 46.71. В качестве дополнительного вида деятельности выступает торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.
Для определения финансовой конкурентоспособности ООО «Руснафта» представим результаты экспертных оценок в табл. 1. В качестве экспертов привлечены только сотрудники, имеющие опыт работы в организации не менее 3-х лет в качестве руководителей среднего и высшего звена, т.к. оценка деятельности организации должна быть наиболее квалифицированная.
На основании информации, представленной в таблице 2.9, можно сделать вывод о том, что наименьшую оценку получили показатели маневренности капитала и коэффициента автономии. Соответственно, в деятельности предприятия существует высокий риск увеличения зависимости от внешних кредиторов и потери финансовой конкурентоспособности.
Рис. 4. Финансовая устойчивость предприятия
Таблица 1
Экспертная оценка составляющих конкурентоспособности ООО «Руснафта»
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Коэффициент весомости, gi |
Оценка показателей (Аi) |
||
2018 год |
2019 год |
|||
Конкурентоспособность организации производственной/операционной деятельности |
Уровень организации производства/оказания услуг |
0,14 |
4 |
4 |
Уровень рентабельности производственной/операционной деятельности |
0,18 |
5 |
4 |
|
Производительность труда |
0,16 |
4 |
5 |
|
Фондоотдача |
0,17 |
4 |
5 |
|
Финансовое положение |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,10 |
4 |
5 |
Коэффициент платежеспособности |
0,10 |
4 |
4 |
|
Оборачиваемость оборотных средств |
0,10 |
5 |
4 |
|
Экономическая результативность управленческой деятельности |
0,10 |
5 |
4 |
|
Рентабельность всех операций |
0,10 |
4 |
3 |
|
Уровень рентабельности (доходности) собственного капитала |
0,10 |
4 |
3 |
|
Коэффициент автономии |
0,10 |
3 |
3 |
|
Коэффициент маневренности капитала |
0,10 |
2 |
2 |
|
Оборачиваемость всех активов |
0,10 |
4 |
4 |
|
Уровень рентабельности (прибыльности) общих активов |
0,10 |
5 |
4 |
Таблица 2
Профиль финансовой конкурентоспособности ООО «Руснафта» за 2019 год
В табл. 2 представим профиль финансовой конкурентоспособности предприятия.
На основании анализа показателей, характеризующих финансовую конкурентоспособность ООО «Руснафта», можно сделать вывод о том, что предприятие имеет проблемы в части показателей финансового состояния. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что тип развития, применяемый организацией – экстенсивно-интенсивный.
В соответствии с полученными информационными данными, а также исходя из анализа теоретической базы исследования, можно сделать следующие выводы:
– организация расширяет масштабы своей деятельности;
– получает прибыль на протяжении анализируемого периода;
– наращивает собственный капитал.
Предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью, а основными проблемами в части финансового состояния являются: несоответствие коэффициента абсолютной ликвидности нормативному значению, неликвидный баланс, отсутствие собственных оборотных средств, а также снижение скорости оборота дебиторской задолженности.
Таким образом финансовый контроллинг является действенным методом, способным обеспечить своевременное определение «болевых точек» и проблемных финансовых показателей, то есть стать основой для принятия управленческих решений по «отклонениям», способным оказывать существенное влияние на конкурентоспособность компании.
Библиографическая ссылка
Николаев М.В., Крупецких И.Р. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РУСНАФТА») // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6-1. – С. 57-63;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1164 (дата обращения: 21.11.2024).