Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ

Нехайчук Д.В. 1 Котелевская Ю.В. 1 Шевчук Л.Е. 1
1 Севастопольский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
В научной статье Крымских авторов рассматриваются вопросы повышения эффективности финансового обеспечения развития Субъектов Федерации на примере г. Севастополя. Изучается сущность финансового механизма, подсистемой которого является механизм финансового обеспечения, а также теоретически представлена схема взаимосвязи финансового обеспечения, финансового регулирования и финансовой состоятельности социально-экономического развития. Авторами выделены такие возможные источники финансового обеспечения региона как самофинансирование, кредитование, бюджетное финансирование, инвестирование и другие. Финансовое обеспечение развития целесообразно рассматривать как процесс формирования финансовых ресурсов с целью их дальнейшего распределения и использования для финансирования социально-экономического развития территории. В исследовании уделяется вниманию изучению финансового обеспечения конкретного региона на примере г. Севастополя. Выявлены приоритетные и первоочередные направления, подлежащие активному финансированию (в частности в рамках ФЦП), среди которых строительство и реконструкция объектов ЖКХ, здравоохранения, образования, создание индустриального парка, реконструкция аэропорта «Севастополь», строительство и модернизация дорог, обновление общественного транспорта, развитие туристической отрасли, гармонизация межнациональных отношений. Не обходят вниманием авторы вопросы участия в СЭЗ, а также применяемых основных льготы и преференций для участников особого режима. Авторами доказано, что применение в 2015–2018 годах на территориях Республики Крым и г. Севастополя особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности позволило не только стимулировать ранее действующие хозяйствующие субъекты для модернизации существующих основных средств организаций, но и способствовало активному привлечению инвестиций в новые проекты, в том числе по созданию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территориях Республики Крым и г. Севастополя. Формирование стабильных источников финансового обеспечения социально-экономического развития должна стать органической составляющей системы управления экономикой и должно стимулировать развитие и воспроизводственные процессы.
финансирование
устойчивое социально-экономическое развитие
программа развития
федеральная целевая программа
особый экономический режим
налоговые поступления
льготы и преференции
1. Нехайчук Д.В. Финансовое обеспечение предприятий коммунальной собственности // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2009. № 1 (2). С. 66–69.
2. Овчинникова О.П., Никулина Е.В. Развитие региональных социально-экономических систем и финансовое обеспечение регионов в современных условиях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 2. С. 32–37.
3. Тарасов В.И., Трофимова В.В., Нехайчук Д.В. Крымский вектор в управлении развитием территориями: от теории к практике: монография. Симферополь: Крымский институт бизнеса, 2016. 320 с.
4. Пурко Е., Климчук С.В. Методические основы финансового обеспечения социально-экономического развития региона // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы: сборник тезисов межрегиональной V-й научно-практической конференции. 2016. С. 304–307.
5. Бондарь А.П., Боровский В.Н., Вожжов А.П., Журба И.С., Климчук С.В., Колодий С.Ю., Корчинский В.Е., Мочалина О.С., Перзеке Н.Б., Прадун В.П. Финансово-кредитный механизм обеспечения социально-экономического развития региона: монография. Симферополь: ДиАйПи, 2010. 375 с.

В условиях значительного обострения диспропорций между потребностями и финансовыми возможностями обеспечения социально-экономического развития регионов, углубления различий в уровнях такого развития, обострение проблемы недостаточности финансовых ресурсов и их неэффективного использования, в большей степени выходит в плоскость вопросов повышения социально-экономического развития на основе разработки механизмов финансового обеспечения, способствующих дальнейшему эффективному развитию.

Устойчивое развитие экономики региона в условиях внешнего негативного воздействия требует максимизации эффективности всех предпринимаемых мероприятий и использования уже сложившихся экономических взаимосвязей и механизмов управления экономикой региона.

