Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НОВАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Макарычева И.В. 1 Шишканова Г.А. 1 Кулагова И.А. 1
1 Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В статье рассматриваются количественные аспекты такой составляющей национального богатства, как человеческий капитал. В современных условиях человеческий капитал является главным богатством любого государства. У человеческого капитала есть количественный и качественный аспекты. Данное исследование ориентировано именно на количественную составляющую человеческого капитала. Демографическая проблема – одна из самых острых глобальных проблем, стоящих перед нашей страной. Вот уже почти тридцать лет количество населения в нашей стране последовательно сокращается. Проблема сокращения численности населения отчасти решается за счет устойчиво высокой миграции, но это негативно сказывается на качестве национального человеческого капитала. Правительство, начиная с 2007 года поступательно осуществляет национальный проект «Демография», при этом говорить о сколько-то заметном успехе можно только в период 2011-2014 гг. В рамках национального проекта был реализован целый ряд мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости и снижение смертности. Однако, их низкая эффективность заставляет переосмыслить и усилить воздействие на демографическую ситуацию в стране. В этом, 2020 году, приняты новые, беспрецедентные меры стимулирующей демографической политики. Авторами исследуется, каким образом они могут повлиять на дальнейшее развитие демографической ситуации. Целью исследования является раскрытие взаимосвязи между доходами населения и уровнем рождаемости в стране. Основными методами исследования являются статистический анализ и синтез. При этом авторами используются официальные данные Росстата, а также статистические материалы Всемирного Банка.
человеческий капитал
демографическая ситуация
демографическая политика
прожиточный минимум
материнский капитал
1. Лескина О.Н., Арапова А.С. Роль человеческого интеллектуального капитала в формировании национального богатства России // Концепт. – 2013. – No 12 (декабрь). – ART13246. – 0,5п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13246.htm. – Гос. рег. ЭлNoФС 77 – 49965. ISSN2304-120X.
2. Насколько богата Россия. Оценка совокупного благосостояния России в период с 2000 по 2017 годы // Специальный доклад Группы Всемирного банка // Эстер Найкал, Ольга Емельянова, Владислава Немова, Гленн-Мари Ланж, Апурса Санги. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/how-wealthy-is-russia (дата обращения: 22.04.2020).
3. Макарычева И.В. Влияние качества жизни на естественное движение населения. Управление качеством жизни населения: коллективная монография. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. С. 129–146.
4. https://showdata.gks.ru/report/278934/ (дата обращения: 22.04.2020).
5. Послание президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 22.04.2020).

Введение

Население для абсолютно любого государства составляет самый главный его ресурс. Именно население делает государство государством. Люди одновременно и создают национальное богатство, и потребляют его. Вообще, в составе национального богатства человеческий капитал составляет наибольшую, главную часть [1, с. 20]. К сожалению, по данным Всемирного банка, наша страна по уровню вклада человеческого капитала в национальное богатство не дотягивает до среднемировых значений.

Понятие человеческого капитала достаточно обширное. В него входит: капитал здоровья, интеллектуальный капитал, знания и качество жизни. При этом все составляющие данного понятия взаимно переплетены и взаимозависимы. Чем лучше качество жизни, тем выше все остальные показатели [3. с. 130]. Но, в любом случае, чем больше численность населения, тем выше составляющая человеческого капитала в национальном богатстве. Данное исследование посвящается количественным аспектам понятия человеческий капитал и оценке эффективности новой демографической политики нашей страны.

Цель исследования

Целью исследования является раскрытие взаимосвязи между доходами населения и уровнем рождаемости в стране. Кроме того, авторами анализируются возможные результаты новой демографической политики, которая начала реализовываться с начала 2020 года, и делаются выводы о ее эффективности.

makaric1.tif

Структура совокупного богатства России и в среднем по странам ОЭСР [2]

Материал и методы исследования

Как утверждает Росстат, количество населения в нашей стране начиная с 1992 года постоянно сокращается (табл. 1). Причин этому достаточно много, но самая основная – экономическая. Мы неоднократно исследовали связь между изменениями качества жизни и естественным приростом населения [3. с. 132]. Когда качество жизни падает, рождаемость также падает, если качество жизни улучшается, то и рождаемость тоже повышается.

