Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Клушина Н.П. 1 Рощупкина В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В июле 2019 года в России приняли поправки в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», более известный как «закон о социальном предпринимательстве». Он закрепляет понятие социального предпринимательства, выделяет эту деятельность в отдельную область малого и среднего предпринимательства и дает соцпредпринимателям некоторые льготы. Развивающийся в России социально ответственный бизнес теперь выделен в отдельную сферу деятельности, которая сможет рассчитывать на особый подход со стороны государства в лице налоговых органов, лицензирующих организаций. Предполагаемые преференции социальным предпринимателям позволят им реализовывать свои целевые установки, преодолевая меньшее число всевозможных препятствий, а в некоторых случаях и пользуясь непосредственной поддержкой государства. В начале 2020 года весь мир оказался во власти глобальной эпидемии нового вируса, уносящего тысячи жизней. В непростое для всех время важно предусмотреть актуальные меры поддержки социальных предпринимателей: от безвозвратных субсидий, льготной аренды или безвозмездного пользования, снижения налоговых отчислений и отчислений в государственные фонды, привлечения инвесторов, а также информационного и образовательного сопровождения.
предприниматель
бизнес
социальный
бизнес-модель
1. Рощупкина В. Особенности современной государственной налоговой политики для предпринимателей в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 6. С. 1373–1382.
2. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Приоритеты финансового сопровождения социального предпринимательства: российская ситуация // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6-2. С. 46–51.
3. Пикулева Е. МСП в условиях COVID: какие есть меры поддержки [Электронный ресурс] режим доступа // http:nb-forum.ru/useful/msp-v-usloviyah-covid-kakie-est-meri-podderzhki.
4. Рощупкина В., Саркисов В. Государственный налоговый менеджмент в системе налогового администрирования: региональный аспект: монография / В. В. Рощупкина, В.Б. Саркисов. Изд-во СКФУ, 2019. 159 с.
5. Моисеенко И. Марафон поддержки предпринимателей заработал в СКФО [Электронный ресурс] режим доступа // http: sk-news.ru.
6. Прыгунова М.И., Никифорова Э.Г. Эффективность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти как фактор устойчивого развития города // Финансы и управление. 2019. № 1. С. 19–27.
7. Савина Т.Н., Ерастова К.О., Лебедева О.Н. Социальная политика: вызовы, возможности, перспективы // Финансы и кредит. 2019. № 2 (782). С. 426–442.
8. Алехин Б.И. Фискальный дисбаланс и экономический рост России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2019. № 1 (347). С. 4–22.
9. Малахова Т.А. Создание многоуровневой системы поддержки предпринимательства в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2019. № 3 (462). С. 482–493.
10. Акимова О.Е., Волков С.К. Исследование современного состояния инновационного предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. № 4 (463). С. 733–748.
11. Мещерякова Л.А., Горбунова В.В., Бруснева В.В. Негосударственный сектор на рынке социальных услуг современной России: проблемы и тенденции развития // Региональная экономика: теория и практика. 2019. № 1 (460). С. 103–120.
12. Кудряшов Е.В. Проблемы техники налогового стимулирования обеспечения кибербезопасности для малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2019. № 3 (783). С. 609–617.
13. Савина Т.Н., Ерастова К.О., Лебедева О.Н. Социальная политика: вызовы, возможности, перспективы // Финансы и кредит. 2019. № 2 (782). С. 426–442.

Сочетание социальной направленности и рыночной мотивации, заключающейся в достижении финансовой независимости бизнеса – важнейшая характеристика социального предпринимательства с точки зрения Министерства экономического развития Российской Федерации.

Тяжелейшая ситуация, в которой оказался социально ориентированный бизнес во всем мире ставит перед экономистами важнейшие вопросы: как работает социально ответственный бизнес в условиях пандемии коронавируса, как субъекты хозяйствования преодолевают эти проблемы, какова этимология этих трудностей? [1].

В сложившихся условиях нужны новые способы поддержки бизнеса – от создания систем биометрической идентификации до разработки инновационных способов предоставления микрофинансовых кредитов [2].