Особенности устойчивого социально-экономического развития регионов, а также проблемы выявления его резервов, вопросы оценки и использования региональных ресурсов были рассмотрены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как: Пурко Е., Климчук С.В., Бондарь А.П., Боровский В.Н., Вожжов А.П., Журба И.С., Климчук С.В., Колодий С.Ю., Корчинский В.Е., Мочалина О.С., Перзеке Н.Б., Прадун В.П., Тарасов В.И., Трофимова В.В., Нехайчук Д.В., Овчинникова О.П., Никулина Е.В. [1–5].

Вместе с тем, недостаточно изученными остались проблемы, связанные с самим процессом формирования финансового обеспечения развития экономики региона и особенностями функционирования отдельных составляющих элементов этой системы.

Цель данного исследования в научной статье состоит в исследовании процесса формирования финансового обеспечения развития экономики региона и совершенствования использования его механизмов.

С целью исследования и обоснования теоретических основ механизма финансового обеспечения социально-экономического развития региона, рассмотрим сущность финансового механизма, подсистемой которого является механизм финансового обеспечения.

В научной литературе встречается толкование финансового механизма как совокупности форм, методов и рычагов финансового влияния на формирование и использование финансовых ресурсов для обеспечения общественного развития. В состав финансового механизма включают: финансовые методы, финансовые рычаги, стимулы, санкции и нормативно-правовое обеспечение.

Оправданным является выделение в пределах структурных подсистем финансового механизма механизмов бюджетного и инвестиционного обеспечения. Все это требует обоснования сущности, структуры, направленности действия механизмов финансового обеспечения для решения поставленных задач и определения инструментов таких механизмов.

Механизм финансового обеспечения социально-экономического развития региона – это сложное финансовое явление, функционирование которого происходит в разных сферах финансовых отношений, так и исследования его должно осуществляться с позиций бюджета, субъектов хозяйствования, населения, финансово-кредитных учреждений.

Назначение механизмов финансового обеспечения развития региона заключается в количественном и качественном влиянии на социально-экономическое развитие территории. Количественное влияние характеризуется объемом финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение социально-экономического развития. Это исходный момент функционирования данного механизма. Ведь без финансовых ресурсов невозможно функционирование ни государства, ни юридических и физических лиц, регулирование отраслевой и территориальной структуры экономики, стимулирование производственной, инвестиционной и инновационной деятельности и удовлетворения разнообразных потребностей. Они обеспечивают реализацию намеченных целей и задач как отдельного субъекта финансовых отношений, так и региона в целом. Однако, сами по себе объемы используемых финансовых ресурсов не гарантируют обеспечение развития. Большое значение приобретают условия формирования финансовых ресурсов, их результативное использование, направления и формы движения. Все это характеризует качественное влияние действия механизмов финансового обеспечения, оказывается в уровне удовлетворения потребностей через формы организации финансовых отношений, то есть каким образом формируются финансовые отношения, в каких формах и на каких условиях происходит движение и использование финансовых ресурсов.

Налаженные финансовые отношения являются залогом нормальной жизнедеятельности. Именно при таких условиях финансовые ресурсы превращаются в экономический стимул развития. В частности, количественное влияние на процессы развития проявляется через финансовое обеспечение, а именно там и тогда, где и когда происходит процесс формирования и использования финансовых ресурсов с учетом возможностей развития, а качественное – через финансовое регулирование, представленное инструментами финансового обеспечения социально-экономического развития.

Теоретически схему взаимосвязи финансового обеспечения, финансового регулирования и финансовой состоятельности социально-экономического развития обобщенно можно изобразить следующим образом. Входным моментом является имеющиеся финансовые ресурсы, которые составляют основу финансового обеспечения развития. С привлечением потенциальных финансовых ресурсов возможности такого развития расширяются. В то же время, финансовые возможности социально-экономического развития будут расширяться в условиях эффективного использования финансовых регуляторов – инструментов влияния на деятельность субъектов финансовых отношений территории, результатом чего станет эффективное использование ими финансовых ресурсов, а потому – наращивание финансового потенциала территории и повышение финансовой стабильности в финансировании потребностей социально-экономического развития. Таким образом, финансовое обеспечение развития из всех возможных источников и использования инструментов механизма обеспечения способствуют наращиванию объемов финансовых ресурсов.

