Введение
Важнейшим аспектом создания комплексного теоретико-методологического подхода к управлению инновационной политикой выступает использование концептуально верной и практически эффективной методологии оценки национального и регионального инновационного климата, предусматривающей мониторинг уровня изучаемых рисков. Однако исследование накопленного культурно-исторического отечественного и международного опыта не позволяет судить о наличии в современной практике реальных научно-практических подходов, способных контролировать возрастающую неопределённость и инновационные риски.
Цель исследования заключается в формировании новых знаний об оценке инновационного климата на основе риск-ориентированного подхода.
Материал и методы исследования
На основе теории стейкхолдетов и метода ранжирования автором предлагаются основные аспекты методологии оценки инновационного климата в современных условиях.
Результаты исследования и их обсуждение
Концепция управления инновационной политики на основе риск-ориентированного подхода базируется на теоретико-методологических подходах и компонентах риск-менеджмента. Система управления рисками включает такие этапы как: выявление рисков, их идентификация, эвальвацию и моделирование, мониторинг и контроль. Однако ведущую роль играют методологические аспекты, раскрывающие сущность и перечень барьеров, препятствующих развитию инновационной деятельности. Данный факт определяет направления действий органов государственного управления и бизнес-структур по их нивелированию.
Используемые до настоящего времени методологии опираются на такие показатели, как: индекс глобальной конкурентоспособности [1], глобальный индекс инноваций [2], индекс экономики знаний [3], индекс конкурентоспособности роста [4] и другие индикаторы. Однако, следует отметить, что исследованные научные положения оценки инновационного климата, в основном, опираются на статистические количественные подходы, в т.ч. качественные показатели, зависящие от мнения экспертов. В процессе исследования осуществлялся поиск методологий, посредством которых можно идентифицировать и нивелировать инновационные риски, однако таковых не обнаружено.
Нами предложен авторский подход к разработке методологии оценки инновационного климата страны и её регионов. Опираясь на теорию управления рисками, данная методология предусматривает три уровня аксиологических процессов: параметрический, ресурсообеспечивающий и научно-прикладной. В отличие от существующих и применяемых методов управления инновационной деятельностью предлагаемая методология носит риск-ориентированных характер [5]. Структура методологического риск-ориентированного подхода к оценке национального инновационного климата представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура методологического риск-ориентированного подхода к оценке национального инновационного климата Источник: составлено автором
Рис. 2. Содержание риск-ориентированного подхода к формированию информационной базы данных оценки инновационного климата Источник: составлено автором
Каждый уровень предлагаемой методологии играет важную роль в оценке инновационного климата. Так параметрический уровень объединяет обновленные цель, задачи и принципы изучаемых методологических процессов. Основными изменениями на предлагаемом уровне является учет заинтересованности всех участников инновационного процесса в эффективности оценки инновационного климата.
Ресурсообеспечивающий – предусматривает риск-ориентированный набор индикаторов оценки инновационного климата, а также специализированную информационную базу, необходимую для проведения исследований.
Принципиально новый набор индикаторов оценки инновационного климата, состоящий из 73 показателей (источников информации для расчета), а также удельных весов, определяющих ценность значений данных показателей для итоговой оценки инновационного климата. При этом он включает 22 показателя, применяемых Высшей школой экономики, оценивающих уровень научной составляющей, а 51 авторский показатель предложен и систематизирован исключительно для целей развития непосредственно инновационной деятельности.
Структура информационной базы данных, объединяющей результаты проведенных оценок неопределенности и рисков и позволяющая провести калькуляцию соответствующих индикаторов представлена на рисунке 2.
Систематическое обновление информационной базы об инновационной деятельности (95% сведений для расчета индикаторов) и уровне риск-нагрузки каждого участника инновационного процесса (5% сведений для расчета индикаторов) позволит своевременно верифицировать управленческие решения по управлению инновационной политикой.
Научно-прикладной уровень содержит два методологических элемента: набор инструментов и алгоритм проведения риск-ориентированной оценки инновационного климата состоящий из 5 основных и 3 дополнительных этапов (рисунок 3).
Каждый из основных этапов предлагаемого алгоритма коррелируется с методологическим уровнем в развиваемой системе управления рисками и предусматривает непрерывный мониторинг данной системы.
Управление рисками, являясь неотъемлемой частью аксиологической деятельности, представляя собою непрерывный процесс идентификации, эвальвации, контроля и управления многокомпонентными условиями и факторами инновационной деятельности для обеспечения достижения целей инновационного развития.
Непрерывность взаимосвязанных компонентов оценки инновационного климата обеспечивают достижение базовых параметров инновационной политики.
Рис. 3. Алгоритм проведения риск-ориентированной оценки инновационного климата Источник: составлено автором
Решение оперативных и/или тактических задач при достижении стратегических целей возможно посредством соблюдения принципов инновационной деятельности, применения инструментов и параметров оценки инновационного климата. А выявление внешних и внутренних факторов субъективного и объективного уровней должно способствовать нивелированию возрастающих неопределенностей и угроз.
Заключение
Принципиальным отличием предлагаемой методики является интеграция в структуру компонентов системы управления рисками, элементов мониторинга и эвальвации рисков, с целью повышения эффективности формирования и принятия органами государственной власти специализированных риск-ориентированных управленческих решений.