На государственном уровне демографическая проблема была впервые озвучена в 2001 году в «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» принятой Минтрудом. Однако, финансирования этой «Концепции» было мало, поэтому абсолютно никаких результатов ее принятие не повлекло. Более того, период 1999-2007 гг. – это период максимальной убыли населения. Средние доходы лишь слегка превышали прожиточный минимум (табл. 2).

Таблица 1

Компоненты изменения численности населения (тысяч человек)

Годы

Численность населения на 1 января

Изменения за год

Численность населения на 31 декабря

Общий прирост за год, процентов

общий прирост

естественный прирост

миграционный прирост

1990

147665,1

608,6

333,6

275,0

148273,7

0,41

1991

148273,7

241,0

104,9

136,1

148514,7

0,16

1992

148514,7

47,0

-219,2

266,2

148561,7

0,03

1993

148561,7

-205,8

-732,1

526,3

148355,9

-0,14

1994

148355,9

104,0

-874,0

978,0

148459,9

0,07

1995

148459,9

-168,3

-822,0

653,7

148291,6

-0,11

1996

148291,6

-263,0

-776,5

513,5

148028,6

-0,18

1997

148028,6

-226,5

-740,6

514,1

147802,1

-0,15

1998

147802,1

-262,7

-691,5

428,8

147539,4

-0,18

1999

147539,4

-649,3

-918,8

269,5

146890,1

-0,44

2000

146890,1

-586,5

-949,1

362,6

146303,6

-0,40

2001

146303,6

-654,3

-932,8

278,5

145649,3

-0,45

2002

145649,3

-685,7

-916,5

230,8

144963,6

-0,47

2003

144963,6

-630,0

-888,5

258,5

144333,6

-0,43

2004

144333,6

-532,6

-793,0

260,4

143801,0

-0,37

2005

143801,0

-564,4

-846,5

282,1

143236,6

-0,39

2006

143236,6

-373,9

-687,1

313,2

142862,7

-0,26

2007

142862,7

-115,2

-470,3

355,1

142747,5

-0,08

2008

142747,5

-10,3

-362,0

351,7

142737,2

-0,01

2009

142737,2

96,3

-248,9

345,2

142833,5

0,07

2010

142833,5

31,9

-239,6

271,5

142865,4

0,02

2011

142865,4

191,0

-129,1

320,1

143056,4

0,13

2012

143056,4

290,7

-4,3

295,0

143347,1

0,20

2013

143347,1

319,8

24,0

295,8

143666,9

0,22

2014

146267,3

0,21

2015

146267,3

277,4

32,0

245,4

146544,7

0,19

2016

146544,7

259,7

-2,3

262,0

146804,4

0,18

2017

146804,4

76,0

-135,8

211,8

146880,4

0,05

2018

146880,4

-99,7

-224,57

124,87

146780,7

-0,06

2019

146780,7

-43,7

-236,9

193,2

146737,0

-0,03

 

Таблица 2

Средняя заработная плата в месяц и величина прожиточного минимума в целом по России по годам

Год

Средняя ЗП, рублей

Прожиточный минимум на душу населения, рублей

Год

Средняя ЗП, рублей

Прожиточный минимум на душу населения, рублей

1999

1 523

787

2010

20 952

5902

2000

2 223

1285

2011

23 369

6209

2001

3 240

1574

2012

26 629

6705

2002

4 360

1893

2013

29 792

7326

2003

5 499

2143

2014

32 495

8234

2004

6 740

2451

2015

34 030

9452

2005

8 555

3060

2016

36 709

9691

2006

10 634

3437

2017

39 167

9786

2007

13 593

4005

2018

42 550

10213

2008

17 290

4693

2019

46285

11185

2009

18 638

5144

     

 

Например, в 2000 году, когда убыль населения достигла максимума, средняя заработная плата составляла 2223 рубля, а прожиточный минимум 1285 рублей. Получается, что превышение доходов над прожиточным минимумом составляло 938 рублей (ниже прожиточного минимума). Двое родителей еще могли вскладчину прокормить одного ребенка, но двух детей им было просто не потянуть. Естественно, в таких условиях ответственные родители, даже если бы и хотели иметь двух и более детей, не могли себе это позволить.

