Введение
Проблемы неравенства и бедности актуализируются не только в России, столкнувшейся с социальным и демографическим кризисами в последнее десятилетие, но и приобрели существенное значение в мировом развитии. Выступая в Институте мировой экономики Петерсона, глава МВФ К. Георгиева отметила, что на фоне сокращения неравенства между странами, наблюдавшегося в последние 20 лет, заметно выросло неравенство между различными группами населения. Например, в Великобритании 10 % жителей страны контролируют богатства, сопоставимые с суммарным имуществом беднейшей половины населения [1]. Проблема состоит в том, что излишнее неравенство препятствует экономическому росту и способно вызывать разрушительные социальные конфликты. Кроме того, в современных условиях проблема неравенства в распределении доходов населения усложняется климатическим кризисом и усилением протекционизма. Российские реформы и рост ВВП в последние годы привели лишь к повышению благосостояния меньшинства. По данным исследователей Парижской школы экономики на данный момент 1 % богатейших граждан России получает 20 % доходов всей страны, из них половина (10 % доходов страны) приходится на олигархов миллиардеров из списка Forbes (0,1 % населения) [2]. По неравномерному распределению богатств Россия является лидером среди других стран. Не менее актуальна для России и обостряющаяся проблема регионального неравенства. Уровень жизни, доходов в Москве, Санкт-Петербурге значительно выше, чем в небольших городах и дальних регионах страны. Если сравнить уровень средней заработной платы учителей, то в регионах оплата труда в 3 раза ниже, чем в столице. Например, в 1918 г. средняя заработная плата педагога общего образования в г. Москве составляла 93 тыс. руб., в Башкортостане – 30 тыс. руб. [3]. Региональное неравенство в уровнях доходов приводит к неравенству в доступе к качественному образованию, здравоохранению, к обострению социальной напряженности в обществе. Отсутствие социальных лифтов для молодежи ведет к ускоряющейся миграции населения из регионов в столицу. В конечном итоге эти процессы негативно сказываются на социально-экономическом развитии региона, особенно на фоне обострения демографических проблем в стране.
Цель исследования
Цель статьи – проанализировать показатели дифференциации доходов и уровня бедности населения, проживающего в Республике Башкортостан; определить их уровень и динамику; предложить пути по оптимизации степени неравенства и преодоления бедности в целях обеспечения устойчивого экономического роста региона и социального благополучия всех слоев общества.
Материал и методы исследования
В исследовании использованы методы экономического и статистического анализа, сочетание количественных и качественных подходов, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, публикации в периодической литературе.
Результаты исследования и их обсуждение
Усиление диспропорциональности распределения доходов, увеличение численности людей, живущих за чертой бедности, как в целом по стране, так и региональном аспекте являются наиболее острыми проблемами в Российской Федерации. В более широком значении под социально-экономической дифференциацией населения понимают разделение населения на отдельные группы в зависимости от уровня их дохода, материальной обеспеченности, степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, доступа к материальным и нематериальным благам, определяющих неравенство возможностей людей и стартовых возможностей их детей. Исследователи утверждают, что, с одной стороны, невысокая степень дифференциации стимулирует экономическую активность людей, мотивирует их на более высокие результаты, способствует повышению производительности труда; а с другой, повышенная степень дифференциации порождает серьезные последствия для экономического, демографического, социально-психологического состояния общества и создает угрозу социальной безопасности и политической стабильности [4].
В официальной статистике используют ряд показателей, характеризующих уровень дифференциации доходов населения и уровень бедности:
– средний доход (общий уровень среднего дохода населения);
– модальный доход (уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения);
– медианный доход (уровень дохода, находящийся в середине ранжированного ряда распределения, т.е. одна половина населения имеет доход ниже, а другая половина – доход выше медианного);
– децильный коэффициент (показывает во сколько раз минимальные доходы 10 % самого богатого населения превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения);
– коэффициент фондов (характеризует соотношение между средними доходами населения десятой и первой децильных групп);
– индекс концентрации доходов (индекс Джини) (характеризует неравенство в распределении доходов населения между его отдельными группами);
– абсолютная черта бедности (прожиточный минимум) (минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей в продуктах питания, одежде и жилье);
– относительная черта бедности (в качестве базы используется средний уровень доходов (расходов) домохозяйств).
