Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE POTENTIAL OF DIGITAL RUBLE FOR CROSS-BORDER COOPERATION BETWEEN THE BRICS COUNTRIES

Perseva S.Yu. 1
1 Moscow State Institute of International Relations
1057 KB
The article is devoted to the possibilities and challenges of using the digital ruble for cross-border interaction of countries in conditions of geopolitical uncertainty. Special attention is paid to the analysis of the evolution of the digital ruble project, as well as the specifics of its implementation model. The author explores the potential of using the Russian digital currency in the BRICS space. The stages of formation, the goals of the projects and the results of testing the national digital currencies of China, India, Brazil, South Africa and Russia are studied. The study showed that the BRICS countries, being at different stages of developing and implementing national digital currency projects, have the opportunity to use innovative infrastructure and new technologies in cooperation to increase the efficiency of cross-border settlements and attract investment. A key factor in successful cross-country cooperation for the use of digital currencies of central banks is the existence of political agreements between countries.
central bank digital currencies (cbdc)
digital ruble
international settlements
brics

Введение

Национальные цифровые валюты являются логическим продолжением эволюционного процесса цифровой трансформации: они способствуют повышению эффективности расчетов в национальной экономике, обусловливают революционные преобразования в системе трансграничных платежей. Это отвечает потребностям государств для повышения контроля и прозрачности движения денежных потоков, оперативности и бесшовности перехода к полностью цифровым платформам для расчетов, в том числе в рамках трансграничного взаимодействия.

Цифровой рубль – это третья форма денег, представляющая собой уникальный цифровой код (токен). Согласно документам Банка России, им можно будет оплачивать товары и услуги, переводить на другие счета и совершать операции с финансовыми инструментами и активами, а также применять для трансграничных транзакций. Несмотря на то, что цифровой рубль планируют массово внедрять не ранее 2025 г., уже сейчас можно заметить системные изменения, в частности: вносятся поправки в федеральное законодательство, создан прототип и проводится тестирование проекта. Цифровой рубль верно приближается к внедрению широкого масштаба, в том числе для обслуживания внешнеэкономической деятельности. Ужесточение геополитической обстановки ускоряет реализацию проекта, а также обусловливает необходимость разработки эффективных инструментов и инновационной инфраструктуры для бесперебойных и надежных трансграничных платежей.

Целью данной работы является исследование потенциала цифрового рубля для трансграничного взаимодействия стран БРИКС.

1. Цифровой рубль в контексте трансграничного взаимодействия стран

Системно важным и чрезвычайно перспективным направлением использования цифрового рубля можно считать его применение в трансграничных расчетах. На текущий момент создается необходимая инфраструктура для решения данной задачи. В частности, внесены изменения в приложение к Положению Банка России от 24 ноября 2022 г. №809-П “О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения”. Эти изменения дают возможность иностранным банкам открывать счета для цифровых рублей с 2025 г.

В условиях ужесточения санкционного давления у Российской Федерации появляется возможность применять национальную цифровую валюту для расчетов со странами БРИКС. В настоящее время Китай, Индия и Россия входят в число стран-лидеров, достигших значительных успехов в разработке проектов цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ). Эти страны в данный момент исследуют и пилотируют как внутристрановые, так и трансграничные операции с национальной цифровой валютой.

В текущих реалиях перспектива сопряженности национальных платформ чрезвычайно важна и актуальна. Использование цифрового рубля для урегулирования денежных требований и обязательств между странами БРИКС может способствовать развитию торговли, инвестиционного и экономического сотрудничества внутри этого блока стран. Это позволит создать инновационную инфраструктуру рынка расчетов и платежей, заложить основы построения новой системы международных финансовых отношений.

Потенциально перспективным является проект создания единой цифровой валюты стран БРИКС, с возможностью включения цифрового рубля в существующие платформы, обслуживающие национальные цифровые валюты, что позволит уменьшить количество посредников и ускорить транзакции. Однако реализация такого проекта может быть осложнена политическими разногласиями между странами, входящими в интеграционное объединение.

В рамках стран БРИКС, в частности между Россией, Китаем и Индией, обсуждались планы создания единой системы международных расчетов, что связано с высокими геополитическими рисками реализации трансграничных операций.

По итогам прошедшего саммита БРИКС, который проходил в августе 2023 г. в ЮАР, представители МИД РФ назвали возможным создание единой валюты БРИКС в будущем.

Согласно расчетам консалтинговой компании Яков и Партнеры, представленным в исследовании “Кому достанутся цифровые рубли”, выпущенном в 2024 г., участие в проекте создания единой цифровой валюты стран БРИКС или возможность включения цифрового рубля в существующие платформы, обслуживающие национальные цифровые валюты, позволит уменьшить количество посредников, ускорить платежные операции, потенциально дать экономический эффект в размере от 15 до 103 млрд руб.

