В соответствии со Стратегией развития морской деятельности до 2030 г. регионы являются главными исполнителями решения важнейшей задачи, обусловленной формированием и реализацией проектов интегрального развития прибрежных территорий как самостоятельного компонента концепций экономического развития территорий РФ.
Для успешного управления прибрежной зоной целесообразно увязывать в единую сферу окружающую среду и производственную деятельность. Основные элементы такой интегральной системы: природные механизмы, состояние и продуктивность береговых линий, прибрежные экологические системы, ресурсы, вырабатываемые прибрежными зонами, вероятная польза данных ресурсов для достижения социальной и экономической эффективности; вид и объем существующих и потенциальных конфликтов в применении ресурсов [2].
К прибрежным территориям Республики Калмыкия относятся территории город Лагань и Лаганский район. Акватория Каспийского моря, прилегающая к территории района и города, богата рыбными ресурсами, запасы которых в промышленном ареале достигают 30 тыс. тонн. Ильмени и ерики, прилегающие к акватории Каспийского моря богаты рыбой.
Рыбное хозяйство Республики Калмыкия имеет значительную социальную ориентацию, обеспечивая трудоустройство граждан в прибрежных поселках и в г. Лагань. Промысловый флот обновляется за счет инвестиций коммерческих предприятий.
Высоки потенциальные запасы нефти и газа в калмыцкой зоне Северного Прикаспия – более 1 млрд тонн. Доказанные перспективы угловодородных ресурсов Каспийского моря, реализация бизнес-планов строительства рыбоперерабатывающего завода в Лаганском районе дадут толчок к развитию морского порта.
Интеграция всего объема рекреационных ресурсов Лаганского района – одно из перспективных направлений сотрудничества региональных и иностранных туристических фирм в создании природных, рыболовных, охотничьих, этнографических, рекреационных и исторических туров. [1]
Ключевые позитивные факторы развития прибрежных территорий и морской деятельности Республики Калмыкия (преимущества, сильные стороны и благоприятные возможности внешней среды):
– хорошее географическое положение: выход к незамерзающему Каспийскому морю, самый оптимальный выход к странам Ближнего Востока, Западной Азии и Персидского залива, пересечение транспортного пути «Север-Юг»;
– потенциал для строительства порта согласно программе транспортного пути Север-Юг;
– высокий уровень углеводородных залежей в прилегающем «калмыцком» шельфе Каспийского моря (свыше 1 млрд. тонн нефти и газа);
– развитая рыбодобывающая отрасль, обусловленная стабильно высоким спросом на рыбопродукцию на внешних рынках;
– прилегающая к региону акватория Каспийского моря создает благоприятные условия для развития туризма (рекреационный, этнографический, экологический, аграрный туризм);
– для социально-экономического развития имеются необходимые трудовые ресурсы – квалифицированные кадры, работавшие на промышленных предприятиях района и работающие в настоящее время в других регионах, преимущественно вахтовым методом;
– значительный экспортный потенциал роста за счет добычи и переработки водных биологических ресурсов, переработки минеральных ресурсов;
– наличие материковых водоемов для коммерческого разведения рыбы [5].
Ключевые негативные факторы развития прибрежных территорий и морской деятельности Республики Калмыкия Республики Калмыкия (слабые стороны, проблемы и риски, внешние угрозы):
– отсутствие транспортно-логистической и портовой инфраструктуры;
– короткая береговая линия (общая протяженность береговой линии региона – около 130 км), открывающая небольшие возможности для развития внешней торговли, морского рыболовства, перевалки экспортно-импортных грузов;
– слабая степень товарной и географической диверсификации экспорта рыбы и морепродуктов, в экспорте рыбы и морепродуктов практически отсутствует продукция переработки с высокой добавленной стоимостью;
– высокая степень износа рыбопромыслового флота, свыше 60 процентов которых находятся в эксплуатации более 25 лет;
– низкий уровень концентрации производственных ресурсов, слабо развитая инфраструктура на прибрежно-морской территории;
– естественные катастрофы (наводнения Каспийского моря);
– недостаточное финансирование программ развития экономики Лаганского района как за счет средств регионального бюджета, так и за счет государственно-частного партнерства;
– вероятность низкой реализации инвестиционных проектов по причине отсутствия достаточной инфраструктуры [6].
Основные направления развития прибрежных территорий и морской деятельности в Республике Калмыкия будут раскрыты в установлении стратегической цели и задач.
Стратегическая цель – улучшение стандартов качества жизни посредством стратегического проектирования развития прибрежных территорий и создания благоприятных условий для самореализации проживающего населения, перехода к инновационной траектории устойчивого саморазвития Республики Калмыкия, интенсификации международного сотрудничества, повышения конкурентоспособности региона и его интеграции в российское и глобальное социальное и экономическое пространства.