Считаем, что финансовое обеспечение развития целесообразно рассматривать как процесс формирования финансовых ресурсов с целью их дальнейшего распределения и использования для финансирования социально-экономического развития территории. Такой процесс охватывает источники, методы и формы привлечения и использования имеющихся и потенциальных финансовых ресурсов для достижения его развития.

Для финансового обеспечения социально-экономического развития необходимо установить, где и как мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых для этого объемах. С этой целью, проведем исследование источников финансового обеспечения.

Целесообразно выделять следующие источники финансового обеспечения региона: самофинансирование, кредитование, бюджетное финансирование, инвестирование и другие (рисунок).

pic_nehaychuk_1.wmf

Источники финансового обеспечения развития

Поступления инвестиционных и бюджетных (некомпенсационных) ресурсов формирует часть своих финансовых ресурсов, которые предлагается определять как привлеченные, а использование кредитных (компенсационных) ресурсов формирует обязательства заемщика и понимается как заимствованные ресурсы.

Если финансирование экономической деятельности осуществляется из собственных ресурсов, то при таких условиях происходит самофинансирование. В связи с ограниченностью собственных ресурсов, данный источник имеет ограниченную сферу применения.

Самофинансирования характерно финансово самостоятельным (финансово устойчивым) регионам с активной финансово-хозяйственной деятельностью. Положительной стороной данной формы финансового обеспечения является максимально эффективное использование имеющихся ресурсов за счет ускорения сроков их кругооборота, а также проведение расчетов целесообразности и эффективности расходования собственных средств.

При недостатке собственных ресурсов регион может либо сократить некоторые свои расходы, либо привлечь заемные или привлеченные средства.

Если самофинансирование – исходный источник финансового обеспечения развития, то кредитование – это дополнительный источник финансового обеспечения социально-экономических потребностей за счет временного использования заемных ресурсов на принципах платности, возвратности, временности и материального обеспечения кредитов. Оно позволяет использовать одни и те же финансовые ресурсы различным субъектам хозяйствования, ускоряет их оборачиваемость и способствует повышению эффективности деятельности, и как следствие – достигается значительная экономия общественного капитала.

Бюджетное финансирование – это государственное финансовое обеспечение, которое заключается в безвозвратном и безвозмездном выделении средств из государственного бюджета (трансфертов) на выполнение общегосударственных функций, функций местного самоуправления и обеспечение функционирование государственных заказов. Оно находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использовании их на различные потребности государства, состоящие в развитии производства, поддержке предпринимательской активности, повышении уровня занятости населения, обеспечении социальных гарантий, обеспечении права человека на жизнь в условиях здоровой окружающей среды.

Инвестирование в качестве источника финансового обеспечения реализуется на основе долгосрочных вложений капитала в экономику и предусматривает комплекс действий и мероприятий физических и юридических лиц, вкладывающих собственные средства с целью получения прибыли. Инвестиционные финансовые потоки продуцируются инвесторами на свой риск на неограниченное время и без гарантии возврата авансированных средств.

На основе вышеуказанного, в проблеме финансового обеспечения развития выделяются три основных вектора: собственные финансовые ресурсы, заимствованные финансовые ресурсы и привлеченные инвестиции или бюджетные средства.

Понятно, что для обеспечения жизнедеятельности, регион должен наращивать собственные финансовые ресурсы.

Как отмечается в трудах [4, 5] фундаментом развития является самостоятельность в определении перспективных целей и возможности финансировать меры по их реализации, прежде всего за счет собственных источников и привлеченных инвестиций.

Инвестирование и кредитование выступают одновременно и альтернативными, и взаимодополняющими источниками его финансового обеспечения.

