Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЕЛЫ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ДПС ВОДИТЕЛЕЙ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Бадзюк И.Л. 1 Ермаков А.Р. 1
1 ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье рассматриваются пробелы в нормативно-правовой документации в сфере организации безопасности дорожного движения, допускающие возможность ухода от наказания водителю, управляющему транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Согласно статистике ГИБДД в нашей стране на долю дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения и с признаками алкогольного опьянения, приходится 12?%, то есть каждый десятый водитель позволяет себе совершать подобное правонарушение. Анализ нормативно-правовых документов выявил общий подход к исследуемому вопросу. Общие формулировки в документах, регламентирующих работу сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, не исключают неточности при оформлении актов, фиксирующих факт управления автомобилем водителем в нетрезвом виде. В статье приведены примеры недочетов, которые допускают сотрудники ДПС при оформлении водителей в состоянии алкогольного опьянения. В работе рассмотрен вариант решения описываемой проблемы путем создания инструкций для сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, утвержденных на федеральном уровне, исключающих неточности в оформлении документов, свидетельствующих о факте управления транспортным средством водителем в нетрезвом виде и возможности его ухода от наказания.
дорожно-транспортное происшествие
дорожно-патрульная служба
административное правонарушение
акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция. [Электронный ресурс]. – URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения 01.11.2018).
2. Федеральный закон от 30.12.2001 №?195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru.
3. Федеральный закон от 13.06.1996 №?63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ МВД России от 23.08.2017 №?664 «Об утверждении административного регламента исполнения министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru.
5. Постановление правительства РФ от 26.06.2008 №?475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru.
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.12.2015 №?933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru.
7. Приказ МВД России от 04.08.2008 №?676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://consultant.ru.

Введение

Невзирая на предпринимаемые Правительством РФ меры по ужесточению ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, проблема «нетрезвый водитель» на сегодняшний день остается важной и актуальной. Согласно статистике ГИБДД в нашей стране дорожно-транспортные происшествия (ДТП) по вине водителей в состоянии опьянения и с признаками опьянения составляет 12 %, а количество погибших 25 % [1]. Картина ужасающая, как минимум каждый десятый водитель позволяет себе садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Причин в том, что русские люди позволяют себе такую вольность много: воспитание, надежда на «авось пронесет», коррупционные связи с представителями исполнительной и законодательной власти и так далее.

Цель исследования

Анализ нормативно-правовых документов, которые регламентируют фиксацию, оформление и наказание водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД и разработка мер эффективного изменения ситуации в обозначенной сфере.

Материал и методы исследования

В данной статье использована нормативно-правовая документация, в соответствии с которой сотрудники дорожно-патрульной службы выявляют и оформляют водителей в нетрезвом состоянии [2–7]. В указанных документах, отражены только общие требования к данным процедурам и сопутствующим документам, отсутствует конкретность в последовательности оформления сотрудниками ДПС документов, свидетельствующих о нарушении, и в их содержании. На необходимость создания инструкций с четкими указаниями хронологии действий сотрудников ДПС и едиными формами документов для фиксации фактов описываемых нарушений водителями статистика ГИБДД [1].

Результаты исследования и обсуждение

В соответствии с законодательством РФ наказание за вождение в нетрезвом виде, если такие действия не содержат уголовно наказуемых деяний (ст. 12.8 КоАП), полагается административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортного средства до двух лет [2]. Заплатив штраф и лишившись водительских удостоверений, некоторые позволяют себе снова сесть за руль в состоянии опьянения. При повторном выявлении факта управления транспортного средства в состоянии опьянения предусмотрен штраф в размере 200–300 тысяч рублей (ст. 264.1 УК РФ) [3]. Даже столь высокие штрафы не останавливают людей сесть за руль после употребления спиртных напитков.

Одной из причин, благодаря которой можно избежать наказания за вождения в нетрезвом виде, является любая допущенная неточность при оформлении нормативных документов сотрудниками ДПС при выявлении лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. И, на наш взгляд, это возможно из-за отсутствия в нормативно-правовых актах конкретных требований к последовательности действиям сотрудников ДПС. Безусловно, все прописать в нормативно-правовых актах сложно, но это возможно сделать в инструкциях по действиям тех или иных конкретных ситуациях. Данные инструкции должны носить не рекомендательный характер, а быть правовой основой и обязательными для исполнения. В приказе МВД от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении административного регламента исполнения министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения» прописаны общие требования к выполнению административных процедур (действий), к последовательности действий сотрудников ДПС при освидетельствовании водителей на состояние опьянения, о применении мер административного воздействия в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (АП). Но ни в одном нормативно-правовом документе не указаны четкая последовательность и особенности оформления протоколов об АП. В статье 28.2 КоАП РФ определены общие требования по содержанию и оформлению протоколов об АП, но нет четких разъяснений по хронологии действий инспекторов ДПС. Так, дела в суде об АП часто «разваливаются» как из-за грубых, так и незначительных ошибок сотрудников ДПС. Только опытные инспектора ДПС, оформившие десятки пьяных водителей, приняв участие в судебных разбирательствах, способны четко «без помарок» оформить все материалы по АП. Частые ошибки материалов по АП – временные рамки, зафиксированные в протоколах, актах, постановлениях последовательность заполнения административных документов, ошибки в описании события АП. Наличие множество адвокатских контор, которые за определенную плату сделают все возможное, чтобы развалить в суде дело и вернуть водителю удостоверение, еще больше усугубляют положение дел.

Примером «отказного» материала по АП по статье 12.8 КоАП, могут служить следующее дело. Иванов И.И., управляющий транспортным средством BMV X5 c государственным номером тХХХтт был остановлен сотрудником ДПС для проверки документов в 11:47. Сотрудник ДПС выявил у Иванова И.И. признаки алкогольного опьянения в соответствии с постановлением правительства РФ от 26.06.2008 г. № 475: запах алкоголя изо рта, нарушение речи [4–6]. В соответствии с Административным регламентом сотрудник ДПС оформляет протокол об отстранении от управления ТС в 11:57. Далее сотрудник ДПС с помощью технического средства осуществляет освидетельствование на состояние алкогольного опьянения по всем правилам утвержденными нормативно-правовыми актами и составляет акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, утвержденного приказом МВД от 04.08.2008 г. № 676 [7], отмечает время исследования с помощью поверенного технического средства 12:05, время 12:09 составления акта об освидетельствовании и т. д. Слишком малый промежуток времени, 4 минуты, от момента исследования до момента оформления акта является причиной отказа по данному делу.

Заключение

Процедура оформления пьяного водителя должна быть четко регламентирована в нормативно-правовом документе. В данном документе должно быть четко указан алгоритм действий сотрудников ДПС при оформлении пьяного в различных ситуациях, четко указаны возможные временные промежутки каждого действия сотрудника, прописаны все формулировки для каждого оформляемого документа. Например, «время проведения исследования с помощью технического оборудования на состояние опьянения 5–20 минут», указаны нижний и верхний предел. И данный документ должен быть признан и прокуратурой и судьями по всей стране, то есть на уровне Федерального Закона. Данный документ позволит исключить возможность ухода от наказания нетрезвому водителю хотя бы по данному направлению. Неизбежное наказание – деньгами с лишением водительского удостоверения для большинства людей, среднего достатка, будет поводом задуматься перед тем, как сесть за руль в нетрезвом виде.


Библиографическая ссылка

Бадзюк И.Л., Ермаков А.Р. ПРОБЕЛЫ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ДПС ВОДИТЕЛЕЙ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – С. 252-254;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=116 (дата обращения: 29.03.2024).