Реалии меняющегося потребительского поведения в цифровую эпоху представляет огромную возможность для розничных торговцев. Оптимизация и упрощение производственных линий, бизнес-моделей, привлечения клиентов и каналов продаж могут быть достигнуты за счет внедрения цифровых технологий и электронной коммерции.

В свою очередь, государство вынуждено отвечать на вопрос о том, что оно может сделать для того, чтобы социальное предпринимательство могло выполнять свои функции и в сложившихся условиях, возобновить работу в полную силу после окончания пандемии.

Правительством сформирован список отраслей экономики, которые оказались в наиболее сложной ситуации, это двадцать две отрасли из девяти сфер деятельности и почти четыре миллиона сотрудников, которые могут рассчитывать на первоочередную помощь государства. Туда вошли организации, которые ведут деятельность в сфере культуры, спорта, дополнительного образования [3].

ФНС России создан сервис, при помощи которого любой предприниматель может узнать входит ли он в группу пострадавших отраслей, распространяются ли на него правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. Воспользоваться сервисом можно вводя всего один реквизит: ИНН или ОГРН. Если ответ положительный, то пользователь получит полезные ссылки на заявление об отсрочке (рассрочке) и на обязательство соблюдения условий отсрочки [4].

В рамках действующих правил максимальная пониженная ставка страховых взносов в размере 15 % применяется в отношении сумм вознаграждений сотрудника, превышающих в годовом исчислении 1 292 000 руб. (ставка уменьшается «ступенчато» – вначале снижается тариф взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования (с суммы вознаграждения, превышающей 912 000 руб.), а при достижении суммы вознаграждения размера 1 292 000 руб., снижается и тариф взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд [6].

Величина годового вознаграждения сотрудника, в отношении превышения которого будет применяться пониженный тариф страховых взносов – 145 560 руб. (МРОТ (12 130 руб.)*12 месяцев) (вместо 1 292 000 руб.) [7].

С 01.04.2020 г. снижается размер страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это осуществляется за счет снижения размера предельного годового вознаграждения сотрудника при достижении которого применяется указанная выше пониженная ставка страховых взносов (15 % вместо 30 %) [8].

Государство предусмотрело выделение безвозмездной финансовой помощи на выплату заработной платы и неотложные задачи малых и средних предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей. Будет выплачиваться по 1 МРОТ (12 130 руб.) на каждого занятого в организации при условии сохранения занятости на уровне не менее 90 % от численности на 1 апреля 2020 г.

Другими важными мерами поддержки для социальных предпринимателей в Российской Федерации станут действия фонда «Наше будущее» – крупнейшего акселератора социального ответственного бизнеса. Руководство Фонда «Наше будущее» приняло решение предоставить отсрочку возврата займов на полгода для победителей конкурса «Социальный предприниматель». Такую позицию администрация организации заняла ввиду распространения коронавирусной инфекции [11].

Частные инвесторы выражают готовность поддержать социальных предпринимателей. Меценат В. Потанин планирует пожертвовать один миллиард рублей на поддержку социальных предпринимателей, в частности, НКО, в условиях мирового социально-экономического кризиса. Так как для большинства предпринимателей последствия этих отрицательных событий могут оказаться непредсказуемыми.

Новыми возможностями для социальных предпринимателей в период кризиса также являются: повышение своего профессионального уровня развития по образовательной программе проектного менеджмента. Ведь каждый социальный предприниматель столкнулся, по сути, со сменой ценностеи? в период кризиса и изменениями, затрагивающими большинство сфер, в том числе, необходимостью расширения навыков в текущих условиях, а также задумался о конкретных действиях, которые помогут выжить проектам, когда все вынуждены перейти в онлайн.

Актуальные курсы как для начинающих, так и действующих предпринимателей, а также для представителей некоммерческих организаций, которые хотят монетизировать свои услуги, в условиях пандемии будут те, на которых слушатели узнают о том, что такое социально-предпринимательский проект и как его создать, разработают действующий бизнес-план, познакомятся с опытом социальных предпринимателей России и мира.

