Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ВАРИАНТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Булганина С.В. 2 Туманов Э.В. 3 Прохорова М.П. 2 Морозова Н.А. 4 Яшкова Н.В. 1, 3
1 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»
2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
3 ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
4 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье приведены основные результаты исполнения бюджета Чеченской Республики в разрезе функциональной структуры. На основе проведенного анализа выявлены основные положительные и отрицательные тенденции в процессе формирования и исполнения бюджета, а также сопутствующие проблемы. Кроме того, в статье структурирована законодательно-нормативная база формирования и исполнения бюджета. Также автором сделан вывод о том, что только взвешенная, совместная работа федеральных и региональных органов власти способна изменить ситуацию с финансовой обеспеченностью бюджета республики. Причем касается это не только ситуации с бюджетом Чеченской Республики, а со всеми высокодотационными регионами. Многолетняя практика показывает, что существующих усилий всех уровней власти недостаточно, чтобы решить нарастающие проблемы в бюджетной системе страны.
бюджет республики
расходы бюджета
исполнение бюджета
1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 16 от 05.02.2018.
2. Положение о классификации гостиниц», утвержденное Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. № 158.
3. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.
4. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 6.
5. Егорова Е.Н. Применение комплекса маркетинга в сфере туризма // Глобальный научный потенциал. 2018. № 6 (87). С. 65–68.
6. Bulganina S.V., Lebedeva T.Ye., Varivoda V.S. Sozdaniye resursnoy bazy rasshireniya sektora gostinichnykh uslug v regione // Vestnik of Minin University. 2014. № 4 (8). S. 2.
7. Bulganina S.V., Lopatkina N.S. Sobytiynyy turizm: istoriya i perspektivy razvitiya // Internet-zhurnal Naukovedeniye. 2015. T. 7. № 3 (28). S. 6.
8. Yegorova Ye.N. Primeneniye kompleksa marketinga v sfere turizma // Global’nyy nauchnyy potentsial. 2018. № 6 (87). S. 65–68.

Введение

В современных условиях вопросы оценки исследования требований потребителей при выборе вариантов размещения в гостиничных комплексах являются достаточно актуальными.

Геленджик – один из самых популярных курортов России. Прежде всего, это – климато-бальнеологический курорт со значительными запасами лечебных минеральных вод. Прекрасные климат и природа, дивная погода, а также великолепные исторические памятники и монументы, развитая курортная инфраструктура – все это привлекает сюда на отдых туристов со всей России.

Вся деятельность туристических фирм нормативно регламентируется. Актуальным является также изучение правовых вопросов данного вида экономической деятельности.

Цель исследования

Целью исследования является рассмотрение экономических и правовых аспектов выбора гостиничного комплекса при размещении на отдыхе или во время деловой поездки.

Материал и методы исследования

Статья написана на основании проведенного маркетингового исследования с целью изучения требований потребителей при выборе туристских услуг. Задачей работы было выявление критериев выбора средств размещения города Геленджика (курорта Краснодарского края России). Метод исследования – опрос, который был проведен в сентябре 2019 года. Выборка 52 человека (из которых 59, 6 % мужчины, 40,4 % – женщины). Наибольший процент респондентов – это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (рис. 1).

При написании статьи были изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность туристических фирм.

Результаты исследования и их обсуждения

В 2019 году произошло серьезное изменение в законодательстве о гостиничном бизнесе. В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 16 от 05.02.2018 были внесены изменения, согласно которым все гостиницы будут подлежать классификации. До вступления в силу данного закона гостиницы получали «звезды» в добровольном порядке.

pic_Bulganina_1_1.tif pic_Bulganina_1_2.tif

Рис. 1. Половозрастной состав участников опроса

Основным нормативно-правовым актом, на котором базируется вся туристическая деятельность фирм в России является «Положение о классификации гостиниц», утвержденное Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. № 158. Согласно данного постановления, все гостиницы подлежат классификации по «системе звезд», в которой предусмотрено 6 категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». Высшей категорией является категория «пять звезд», низшей – «без звезд».

Данное положение распространяется на все виды гостиниц: гостиница, курортный отель, апартотель, мотель, акватель, хостел и др. Институциональным органом, ведущим единый перечень классифицированных гостиниц, является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Деятельность гостиниц осуществляется на основании полученной аккредитации и лицензии.

Переход к классификации номеров пройдет в три этапа:

– на первом этапе до 01.07.2019 года на единую систему «звездной» классификации перейдут гостиницы, в которых есть более 50 номеров;

– на втором этапе – в 2020 году – гостиницы с номерным фондом от 15 номеров;

– на третьем этапе – в 2021 году – любые гостиницы.

Ответственность за нарушение этой части закона составить 2,5–4 % выручки за предыдущий календарный год.

Маркетинговое исследование состояло из несколько блоков вопросов. Отвечая на вопрос: «Как часто вы путешествуете?» преобладающим был ответ «редко» (51,9 % путешествуют с периодичностью раз в несколько лет). Каждый год во время отпуска путешествуют 23,1 % респондентов, 25 % участников опроса путешествуют 2–3 раза в год. На вопрос «С кем вы предпочитаете путешествовать?», наибольшее количество участников (50 %) ответили с друзьями (что характерно для молодежи); 30,8 % – парами и 19,2 % – с семьёй (рис. 2).

