Введение
На успех реализации инноваций предприятием влияет множество факторов, правильное соотношение и использование которых приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии. Инструментом, помогающим организациям формировать эффективную, в том числе инновационную, стратегию, является риск-менеджмент. Риск менеджмент представляет собой науку и искусство управления риском инвестиционной деятельности, основанные на долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании, выработке обоснованной концепциии программы адаптированной к неопределённости системы предпринимательства, позволяющей не допускать или уменьшать неблагоприятное воздействие на результаты воспроизводства стохастических факторов и главное – получать в конечном счете высокий доход. [2]
Цель исследования – исследовать проблемы и перспективы развития компании, связанные с внедрением инновационных технологий.
Материал и методы исследования
Под риском инновационного проекта понимается потенциальная возможность реализации негативного события, следствием которого может стать возникновение значительного ущерба при реализации проекта. В этом случае данный риск включает в себя:
1) риск идеи – риск получения отрицательного или несвоевременного результата от инновационного проекта;
2) риск затрат – риск необходимости в дополнительном финансировании инновационного проекта;
3) правовой риск – риск недостаточной информационной безопасности инновационного проекта;
4) операционный риск – влияние человеческого фактора и работы техники на успешность инновационного проекта [5].
В процессе исследования нами использовались методы экономического анализа в части определения текущих тенденций инновационной активности в РФ, а также при изучении динамики показателей платежеспособности и финансовой устойчивости АО «Рязанский Радиозавод»; расчётно-аналитические методы – для определения данных показателей; а также статистические методы – обобщение данных официальной статистики о структуре инновационной активности организаций в РФ.
Результаты исследования и их обсуждение
Среди основных преимуществ внедрения инноваций выделяют:
1. Технический эффект – включение в деятельность организации новой техники, использование в целях совершенствования технологии производства открытий, изобретений, рационализаторских предложений, ноу-хау и др.;
2. Ресурсный эффект – высвобождение ресурсов на предприятии (материальных, трудовых, финансовых);
3. Экономический эффект – рост производительности труда и снижение трудоёмкости, материалоёмкости, сокращение затрат и, как следствие, оптимизация величины себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности;
4. Социальный эффект – повышение материального и культурного уровня жизни населения (появление у организации возможностей для повышения заработной платы работников – важнейший фактор для сохранения в штате высококвалифицированных специалистов), более полное удовлетворение человеческих потребностей; улучшение условий и безопасности труда.
Для получения максимального эффекта от внедрения инноваций необходимо оптимизировать рисковую составляющую данного процесса.
В целом риски, связанные с производственной деятельностью, подразделяются на следующие виды:
- Организационные риски – это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, её сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, недостаточной разработанностью рабочих инструкций, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании.
- Рыночные риски – это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: изменение цены товара, снижение спроса на продукцию, валютный риск, риск потери ликвидности и пр.
- Кредитные риски – риск невыполнения обязательств или выполнения их несвоевременно контрагентом.
- Юридические риски – это риски потерь, связанных с отсутствием в законодательных актах положений, регулирующих осуществляемые сделки или операции, или внесение в такие нормативные акты изменений в период сделки; риск некорректно составленной документации и пр.
- Технико-производственные риски – риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок (следствием которого может стать и остановка производства); риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.
Для всех перечисленные нами рисков инновационного проекта – идеи, затрат, правового и операционного рисков – характерно возможное наличие организационных причин их возникновения.
Операционный риск предполагает влияние человеческого фактора и работы техники на успешность инновационного проекта. При этом человеческий фактор связан с ошибками сотрудников при выполнении работы, а риск неэффективной работы техники – с неграмотным оперативным управлением производством, а также с использованием ручного режима управления технологическими процессами и с нерациональной организацией вспомогательных служб и хозяйств, что прямо отражает содержание организационного риска.
Правовой риск подразумевает недостаточную информационную безопасность инновационного проекта, что может быть обусловлено недостаточной разработанностью рабочих инструкций, нечёткостью оперативных данных об организации работ по проекту и сроках его реализации, что также относится к параметрам организационного риска.
Риск затрат предполагает необходимость в дополнительном финансировании инновационного проекта. Избежать данного риска или по крайней мере снизить вероятность его возникновения можно, например, с помощью применения инструмента бюджетирования, который, с учетом степени воздействия затратообразующих факторов позволит повысить точность планирования инновационных затрат. При этом данный инструмент относится к организационным, ведь его сущность можно охарактеризовать как документальное отражение положений, регламентирующих бюджетный процесс предприятия, а регламентация является способом организации отношений и процессов.
