Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF TOURISM INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE BARGUZIN KOTLOVINA THE REPUBLIC OF BURYATIA

Kuklina M.V. 1 Trufanov A.I. 1 Kobylkin D.V. 2 Krasnoshtanova N.E. 2 Erdyneeva S.N. 1
1 Irkutsk National Research Technical University
2 V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS
Key problems on the development of regional tourism infrastructure of Barguzin kotlovina, the Republic of Buryatia, including Barguzinsky and Kurumkansky regions, are considered. Numerous and diverse in terms of physical and chemical properties of healthy mineral springs are main factor in attracting tourists to this area. The possibility of using healthy mineral springs for treatment of a wide range of diseases, in combination with an attractive natural landscape, makes it possible to consider this tourist destination of the area as the most promising. However, the problems typical for most eastern Russian regions, caused by low infrastructure development, hinder the full development of tourist market in the Baikal region. In this regard, the proposed article focuses on deep multidisciplinary analysis of current state of tourist infrastructure within the study area, identifies main problems, outlines prospective approaches and pertinent possible solutions. It is emphasized that with a balanced and comprehensive development of the tourism sector and its infrastructure, an increase in living standards of the local population is predicted.
balneology
tourism infrastructure
thermal springs
barguzin kotlovina
resort umhei
multidisciplinary analysis

Введение

Туризм в современном обществе играет большую роль. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международных отношениях сегодня невозможно переоценить. Оно признано во многих странах и документально подтверждено различными международными конвенциями и соглашениями. В современном мире развитие туризма начинает занимать важное место в переходе с только сырьевой экономики к более развитому состоянию.

Исторически отталкиваясь от занятия удовлетворения интереса для избранных, данная отрасль стала массовой, а для некоторых стран – ключевой сферой экономики. В целом, туризм продемонстрировал себя как сложное и многоплановое социально-экономическое явление глобального масштаба. Постоянное его продвижение стимулирует рост политических, экономических, культурных связей между странами и народами, способствующий к переходу на более устойчивый путь развития. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования проблем развития туризма в различных регионах на локальном уровне, решение которых будет способствовать повышению привлекательности и благосостояния территорий.

Постановка проблемы и цель исследования

Эффективное развитие национальной инфраструктуры поддерживает такие элементы экономики, как рабочие места, рост налоговых поступлений в государственный бюджет и многое другое. При этом, рассматривая развитие туризма на национальном уровне, нельзя упускать из внимания конкретные региональные проблемы. Именно региональная специфика характеризует туристскую отрасль на территории огромной России, формируя устойчивые ассоциации у туристов с такими направлениями, как Санкт-Петербург, Крым, Кавказ, Алтай, Байкал, Камчатка и др.

Современный темп жизни общества характеризуется быстротой и многозадачностью. При такой нагрузке всегда будет необходим полноценный отдых, способный перезагрузить организм, пополнив его новой энергией. Туризм представляет собой один из наиболее эффективных способов получения новых впечатлений и отдыха. На всех этапах своего развития туристская отрасль предоставляла востребованные услуги культурно просветительского и лечебно-оздоровительного характера. В связи со становлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, приключенческие туры, тур с целью изучения языка) лечение и оздоровление по-прежнему остаются важным сектором туристского рынка, сектором, который представляется безграничным и перспективным для дальнейшего всестороннего совершенствования. Поэтому настораживает, что даже в наиболее популярных российских курортных местах не уделяется достаточного внимания их развитию [1].

Так, например, Баргузинская котловина, как и в целом Байкальский регион имеет достаточный потенциал для того чтобы стать крупным хабом лечебно-оздоровительного туризма, связанного с бальнеологическим лечением. По количеству и свойствам источников минеральных вод, можно сделать вывод, что они обладают разнообразными целебными свойствами. Однако, как правило, доступ к большинству источников усложнен неразвитой инфраструктурой и отдаленностью расположения от населенных пунктов.

Понятие «туристская инфраструктура» агрегирует в себе объекты материальной среды, комплекс действующих сооружений, оборудования и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий полноценные условия доступа населения к туристическим ресурсам и их надлежащее использование в рекреационных целях, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий туристической индустрии [2]. Более коротко понятие можно определить, подобно [3], как систему связанных между собой объектов, структур и отраслей, позволяющих обеспечить реализацию задач, стоящих перед туристской отраслью.