Большинство опрошенных респондентов никогда не бывали в Геленджике, но очень хотелось бы посетить (34,6 %). 28,8 % уже были в Геленджике, и с удовольствием съездили бы еще раз. 26,9 % не интересует отдых в этом городе. 9,6 % уже были там, но для будущего путешествия выбрали бы другой город. Большая часть потенциальных туристов хотели бы отправиться до Геленджика на самолёте (42,3 %), поезд выбрали 32,7 % опрашиваемых. Хотя путешествия на юг России «автостопом» довольны распространены, этот вариант в опросе выбрали всего 5,8 %, а 19,2 % отправились бы на Курорты Краснодарского края на своей машине (рис. 3).

pic_Bulganina_2_1.tif pic_Bulganina_2_2.tif

Рис. 2. Частота с которой путешествуют опрошенные и предпочтения в выборе компании для отдыха

pic_Bulganina_3_1.tif pic_Bulganina_3_2.tif

Рис. 3. Заинтересованность респондентов в посещении города Геленджик и выбор транспорта для путешествия туда

Выбор места проживания людьми на южных курортах, особенно в таком городе как Геленджик, всегда индивидуален и зависит от бюджета потенциального туриста. 73,1 % туристов город рассматривается с целью пляжного отдыха, а только экскурсионная программа интересует лишь 17,3 % респондентов. Отель 5–4* выбрали 32,7 %, 21,2 % респондентов выбрали отель 4–3*; отель 3–2* и хостел набрали равное количество ответов респондентов по 7,7 % (данный формат средств размещения широко представлен в рассматриваемом городе). Треть респондентов хотят снять квартиру или другое жилье на время отдыха 30,8 %. Большинство туристов из России привыкли не заботиться о питании в течение дня, и предпочитают систему питания «Всё включено AL» (57,7 %). Поскольку в Геленджике очень развит так называемый «стрит-фуд» и очень много кафе и ресторанов, где можно попробовать местные блюда, второй по популярности системой питания стала – «Только завтраки BB» (19,2 %). Двухразовое питание (HB) при путешествии в Геленджик стала третьей по популярности (17,3 %). Это обусловлено тем, что в Геленджике очень много разноплановых достопримечательностей и днём люди обычно ходят на пляж или посещают экскурсии. Трёхразовое питание менее популярно (5,8 %), т.к незначительно по стоимости отличается от системы все включено (рис. 5).

Критерии при выборе номеров являются (в вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа): вид из окна (63.5 %) и дизайн интерьера (44,2 %), категория и площадь номера (36,5 и 34,6 % соответственно). В меньшей мере играет роль возможность размещения с животными (9,6 %). Большинство респондентов важны стоимость и качество обслуживания, наличие интернета в номере, год постройки и ремонта средств размещения (рис. 5).

Нужно отметить, что оборудование номера также важно при выборе вариантов размещения во время отдыха и путешествия. В ходе опроса были заданы вопросы, где респондентам необходимо было оценить важность присутствия кондиционера, телефона, телевизора, фена, минибара по 5-ти бальной шкале, где 1 – не важно, 5 – очень важно. Получено, что людям необходимы в первую очередь кондиционер, фен и минибар-холодильник, а наличие телевизора и телефона не является обязательными во время отдыха.

pic_Bulganina_4_1.tif pic_Bulganina_4_2.tif

Рис. 4. Тип размещения и питания пользующийся спросом у респондентов

pic_Bulganina_5.tif

Рис. 5. Критерии при выборе номера туристами

pic_Bulganina_6_1.tif

pic_Bulganina_6_2.tif

pic_Bulganina_6_3.tif

pic_Bulganina_6_4.tif

pic_Bulganina_6_5.tif

Рис. 6. Важность наличия оборудования в номере

pic_Bulganina_7.tif

Рис. 7. Желание посетить достопримечательности Геленджика туристами

Во время пляжного отдыха люди хотят посетить разные достопримечательности местности. Респондентам были представлены наиболее популярные достопримечательности Геленджика, где также можно было выбрать несколько вариантов ответа. Наиболее востребованными оказались «Сафари-Парк» (63,5 %), 46,2 % с удовольствием бы посетили Набережную города Геленджик. 40,4 % готовы посетить Геленджикскую бухту и Парк «Олимп». Старый парк в Кабардинке и дельфинарий в меньшей степени заинтересовали опрашиваемых – 32,7 и 26,9 % ответов соответственно (рис. 7).

Заключение

Проведенный анализ правовых и экономических аспектов выбора гостиничного комплекса показал, что:

– большинство туристов из России привыкли не заботиться о питании в течение дня, и предпочитают систему питания «Всё включено AL» (57,7 %). Второй по популярности системой питания стала – «Только завтраки BB» (19,2 %). Двухразовое питание (HB) – третье по популярности (17,3 %);

– основным критерием при выборе номеров является вид из окна и дизайн интерьера;

– если это курортный отдых. А не деловая поездка, то наиболее востребованными достопримечательностями оказались «Сафари-Парк» и Набережная города.

Гостиничный бизнес имеет жесткое нормативное регулирование, что свидетельствует о наличии государственного регулирования в данном секторе экономики.


Библиографическая ссылка

Булганина С.В., Туманов Э.В., Прохорова М.П., Морозова Н.А., Яшкова Н.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ВАРИАНТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 18-23;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=842 (дата обращения: 05.04.2020).