Риск идеи характеризуется получением отрицательного или несвоевременного результата от инновационного проекта. Проблемы реализации инновационного проекта могут быть связаны с недостаточной компетентностью менеджеров, отвечающих за управление ими. Данный факт объясняется тем, что именно от квалифицированности управляющего зависит степень точности оценки потенциальной доли предприятия на соответствующем рынке предлагаемого продукта и полнота риск-анализа в составленном бизнес-плане реализации проекта. Ошибки сотрудников компании относятся к организационным рискам деятельности предприятия.
Взаимосвязь указанных рисков реализации инновационной стратегии организации с организационными рисками компании отражена на рисунке.
Из представленной схемы видно, что инновационные риски можно отнести к различным блокам организационных рисков организации: кадровой политики, информационной системы, системы внутреннего контроля, планирования использования ресурсов.
Василенко И.А. делает особый акцент на роль кадровой политики в обеспечении эффективности реализации инновационной стратегии компании.
Широкий перечень инструментов для решения данного вопроса, а также для повышения эффективности работы организации в целом предлагается системой бережливого производства:
1. 5 S – организация рабочих мест – определяет пять четких правил наведения порядка на рабочих местах: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Хорошо структурированные условия работы облегчает труд через сокращение потребности в том, что необходимо и являются хорошим мотивирующим средством с помощью идентификации сотрудником себя с рабочим местом;
2. Poka-yoke – принцип нулевой ошибки – работает аналогично следующей схеме: в случае неверного ввода данных программа (управления каким-либо оборудованием, ПК) выдаёт ошибку, не допуская записи неверной информации. Данный инструмент позволяет работникам за достаточно короткое время среагировать на обнаружение ошибки и ввести необходимое корректирующее мероприятие;
3. Стандартизированная работа – регламентация рабочих процедур в такой форме, которая сводила бы на нет ошибки, а также исключила бы нечёткость понимания работниками условий клиента. То есть необходим документ, описывающий порядок выполнения той или иной операции в наглядной и общедоступной форме;
4. Визуальный контроль – создание для работников условий, при которых они смогут оценивать качество и скорость своей работы. Данный инструмент взаимосвязан с системой 5 S. Наличие наглядных меток, которые показывают минимальный и максимальный уровень запасов, позволяет руководителю (а также работникам организации) увидеть, какова ситуация с запасами. Продуманные карты и графики, в которые вносятся ежедневные поправки, позволяют контролировать ход выполнения проектов в офисах.
5. Более сложным, но не менее эффективным является такой инструмент как Кайдзен. Kaidzen – постоянное улучшение – большое количество малых, незначительных улучшений приводит к существенному улучшению качества. Существует два подхода к непрерывным улучшениям: создание системы подачи кайдзен-предложений и проведение регулярных кайдзен-мероприятий.
Взаимосвязь инновационных и организационных рисков.
Значительную помощь в развитии работ по менеджменту риска в российских компаниях должен оказать международный стандарт ISO 31000:2018 Менеджмент рисков. Руководящие указания. Джейсон Браун, являющийся председателем технического комитета ИСО/ТК 262, Менеджмент риска, и занимающийся разработкой стандарта, заявляет: «В пересмотренной версии ISO 31000 основное внимание уделяется интеграции в организацию, а также роли лидеров и области их ответственности». [9] Воздействие на риск может осуществляться одним или несколькими из следующих вариантов:
– избежание риска посредством принятия решения не начинать или не продолжать деятельность, которая порождает риск;
– принятие или увеличение риска для использования благоприятной возможности;
– устранение источника риска;
– изменение вероятности;
– изменение последствий;
– разделение риска с другой стороной или сторонами (например, с помощью договоров, страхования);
– осознанное удержание риска.
Рассмотрим практическое применение инструментов бережливого производства и риск-менеджмента на примере АО «Рязанский Радиозавод». В Стратегии развития организации до 2020 г. прописано, что планируется внедрение Бережливого Производства с целью развития производственной системы ОАО «Рязанский Радиозавод» и достижения стратегических целей предприятия. [8]
Компания внедряет новые программные комплексы в свою деятельность, такие как Интегрированная система управления предприятием «М-3» и комплекс КТПП АСКОН, что позволяет оптимизировать работу, т.е. повышает прозрачность, оптимизирует управление финансовыми потоками, процессы принятия решений, ускоряет документооборот и повышает надёжность хранения передачи данных. [8] Такой инструмент как интегрированная система «М-3» можно классифицировать как принадлежащий к методам визуального контроля и Poka-Yoke. Данный программный продукт позволяет сотрудникам лучше воспринимать информацию благодаря обеспечению её наглядности, а также способствует уменьшению числа ошибок, возможных при отражении операций с денежными потоками.