10 мая 2006 г. в послании Президента Федеральному правительству демография была названа «самой острой проблемой современной России». Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. была утверждена 9 октября 2007 г. Указом Президента РФ № 1351. В новой редакции она действует по сей день. Суть ее в следующем.

Целевыми ориентирами до 2025 г. стали: стабилизация численности на уровне 142-143 млн. чел., создание условий для роста численности до 145 млн. чел., повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет. Для достижения этих нормативов предполагалась работа по всем трем направлениям изменения численности населения: во-первых, поощрение рождаемости, во-вторых, снижение смертности и повышение продолжительности жизни, в-третьих, миграционный прирост.

В рамках осуществления задач, поставленных «Концепцией» было предпринято целый ряд мер, часть из которых оказали действительно положительное влияние на демографическую ситуацию. Так, в рамках поощрения рождаемости, были существенно увеличены детские пособия, введен «родовой сертификат», а также появилась программа под названием «материнский капитал». Это всем известные выплаты, которые получают родители второго и последующих детей. В 2007 году эта выплата составляла 250000 руб., впоследствии индексировалась. Казалось бы, это не очень большая сумма, но на фоне улучшения общего уровня жизни населения для многих пар наличие материнского капитала послужило толчком к тому, что называется «отложенные рождения». Это ситуация, когда пара не против иметь еще детей, но финансовые обстоятельства не позволяют осуществить эти намерения.

Однако, на самом деле, больший, чем государственные пособия, эффект, вызвал рост реальных доходов населения (табл. 3). Демографические процессы очень инертны, от зачатия до рождения проходит почти год. Максимальная рождаемость была достигнута в 2012 – 2015 годах, соответственно, ситуация была наиболее благоприятна в 2011-2014 годах. Так средняя заработная плата в 2011 году составляла 23369 руб, а прожиточный минимум 6209 руб. Таким образом, на среднюю зарплату, в отличие от 2000 года, могли прокормиться уже 3,7 человека. В обществе доминировали оптимистические настроения и, как уже было сказано, в 2012 году мы впервые за двадцать послеперестроечных лет вышли на положительные значения естественного прироста населения.

Таблица 3

Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации

Период

в % к предыдущему периоду

2008

102,4

2009

103,0

2010

105,9

2011

100,5

2012

104,6

2013

104,0

2014

99,3

2015

96,8

2016

94,2

2017

98,8

2018

99,9

2019

97,5

 

Однако эффект был недолгим. Начиная с 2014 года реальные располагаемые доходы населения вновь начали сокращаться, и вслед за ними сократилась рождаемость. Все отложенные дети родились, а неблагоприятная экономическая ситуация не дает поводов для оптимизма. Программа материнского капитала начала пробуксовывать: во-первых, потратить его можно только по достижении ребенком трехлетнего возраста (за это время он уменьшается на трехлетнюю инфляцию), и только по очень ограниченному набору направлений. То есть для молодой семьи материнский капитал – это «квази деньги» – они вроде бы и есть, но недосягаемы.

Новый виток стимулирующей демографической политики начался в текущем 2020 году. 15 января 2020 года в рамках ежегодного обращения к Федеральному собранию Президент В.В.Путин назвал демографическую проблему одной из самых важных на сегодняшний момент. «Судьба России, её историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет (хочу содержательную часть начать именно с демографии), зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет…» – сказал Президент [5]. Далее он предложил беспрецедентные стимулирующие выплаты: материнский капитал теперь увеличивается до 466600 рублей и выплачивается уже при рождении первого ребенка, к каждому последующему добавляется по 150000 рублей. В школах предлагается ввести бесплатное питание для начальной школы. 50 рублей пособия по уходу за ребенком, которое ранее выплачивали всем, отменяют, вместо него вводят дифференцированные пособия для семей с доходом менее 2 прожиточных минимумов на человека и будут выплачивать это пособие до достижения ребенком трех лет. В кратчайшие сроки (2 марта) пожелания Президента стали законами.