Республика Башкортостан (РБ) является одним из крупных и развитых регионов России. Если оценить уровень и качество жизни населения республики по такому важнейшему показателю, как ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) в 2001 г. среди субъектов федерации республика занимала 6 место (0,772), что превышало среднероссийский показатель (0,761). Однако с 2007 г. ситуация меняется и ее рейтинг начинает падать (в 2010 г. – 18 место (0,832), в 2014 г. – 32 место (0,855). В докладе о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год отмечено, что в 2016 г. Республика Башкортостан стала занимать уже 43место с показателем ИРЧП 0,854[5]. К факторам ухудшения динамики ИРЧП республики относят: снижение рождаемости, рост смертности, ухудшение здоровья населения, миграционная убыль, отставание по уровню грамотности РБ от населения РФ, отставание по уровню ВРП на душу населения (83,8 % к среднему по РФ душевому ВРП)[6]. В связи с этим актуализируется региональный аспект распределения доходов и уровня бедности населения республики, который необходим для определения степени и динамики экономической дифференциации общества.
Динамика статистических показателей оценки дифференциации доходов населения (среднедушевой доход, медианный доход, модальный доход) и их соотношение с величиной прожиточного минимума по Республике Башкортостан показана на рис. 1 [7].
Рис. 1. Динамика среднего, медианного и модального значений среднедушевого дохода населения и величины прожиточного минимума в РБ за 2014–2018 гг.
Как видно на рис. 1 за исследуемый период среднедушевые доходы населения РБ растут. Однако можно заметить, что этот показатель существенно превышает значения медианного и модального доходов, что свидетельствует о значительной дифференциации доходов населения республики. Например, в 2018 году при среднедушевом доходе 28967,1 рублей в месяц, наиболее часто встречаемый доход среди населения почти в 2,4 раза ниже (12104,7 руб./мес.). Это означает, что большая часть населения республики имеет среднедушевой доход чуть выше прожиточного минимума. Если сравнить данные со среднероссийскими показателями в 2018 году (среднедушевой доход – 33178,1 руб./мес., Ме – 24755,5 руб./мес., Мо – 13782,0 руб./мес., прожиточный минимум – 10287 руб./мес.,) [7], то видно, что региональные показатели ниже по значению, но уровень дифференциации доходов россиян также высок.
Более достоверную картину можно получить, изучив распределение населения по величине среднедушевых доходов в процентах от общей численности населения. По Республике Башкортостан данные представлены на рис. 2 [8].
Рис. 2 Распределение численности населения по величине среднедушевых денежных доходов в % от общей численности населения республики в 2018 г.
По рис. 2, можно определить, что только треть (37,7 %) населения имеет доход выше 27000 рублей в месяц, то есть среднего значения по республике, основная масса населения имеет низкие доходы.
Другими информативными индикаторами социального неравенства являются показатели распределения денежных доходов по 20- % группам населения, коэффициент фондов, коэффициент Джини. В таблице 1 представлены данные по республике за период 2014-2018 гг.[8].
Таблица 1
Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения РБ за 2014-2018 гг.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Денежные доходы – всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: |
|||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,0 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
5,3 |
вторая |
9,7 |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
10,1 |
третья |
14,7 |
15,0 |
14,9 |
14,9 |
15,1 |
четвертая |
22,5 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
22,6 |
пятая (с наибольшими доходами) |
48,1 |
47,2 |
47,3 |
47,4 |
46,9 |
Коэффициент Джини |
0,425 |
0,414 |
0,416 |
0,416 |
0,414 |
Коэффициент фондов, в разах |
17,1 |
15,8 |
16,0 |
16,0 |
15,5 |
Данные, представленные в таблице 1, демонстрируют значительное неравенство доходов, выражаемое в поляризации доходов населения республики. В 2018 г. 20 % населения республики (1 группа с наименьшими доходами) получали доходов в 8,8 раза меньше, чем 20 % населения с самыми высокими доходами (5 группа). При этом за последние годы соотношение в доходах 20 % групп населения практически не менялось, несмотря на государственную политику в области социальной поддержки и социального обеспечения. Такая же ситуация характерна и по России в целом. Коэффициент фондов в России в 2018 г. составил 15,6 [8]. Необходимо отметить, что в развитых странах, максимально приемлемый разрыв в доходах составляет 7 раз (по коэффициенту фондов), а свыше 10 раз уже считается социально опасным явлением.
Наглядное представление фактического распределения совокупного дохода, приходящегося на каждую группу населения, дает кривая Лоренца. Для построения кривой Лоренца по обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). По абсциссе отображают процентные группы населения, условно разделяя на 5 групп по 20 % от общей численности, а по оси ординат такие же процентные группы доходов населения. Равномерное распределение доходов будет представлено биссектрисой, а неравномерное – «кривой Лоренца», отклонение которой от биссектрисы и характеризует степень неравномерности (табл. 2; рис. 3).