Развитие любого туризма, в т. ч. регионального туризма в России находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая выступает либо сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет положительную динамику развития туристическо-рекреационной сферы. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

Развитие инфраструктуры туризма зависит от ряда факторов: общеэкономического, отраслевого, социально-культурного, экологического. В зависимости от этого выделяют ряд групп инфраструктурных проблем, обусловленных следующими факторами [4]:

• общеэкономические и носящие общесистемный характер (финансирование инфраструктуры туризма; проблема собственности; нехватка мощностей инфраструктуры туризма; диспропорции территориального развития и т. п.);

• отраслевая специфика (сезонность использования объектов инфраструктуры; ориентация на определённый целевой сегмент; повышенные требования технологической, экологической, личной безопасности и др.);

• социально-культурные (нарушение исторического облика территории; сохранение культуры и традиций и др.);

• экологические (несоответствие региональной инфраструктуры туризма уровню пропускной способности территории; превышение в туристских центрах уровня антропогенной нагрузки и др.) [2].

Выделенные проблемы сдерживают развитие туристской отрасли и снижают её эффективность в регионах.

В связи с этим целью исследования является мультидисциплинарный анализ составляющих туристской инфраструктуры локального уровня, учитывающий территориальную специфику формирования отрасли, на примере Баргузинской котловины республики Бурятия.

Материалы и методы исследования

В исследовании использованы методы сравнительно-географического и статистического анализа и обобщения данных, а также сетевой и проблемный подходы. В основе теоретической и методологической базы лежат научные работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой тематике и территории, законодательные акты и нормативно-правовые документы федерального, регионального и местного уровней.

В данной статье рассматривается Баргузинская котловина, которая включает в себя два административных района республики Бурятия, Баргузинский и Курумканский. Для данной территории лечебно-оздоровительная деятельность является наиболее оптимальной, что связанно с наличием здесь около 20 источников минеральных вод [5].

Минеральные источники Баргузинской котловины

Основными бальнеологическими факторами местных источников служат большое разнообразие термических и химических свойств. В настоящее время воды используются в основном для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы и органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, гинекологических, кожных заболеваний.

Для определения общей картины лечебных источников Баргузинской котловины, в статье рассмотрены известные и изученные места.

Термальные источники этой территории относятся к разнообразным геохимическим типам:

• Горячинский тип азотных сульфатно-натриевых термальных вод;

• Аллинский (Белокурихинский тип) гидрокарбонатно-сульфатно натриевых терм;

• Кульдурский тип фторидно-гидрокарбонатных терм;

• Питателевский тип хлоридно-гидрокарбонатно натриевых терм [6].

missing image file

Карта основных источников минеральных вод Баргузинской котловины

1 – источник и его номер, 2 – реки, 3 – автомобильные дороги. Минеральные источники: 1 – Умхэйский, 2 – Кучегерский, 3 – Сеюйский, 4 – Аллинский, 5 – Могойтинский, 6 – Гаргинский, 7 – Улюкчинский, 8 – Улюнский, 9 – Буксехен, 10 – Инский, 11 – Алгинский, 12 – Уринский, 13 – Толстихинский

Территориально исследуемые гидротермы расположены по следующим орографическим единицам (рисунок):

• Источники Баргузинского хребта – Кучигерский, Аллинский, Умхэйский, Большереченский;

• Источники Икатского хребта – Толстихинский, Гусихинский, Инский, Гаргинский, Алгинский, Сеюйский.

По степени использования в рекреационно-бальнеологических целях источники разделяются на следующие группы:

1. Используемые весьма активно приезжими отдыхающими и местным населением (Кучигерский, Аллинский, Умхэйский, Гусихинский).

2. Средняя степень использования – только местное население (Инский, Гаргинский).

3. Используемые мало и почти не используемые (Алгинский, Сеюйский, Большереченские ключи). Источники, значительно удаленные от населенных пунктов, расположенные в местах, мало затронутых антропогенным влиянием [7].

