Введение
Сегодня малые и средние предприятия (МСП) являются важным элементом рыночной экономики, который определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, придает необходимую гибкость рыночной экономике, способствует формированию конкурентной среды, что для экономики Российской Федерации имеет первостепенное значение. В сложившейся экономической ситуации, отягощенной влиянием экономического кризиса и введением санкций против РФ, необходимым условием для социально – экономического развития страны является поддержка развития малого и среднего предпринимательства. В условиях спада производства и сокращения числа крупных предприятий, МСП становится основным элементом поддержания жизни, например, во многих муниципальных образованиях [2]. Поэтому с целью решения проблем по мобилизации организационно-технологических и человеческих ресурсов, обеспечению занятости возникает необходимость разработки эффективных форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для российской экономики малое и среднее предпринимательство является существенным фактором повышения эффективности производства, насыщения рынка необходимыми услугами и товарами, повышения уровня жизни населения.
Цель исследования – обосновать целесообразность проведения цифровой трансформации хозяйствующими субъектами, в основы которой лежит активное использование современных информационных технологий, позволяющие предложить предпринимателям новые решения, которые должны существенно облегчить процесс открытия и ведения бизнеса.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования явились нормативно-правовые документы, статистические данные хозяйствующих субъектов Нижегородской область, а также научные теоретические и практические источники. В исследование использованы следующие методы: сравнения, структурно – функциональный, системного анализа.
Рис. 1. Оборот малых предприятий (включая микро) по регионам Российской Федерации в 2018 году
Результаты исследования и их обсуждение
Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства насчитывается в Центральном, Приволжском, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах (рис. 1) [4].
На сегодняшний день в РФ есть отрасли, в которых в наибольшей степени выражена роль малого и среднего предпринимательства, например, на его долю приходится более 60 % в строительстве, сельском хозяйстве, информационных технологиях, бытовых услугах [1]. При этом малый бизнес в основном специализируется на торговле и предоставлении услуг населению, а средний – в сферах с более высокой добавленной стоимостью. На рис. 2 представлен состав субъектов малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности.
Из данных Аналитического доклада Всемирного Банка (World Bank) «Ведение бизнеса 2018. Реформирование для создания рабочих мест» видно, что позитивные изменения в российской экономике и политике, безусловно, происходят, однако общий рейтинг не достаточно высок. Также можно выделить отдельные составляющие рейтинга, которые имеют весьма низкие значения (таблица) [5]. Все это говорит о том, что необходимо продолжать работу по улучшению предпринимательского климата, целесообразно частично пересмотреть меры поддержки, предоставляемые предпринимателям.
Рис. 2. Состав малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2018 году, %
На конец сентября 2018 г. в РФ ведут хозяйственную деятельность 5,9 млн субъектов МСП, из них 2,65 млн – это юридические лица и 3,27 млн – индивидуальные предприниматели; более 5,6 млн составляют микропредприятия, более 2,5 млн – малые предприятия, 19 тыс – средние предприятия. Около 20 % составил вклад сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ [7].
В октябре 2018 года на пленарном заседании форума «Малый бизнес – национальный проект!» Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил следующую задачу: к 2024 году увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 40 %, дополнительно создать около шести миллионов рабочих мест, значительно укрепить экспортный потенциал небольших предприятий и компаний.
В настоящее время в субъектах РФ создаётся эффективная инфраструктура, так в целях поддержки начинающих инновационных предпринимателей в Нижегородской области уже созданы и успешно функционируют 11 бизнес-инкубаторов, центр кластерного развития и региональный фонд развития промышленности, два инновационных технопарка: технопарк в сфере высоких технологий «Анкудиновка» и АО «Технопарк «Саров» [3]. В регионе также функционирует Центр развития экспортного потенциала, создан региональный центр поддержки предпринимательства, который предоставляет услуги бизнесу и курирует 47 региональных центров поддержки бизнеса, действует Агентство по развитию системы гарантий и Микрокредитная компания, в 2017 году был создан Центр инноваций социальной сферы. В рамках пилотного проекта Минэкономразвития России был открыт многофункциональный центр для бизнеса, а также центр оказания услуг на базе ПАО «НБД Банк» [6].
Однако, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что с федеральными программами (кредитно-финансовая поддержка АО «Корпорации «МСП» и «Программа 1706» при поддержке МЭР и Корпорации МСП) ознакомились только около 50 % предпринимателей Нижегородской области. О региональных налоговых льготах, например, преференциях в рамках специнвестконтрактов, развитие рынка корпоративных облигаций, налоговые каникулы для ИП, патентная система налогообложения, о мерах поддержки в рамках развития промышленности: субсидирование предприятиям легкой промышленности части затрат по уплате процентов по кредитным договорам и субсидирование промышленным и научным организациям на возмещение части процентов по кредитам, которые были получены на реализацию инвестиционных проектов, а также льготы по налогу на имущество организаций, работающих в сфере обрабатывающего производства или научных и технических исследований и разработок также осведомлены около 65 % предпринимателей региона.
Уровень комфортности ведения бизнеса в Российской Федерации
Темы |
DB 2018 рейтинг |
DB 2018 (%) |
DB 2017 (%) |
Изменение (в %) |
Глобально |
35 |
75,5 |
74,7 |
0,81 |
Зарегистрировано предприятий |
28 |
93,03 |
93,02 |
0,01 |
Получено разрешений на строительство |
115 |
65,3 |
65,2 |
0,1 |
Подключено к электроснабжению |
10 |
92,8 |
92,8 |
0,01 |
Зарегистрировано в собственность |
12 |
88,7 |
88,4 |
0,4 |
Получено кредитов |
29,2 |
75,2 |
70,3 |
5,2 |
Защита миноритарий |
51,1 |
61,5 |
61,5 |
0,01 |
Налогообложение |
52,2 |
79,3 |
79,3 |
0,05 |
Международная торговля |
99,9 |
69,4 |
67,5 |
1,5 |
Обеспечение исполнения контрактов |
18,1 |
72,3 |
72,3 |
0,01 |
В этой связи особую актуальность приобретают мероприятия, нацеленные на активизацию работы по информированию предпринимателей о существующих мерах поддержки в средствах массовой информации, консультированию об условиях получения поддержки, популяризации предпринимательства на официальных интернет-ресурсах уполномоченных органов власти, в социальных медиа [8].