Таблица 2
Распределение денежных доходов населения РБ и РФ в 2018 году по 20 % группам населения [8]
Группы по 20 процентным группам населения |
Доля денежных доходов в группе, % (Российская Федерация) |
Доля денежных доходов в группе, % (Республика Башкортостан) |
Сумма накопленных доходов (РБ), % |
Первая (с наименьшими доходами) |
5,3 |
5.3 |
5,3 |
Вторая |
10,0 |
10,1 |
15,4 |
Третья |
15,0 |
15,1 |
30,5 |
Четвертая |
22,6 |
22,6 |
53,1 |
Пятая (с наибольшими доходами) |
47,1 |
46,9 |
100,0 |
Рис. 3. Кривая Лоренца по данным Республики Башкортостан, 2018
Как видно из таблицы 2, расхождения не существенные, поэтому кривые Лоренца по РБ и РФ будут практически совпадать.
Коэффициент Джини рассчитывается для характеристики распределения совокупного денежного дохода между группами населения (индекс концентрации доходов населения). Чем больше этот коэффициент, тем выше поляризация общества по уровню доходов.
Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Всемирный банк считает неравенство высоким, если значение коэффициента превышает 0,4. Как видно из таблицы 1 данный показатель по Республике Башкортостан в 2018 году снизился до значения 0,414, однако остается достаточно высоким.
В условиях дифференциации доходов и уровней жизни обостряется другая социальная проблема – проблема бедности. В научном смысле бедность – это такое состояние человека, когда у него нет возможности удовлетворять основные потребности в пище, жилье, одежде и других жизненно важных услугах [9]. Большинство исследователей указывают, что к экономическим факторам бедности населения России относятся низкий уровень производительности труда, значительная дифференциация заработной платы по отраслям экономики, присутствие неквалифицированного труда, недостаточный уровень содействия малообеспеченным слоям населения и др. Особенность российской бедности – малоимущие семьи с детьми, доходы которых не позволяют обеспечить материальное положение членам семей на уровне прожиточного минимума. Следовательно, ключевым фактором бедности и получения невысоких доходов гражданами в РФ выступает низкий уровень заработных плат. Даже средняя зарплата не способна предоставить российским гражданам приемлемые условия жизни [9, 10].
В России черта абсолютной бедности определяет прожиточный минимум, который рассчитывается на основе стоимости потребительской корзины товаров, определяемой на основе структуры расходов на пищевые продукты, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и другие платежи у 10 % наименее обеспеченных семей. Величина прожиточного минимума рассчитывается как в среднем по России, так и по регионам страны. Так, в 2018 г., прожиточный минимум в РФ составлял 10213 руб. на человека, В РБ – 8784 руб.; за III квартал 2019 года – 11012 и 9567 руб., соответственно. Численность населения Республики Башкортостан с денежными доходами ниже прожиточного минимума за период 2014-2018 гг. представлен на рис. 4 [11, 12].
Рис. 4. Динамика численности населения Республики Башкортостан с денежными доходами ниже прожиточного минимума за период 2014-2018 гг.
Как видно на рис. 4 существенный рост численности бедного населения РБ произошел в 2015 г., что было связано с резким скачком инфляционных процессов и кризисными явлениями в социально-экономической ситуации в России. С 2016 года наблюдается некоторое снижение показателя, что в большей степени связано со снижением численности населения республики в целом. В среднем, доля бедных в общей численности населения республики составляет 12-13 %, что аналогично показателям по РФ.