Основными возможностями комплекса АСКОН являются: обеспечение модернизация офисного оборудования, повышение скорости и надежности ЛВС, а также обучение персонала и внедрение единого учета оборудования, и его техническое обслуживание, что снизит операционные издержки на сопровождение компьютерного парка и риск сбоя информационных ресурсов. Данный инструмент можно отнести к группе методов стандартизированной работы, а также к визуальному контролю и Poka-Yoke.
В соответствии с Ежеквартальным отчётом АО «Рязанский Радиозавод» для целей снижения (минимизации) рисков при стратегическом планировании в ОАО «Рязанский Радиозавод» использует следующие методы:
- SWOT-анализ;
- Сценарный анализ и моделирование;
- Корректировку полученных количественных показателей по результатам анализа чувствительности к изменению параметров развития;
- Разработку планов мероприятий на случаи непредвиденного изменения условий деятельности;
- Регулярный мониторинг рыночных позиций и степени достижения стратегических целей.
Таким образом, организация активно использует инструментарий риск-менеджмента: планирование и бюджетирование, который можно отнести к варианту воздействия на риск посредством избегания риска.
Проанализировав некоторые показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости АО «Рязанский Радиозавод» (таблица), можно сделать вывод об улучшении платёжеспособности организации и повышении её финансовой устойчивости, что вполне может быть обусловлено реализацией стратегии инновационного развития компании.
Динамика показателей платёжеспособности и финансовой устойчивости АО «Рязанский Радиозавод» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
Рекомендованное (нормативное) значение |
Период исследования |
|||
31.12.2016 г. |
31.12.2017 г. |
31.12.2018 г. |
2018 г. в % к 2016 г. |
||
Показатели платёжеспособности |
|||||
Коэффициент текущей ликвидности |
Нормально ≥ 2 Допустимо = 1 |
1,66 |
2,12 |
2,97 |
178,92 |
Коэффициент промежуточной ликвидности |
0,8-1 и выше |
1,02 |
0,92 |
1,62 |
158,82 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,3 |
0,28 |
0,26 |
0,66 |
235,71 |
Показатели финансовой устойчивости |
|||||
Коэффициент финансовой независимости |
≥0,5 |
0,45 |
0,53 |
0,68 |
151,11 |
Коэффициент финансирования |
Тенденция роста |
0,82 |
2,15 |
3,17 |
386,59 |
Коэффициент манёвренности |
Должно быть уменьшение в динамике за период, больший среднего производственного цикла |
0,72 |
0,77 |
0,72 |
100,00 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
Нормальное 0,8-0,9 Тревожное <0,75 |
0,40 |
0,43 |
0,62 |
155,00 |
Выводы (заключение)
Инвестиционная деятельность организации по реализации инновационной стратегии при грамотном её планировании и организации может открыть перед компанией широкие возможности, вывести её на новый этап развития.
Обобщая подходы различных авторов к проблеме управления инновационными рисками компании, можно сделать вывод, что эффективность реализации инновационной стратегии организации зависит от правильного подхода руководства к организации данного процесса. Основные методы снижения рисков, связанных с реализацией инновационной стратегии, с точки зрения организационной составляющей внедрения инноваций, включают:
1. Повышение уровня трудовой мотивации персонала и обеспечение контроля за результативностью и качеством труда; мониторинга за процессом работы сотрудников и др.
2. Чёткое установление ответственности участников реализации инновационной стратегии компании. Разработка доступных для понимания инструкций для работников организации.
3. Организация системы внутреннего контроля по управлению инновационными рисками – мониторинг инновационного процесса.
4. Обеспечение коллективного принятия решений на этапе планирования инвестиционной деятельности, направленной на внедрение инноваций в производство.
Необходимо отметить, что риски реализации инновационной стратегии предприятия характеризуются более высокой вероятностью потерь, чем риски в других сферах деятельности организации. Именно поэтому риск-менеджмент в данной сфере является важнейшим инструментом повышения эффективности деятельности. При этом результативность мероприятий, которые он предполагает к реализации, зависит от действий руководства и, соответственно, от правильной организации процесса реализации данной стратегии.
Библиографическая ссылка
Борисова Д.В., Левина Т.А. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-1. – С. 12-18;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1049 (дата обращения: 06.12.2024).