Возможности современных информационных технологий позволяют предположить предпринимателям новые решения, которые должны существенно облегчить процесс открытия и ведения бизнеса:
1. Платформа «Бизнес-Навигатор» Корпорации МСП является прогрессивным инструментом поддержки предпринимательства и наглядно иллюстрирует понятие «цифровизация». Внесение сведений по населенным пунктам региона должно осуществляться органами местного самоуправления или уполномоченным органом по поддержке предпринимательства. Наполнение портала актуальной информацией по большому количеству населенных пунктов привлечет пользователей к работе с данным инструментом и приведет к реальным результатам.
Кроме того, в проекте Стратегии Нижегородской области до 2035 года предполагается осуществить цифровизацию системы взаимодействия с инвесторами в режиме «единого окна», в том числе разработка единого инвестиционного портала с предоставлением мер государственной поддержки в электронном виде (функционал – личный кабинет инвестора).
Также целесообразно развивать сети единых консультационных центров и центров поддержки предпринимательства (на принципах «единого окна»), в том числе цифровизация консультационных услуг и внедрение инструментов обратной связи и автоматизированных ответов на часто повторяющиеся вопросы.
2. Для предпринимателей, которые сталкиваются со сложностями при развитии своего бизнеса через Интернет на территории РФ, целесообразно внедрить специализированную технологическую платформу «Поток», которая позволяет создать и продвигать собственный сайт, а также получить инструменты по аналитике и отслеживанию эффективности. При использовании данного сервиса предприниматель может создать виртуальную «витрину» для своего проекта и использовать ее для дальнейшего продвижения, составить каталог товаров и услуг, а также ему предлагается пакетные услуги по продвижению продукта, предоставляются варианты готовых дизайнов, то есть предпринимателю нет необходимости вкладывать в создание собственного сайта на первых этапах развития своего бизнеса.
Таким образом объединение информации о товарах регионального производства, услугах, оказываемых на территории региона, новостной информации и выставках, ярмарках и иных культурно-массовых мероприятиях, направленных на продвижение продукции малого бизнеса – все будет способствовать завоеванию внимания потребителя и быть полезным предпринимателям.
3. В Нижегородском регионе ведется работа по пилотному внедрению системы ГИСП – Государственной информационной системы промышленности, представляющей собой платформу b-2-b с сервисами для субъектов хозяйствования вех отраслей промышленности – от индивидуальных предпринимателей, отдельных предприятий и до органов власти РФ.
ГИСП позволяет предприятиям эффективно осуществлять ряд важнейших функций:
– предоставляет комфортный доступ к сведениям о действующих мерах поддержки благодаря интерактивному сервису-помощнику, действующему как навигатор по мерам поддержки, и предоставляет интегрированную функцию обратной связи;
– предоставляет аналитику и электронные формы для развития производства и планирования работы;
– предлагает упрощенный путь подачи заявки для получения государственной поддержки благодаря работе с ЭЦП;
– дает доступ к возможностям Государственной информационной системы Правительства с использованием идентификаторов в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного Правительства;
– позволяет в дальнейшем предоставлять отчеты в органы власти через сервисы ГИСП.
В настоящее время в регионе принято Распоряжение Правительства Нижегородской области от 5 июня 2018 года № 567-р «Об утверждении Порядка рассмотрения технических заданий научно-техническими советами по импортозамещению Нижегородской области, созданными органами исполнительной власти Нижегородской области и координационным советом по импортозамещению Нижегородской области».
Коордиционный совет по импортзамещению Нижегородской области состоит из профильных структур, его работа должна снизить зависимость отраслей народного хозяйства от импорта. С этой целью целесообразно использовать Цифровой стандарт аналогичности товаров – унифицированный стандарт требований заказчиков к закупаемой продукции. Использование ЦСАП позволит определить, производится ли в России продукция с заданными характеристиками, и возможна ли ее разработка и производство российскими предприятиями.
Работа ГИСП позволит увеличить эффективность государственных закупок, увеличить долю товаров российского производства в объемах госзаказов, послужит стимулирующим фактором для развития промышленности и облегчить малым и средним предприятиям процесс интеграции в промышленную цепочку.
Выводы
Предложенные выше мероприятия приобретают особую актуальность в связи с утверждением в 2017 году программы по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике, которая должна создать условия для повышение благосостояния и качества жизни граждан РФ путем развития общества знаний, улучшения качества товаров и услуг и их доступности, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, а также увеличение безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. Программа предусматривает пять главных направлений, реализовывать которые необходимо параллельно, поскольку новые возможности создают и новые угрозы в том числе малому и среднему предпринимательству.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровая экономика оказывает значимое благоприятное влияние на развитие российского малого и среднего предпринимательства. Использование современных технологий позволит повысить эффективность, продуктивность и потенциал роста бизнеса, а также уровень его конкурентоспособности как на внутреннем рынке страны, так и в мировой экономике.
Библиографическая ссылка
Трофимова Т.В., Ломовцева А.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – С. 224-228;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=112 (дата обращения: 21.11.2024).