Введение
Современный анализ деятельности предприятий показывает значительные изменения в стратегиях и практиках их деятельности. Новые практики организации бизнеса складываются как результат адаптационно-интеграционных взаимодействий бизнес-партнеров активно использующих современные системы информационно-коммуникационного обмена на базе цифровизации, информационно-технологических и социальных сетей.
Актуализация проблематики исследования отношений экономических агентов на локальных потребительских и промышленных рынках с усложнением как форматов отношений, так и их сущностных функций предопределила необходимость принципиально иного подхода к рассмотрению связей сторон бизнес-процессов, что получило в ряде работ российских экономистов и красноярского профессора В.В. Куимова (2015–2018) весьма точное определение кооперационно-сетевых взаимодействий участников рынка [6].
В условиях перехода к пятому циклу В.Д. Кондратьева, для которого характерны информационная революция, био-, лазерные, нано-технологии, генная инженерия, альтернативная энергетика, доступная связь, интернет, маркетинговые технологии обращенные к психологии личности, неотъемлемой принадлежностью стали кооперационно-сетевые взаимодействия бизнеса и социальные сети [1, 2]. Под кооперационно-сетевыми взаимодействиями в исследовании авторы понимают процессы формирования предпринимательских сетей, стратегических альянсов (кооперативов, холдингов) и других форм скоординированного взаимодействия бизнес-структур, на основе признания согласованных целей, кооперирования отдельных ресурсов или их частей, при сохранении самостоятельности и добровольной связанности при наличии инициативных лидеров и гармонизации отношений в системе иерархия-рынок-сети.
Важно учесть эти новые тенденции, в том числе во взаимосвязи с подготовкой и квалификацией работающих.
Нами выделяются следующие характерные для этого этапа главные принципы развития бизнеса и компетенций человека:
- гетерогенность (многообразие) целей организации и гибкие варианты их достижения;
- базой обеспечения развития становится информационно-коммуникационная деятельность, построенная на информационных, технологических и социальных сетях;
- сети и сетевые технологии совместной деятельности, направленные на сокращение времени исполнения, развитие интеграции в сотрудничестве «производитель-потребитель» для достижения двусторонних сетевых эффектов с положительной обратной связью, контрактные сети, интеграционный федерализм;
- ориентация на сетевой эффект в условиях проявления закона нарастающей доходности с положительной обратной связью;
- интеграция государственно-муниципальных и общественных интересов с интересами бизнеса, коллективное стимулирование инноваций [3, 4, 5, 6, 7].
Современный процесс изменений в России в условиях постиндустриального перехода создает возможность к развитию инновационной экономики если будут учитываться и интегрироваться в бизнес-процессы вышеприведенные выводы.
В целях комплексного анализа и проектирования деятельности предприятий и их кооперационно-сетевых взаимодействий предлагается использовать функционально-средовой метод анализа и проектирования бизнес-деятельности предприятий и организаций, суть которого заключается в выделении основных сред деятельности и анализу проявления в них соответствующих функций предприятия или сети предприятий (рисунок).
Функционально-средовой метод анализа и проектирования бизнес-деятельности предприятий и организаций
Из рисунка видно, что деятельность любой организации происходит в сложном и взаимозависимом пространстве. Прежде всего, она работает в конкретной внешней среде, в среде партнерского взаимодействия и конкурентной среде, информационно-коммуникационной и принимает к исполнению условия внешней среды. За счет реакции и изменений, реализуемых в этих средах за счет деятельности персонала работающего во внутренней среде предприятия (сети предприятий) достигаются поставленные цели.
При этом конкурентной средой следует считать все организации, занимающиеся аналогичным бизнесом.
Среда партнерского взаимодействия – все организации и учреждения, с которыми взаимодействует предприятие в повседневной или в специальной деятельности по достижению поставленных целей.
Информационно-коммуникационная среда обеспечивает необходимой информацией и услугами сам технологический процесс, на получение необходимой информации нацелена работа всех функциональных подразделений и самого руководства предприятия (сети), информация служит основой для принятия решений по текущим и стратегическим направлениям работы.
Внешняя среда – это законодательство страны, региона, решения муниципалитетов, международные конвенции, обычаи, предпринимательский климат и другие факторы, на которые предприятие при развитии инновационной деятельности практически не влияет.
Таким образом, деятельность предприятия как повседневная, так и стратегическая зависит от внешней среды и среды партнерского взаимодействия, осуществляется в конкурентной среде, постоянно получая и передавая данные в информационно-коммуникационной среде, выполняя воспроизводящийся динамичный цикл во внутренней среде для достижения поставленных целей.
Любая бизнес-структура действует в своей внутренней среде, для которой характерны структура управления, разделение по функциям (подразделениям) и системная координация этой деятельности.