2. Проекты национальных цифровых валют стран БРИКС

Межгосударственный союз пяти государств, созданный в 2006 г. в современных условиях демонстрирует рост экономического и политического влияния. Так, с 2024 г. в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) планируют вступить еще несколько стран – Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Кроме того, 17 стран подали формальные заявки на членство в БРИКС [7].

Для анализа потенциала расчетно-платежного взаимодействия необходимо рассмотреть показатели внешней торговли стран БРИКС (табл. 1).

Согласно прогнозам экспертов, доля БРИКС в мировой экономике по паритету покупательной способности к 2028 г. вырастет до 36,6%. По данным Всемирного банка, объем мирового экспорта на конец 2021 г. составил 22,4 трлн долл., а импорта – 22,6 трлн долл. На долю стран БРИКС пришлось 20,7% мирового экспорта и 17% мирового импорта [6].

Таблица 1

Торговля стран БРИКС

Страна

Экспорт, млрд долл.

Импорт, млрд долл.

Страны-участницы на 2023 год

1

Китай

3 593,6

2 716

2

Россия

591,5

259,1

3

Индия

453,48

723,35

4

Бразилия

334,14

292,24

5

ЮАР

122,9

136,21

Страны-участницы с 2024 года

6

ОАЭ

598,51

424,53

8

Саудовская Аравия

410,46

188,34

9

Иран

73

55,45

10

Египет

49,28

85,76

11

Эфиопия

3,94

18,81

Примечание: составлено автором на основе данных ВТО, ФТС.

Растущая роль этих стран способна привести к серьезным изменениям в сложившейся системе мирового порядка и привести к созданию альтернативной международной финансовой системы, не предполагающей использования доллара США в международном платежном обороте. Использование национальных цифровых валют стран блока для реализации трансграничных платежей способно трансформировать традиционный платежный ландшафт.

В целях исследования потенциала взаимодействия цифрового рубля с национальными цифровыми валютами стран БРИКС целесообразно изучить эволюцию проектов ЦВЦБ в Китае, России, Индии, Бразилии и ЮАР (табл. 2).

Данные таблицы 2 показывают, что все страны БРИКС эффективно работают над созданием необходимой инфраструктуры для реализации национальных цифровых валют. Серьезных успехов на этом пути достиг Китай, который приступил к разработке данного проекта еще в 2014 г. Работа над цифровым юанем обусловила стремительный скачок в цифровой трансформации страны за счет достижений индустрии финансовых технологий. Так, по данным официальной статистики КНР было зарегистрировано более 50 патентов на разработку цифровой платформы. Власти страны, начиная с 2020 г., поступательно внедряли ЦВЦБ на территории страны, увеличивая зону охвата с 4 городов до 22 провинций в 2022 г. Следует отметить, что с 2023 г. стало возможным применение смарт-контрактов на основе платформы цифрового юаня, проведение офлайн-платежей, а также выплата заработной платы государственным служащим в Чангшу.

Таблица 2

Проекты национальных цифровых валют стран БРИКС

Китай

Россия

Индия

ЮАР

Бразилия

2014 г. – подготовка к проекту, создание целевого института исследований, анонс

2017 г. – анонс проекта на ПМЭФ

2017 г. – анонс проекта, начало исследований

2016 г. – анонс проекта

2020 г. – анонс проекта

2016 г. – Госсовет одобрил проект, НБК объявил о запуске

2020 г. – выпуск доклада ЦБ РФ

2020 г. – создание регуляторной песочницы

2017 г. – начало исследований

2021 г. – выпуск доклада ЦБ Бразилии

2020 г. – тестирование в 4 городах страны

2021 г. – опубликована концепция, создан прототип

2021 г. – законопроект о цифровой рупии, тестирование e-RUPI

2018 г. – разработка прототипа и внутреннее тестирование

2022 г. – ЦБ провел серию вебинаров, запустил конкурс по разработке MVP на базе валюты

2023 г. – использование смарт-контрактов; выплата зарплаты госслужащим в Чангшу, оплата офлайн

2023 г. – пилотный запуск

2022 г. – пилотный запуск оптовой версии

2021 г. – пилотный запуск розничной CBDC

2022 г. – начало разработки проектов

2025 г. – широкомасштабное внедрение, в том числе, офлайн и использование в международных расчетах

2023 г. – пилотный запуск розничной цифровой рупии

2023 г. – запуск проекта Khokha-2,

его внутреннее тестирование

2023 г. – пилотный запуск

Примечание: составлено автором на основе научной литературы.

Проект цифрового рубля, был впервые анонсирован на Петербуржском международном экономическом форуме в 2017 г. С этого момента началась активная подготовительная работа, которая привела к тому, что Банк России в 2020 г. выпустил Доклад о ЦВЦБ для публичного обсуждения [10]. Уже в 2021 г. регулятором была представлена концепция национальной цифровой валюты и создан прототип платформы. В связи со сложностями подготовки, согласования и утверждения нормативно-правовой базы, пилотный запуск проекта был реализован только в 2023 г., когда созданная Банком России платформа стала проходить тесты. При этом, согласно планам на 2025 г. назначено широкомасштабное внедрение цифрового рубля, в том числе, его офлайн использование и применение в международных расчетах.

