Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ ДО 2020 ГОДА

Себекин Д.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет»
В настоящее время глобальные экономические кризисы приводят к необходимости снова обратиться к системе государственного стратегического планирования. Начиная с 2006 года в России стали осуществляться национальные проекты социального характера, с 2007 года стал планироваться и разрабатываться федеральный бюджет, сроком на три года. Наконец, в 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» или Стратегия 2020. Стратегия 2020 документ, ключающий в себя 25 глав, которые объединены в шесть разделов. По итогам анализа можно сделать вывод, что большинство целей, обозначенных в Стратегии 2020, было выполнено только на треть. Неудачный опыт в реализации Стратегии 2020 привел к необходимости повышения эффективности государственного стратегического планирования в области нормативно-правовой базы. На сегодняшний момент в рамках системы стратегического планирования в РФ действует один Федеральный закон, четыре указа Президента и 10 Распоряжений Правительства. Таким образом, правовой системой России сформированы необходимые условия для развития стратегического планирования, которые направляют деятельность государственных органов власти на различных уровнях.
государственное стратегическое планирование
стратегия 2020
долгосрочное развитие
1. Указ Президента РФ от 07.06.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 17.04.2020).
2. Федеральный закон РФ от 28.06.2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 28.04.2020).
3. Глушак Н.В. Научно-теоретический анализ сценарных прогнозов развития экономики России // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2016. № 1 (8). С. 151-160.
4. Лысенко А.Н., Себекина Т.И. Применение проектного управления в регионах России // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 305-308.
5. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; Под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.
6. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой // Официальный сайт РБК: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68 (дата обращения: 20.04.2020).
7. Официальный сайт Международного валютного фонда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/index.htm (дата обращения: 15.04.2020).
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.04.2020).

Введение

После распада СССР всеобщее планирование, как на уровне организаций, так и на уровне государства в целом, ушло в прошлое. После того как были реализованы рыночные реформы 90-х годов, существовавшая система государственного долгосрочного планирования была подвергнута жесткой критике и практически полностью разрушена. Несмотря на недостатки плановой экономики, существовало много положительного опыта в реализации крупных государственных инфраструктурных проектов. Сегодня глобальные экономические кризисы приводят к необходимости снова обратиться к системе государственного стратегического планирования с целью преодоления от их последствий и уменьшения зависимости от системных кризисов.

Цель исследования

Оценка результатов реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, определение причин отклонений фактических результатов от запланированных целей, а также рассмотрение основных законодательных актов РФ в области государственного стратегического планирования.

Материал и методы исследования

Методологической основой работы являются логический, теоретико-эмпирический, ретроспективный, статистический подходы, методы анализа и синтеза. Информационную основу исследования составили законодательные и нормативные документы, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, данные периодической печати, Интернет-источники.

Результаты исследования и их обсуждение

После кризиса 90-х годов нашей стране необходимо было достигнуть устойчивых темпов экономического роста, что, в свою очередь, невозможно без применения стратегического планирования.

При этом под государственным стратегическим планированием следует понимать процесс, определяющий последовательность действий государства по разработке и реализации стратегии для достижения устойчивых национальных конкурентных преимуществ.

Начиная с 2006 года в России стали осуществляться национальные проекты социального характера. Затем, начиная с 2007 года, стал планироваться и разрабатываться федеральный бюджет, сроком на три года[3]. Наконец, в 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (далее Стратегия 2020). Однако Стратегия 2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством, не была упразднена и формально остается действующей.

По итогам сегодняшнего времени, возникает уникальная возможность оценки реализации данной стратегии, выявления отклонений от запланированных значений для принятия более эффективных управленческих решений в будущем. Для того, чтобы оценить реализацию Стратегии 2020 необходимо вспомнить основные элементы стратегии, кратко оценить текущее положение экономической сферы России, кроме того, нужно сопоставить запланированные показатели в стратегии и фактические значения показателей в настоящее время.

Стратегия 2020 достаточно большой документ, ключающий в себя 25 глав, которые объединены в шесть разделов:

Раздел 1: «Новая модель роста», состоит из трех глав: новая модель экономического роста, стратегии улучшения делового климата и повышения повышения инвестиционной привлекательности, от стимулирования инноваций к росту на их основе;

Раздел 2: «Макроэкономика», состоит из четырех глав: бюджетная и денежная политика, налоговая политика, реформа пенсионной системы, развитие финансового и банковского сектора;

Раздел 3: «Новая социальная политика», состоит из шести глав: рынок труда, миграция, профессиональное образование, новая школа, сокращение неравенства и преодоление бедности, политика охраны здоровья;

Раздел 4: «Инфраструктура», состоит из четырех глав: государственная жилищная политика, преодоление территориальной разобщенности, снятие ограничений на развитие электроэнергетики, преодоление информационной разобщенности;

Раздел 5: «Эффективное государство», состоит из шести глав: оптимизация присутсвия государства, развитие общественных институтов, управление государственной собственностью и приватизация, повышение эффективности госзакупок, реформа бюджетного сектора в экономике, межбюджетная политика;

Раздел 6: «Внешний контур развития», состоит из двух глав: международная позиция России, развитие экономической и социальной интеграции [5].

