Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

EDUCATIONAL MANAGEMENT: ESSENCE, FUNCTIONS, ROLE OF LEADERSHIP

Kharchilava H.P. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1405 KB
Educational management and educational leadership are fundamental concepts in the organisation of management of educational institutions. Both concepts are the subject of ongoing discussions aimed at clarifying the role of leadership in the management system, which are complicated by their practical and theoretical significance. It is not surprising that the lack of clarity in these concepts contribute to a decrease in the detail of educational programmes, which affects the effectiveness of educational organisations. To investigate this issue, the author analysed the essence and structure of educational management and highlighted the role of leadership and its distinctive features. The author has studied the publications of Russian and foreign researchers devoted to the nature of educational management and the role of leadership in the management of internal processes of formal educational institutions – schools, colleges and universities. As a result, the author concludes that educational management implies delegated responsibility for achieving the goals of the organisation, whereas the concept of educational leadership is reduced to the application of mechanisms of influence and work incentives.
educational organisations
governance
management
education
supervision
leadership
administration
education

Введение

Образовательный менеджмент образовался в результате применения промышленных моделей к деятельности школ, колледжей и университетов. По мере становления предмета в качестве самостоятельной академической области теоретики и практики начали разрабатывать альтернативные подходы, основанные на наблюдениях и опыте работы в учебных заведениях. К XXI веку основные теории организационного менеджмента были либо полностью интегрированы в образовательной контекст, либо адаптированы из промышленных моделей для удовлетворения специфических требований школ и колледжей. Таким образом, менеджмент в образовании прошел путь от новой области, зависящей от идей, разработанных в других сферах, до устоявшегося автономного направления с собственными теориями и исследованиями.

Целью настоящего исследования является анализ теоретических аспектов концепции образовательного менеджмента на предмет участников, областей применения и особенностей реализации в современных образовательных учреждениях. Вместе с тем автором приводится объяснение различий между образовательным управлением и составляющим его инструментарий лидерством.

Материалы и методы исследования

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных исследователей.

Результаты исследования и их обсуждение

Образовательный менеджмент подразумевает систему управления системой образования, в рамках которой происходит объединение человеческих и материальных ресурсов для контроля, планирования, разработки стратегии и внедрения структур, обеспечивающих реализацию определенных целей. В свою очередь образовательный контекст характеризует процессы приобретения знаний, навыков, ценностей, убеждений, привычек и установок с помощью обучения и воспитания, тогда как система образования объединяет всех агентов образовательной деятельности – от самих учреждений до государственных институтов вроде министерств, союзов и советов [1].

В свете вышеприведенного обсуждения мы можем отметить следующую природу/характеристики управления образованием.

1. Поскольку потребность в управлении может возникнуть в любой сфере, управление образованием – это универсальный процесс, представленный в каждой стране и включающий взаимодействие множества сторон.

2. Образовательный менеджмент – это направление социальной науки, соседствующее с политологией, экономикой, социологией и иными, поскольку включает в себя сбор данных, применение методов наблюдения, экспериментирования, объяснения, аргументации и т. д.

3. Ввиду того, что принципы, концепции и навыки, которые задействованы в управлении, также связаны с экономикой, математикой, психологией, антропологией, социологией и иными дисциплинами, менеджмент является междисциплинарным предметом. В свою очередь управление образованием, принципы которого все время претерпевают весомые изменения, то есть совершенствуются, дополняются и видоизменяются, следует считать непрерывным или динамичным процессом [2].

missing image file

Функции образовательного управления Источник: составлено автором

4. Каждая функция образовательного менеджмента ориентирована на достижение целей: процесс планирования, организации, руководства и контроля необходим для получения практических результатов, определенных в рамках образовательной стратегии страны или отдельного учреждения (рисунок).

В основном сфера применения любой дисциплины относится к его предмету, области, юрисдикции и широте охвата. Такая же ситуация возникает и в области образовательного менеджмента как предмета изучения в сфере образования. В этой связи необходимо представлять себе аспекты образовательного менеджмента как все, что связано с процессом образования. В данной статье мы рассмотрим сферу управления образованием в следующих пяти областях:

− управление человеческими ресурсами;

Основной целью управления человеческими ресурсами является привлечение, развитие и удержание персонала в образовательной организации. Менеджеры по управлению человеческими ресурсами формулируют оперативную политику и системы, которые влияют на работу и мотивацию персонала. Цели управления человеческим капиталом включают в себя пересмотр организационных структур и процедур, развитие и повышение квалификации персонала, а также преемственность и смену руководства. Данные задачи направлены на вовлечение и расширение числа квалицированных работников – как из числа педагогического состава, так и вне академического персонала, что в конечном итоге обеспечивает достижение общих целей системы образования [3].

− управление финансовыми ресурсами;

Финансовые менеджеры следят за капитальной политикой учреждений, которые оказывают административную поддержку образовательным единицам: финансовая помощь, доходные операции и образовательные фонды, иначе именующиеся эндаументами. Финансовая помощь включает в себя государственные субсидии, пособия и гранты, которые назначаются в зависимости от уровня дохода образовательной организации, а также других факторов, таких как специализация заведения и его заслуги перед обществом.