В соответствии с поставленной целью должны быть реализованы следующие задачи:
– взаимодействие с государственными структурами исполнительной власти, направленное на формирование благоприятных факторов развития прибрежной зоны, привлечение инвестиций для обновления и модернизации море- и берегохозяйственной деятельности;
– создание портовой инфраструктуры;
– содействие повышению конкурентоспособности морских отраслей, развитию экспортного потенциала, продвижению продукции морских отраслей хозяйства на внутреннем и внешнем рынках;
– увеличение объемов производства и экспорта рыбы и морепродуктов, в т. ч. за счет товарной и географической диверсификации экспортных поставок, создания новых предприятий в рыбной отрасли;
– создание условий, способствующих привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров для прибрежной и морской деятельности;
– увеличение экспорта туристских услуг за счет развития морского туризма и рекреации, создания имиджа туристического региона;
– содействие крупным межрегиональным инфраструктурным проектам, имеющим значение для комплексного развития нескольких российских регионов, таким как: развитие портовой инфраструктуры в Астраханской области, Республике Дагестан и Республике Калмыкия;
– создание благоприятных условий, введение льгот и преференций в целях привлечения инвестиций из других субъектов России для реализации проектов на территории региона.
Приоритетными мероприятия развития прибрежных территорий и мор-
ской деятельности Республики Калмыкия являются:
– строительство современного международного портового компонента «Порт Лагань» с проектной мощностью 22,5 млн т в год с последующим присоединением к Каспийскому экспортно-импортному хабу;
– развитие фермерского рыбоводства на малых водоемах прикаспийской территории, не занятых сегодня процессами искусственного разведения рыб;
– проведение геологоразведочных работ на шельфе Каспийского моря, разработка новых месторождений и развитие нефте-, газодобывающей промышленности.
Целевое видение прибрежно-морского компонента включает реализацию флагманского проекта «Прикаспий – драйвер роста Калмыкии», который является долгосрочным межотраслевым проектом, создающим комплексное видение развития прибрежных территорий и морской деятельности со входящими в данный ареал муниципальными образованиями.
В рамках флагманского проекта разрабатываются и реализуются следующие приоритетные проекты:
– «Строительство морского порта в г. Лагань» с последующим присоединением в Каспийский экспортно-импортный хаб (Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия)»;
– «Строительство нефтеперерабатывающего завода в п. Улан-Хол»;
– «Строительство фабрики по обработке шерсти в пос. Джалыково Лаганского района»;
– «Строительство газохимического завода в пос. Артезиан Черноземельского района»;
– «Строительство Лаганского рыбоводного комплекса по воспроизводству ценных промысловых видов рыб»;
– «Путешествие в страну Бумба».
Цель выделения приоритетных проектов – возможность разработки локальных стратегий социально-экономического развития, интегрированных инфраструктурных и отраслевых механизмов для перспективных территориальных образований региона. Данные акты долгосрочного проектирования задают комплексное прогнозирование желаемой перспективы территорий одновременно двух муниципалитетов, определяют приоритетные межлокальные проекты, приумножающие синергетические эффекты социально-экономического развития, повышающие привлекательность территории для бизнеса, качество жизни населения (благосостояние, социальная защищенность, развитие культурной, социальной и инфраструктурной среды), определяющие условия достижения сохранности экологических ландшафтов.
В таблице представлены ключевые индикаторы эффективности реализации предлагаемого Флагманского проекта комплексного развития прибрежными территориями и морской деятельностью в регионе.
Ожидаемыми результатами реализации Флагманского проекта станут:
– повышение уровня социально-экономического развития Республики Калмыкия;
– создание транспортно-логистического центра в Республике Калмыкия;
– повышение качества обслуживания населения авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
– создание инфраструктуры для перевозки грузов морским транспортом;
– создание инфраструктуры туриндустрии, отвечающей современным требованиям;
– создание новых вакантных мест для турдоустройства;
– рост туристского потока;
– повышение качества жизни населения региона.
Ключевые индикаторы реализации Флагманского проекта
«Прикаспий – драйвер роста Калмыкии»
Индикатор |
2019 |
2020 |
2021 |
2024 |
2027 |
2030 |
Инвестиции, млрд руб. |
14,0 |
14,78 |
12,52 |
15,0 |
15,3 |
15,8 |
Количество вновь созданных рабочих мест, тыс. чел. |
- |
- |
0,5 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
Библиографическая ссылка
Цатхланова Т.Т., Эрендженова Д.Б., Эрдниева Э.В., Буркутбаева Н.А., Убушаева Б.Г. НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-3. – С. 95-99;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=931 (дата обращения: 21.12.2024).