Приоритетность выбора тех или иных источников финансового обеспечения всегда обосновывается соображениями как стратегического, так и ситуативного характера с учетом потребностей сохранения или изменения структуры финансовых ресурсов.

Рассмотрим финансовое обеспечение региона на примере г. Севастополя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года».

Приоритетными и первоочередными направлениями, подлежащими финансированию в рамках ФЦП, являются строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, создание индустриального парка, реконструкция аэропорта «Севастополь», строительство и модернизация дорог, обновление общественного транспорта, развитие туристической отрасли, гармонизация межнациональных отношений.

Общий объем финансирования Программы по городу Севастополю за счет федерального бюджета до 2020 года составляет 42 млрд руб.

В сфере развития жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены мероприятия:

– по обеспечению водоснабжением – 0,23 млрд руб.;

– в сфере водоотведения – 7,81 млрд руб., включают строительство комплексных городских очистных сооружений с полной биологической очисткой и канализование одного из туристических центров города – Балаклавы;

– по обеспечению теплоснабжением – 1,43 млрд руб., запланирована реконструкция шести центральных тепловых пунктов, а также капитальный ремонт наружных сетей.

На развитие транспортной инфраструктуры предусмотрено 1,91 млрд руб. на строительство и реконструкцию муниципальных дорог, на развитие портовой инфраструктуры – 1,64 млрд руб.

Развитие аэропорта «Севастополь» включает в себя три составляющих: ремонт взлетно-посадочной полосы (будет выполнен за счет средств Министерства обороны), создание инфраструктуры для обеспечения гражданских перевозок (предусмотрено финансирование в сумме 1,73 млрд руб. в рамках ФЦП) и строительство аэровокзального комплекса (планируются к привлечению средства инвесторов).

В социальной сфере подлежат реализации мероприятия в области здравоохранения на сумму 5,7 млрд руб. для строительства многопрофильного лечебно-диагностического корпуса онкологического диспансера и строительство больницы скорой медицинской помощи городской больницы № 1, строительство и реконструкция объектов Севастопольского государственного университета на сумму 4,54 млрд руб., а также модернизация дошкольного и общего образования на сумму 3,16 млрд руб.

В сфере развития экономики для достижения профицитного бюджета города запланировано развитие туристических кластеров с общим объемом финансирования в 6,3 млрд руб., а также расходы на создание индустриального парка в сумме 1,7 млрд руб.

Между Правительством Севастополя и Минэкономразвития России заключено 18 соглашений о предоставлении в 2018 году субсидий из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходных обязательств по реализации 109 мероприятий / объектов ФЦП на общую сумму 7,96 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 7,56 млрд руб., за счет средств бюджета субъекта – 0,40 млрд руб.

В целом по ФЦП заключено 103 государственных контракта и 1 договор об участии города Севастополя в собственности субъекта инвестиций (аэропорт Бельбек), в том числе: 65 контрактов на ПИР, 37 контракта на СМР, 1 контракт на оказание услуг в сфере образования (из них 59 контрактов, переходящих с 2016 на 2018 и последующие годы; 44 контракта заключены в 2018 году).

На 01.01.2019 освоение средств субсидии составило 4597,70 млн руб., эффективность использования субсидии – 60,83 %. Освоение средств бюджета субъекта составляет 241,97 млн руб.

На 01.01.2019 инфраструктура банковского сектора экономики представлена 80 банковскими подразделением (без учеты кредитных организаций с отозванными лицензиями), в том числе у ОАО «Севастопольский Морской банк» главный офис. По сравнению с 01.01.2018 количество банковских учреждений уменьшилось на 17 организации.