− управление материальными ресурсами;

Данную область составляют объекты инфраструктуры, которые могут быть представлены в виде мебели, канцелярских принадлежностей, зданий, земель и т. д., принадлежащих учебному заведению/системе. Соответствующий департамент отвечает за обслуживание, эксплуатацию, ремонт и замену инфраструктурных объектов, где и когда это необходимо для продолжения эффективного функционирования заведения.

− управление образовательными технологиями;

Образовательные технологии включают в себя интеграцию, планирование и управление информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) для эффективного обучения и преподавания. Отдел по работе с образовательными технологиями в системе образования разрабатывает концепцию применения ИКТ в образовании, внедряя их в систему учебно-воспитательного и кадрового развития [4].

В настоящее время особый акцент образовательных учреждений приходится на онлайн и веб-приложения, учебные порталы, различные социальные сети и платформы для преподавания и обучения. Хотя образовательные технологии включают в себя ИКТ, их спектр не ограничивается аппаратным обеспечением и теоретическими основами образования, а потому охватывает множество областей, включая совместное и линейное обучение, а также получение полезной информации на онлайн-площадках. Применение таких инструментов в образовании способствуют созданию модели персонализированного обучения и содействуют самонаправленному обучению, в рамках которого учащиеся берут на себя ответственность за внеклассную подготовку.

− управление средствами или методами;

Мероприятия в данной области подразумевают организацию идей и принципов работы образовательного учреждения и включают реализацию учебного плана с принятием различных моделей его построения, а также организацию потока учебного опыта или деятельности по различным дисциплинам с принятием соответствующей методологии.

Как следует из вышеизложенного, деятельность в большинстве областей включает два этапа – планирование и разработка учебных планов, а также управление внеучебной деятельностью. Разработка учебного плана включает в себя подготовку и реализацию комплексных концепций обучения, а также оценку их результатов.

Определения лидерства в сфере образования

Исследователи

Версия определения

Смилански Дж. (2006)

Лидерство характеризуется способностью добиваться результата с помощью других людей, организуя, мотивируя и вдохновляя их, и включает желание и способность устанавливать ясность и организовывать ресурсы для достижения общего видения организации.

Марлье Д. (2009)

Лидерство заключается в том, чтобы оправдать ожидания своих последователей в отношении интеллектуальной повестки дня, предоставив им убедительную логику того, почему все должно измениться, демонстрируя поведение в соответствии с новыми стратегическими намерениями.

Дуигнан П.А., Макферсон Р.Дж.С. (2003)

Образовательное лидерство – это вопрос содействия, на собственном примере или иным образом, принятию правильных организационных решений, поэтому, если исходить из прагматичного и целостного взгляда на рост знаний через решение проблем с помощью обратной связи, центральной задачей лидера является обеспечение информационного обмена между различными субъектами системы обучения и воспитания.

Колдуэлл Б.Дж. (2013)

Педагогическое лидерство – это широкая концепция, которая фокусируется на понятии «создания обучающегося сообщества»: наращивание потенциала преподавателей и других членов сообщества для обеспечения программ обучения и воспитания самого высокого качества.

Примечание: составлено авторами на [7-11].

Особое внимание при планировании учебной деятельности должно уделяться вопросам управления совместной учебной активности, которая помогает студентам получить целостное образование, в полной мере выразить свои интересы и таланты. Такие мероприятия способствуют развитию уровня социальной интеграции и формированию чувства принадлежности к сообществу и стране. Внеклассная деятельность такого характера включает в себя программы развития талантов, ориентированные на науку, клубы интересов, спорт, а также кружки изобразительного и исполнительского искусства [5].

Впрочем, при обсуждении управления деятельности образовательного учреждения следует уделить такому компоненту, как лидерство. Пласт теорий образовательного лидерства включает множество взглядов и точек зрения относительно определения данного явления (таблица).

Важно понимать, что лидерство составляет комплекс механизмов и инструментов менеджмента, а не являет собой альтернативу мероприятиям по управлению и администрированию: последние в сфере образования подразумевает возложение и несение ответственности за надлежащее функционирование системы, в которой участвуют многие люди, тогда как образовательное лидерство – это акт влияния на других людей в образовательной среде для достижения целей и, следовательно, который требует активных действий по стимулированию, мотивации, насаждению воли и требований.

Хотя в идеальных условиях поведение лидера в образовательном процессе должно быть ответственным, на практике оно не подразумевает ответственности за функционирование всей системы, в которой происходят управление. Следовательно, управление образованием – несение делегированной ответственности – и лидерство в образовании – влияние на других – концептуально различны.

Заключение

Таким образом, изучив природу, цели и составляющие образовательного менеджмента, мы можем предположить, насколько данная область деятельности руководства учебно-воспитательным учреждением важна для эффективного функционирования и успеха образовательной организации. Как педагогический, так и непедагогический персонал является менеджерами образования, а сферы их работы и ответственности естественным образом пересекаются. Несмотря на то, что образовательный менеджмент – относительно новая область изучения для российской практики по сравнению с самим образованием и воспитанием, роль эффективного управления образованием в образовательном секторе страны невозможно переоценить.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.