Проведенный анализ проблем социально-экономического неравенства и бедности в региональном аспекте, а также анализ публикаций по исследуемой проблеме показал, что расслоение населения по доходам идет, с одной стороны, увеличения доли доходов самой высокодоходной пятой группы, а с другой – за счет значительного сокращения доли доходов беднейших групп. С 1991 по 2018 гг. доля совокупного дохода 20 % беднейших граждан снизилась во всех федеральных округах и в среднем по России с 11,9 % до 5,3 %, а доля доходов 20 % наиболее богатого населения увеличилась с 30,7 % до 46,9 % . В 2018 г. доходы 20 % наиболее обеспеченного населения превосходили доходы 20 % наименее обеспеченного населения в 8,85 раза [8, 12]. Социальное неравенство играет дестимулирующую роль в экономике как страны, так и регионов и вызывает негативные социальные и экономические последствия. Неравенство становится существенным тормозом для роста экономики, что подтверждено исследователями: увеличение доли доходов верхних 20 % населения на 0,007 процентных пункта снижает средние темпы роста экономики на 0,5 % [13]. Согласно исследованиям Всемирного Банка, главным источником устойчивого роста доходов населения и снижения бедности является рост производительности труда. Данные, собранные по 29 развитых и 74 развивающихся стран за 1981 по 2018 гг., показали, что в среднем один работник 60 % развивающихся стран производит за то же время менее 1/5 того, что выпускает работник развитых экономик. При этом именно этот разрыв определяет две трети неравенства доходов в мире [14]. Снижение темпов роста производительности труда демонстрирует и российская экономика. Если в 2003-2008 гг. производительность труда росла на 6 %, то по данным Росстата [12] в 2018 г. – только на 1,9 %. Немаловажную роль в преодолении неравенства играют инвестиции в человеческий капитал. Однако по данным председателя Счетной палаты А. Кудрина отрасли, связанные с развитием человеческого капитала, финансируются недостаточно: за 2011-2017 гг. расходы на образование снизились с 3,7 % до 3,5 %, на здравоохранение – с 3,5 % до3,3 % ВВП. Ухудшают ситуацию и замедление роста числа трудоспособных граждан, обострение демографических проблем, сырьевая направленность экономики, рост затрат на военно-промышленный комплекс, монополизация всех сфер экономики, трудовая миграция, автоматизация производства, вызывающая рост безработицы среди неквалифицированных работников. Все перечисленные факторы в то же время являются направлениями обеспечения роста российской экономики, путями преодоления неравенства в доходах и борьбы с бедностью. В качестве первоочередных мер преодоления неравенства можно назвать:
– поддержка со стороны государства семей, имеющих детей, увеличение выплат на каждого ребенка;
– увеличение вложений в рост образовательного уровня работников, повышение стипендий студентов государственных вузов;
– увеличение пособий по безработице, создание гибкой системы поиска работы;
– рост минимальной заработной платы, валоризация (повышение рыночной стоимости) доходов работников массовых профессий;
– рост пенсий, освобождение от подоходных налогов беднейших слоев населения;
– перестройка налоговой системы путем переноса основной тяжести с налогов на доходы на налоги на потребление.
Перечисленные меры по преодолению неравенства предполагают их реализацию в общенациональном масштабе. На региональном уровне решение проблем сокращения неравенства и бедности осуществляется исходя из финансовых возможностей региона и тех полномочий, которыми наделяются субъекты РФ. У Республики Башкортостан имеются такие преимущества, как богатый и разнообразный природно-ресурсный потенциал, развитая промышленность, развитая транспортная инфраструктура, рекреационные ресурсы, институциональный потенциал, деловая репутация, научный, образовательный и инновационный потенциал. Для решения выявленных проблем социально-экономической дифференциации населения республики необходимо, в первую очередь, сделать ее привлекательной для инвестиций через участие в национальных проектах; создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в целях создания дополнительных рабочих мест и повышения уровня оплаты труда; предпринимать меры по повышению производительности труда работников предприятий; реализовывать проекты, направленные на улучшение демографической ситуации, социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ показателей социально-экономической дифференциации населения РБ продемонстрировал следующие тенденции:
– за исследуемый период (2014-2018 гг.) среднедушевые доходы населения РБ росли, однако данный показатель существенно превысил значения медианного и модального доходов, что свидетельствует о значительной дифференциации доходов населения республики;
– модальное значение среднедушевого дохода населения республики приближено к значению прожиточного минимума, это означает, что большая часть населения республики имеет среднедушевой доход чуть выше прожиточного минимума;
– только треть населения имеет доход выше среднего по республике, основная масса населения имеет низкие доходы;
– значения коэффициента фондов и индекса Джини демонстрируют значительное неравенство доходов, что означает усиление поляризации общества по уровню доходов;
– в среднем, доля бедных в общей численности населения республики за исследуемый период составляет 12-13 %, что аналогично показателям по РФ. За последние три года число жителей республики, живущих за чертой бедности, в абсолютном значении сократилось.
В качестве первоочередных мер преодоления неравенства можно назвать увеличение выплат на каждого ребенка, увеличение стипендий студентам образовательных учреждений, увеличение пособий по безработице, рост минимальной заработной платы, рост пенсий и др. В то же время, решение проблем неравенства в доходах и сокращение бедности лежит не столько в плоскости увеличения социальных выплат населению, сколько в том, чтобы создавать такие условия, когда вливание денег в экономику создавало бы новые рабочие места и новые налоги, которые компенсировали бы расходы на социальные нужды.
Таким образом, реализация в ближайшем будущем предлагаемых мер, как на общенациональном, так и на региональном уровнях позволит создать оптимальные распределительные механизмы в социально-экономическом плане, когда большая часть населения сможет реализовывать свои желания и возможности в экономическом и репродуктивном поведении, наращивании человеческого потенциала.
Библиографическая ссылка
Шайдуллина Р.М., Степанова Р.Р. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА И УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 2. – С. 92-100;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1004 (дата обращения: 03.12.2024).