Теперь рассмотрим ключевые цели Стратегии 2020 и фактический результат. Согласно Стратегии 2020 в 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС). На протяжении многих лет Россия, еще до реализации Стратегии 2020, по доле в мировом ВВП делила пятое или шестое место с Германией, а в 2011–2014 годах даже опережала ее.

На рис. 1 отражены доли стран-лидеров по вкладу в мировой ВВП (расчет по ППС) за 2019 год.

Как видно из рис. 1 в 2019 году первую десятку ведущих стран составили (в порядке убывания показателя): Китай (27307 млрд. долл.), США (21428 млрд. долл.), Индия (11043 млрд. долл.), Япония (5712 млрд. долл.), Германия (4444 млрд. долл.), Россия (4390 млрд. долл.), Индонезия (3736 млрд. долл.), Бразилия (3481 млрд. долл.), Великобритания (3162 млрд. долл.), Франция (3062 млрд. долл.) [7]. Таким образом, Россия занимает также как и до разработки и реализации стратегии, хотя данная позиция была снижена в связи с кризисом 2014 года, кроме того Россия не занимает пятой и выше позиции, как было запланировано при разработке Стратегии 2020.

Еще один результат реализации Стратегии 2020 это долгосрочный устойчивый рост со средним темпом примерно 6,4 % в год к 2020 году за счет использования национальных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе и также за счет создания модели инновационного социально ориентированного развития. Фактические темпы роста экономики ниже спрогнозированных в 2008 году [4]. На рис. 2 и рис. 3 представлена динамика и темп прироста роста ВВП в текущих ценах.

Как видно из рис. 2 и 3 имеет место позитивный тренд динамики ВВП. За анализируемый период с 2011 по 2019 год ВВП вырос в 1,8 раза, что является положительной тенденцией в экономике РФ. Целесообразно также рассмотреть динамику ВВП не в текущих, а в сопоставимых ценах с учетом инфляции. На рис. 2 и 3 отражена динамика и темп прироста ВВП России в ценах 2016 года.

Как видно из рис. 2 и 3, с 2011 по 2014 года имеет место позитивный тренд динамики ВВП, затем в 2015 году наблюдается падение показателя и со следующего года до конца исследуемого периода снова рост. Падение показателя, прежде всего, связано с внешнеполитическими факторами 2014 года и их последствиями для нашей страны. Согласно Стратегии 2020 к 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66 %. В настоящее время невозможно сравнить фактические данные за 2020 год, однако, исходя из рис. 3, в целом, несмотря на падение, за анализируемый период с 2011 по 2019 год ВВП в сопоставимых ценах вырос, правда только на 11 %. За весь анализируемый период положительный среднегодовой темп прироста ВВП не достиг запланированных Стратегией 2020 значений в 6 %. Только в 2012 году тепм прироста приблизился к искомому показателю.

sebekin1.wmf

Рис. 1. Доли стран-лидеров в мировом ВВП по ППС по данным МВФ в 2019 году, % [7]

sebekin2.wmf

Рис. 2. Динамика ВВП России, млрд.руб [8]

sebekin3.wmf

Рис. 3. Темп прироста ВВП РФ по отношению к предыдущему году, %

Согласно Стратегии 2020 была обозначена цель – увеличить реальные располагаемые доходы населения к 2020 году на 64–72 % по сравнению с 2012 годом [6]. Однако если в 2012 и 2013 годах доходы населения росли (рис. 4), то с 2014 года началось их сокращение под воздействием внешнеполитических факторов, которое продолжалось до 2017 года, только в 2018 году темп прироста имел положительное значение. В 2019 году прирост составил 1 %, в 2020 году в первом квартале наблюдается пока небольшое падение по сравнению с предыдущем годом в всязи с мероприятимями по предотвращению развития короновирусной инфекции.

Еще одна цель Стратегии 2020 на конец периода реализации – снижение уровня абсолютной бедности с 13,3 % в 2007 году до 6–7 %, а также увеличение среднего класса до более половины населения [6]. На рис. 5 отражена динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Как видно из рис. 5 уровень бедности снижался с 2011 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7 %. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2015 года составило 13,4 %, что, безусловно, является отрицательной тенденцией и также связано с воздействием внешнеполитических факторов 2014 года. Однако, начиная с 2016 года показатель постепенно снижается. Конечно, так как было указано в Стратегии 2020 не было выполнено, но в целом за исследуемый период с 2011 по 2019 год показатель незначительно снизился на 0,4 %.

Цель по снижению бедности, обозначенная в Стратегии 2020, сохраняется, но ее продлили до 2024 года согласно указу Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». К этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6 %. Как будет выполнено это значение, покажет время.