По температурному режиму источники подразделяются на четыре группы [8]:

1. Холодные, с температурой воды ниже 20оС; к ним относятся Серин-аршан, Пинесярикта, Тазинский, Бухсехен, Барагхан, Хукшольский и др.

2. Субтермальные, с температурой 20-36оС – Алгинский, Толстихинский, Инский, Улюнханский, Мегдылконский, Кулиные болота.

3. Термальные, с температурой 37-41оС – Болотный, Нечаевский и др.

4. Гипертермальные, с температурой выше 41оС – Умхэй, Змеиный, Сеюя, Гусихинский, Кучигер, Быстринский, Уро, Гарга, Алла. Три последних имеют температуру 74-79оС.

Во времена Советского Союза вблизи ряда источников были построены курорты и дома отдыха, оборудованы ванны на диких источниках, проложены дороги и линии электропередач. В настоящее время практически вся имеющаяся инфраструктура либо уничтожена, либо нуждается в серьезном ремонте и обновлении, что требует значительных финансовых затрат. Муниципальные образования местного и районного уровней пытаются самостоятельно решать эти проблемы. Например, администрация Курумканского района выделила средства для строительства домов, предполагая тем самым проживание лечащихся минеральными водами источника Буксехен [8].

В п. Курумкан имеются три гостиницы, которые отмечены на официальном туристическом сайте региона visitburyatia.ru. Туристы приезжают в основном на один-три дня по пути к минеральным источникам: Кучигер, Умхэй, Буксыкен. Часть из них приезжает поклониться буддийской святыне – Янжима, также не более чем на три дня.

Контингент останавливающихся в гостиницах п. Курумкан, часто связан с выполнением административных функций посёлка: приезжают командированные представители различных региональных органов власти, а также останавливаются местные жители из других поселений района, которым необходимо решение каких-либо задач в местном муниципалитете. В системе booking.com отображается только один гостевой дом (где в основном останавливаются приезжающие к Янжиме).

По данным администрации Курумканского района общее количество туристов, посетивших район за 2016 год, составило 9584 чел., за 2015 год 9335 чел. Большая часть из которых (61% – это Республика Бурятия, 28% – Иркутская область, 11% – другие регионы, менее одного процента иностранные граждане). Туристы приезжают на минеральные источники в основном по «сарафанному радио», «повторные» – 85% и через официальный туристический портал visitburyatia.ru – 15%.

Результаты исследования и их обсуждение

Главной проблемой инфраструктуры исследуемой территории является недостаточно развитое транспортное сообщение. Основной транспорт здесь – автомобильная дорога. Хотя в летнее время у туристов также есть возможность воспользоваться водным транспортом и по оз. Байкал добраться до п. Усть-Баргузин. Однако, так как в общем потоке туристов в этот район водный вид транспорта пока не является массовым, остановимся на анализе наземных путей и их проблем.

Например, рассматривая автомобильное сообщение между городом Улан-Удэ (региональным центром Бурятии) и курортом Умхей, следует отметить, что примерно половина дороги является грунтовой, то есть проходимость доступна не для всех машин, а лишь для тех, которые приспособлены к бездорожью. Длина дистанции также обусловлена большой разбросанностью населенных пунктов, а отсюда вытекает последующая проблема, которая может возникнуть в ходе поездки, это неожиданная поломка, при отсутствии ближайшего пункта ремонта. Для такого случая авторемонтные мастерские предусмотрены лишь в районных центрах, таких как п. Баргузин (около 200 км от Умхея), и п. Курумкан (около 100 км от Умхея).

При этом для поиска доступных частных услуг эвакуаторов необходимо иметь доступ в Интернет, учитывая, что возможность выхода в сеть есть далеко не в каждой местности.

Проблема плохих дорог затрагивает не только сферу туризма, но также жизнь самих местных жителей, которые отмечают, что их транспорт часто подвергается поломкам. Таким образом, проблема приобретает комплексный характер, и ее решение приведет как к улучшению инфраструктуры регионального туризма, так и более благоприятной жизни местного населения.