Рассмотрим теперь предполагаемую эффективность новых субсидий. С точки зрения доходов и прожиточного минимума мы будем опираться о статистику 2019 года, поскольку официальных данных по 2020 году пока нет. Итак, средняя зарплата в 2019 году была 46285 руб. (таб.2), на двоих 92570. Однако, когда рождается ребенок, доходы матери выпадают из бюджета семьи, поэтому одну заработную плату приходится делить на троих, итого 15445 на человека. Величина прожиточного минимума в среднем по РФ 12130 рублей для трудоспособного возраста, 11004 рубля для детей. То есть прожиточный минимум семьи из трех человек составляет 35264 рубля. Сверх прожиточного минимума остается 11021. Чисто гипотетически, этого хватает на прожиточный уровень для второго ребенка, но много ли найдется семей, желающих существовать на прожиточный минимум?

Согласно новой демографической политике, семьи с доходами ниже двух прожиточных минимумов на человека будут получать пособие в размере прожиточного минимума на ребенка до достижения им трех лет. Согласно вышеизложенному расчету право на получение такого пособия будут иметь все семьи, где заработная плата отца (при условии, что мать находится в отпуске по уходу за ребенком) меньше 105792 рублей для семей с одним ребенком, и 185072 для семей с двумя детьми. Таких в нашей стране большинство, а теперь, после отмены карантина, станет еще больше.

Теперь добавим новое пособие к бюджету нашей гипотетической среднестатистической семьи. Для семьи с одним ребенком: 46285 плюс 11004, итого 57289 рублей, что на 22025 рублей выше величины прожиточного минимума на троих. Для семьи из четырех человек, если только одному ребенку меньше трех лет (и ему полагается пособие), резерв составляет 11021 рубль. Эту «гигантскую» сумму они могут тратить на любую роскошь не входящую в набор минимального прожиточного минимума.

Современные родители (не берем в расчет маргинальные элементы) – достаточно ответственные люди, которые понимают, что ребенка мало просто прокормить, его нужно социализировать, дать образование. При средних доходах мало кто решится на рождение второго ребенка, даже при наличии пособия.

Теперь о программе материнского капитала. Решение выдавать его уже при рождении первого ребенка – абсолютно правильное. Многие современные молодые семьи откладывают рождение первенца до достижения определенного материального благополучия, в первую очередь, решения жилищного вопроса. Наличие материнского капитала при рождении первого ребенка позволит им облегчить эту задачу. Но материнский капитал, как уже было сказано, можно потратить только по достижению ребенком трехлетнего возраста. Но эти три года тоже где-то надо жить! Значит, до этого ипотечные проблемы решаются за счет собственных накоплений. Возвращаясь на два абзаца выше, наличие у семьи еще и выплат по ипотеке опять-таки возвращают семью на грань прожиточного минимума.

Бесплатное горячее питание в начальной школе – прекрасное подспорье для семей с низкими доходами. Но вот предоставление этой льготы всем – достаточно спорно. Для семей с доходами средними и выше средних оплата школьной столовой не является тяжелой материальной нагрузкой. Не говоря уже о том, что во многих школах питание такое, что дети просто ничего не едят. Представляется более целесообразным сохранить предыдущий способ льготирования: когда бесплатное питание предоставляется семьям с низкими доходами, но не только в начальной школе, а на протяжении всего периода обучения ребенка.

Заключение

Количественные характеристики национального человеческого капитала напрямую зависят от динамики среднедушевых доходов населения. Поэтому стимулирующая демографическая политика наиболее эффективно работает на фоне роста доходов населения и экономического оптимизма в обществе, и пробуксовывает при снижении доходов. В настоящий момент весь мир входит в глубочайший экономический кризис, у которого даже уже появилось название – «короновирусный». Поэтому, не смотря на дополнительные выплаты, ожидать роста рождаемости сложно.

Но, в любом случае, наличие стимулирующих выплат – гораздо лучше, чем их отсутствие. И, если даже эффект от демографических нововведений окажется ниже ожидаемого, он все равно будет больше нуля. Если сейчас, в период сокращения реальных доходов населения, не поддержать демографию, мы можем получить еще одни 90-е, а количество россиян еще больше сократится.


Библиографическая ссылка

Макарычева И.В., Шишканова Г.А., Кулагова И.А. НОВАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 5-1. – С. 122-127;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1119 (дата обращения: 06.12.2024).