Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права

Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Болдырева С.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»
Развитие территорий и как частного по отношению к ним понятия – регионального развития – является сложным, многогранным, обусловленным влиянием множества контролируемых и неконтролируемых, экзогенных и эндогенных факторов, процессом. Специфика этого процесса, состоящая в диалектическом единстве социальной и экономической подсистем, определяет особенности содержания регионального развития на текущем этапе, а также необходимость оценки влияния определенной отрасли на региональную систему. Оценка является непременным условием эффективного управления разного рода объектами, предметами, процессами, явлениями, событиями, при этом осуществляется на различных стадиях управленческого процесса. Оценка, являясь одним из способов научного познания, этапа процесса управления, самостоятельного действия субъектов управления может осуществляться с целью изучения текущего состояния изучаемого объекта, анализа действенности принятых в отношении управляемого объекта мер, сравнения принимаемых мер в отношении управляемого объекта с результативностью мер в отношении аналогичных объектов управления.
туризм
социально-экономическое развитие региона
потенциал
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 №?717 «О Федеральной целевой программе “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 годы и до 2015 года)”» [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 12.01.2018 г.)
2. Болдырева С.Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. Т. 16. Вып. 5. 2018. С. 972–988.
3. Коновалова О.Н., Давыденко Т.М., Борисоглебская Л.Н. Методологические подходы к комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов (на примере Белгородской области) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2008. Т. 6. №?2. С. 169–174.
4. Общие подходы к методике расчета сводных индексов социально- экономического положения субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/2014/deportnment/analiz_soc_ek/mon_soc_ek_razv/obschie_podhodi.pdf (дата обращения 19.02.2018 г.)
5. Самарина В.П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. 2008. №?1 (25). С. 300–304.
6. Скуфьина Т.П., Баранов С.В. Социально-экономическое прогнозирование: проблемы науки и преподавания // Вопросы экономики. М., 2005. №?3. С. 41–48.

Введение

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов требует существенных затрат ресурсов центральных властей, властей региональных и муниципальных. С другой стороны, такие затраты предполагают получение строго ожидаемых результатов, в частности, повышения уровня и качества жизни населения, повышения конкурентоспособности региональной экономики, роста деловой активности и инвестиционной привлекательности территорий и многих других результатов. Динамичное развитие туризма в последние годы требует обобщения и количественного обоснования влияния развития туризма на региональную экономику [2, с. 972].

Цель исследования. Рассмотреть методологию оценки влияния туризма на развитие региона.

Материалы и методы исследования

Среди наиболее популярных методик оценки уровня социально-экономического развития регионов выделяется методика, основанная на комплексной оценке. Данная методика утверждена ещё в 2001 г. соответствующим Постановлением Правительства РФ. В основе методики положены методы экономико-статистического анализа, используемые для расчёта частных показателей:

– ВРП на душу населения;

– районный коэффициент удорожания капитальных затрат;

– инвестиции в основной капитал на душу населения;

– объём внешнеторгового оборота на душу населения;

– соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума (коэффициент уровня покупательной способности населения);

– доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

– уровень безработицы;

– финансовая обеспеченность региона (отношение доходов региона к коэффициенту уровня покупательной способности населения);

– доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях;

– суммарный оборот розничной торговли на душу населения;

– основные фонды отраслей экономики;

– коэффициент плотности автомобильных дорог;

– обеспеченность социальной инфраструктурой.

Результаты исследования и их обсуждение

Метод оценки регионального развития, предложенный Правительством РФ, обладает несомненными достоинствами – комплексностью и практической ориентированностью. Тем не менее, и для него характерны недостатки. В частности, разработчики метода не отнесли предложенные частные показатели, коэффициенты и индексы к группам факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона. Кроме этого, для метода, несмотря на подробные разъяснения, характерна сложность практического применения – требуется регулярный сбор значительного объёма статистических данных.

Совершенствуя методику оценки социально-экономического развития регионов Правительства РФ, авторы предлагают сделать её более «компактной» за счёт снижения числа используемых показателей. Модифицированные методики включают объединенные показатели, характеризующие прямое влияние на социально-экономическое развитие региона [4, с. 300–304; 5, с. 41–48].

Другая методика, принятая на официальном уровне, предложена специалистами Минэкономразвития. Методика основана на расчёте сводного индекса развития субъектов РФ и состоит из четырёх факторов, объединяющих различные частные показатели:

1. Состояние реального сектора экономики – данный фактор оценивается на основе показателей:

– индекса промышленного производства;

– темпа роста потребления электроэнергии;

– индекса производства сельскохозяйственной продукции;

– объёма продукции, отгруженной на душу населения;

– доли просроченной задолженности по кредитам;

– темпу роста задолженности по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам;

– темпу роста оборота розничной торговли;

– темпу роста объёма платных услуг населению.

2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор его развития в расчёте сводного индекса социально-экономического развития включает показатели:

– инвестиции в основной капитал на душу населения;

– индекс физического объёма инвестиций в основной капитал;

– индекс физического объёма работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство»;

– ввод жилья на душу населения;

– доля прибыльных предприятий в регионе.

3. Доходы и занятость населения также отнесены к фактору социально-экономического развития региона и включают показатели:

– индекс потребительских цен;

– динамика реальных денежных доходов населения;

– отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг;

– просроченная задолженности по зарплате на одного занятого;

– доля расходов населения на жилищно-коммунальные услуги в совокупном объёме доходов населения;

– темы роста задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам;

– уровень зарегистрированной безработицы.