На 01.01.2019 привлеченные средства организаций, банковские депозиты (вклады) и другие привлеченные средства юридических и физических лиц в рублях составили 38947 млн руб. (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – рост на 9,7 %), в том числе 26427 млн руб. – вклады (депозиты) физических лиц (рост на 10,9 %); в иностранной валюте и драгоценных металлах – 1545 млн руб. (снижение на 4,3 %), в том числе вклады (депозиты) физических лиц – 1512 млн руб. (снижение на 2,7 %). Средства индивидуальных предпринимателей в рублях – 1493 млн руб. (рост на 33,9 %), в иностранной валюте – 4 млн руб. (рост на 33,3 %).

Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам-резидентам и индивидуальным предпринимателям в рублях, составил 12 018 млн руб. (рост на 2,0 %), из них в обрабатывающих производствах – 1992 млн руб., производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 269 млн руб., строительстве – 547 млн руб.; транспорте и связи – 497 млн руб., торговле – 1347 млн руб., на завершение расчетов – 6387 млн руб.

За январь – декабрь 2018 года в доход бюджета города Севастополя поступило 39 480,9 млн руб., в том числе налоговых и неналоговых доходов – 13 875,4 млн и 25 605,5 млн руб. безвозмездных поступлений (с учетом возвращенных в федеральный бюджет остатков неиспользованных средств в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме «–180,5 млн руб.»).

Основными источниками налоговых и неналоговых доходов являются:

– налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в структуре поступлений составил 54,6 % (7569,6 млн руб.);

– налог на прибыль организаций – 10,8 % (1497,2 млн руб.);

– налоги на совокупный доход – 9,8 % (1358,6 млн руб.);

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности – 6,4 % (886,8 млн руб.);

– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 5,2 % (723,2 млн руб.);

– штрафы, санкции, возмещение ущерба – 3,3 % (455,4 млн руб.).

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составили 25 561,3 млн руб.

В общем объеме безвозмездных поступлений:

– дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, сбалансированности бюджетов,на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала составили 47,3 % (12 078,0 млн руб.);

– субсидии – 22,9 % (5854,4 млн руб.);

– субвенции 3,2 % (829,2 млн руб.);

– иные межбюджетные трансферты – 26,6 % (6799,7 млн руб.).

В январе – сентябре 2018 года инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 19 357,0 млн руб., из них 98,7 % приходилось на инвестиции в основной капитал, 1,3 % – инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы.

Использовано 23 638,8 млн руб. инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах, что на 6,0 % меньше, чем в январе – сентябре 2017 года.

Из общего объема инвестиций в основной капитал организациями всех форм собственности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности), использовано 19 101,1 млн руб., на 20,8 % меньше, чем в сопоставимом периоде 2017 года:

– основными источниками финансирования инвестиций явились привлеченные средства – 89,9 %, в том числе бюджетные средства 43,5 %, (средства федерального бюджета 25,4 %, бюджета города Севастополя 18,1 %), кредиты банков – 43,3 %; другие средства – 3,1 %. Собственные средства хозяйствующих субъектов составили 10,1 %;

– по видам экономической деятельности основные объемы освоенных капитальных вложений пришлись на обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха – 44,6 %; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение – 21,0 %; образование – 11,5 %;

– деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 7,1 %; сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство – 2,1 %;

– деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – 1,6 %;

– обрабатывающие производства – 1,4 %; другие;

– инвестиции были направлены в здания (кроме жилых) и сооружения;

– расходы на улучшение земель – 48,6 % от общего объема инвестиций; машины и оборудования, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты,

транспортные средства – 44,7 %; прочие инвестиции – 4,8 %;

– жилые здания и помещения и объекты интеллектуальной собственности – 1,9 %.

С целью создания условий для привлечения инвестиций в экономику города Севастополя действует государственная программа города Севастополя «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2017–202 годы» (постановление Правительства Севастополя от 24.10.2016 № 1005-ПП).