Следующая проблема, выявленная в ходе анализа ситуации – информационная, а именно отсутствие информации для туристов из далека, которая во многом пересекается и с транспортной проблемой. Местное население получает необходимую информацию по неофициальным каналам: в различных местных группах из социальных сетей и мессенджеров vk.ru, viber. Таким образом, турист, который не обладает связями с местным населением или не располагает своим транспортом, будет иметь трудности с передвижением, поиском транспорта, так как со столицы республики не предусмотрено прямого маршрутного рейса до источников. Автобусное сообщение имеется лишь с районными центрами. Дальнейший маршрут до источников строится в зависимости от времени года. В летнее время на автостанции г. Улан-Удэ имеется автобус, предусмотренный только для людей, которые приезжают на курорт Умхэй. В другое время года из-за малого потока туристов, данный маршрут не действует, а доехать до Умхэя можно лишь на своей машине, либо нанять частный транспорт.

Другой составляющей этой проблемы является недостаточное информационное обеспечение мест отдыха исследуемой территории на различных интернет-сайтах. В современном мире с активным развитием информационных коммуникаций, туристы все чаще могут обходиться без живых посредников, все операции по бронированию проживания и экскурсий можно проделать в онлайн режиме, и все больше людей выбирают такой способ [9,10,11]. Однако в местах, где Интернет все еще не стабилен или вовсе отсутствует, использование возможностей всемирной сети пока ограничены, в связи с этим такие места редко представлены в различных системах бронирования, как например booking.com.

Одним из решений данной проблемы может быть включение исследуемой территории в туристические маршруты минеральных источников и лечебных озер, расположенных в живописных местах, таких как аршаны Алла, Гарга, Сея, Уро, Змеиная, озера Алгинское, Бормашевое, Арангатуй и др. На некоторых источниках с большим дебитом и наличием необходимой инфраструктуры (корпуса, электричество, дороги и т.д.) можно организовать розлив столовых, лечебно-столовых и питьевых вод [8].

Решение выявленных инфраструктурных проблем позволит лечебным курортам Баргузинской котловины сформировать конкурентоспособные туристические места лечебно-оздоровительного профиля на российском рынке. Постановлением Правительства Бурятии в 2018 году была утверждена Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия», которая должна в ближайшие годы способствовать устранению проблем туристической инфраструктуры, в том числе в Баргузинской котловине. В ее рамках будут проведены работы в 4 направлениях [12]:

1. Организация условий в части инфраструктурной поддержки;

2. Содействие в развитии рынка туристских услуг и повышении качества оказываемых услуг и реализуемых туристских продуктов;

3. Поддержка в продвижении продуктов и услуг туристской отрасли республики на внешних рынках как внутри страны, так и за ее пределами;

4. Реализация организационных и иных институциональных условий для поступательного развития отдельных субъектов туристской деятельности и туристской отрасли в целом.

Тем не менее, для более глубокого понимания отмеченных инфраструктурных проблем перспективным представляется ряд современных подходов, в том числе с позиций науки о сетях [13, 14].

Заключение

Баргузинская котловина обладает большими бальнеологическими и рекреационными ресурсами. Возможности использования минеральных источников для лечения широкого круга заболеваний, в сочетании с привлекательным природным ландшафтом позволяют рассматривать данное туристское направление как перспективное. Однако характерные для большинства российских регионов восточной части страны проблемы, обусловленные низкой развитостью инфраструктуры, тормозят полноценное развитие туристского рынка Байкальского региона. Для обеспечения туристов качественными услугами необходим серьёзный всех основных составляющих инфраструктуры предметной отрасли с учетом территориальной специфики, с последующей формулировкой практических предложений по развитию туризма для представителей субъектов РФ. Можно ожидать, что это позволит лечебно-оздоровительному туризму Байкальского региона выйти на новый уровень, создав для туристов более благоприятные и привлекательные условия. Важно отметить, что при сбалансированном и комплексном развитии сферы туризма и ее инфраструктуры можно прогнозировать рост уровня жизни местного населения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОКНСМ в рамках научного проекта № 20-57-44002 «Междисциплинарная сетевая платформа моделирования социально-экономических и экологических процессов на трансграничных территориях РФ и Монголии с ограниченной транспортной доступностью».