Исходя из современных практик управления, в том числе и при анализе его кооперационно-сетевых взаимодействий мы, учитывая классическую классификацию функций А. Файоля [8] придерживаемся следующей классификации функций предприятия:
- адапционная – интеграционная (АИФ), которая в большей степени осуществляется руководством предприятия и его структур и включает следующую деятельность: адаптация к соблюдение законодательства, правил, требований и норм сообщества, поддержание престижа предприятия, проведение анализа и сравнения деятельности с другими успешными предприятиями, проектирование или предвидение необходимых изменений (реструктуризации) с дальнейшим планированием, организацией исполнения и осуществления контроля за реализацией целей развития для дальнейшей успешной работы, интеграция в изменяющуюся среду и кооперационно-сетевые взаимодействия для повышения устойчивости и конкурентоспособности на рынках, координация, контроль и планирование деятельности подразделений предприятия;
- производственно-технологическая (ПТФ) – осуществляется специализированными подразделениями или специалистами, основными ее составляющими являются закупка товаров (ЗД) (сырья, полуфабрикатов) соответствующего ассортимента, которые необходимы для производства продукции или продажи, организация всего производственно-технологического процесса (ПТП) как приемка, сортировка, переработка, получение готового продукта или услуги, подготовка к реализации; организация сбытовой деятельности (реализации) товаров (СД);
- финансово-экономическая (ФЭФ) – осуществляется специалистами под непосредственным контролем руководства, в нее включается весь спектр деятельности, связанный с учетом наличия и правильного расходования всех ресурсов и средств, обеспечения их безопасности (страхования), ведение налоговых расчетов, работа с банками и кредитами, своевременное инвестирование в выгодные проекты или предоставление займов, обеспечение своевременных расчетов за закупленные товары, расходные материалы, обслуживание основных средств и оплаты за использованные ресурсы, в том числе оплата труда, поиск ресурсов, экономические расчеты и др.;
- материально-технического обеспечения (МТО) – обеспечивается как собственными специалистами, так по аутсорсингу, к ней относятся обслуживание и модернизация зданий, сооружений (собственных или арендованных), оборудования, обеспечение ресурсами (вода, тепло, энергия, интернет, связь, расходные материалы, и др.), транспортное обеспечение работы предприятия, закупка необходимых ресурсов и др.;
- информационно-маркетингового обеспечения (ИМО) – в основном обеспечивается руководством предприятия с обязательным активным участием руководителей и специалистов отдельных направлений деятельности, а так же специальных аналитических и маркетинговых агентств, организаций, которые отслеживают и предлагают для использования в деятельности предприятия информацию об изменениях в своих областях знаний и происходящих изменениях в отношениях с партнерами, конкурентами, включая знание и применение в организации изменений законов и требований государства и надзорных органов, традиций местного сообщества, информации о рынках, товарах, условиях закупки, ценах, технологиях продаж, конкурентах, системах поддержки государством и др.;
- работа с персоналом предприятия – развитие, мобилизация и полное использование человеческого потенциала (НОРМС) – подбор, наем, обучение, организация работы, мотивация, стимулирование, контроль за исполнением своей работы, развитие корпоративной культуры, лояльности, развитие систем участия в делах предприятия. Это работа на развитие важнейшего ресурса организации – человеческого потенциала, который в итоге и приводит в действие все раннее названные функции и обеспечивает (не обеспечивает) качественный результат [3, 7].
Некоторые составляющие указанных функций предприятий могут выполняться и выполняются сторонними организациями на основе аутсорсинга, кооперации или систем обслуживания, принятых например в банках, страховых компаниях, логистических центрах, у оптовых поставщиков, поставщиков ресурсов, в кадровых агентствах, учебных заведениях и др. Решение о применении аутсорсинга, кооперации или собственного персонала принимается в зависимости от конкретных условий.
В современной экономике все большее влияние имеют структуры кооперационно-сетевого взаимодействия. Под кооперационно-сетевыми взаимодействиями предприятий, организаций нами определяются процессы взаимопроникновения и гармонизации за счет одновременного платформенного действия на этой площадке производителей, потребителей, посредников, в формах иерархий, рынка и сетей как единого целого, на основе признания общих целей и ценностей, кооперации своих ресурсов или их частей, при сохранении самостоятельности участников и их лидерства, при соблюдении добровольной связанности, при возможном взаимодействии с властными и общественными структурами и на основе использования современных информационных технологий и коммуникаций, в том числе социальных сетей. Такие взаимодействия осуществляемые на долгосрочной основе позволяют оптимизировать кооперирование сетевых ресурсов, обеспечивая повышенную устойчивость на рынке, снижение трансферных затрат и, в конечном результате, позволяют получить более высокий сетевой эффект. Проведенные в процессе реализации Гранта РФФИ исследования авторов кооперационно-сетевых взаимодействий бизнес-структур с опорой на выводы из исследования Ральфа Вайбера [9, 10] позволяют сделать следующие обобщения:
- в современном конъюнктурном цикле доминантой экономического роста становится информация, а ядро базисной инновации составляет цифровая и компьютерная техника;
- на смену функциональной специализации, основанной на разделении труда, приходит интеграция трудовых процессов на базе технологических сетей;
- рост постоянных затрат и уменьшение предельных издержек заставляют производителя стремиться к быстрому сбыту максимально возможного объема продукции;
- индустриальная экономика ориентируется на эффект масштаба производства, а информационная – на сетевой эффект;
- в индустриальной экономике действует закон убывающей предельной доходности с отрицательной обратной связью, в кооперационно-сетевой, построенной на цифровизации процессов – нарастающей доходности с положительной связью.
Заключение
Таким образом переход в новую парадигму кооперационно – сетевой экономики, сутью которой становится системное взаимодействие и координация усилий и ресурсов на основе использования информации и коммуникаций через цифровую и компьютерную технику обеспечивает переход к новой экономике, в которой действуют обновленные экономические законы. Всё это и доминирующую роль информационных потоков кооперационно-сетевых взаимодействиях следует учитывать при анализе и проектировании деятельности бизнес – структур и их объединений всех типов.
Библиографическая ссылка
Куимов В.В., Щербенко Е.В., Юшкова Л.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ЭКОНОМИКИ КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – С. 155-159;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=101 (дата обращения: 21.11.2024).