В Индии проект цифровой рупии был анонсирован в 2017 г., когда была сформирована целевая группа исследователей. Для повышения эффективности проводимых мероприятий, Резервный банк Индии создал регуляторную песочницу, в результате был подготовлен законопроект о национальной цифровой валюте Индии. В 2021 г. был проведен запуск e-RUPI для тестирования в финансовой системе. В 2022 г. были разработаны оптовая и розничная версия ЦВЦБ, в 2023 г. реализован пилотный запуск розничной цифровой рупии.

В ЮАР проект создания ЦВЦБ был анонсирован еще в 2016 г., а начало исследований положено в 2017 г. Разработка и внутреннее тестирование национальной цифровой валюты началось в 2018 г., а в 2021 г. был реализован пилотный запуск, получены результаты внедрения, на основе которых была выбрана модель розничной цифровой валюты. Параллельно Центробанк ЮАР запустил проект Khokha, который при помощи сети блокчейн Ethereum занимается обработкой расчетов и платежей между банками.

Центральный банк Бразилии анонсировал проект цифрового реала в 2020 г. и Lift Challenge – конкурс по разработке MVP на базе валюты, на основе результатов которого были отобраны проекты для реализации. При этом, в 2023 г. к разработке пилотной версии ЦВЦБ присоединились компания MasterCard и ведущая криптобиржа страны Mercado Bitcoin. Центральный банк Бразилии планирует запустить проект национальной цифровой валюты в 2024 г.

3. Взаимодействие стран БРИКС в цифровых расчетно-платежных отношениях

Рассмотренные национальные проекты центральных банков стран БРИКС на пути создания ЦВЦБ позволяют сделать вывод о высоком потенциале взаимодействия между странами при реализации межстранового взаимодействия.

Таблица 3

Цели проектов национальных цифровых валют стран БРИКС

Цели

РФ

КНР

Бразилия

Индия

ЮАР

Повышение эффективности трансграничных платежей

+

+

+

+

+

Улучшение безопасности, удобства, скорости расчетов

+

+

+

+

 

Развитие инноваций, появление новых бизнес – моделей

+

 

+

+

+

Повышение доступа граждан к финансовым инструментам

+

+

   

+

Рост конкуренции на рынке финансовых услуг

+

       

Повышение статуса международной позиции валюты через повышение ее доступности

 

+

 

+

 

Рост прозрачности операций

+

+

   

+

Укрепление позиции страны в системе МЭО

   

+

 

+

Повышение эффективности трансграничных инвестиционных операций

 

+

     

Интернационализация национальной валюты

 

+

     

Адаптация валюты к современным технологиям

   

+

 

+

Рост эффективности работы финансовых институтов

       

+

Повышение прозрачности для участников финансового рынка и зарубежных инвесторов

       

+

Примечание: составлено автором на основе научной литературы.

Интересно проанализировать основные цели, сформулированные регуляторами стран при реализации данных проектов (табл. 3).

Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что приоритетной целью разработки и внедрения цифровых валют центральных банков всех стран БРИКС является повышение трансграничных операций.

В этой связи полагаем, что потенциально перспективным является проект создания единой расчетной цифровой валюты стран БРИКС, с возможностью включения цифрового рубля в существующие платформы, обслуживающие национальные цифровые валюты, что позволит уменьшить количество посредников и ускорить транзакции. Однако реализация такого проекта может быть осложнена политическими разногласиями между странами, входящими в интеграционное объединение.

Кроме того, среди потенциально возможных сценариев реализации межстранового взаимодействия ЦВЦБ при реализации международных расчетов возможна сопряженность цифровых платформ для цифровых валют центральных банков стран. Это предполагает возможность разработки и внедрения целевого процесса создания моста для цифровых валют разных государств (Multiple CBDC или mCBDC). Таким образом, будет устранен операционный риск многосторонних соглашений посредством создания одношлюзового «коридора», который может служить своего рода распределителем потоков платежей. К минусам данного проекта можно отнести политические риски, прежде всего, нежелание стран сотрудничать для создания такого коридора, а также монополистическую сущность такой системы, так как все платежи будут обрабатываться в одном операционном центре. Для устранения такой ситуации возможно назначение коллегиального органа управления системой расчетов на основе государственных цифровых валют.

В случае успешной реализации пилота международная финансовая система получит потенциальный механизм, который не только позволит ускорить обращение платежей, но и избавит контрагентов от чрезмерных транзакционных издержек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровой рубль – это будущее российской финансовой системы, которое несет ряд преимуществ для государства, бизнеса и граждан. При этом, приоритетной задачей российской экономики в условиях ужесточения геополитических санкций, становится необходимость применения цифрового рубля в международных расчетах. Усиление взаимодействия стран БРИКС на ландшафте построения единого цифрового платежного пространства и создание высокотехнологичной инфраструктуры является важным этапом на пути новой системы международных финансовых отношений.