Представителю социального бизнеса важно овладеть бизнес-инструментами продажи, создания эффективной и продуктивной команды проекта, разработки и реализации плана социального бизнеса.

Приведем некоторые из наиболее актуальных из реализуемых курсов для социальных предпринимателей Российской Федерации в условиях пандемии. Фондом «Наше будущее» запущен бесплатный онлайн-марафон «Как перевести бизнес в онлайн»; акселератор «Формула роста» – все семинары по наставничеству проходят в дистанционном формате; в конце апреля на образовательной платформе «Универсариум» запущен новый образовательный курс по предпринимательству.

Интерактивный симулятор, предлагаемый к освоению фондом «Наше будущее», позволяет получить статус «Социальное предприятие» не выходя из дома. Проект включает в себя опрос по мерам поддержки, а также календарь мероприятий – перечень крупных ресурсов, который обновляется в ежедневном формате.

Сегодняшнее информационное поле стало очень насыщенным, и субъектам хозяйствования порой сложно отобрать те мероприятия, которые действительно могут помочь, развить и способствовать выходу из кризисной ситуации».

Тематика социального предпринимательства такова, что позволяет все проекты адаптировать таким образом, что даже в форс-мажорных обстоятельствах они становятся востребованными [12].

Согласимся с мнениями экспертов, что сегодня сложилась ситуация, когда есть возможность подобрать набор аргументов подключения определенных видов некоммерческих организаций в те меры, которые для социального предпринимательства запланированы законом.

Экспертное сообщество внесло предложение о изменении нормативно-законодательной основы, регулирующей упрощенную процедуру вхождения в реестр исполнителей общественно полезных услуг, который будет действовать с сентября 2020 года [13]. Минэкономразвития России было предложено пересмотреть направления поддержки для социальных предпринимателей, финансируемых из федерального бюджета, и перевести больше средств на финансовую поддержку за счет уменьшения затрат на другие виды поддержки, например на информационную.

21 апреля 2020 года стартовал бесплатный федеральный марафон поддержки предпринимателей «#Делай», организованный Минэкономразвития и «Деловой средой». На онлайн-площадке проекта еженедельно будут проходить вебинары, где предприниматели смогут получить комплекс знаний и мер по антикризисному управлению, возможностях трансформации бизнес-модели, переориентации команды на новые виды деятельности. Также в рамках марафона участники смогут воспользоваться горячей линией и чатом взаимопомощи предпринимателей, посмотреть живые онлайн-разборы кейсов и трансляции лучших практик, ознакомиться с библиотекой чек-листов и шаблонов документов от юристов и других профильных экспертов.

Безусловно, ни один комплекс мер нельзя назвать исчерпывающим, ведь ситуация в экономике постоянно меняется и предусмотреть все одномоментно невозможно. Министерство экономического развития активно рассматривает предложения от предпринимательского сообщества, на основе которых разрабатываются дополнительные меры, которые будут реализованы в ближайшее время. Главный вопрос, встающий перед социальным предпринимателями – как жить дальше? Спровоцировавший кризисную ситуацию COVID-19 породил серьезный экономический кризис, и ожидать быстрое восстановление экономики и рост потребительского спроса не стоит, даже несмотря на целый пакет льгот, предоставленных Правительством Российской Федерации.

Пандемия создает серьезные предпринимательские риски в некоторых областях, она также открывает возможности и в других. Социальные предприниматели как никогда нужны в нынешних условиях пандемии COVID-19. Это особенно очевидно, поскольку эпидемия оказывает воздействие на социально-экономическую ситуацию в мире в целом, и особенно больно бьет по уязвимым категориям граждан, особенно нуждающимся в поддержке и помощи. Предлагаемые Российской Федерацией преференции для бизнеса в сложившихся социально-экономических условиях позволят поддержать социальных предпринимателей и предотвратить их массовое банкротство, отток занятых сотрудников, прекратить выполнение задач, поставленных перед ними.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00017 А.


Библиографическая ссылка

Клушина Н.П., Рощупкина В.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ: АКТУАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-3. – С. 353-356;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1094 (дата обращения: 24.05.2024).