Еще одна важная социальная цель Стратегии 2020 – это обеспеченность граждан жильем. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в начале реализации стратегии на конец 2011 года составляла 23 м2. Согласно Стратегии 2020 к концу 2020 года она должна быть на уровне 28-35 м2. По последним данным Федеральной государственной службы статистики на конец 2018 года данный показатель составлял 25,8 м2 на одного человека, следовательно, данная цель не была реализована, однако обеспеченность жильем за исследуемый период выросла на 12,2 %, что все равно является положительной тенденцией в экономике нашей страны. Кроме того, необходимо дождаться данных на конец 2020 года, чтобы сделать окончательный вывод по реализации данной цели, возможно данные будут на минимальной отметке в 28 м2 на одного человека.

В связи с недочетами и проблемами в реализации Стратегии 2020 в качестве ее продолжения в 2018 году Президентом РФ был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», тем самым ключевые задачи были перенесены на более поздний срок до 2024 года. Согласно данному указу основная стратегическая цель России заключается в обеспечении технологической трансформации и прорывного развития в экономике и социальной сфере.

sebekin4.wmf

Рис. 4. Темп прироста реальных доходов населения по отношению к предыдущему году, % [8]

sebekin5.wmf

Рис. 5. Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % [8]

Для достижения такой миссии было определено девять национальных стратегических целей [1]:

– обеспечение устойчивого естественного роста численности населения;

– повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);

– устойчивый рост реальных доходов граждан выше уровня инфляции;

– снижение уровня бедности в два раза;

– улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;

– ускорение технологического развития РФ;

– обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

– вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира (при уровне инфляции, не превышающем 4 %);

– создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.

Следует надеяться, что данные цели будут выполнены в более полном объеме, чем Стратегия 2020, хотя в связи с кризисом 2020 года, связанным с предотвращением последствий от коронавирусной инфекции, вероятность исполнения некоторых целей значительно уменьшается. Стоит отметить, что государство озабочено проблемой повышения эффективности государственного стратегического планирования. Именно поэтому в последнее время более активно формируется нормативно-правовая база в данной области.

В целом, на сегодняшний момент в рамках государственного стратегического планирования действуют следующие основные нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в РФ» (от 28.06.2014 г.);

2. Указы Президента РФ:

– № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ» (от 31.12.2015г.);

– № 642 «О Стратегии научно-технологического развития РФ» (от 01.12.2016г);

– № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» (от 13.05.2017 г.);

– № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (от 07.05.2018 г.);

3. Распоряжения Правительства РФ:

– № 2227 «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» (от 08.12.2011 г.);

– № 207 «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года» (от 13.02.2019 г.);

– № 1715 «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (от 13.11.2009 г.);

– № 2553 «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года» (от 28.10.2019 г.);

– № 1796 «Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса РФ до 2035 года» (от 10.08.2019 г.);

– № 2914 «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года» (от 22.12.2018 г.);

– № 1455 «Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» (от 07.07.2017 г.);

– № 20 «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года» (от 17.01.2020 г.);

– № 1756 «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года» (от 17.08.2017 г.);

– № 993 «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года» (от 12.04.2020 г.).

Важным этапом в формировании эффективной системы государственного стратегического планирования стало принятие в 2014 году ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2]. Основная цель данного закона сводится в формировании единой правовой общегосударственной системы стратегического планирования на различных уровнях управления экономикой и обеспечения решения важнейших национальных задач, связанных с повышением уровня и качества жизни населения, ростом эффективности хозяйствования предпринимательства, внедрением современных технологических процессов для производства наукоемкой продукции.

Заключение

Краткий обзор реализации мероприятий Стратегии 2020 позволяет сделать вывод, что большинство целей, обозначенных в Стратегии 2020, не было достигнуто исходя из запланированного уровня показателей. По мнению экспертов, Стратегия 2020 была выполнена только на треть. Одной из причин невыполнения многих целевых показателей Стратегии 2020 является усиления внешнеполитического давления на нашу страну и в соответствие с этим внешнеполитического воздействия в виде санкций, начавшихся в 2014 году. Кроме того, как было уже отмечено ранее, Стратегия 2020 так и не была рассмотрена и утверждена Правительством, следовательно, фактически она была не обязательна к выполнению, можно сказать, носила рекомендательный характер, что также способствует к недобросовестному отношению к выполнению поставленных перед страной задач.

Из достигнутых целей Стратегии 2020 можно выделить такие как: вступление России в ВТО, развитие Таможенного союза и Единого экономического пространства, создание Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния, установка автоматизированный комплексов фиксации нарушения правил дорожного движения. Однако подготовительные работы по выполнению некоторых из перечисленных выше целей велись еще до реализации стратегии.

В целом, Стратегия 2020 принесла большой положительный опыт в систему государственного стратегического управления и планирования. Поэтому сейчас правовой системой России сформированы необходимые условия для развития стратегического планирования, которые направляют деятельность государственных органов власти на различных уровнях. При этом, основным инструментом в реализации социально-экономической политики страны стал программно-целевой подход, а принятый закон о стратегическом планировании является основой для прогрессивного социально-экономического и научно-технологического развития нашей страны, позволяет создать государственную систему стратегического планирования, которая способна повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти.


Библиографическая ссылка

Себекин Д.С. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ ДО 2020 ГОДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 5-2. – С. 328-334;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1147 (дата обращения: 30.11.2022).