В рамках программы наиболее крупным инвестиционным проектом является «Концепция гражданского развития района Балаклавской бухты города Севастополя в качестве международного центра туризма», предусматривающая создание площадок для внебюджетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 12 млрд руб., в том числе по строительству гостиничного комплекса, многофункционального общественного центра с парковочной зоной, судоремонтного комплекса со сроком реализации до 2030 года.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также законов о внесении изменений в Налоговый кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

СЭЗ создана сроком на 25 лет.

Участником СЭЗ может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Крыма или Севастополя, состоит на налоговом учете в местном налоговом органе, подало инвестиционную декларацию.

Согласно договору об условиях деятельности в СЭЗ субъекты малого и среднего предпринимательства должны инвестировать в свой бизнес в Крыму и Севастополе в течение 3-х лет не менее 3 млн рублей. Другие инвесторы – не менее 30 млн рублей.

Льготы и преференции для участников СЭЗ:

Налог на прибыль организаций:

– в федеральный бюджет – 0 % (на 10 лет), в бюджет Севастополя – 2 % – в течение 3-х лет; 6 % – с 4 по 8 годы; 13,5 % – с 9 года с момента внесения в реестр резидентов СЭЗ.

Участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (в течение 10 лет после принятия на учет имущества, приобретенного в целях ведения соответствующей деятельности) и земельного налога (сроком на 3 года).

Страховые взносы – 6 % (ПФР) + + 1,5 % (ФСС) + 0,1 % (ФМС) = 7,6 %.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется на территории свободной экономической зоны.

Оборудование, помещенное участником свободной экономической зоны под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и введенное в эксплуатацию, а также товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории свободной экономической зоны, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Компании-участники свободной экономической зоны вправе вывозить готовую продукцию, признанную иностранным товаром, за пределы таможенного союза без уплаты таможенных пошлин и налогов.

На 01.01.2019 действует 445 договоров об условиях деятельности в СЭЗ (428 участников СЭЗ). За 2018 год заключено 43 договора (из них 2 – расторгнуты). Участниками СЭЗ являются 398 субъектов малого и среднего предпринимательства, 30 – не являются субъектами МСП.

Объем задекларированных капитальных вложений составил 4941,63 млн руб., в том числе за 2018 год – 422,17 млн руб. Планируется создать 8941 рабочее место, в том числе по договорам 2018 года – 727 рабочих мест.

Участники СЭЗ осуществляют деятельность в промышленности (104 проекта); сельском хозяйстве, в том числе рыболовстве (29 проектов); социальной сфере (12 проектов); строительстве (86 проектов); транспорте (23 проекта); топливе и энергетике (7 проектов); торговле (61 проект); услугах (123 проекта), в том числе туризме (16 проектов).

Задекларирована средняя заработная плата в размере 27 031,72 руб.

Итоги четвертого года действия особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на территориях Республики Крым и г. Севастополя характеризуются продолжением роста основных показателей функционирования свободной экономической зоны, что обусловлено увеличением в отчетном периоде количества новых инвестиционных проектов и вступлением в активную фазу реализации проектов 2015–2016 годов.

Применение в 2015–2018 годах на территориях Республики Крым и г. Севастополя особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности позволило не только стимулировать ранее действующие хозяйствующие субъекты для модернизации существующих основных средств организаций, но и способствовало активному привлечению инвестиций в новые проекты, в том числе по созданию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территориях Республики Крым и г. Севастополя.

Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории свободной экономической зоны в настоящее время служит одним из основных инструментов государственно-частного партнерства, который позволяет привлекать в Республику Крым и г. Севастополь инвестиции в условиях действующих международных санкций и оказывает существенное влияние на макроэкономическую стабильность в регионе.

Формирование стабильных источников финансового обеспечения социально-экономического развития должна стать органической составляющей системы управления экономикой и должно стимулировать развитие и воспроизводственные процессы.


Библиографическая ссылка

Нехайчук Д.В., Котелевская Ю.В., Шевчук Л.Е. К ВОПРОСУ КАЧЕСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 8-1. – С. 85-93;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=673 (дата обращения: 26.10.2020).