4. Бюджетная система – фактор, выраженный через показатели:

– доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения;

– отношение поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц к расходам консолидированного бюджета субъекта РФ;

– темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона;

– доля капитальных расходов в совокупном объёме расходов консолидированного бюджета [4, c. 305].

Приведенная выше структура показателей, образующих факторы социально-экономического развития, является частью методики Минэкономразвития, другая часть включает обоснование веса каждого показателя и способов оценки интегральных индексов социально-экономического развития по каждому фактору. Достоинством данной методики является её сравнительная реализуемость, включение весовых показателей, позволяющих скорректировать влияние каждого субфактора на факторы вышестоящего иерархического уровня, влияющие на уровень социально-экономического развития регионов. К недостаткам методики можно отнести её апостериорный характер – оцениваются факторы социально-экономического развития региона, главным образом, управляемые, при этом в расчёт берётся фактическое состояние факторов. Таким образом, не реализован прогностический принцип управления социально-экономическим развитием. Методика не позволяет получить знания о возможном влиянии факторов, в том числе неуправляемых субъектам принятия решения, способах учёта таких факторов в региональном развитии. Кроме этого, хотя и коррекция влияния показателей на предложенные авторами методики веса, является достоинством методики, выделяется её недостаток, связанный с недостаточностью обоснования весовых значений каждого фактора.

Существуют и методологические подходы, в которых оценка социально-экономического развития регионов сводится к изучению потенциалов социально-экономического развития, представленных в соответствующих факторах. К примеру, авторы выделяют следующие виды потенциалов социально-экономического развития, которые требуется учитывать при оценке уровня социально-экономического развития региона:

1. Производственно-экономический потенциал, который, по мнению авторов характеризует возможности основных секторов региональной экономики обеспечить её рост и целевые характеристики эффективности. Среди условий производственно-экономического потенциала авторы выделяют: ресурсные, технологические, инвестиционные, информационные, институциональные.

2. Инвестиционный потенциал, исследуемый в следующих аспектах: возможности осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на предприятиях региона; состояние инвестиционного климата; состояние потенциальных объектов инвестирования. Среди факторов инвестиционного потенциала авторы выделяют: состояние правовой базы в сфере инвестиций, показатели динамики инвестиционных процессов, состояние потенциальных объектов инвестирования, показатели финансовых ресурсов региона, показатели уровня поддержки инвестиционных процессов со стороны органов региональной власти.

3. Инновационный потенциал региона – его содержание через факторы и показатели указанная группа автора не раскрывает (соотносит только с состоянием человеческого потенциала), указывая лишь, что он ориентирован на увеличение интенсивности научных исследований, внедрение их результатов в экономику региона, концентрацию кадров и материально-технических ресурсов на перспективных направлениях.

4. Потенциал рыночной инфраструктуры, который предлагается анализировать в институциональном (состояние банковско-кредитной системы, страховых компаний, товарных бирж, лизинговых компаний, фондового рынка, консалтинговых компаний, инвестиционных компаний, венчурных фондов, информационной инфраструктуры) и функционально-структурном (финансовые круги, система обеспечения компании технологической и маркетинговой информацией, система обеспечения компаний необходимыми материальными ресурсами, средства массовой информации, государственные учреждения) направлениях.

5. Потенциал производственной инфраструктуры региона, включающий: совокупность предприятий отрасли транспорта и связи; энергетические коммуникации; организации, осуществляющие передачу и обработку информации.

6. Потенциал социальной инфраструктуры, рассматриваемый исследователями как подсистемы: функционирующей в рамках рыночного механизма и финансируемой из бюджета. К аналитическим показателям социальной инфраструктуры авторы относят: обеспеченность населения услугами инфраструктурных объектов, затраты бюджета на различные сектора инфраструктуры.

7. Потенциал природных ресурсов региона, который предлагается оценивать на основе временного среза и характеризовать совокупность имеющихся в распоряжении природных ресурсов с точки зрения ориентации на возможные сценарии развития региональной экономики.

8. Экспортный потенциал, рассматриваемый с точки зрения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на территории региона. К аналитическим показателям экспортного потенциала отнесены: объём и динамика экспорта по товарным группам, изменения экспортных цен, уровень рентабельности экспортируемой продукции [6, с. 44].

Методический подход, приведенный выше, обладает тем достоинством, что в него, в его рамках, в отличие от прочих методических подходов, авторы включили неконтролируемые, неуправляемые факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона. Действительно, социально-экономическое развитие региона должно основываться на сбалансированном использовании естественных преимуществ территории и преимуществ, создаваемых за счёт эффективного управления рассматриваемыми социально-экономическими системами. Главным недостатком методического подхода можем назвать сложность формализации приведенных факторов социально-экономического развития региона и преобразования их в измеримые количественные показатели.

Заключение

Таким образом, подводя итог анализу методических подходов оценки факторов социально-экономического развития региона, можем сделать вывод, что характерные для таких подходов недостатки являются неизбежными, что объясняется следующим: сложностью устройства оцениваемых объектов и факторов, влияющих на их развитие; на региональное развитие влияют в различной мере и неуправляемые факторы (природно-климатические условия, географическое положение, доступ к ресурсам), что также требует оценки и учёта; проблема оценки факторов социально-экономического развития территории осложняется необходимостью соблюдения необходимых пропорций между абсолютными и относительными показателями, частными и интегральными, статическими и динамическими.


Библиографическая ссылка

Болдырева С.Б. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 30-34;
URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=454 (дата обращения: 02.04.2020).