Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Одегнал Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»
Статья посвящена рассмотрению содержания правоотношений по отбыванию наказания в виде исправительных работ как социально ориентированного вида наказания, не связанного с лишением свободы. В статье анализируются особенности исполнения приговора суда о назначении наказания в виде исправительных работ. В работе продемонстрированы пробелы в правовом регулировании вопроса юридического оформлении отношений по отбыванию наказания в виде исправительных работ. В статье анализируются правовые последствия отказа от отбывания наказания в виде исправительных работ. В работе уделено внимание организационным аспектам, связанным с отбыванием осужденными исправительных работ на основании квотирования рабочих мест. В статье уделено внимание сроку отбывания наказания в виде исправительных работ и порядку его продления или замены исправительных работ на другой вид наказания. В работе рассматриваются различные аспекты правового регулирования общественных отношений, связанных с назначением наказания в виде исправительных работ, уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и, частично, трудовой. В работе акцент сделан на императивных положениях отдельных правовых норм, регулирующих отношения, связанные с отбыванием наказания в виде исправительных работ.
исправительные работы
осужденный
наказание
срок отбывания наказания
оформление отбывания наказания
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Магомедов Т.М., Абдулхалимов М.М., Хавчаев Х.А. Соотношение и эволюция уголовно-правовых норм о наказаниях в виде обязательных и исправительных работ // Российский судья. 2017. № 9. С. 17–23.
6. Мухаметгалиева Д.Р. Проблема отказа от отбывания наказаний в виде обязательных работ и исправительных работ // В сборнике: Общество и преступность: уголовно-правовые, пенитенциарные и криминологические аспекты: сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции. Вятский государственный университет. 2017. С. 239–242.
7. Тарабуев Л.Н. Некоторые вопросы организации исполнения исправительных работ в отношении осужденных, не имевших основного места работы до осуждения // В сборнике: Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: Материалы Международной заочной научно-практической конференции . 2019. С. 222–225.
8. Устинов А.А. Наказания в виде обязательных работ и исправительных работ: проблемы правовой регламентации // В книге: IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России, в 10 т. Рязань, 2019. С. 338–343.

Введение

Одной из функций наказания является исправление осужденного. Несмотря на то, что в обществе лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности, воспринимаются крайне негативно, все же следует отбросить скептическое отношение к вопросу их исправления, так как социализирующая, коррекционная функция трудовой деятельности проверена годами. Назначение наказания не связанного с лишением свободы позволяет лицу, привлекаемому к ответственности, понести наказания не общаясь с осужденными за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Особенно это важно, если наказание в виде исправительных работ назначается лицу, совершившему преступление по неосторожности.

Цель исследования

Настоящее исследование направлено на проведение анализа особенностей правовой регламентации правоотношений, возникающих при организации отбывания и, непосредственно, при отбывании наказания в виде исправительных работ.

Материал и методы исследования

Для изучения правового регулирования отбывания исправительных работ, порядка исчисления срока исправительных работы, осуществления удержаний из заработной платы в доход государства анализируются нормы уголовного, уголовно-исполнительного и от части трудового законодательства. В данной статье используется формально-юридический, содержательно нормативный методы, и приемы анализа и синтеза.

Расширение применения мер уголовной ответственности не связанных с изоляцией осужденного от общества представляет собой наиболее приоритетное направление совершенствования системы уголовных наказаний. Наказание в виде обязательных работ является менее тяжелым по сравнению с исправительными работами, и предполагает выполнение работ в свободное от основной работы или учебы время.

Наказание в виде исправительных работ предполагает трудовую занятость осужденного, в чем и выражается исправительная функция труда.

Как обязательные, так и исправительные работы является социально ориентированными видами уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

В ходе отбывания наказания в форме трудовой деятельности воспитательная и превентивная функция уголовного наказания реализуется значительно эффективнее, чем при лишении свободы.

Исправительные работы как наказание предполагают необходимость для осужденного претерпевать определенные сложности, выполнять трудовые функции не по своему выбору, а по направлению уголовно-исполнительной инспекции (кроме случаев отбывания данного наказания по основному месту работы), а также получать не полную заработную плату, т.к. из нее осуществляется удержание.

А.А. Устинов отмечает, что исправительное воздействие на осужденного при исправительных работах выражается в ограничении права осужденного на выбор трудовой деятельности, отсутствии у осужденного права расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе либо отказаться от места работы, на которое он направлен уголовно-исполнительной инспекцией, и осуществлении удержаний в доход государства от 5 до 20 процентов [8, 339].

Лица, имеющие постоянное место работы, отбывают уголовное наказание в виде исправительных работ по своему основному месту работы. В данном случае наказание сводится к ограничению права на увольнение уменьшению доходов работника (осужденного).

Осужденные к исправительным работам, не имевшие ко времени вынесения приговора основанного места работы, направляются уголовно-исполнительной инспекцией в организации, которые на основании постановления органа местного самоуправления осуществляют прием на работу таких лиц. Такие организации обязаны квотировать рабочие места для осужденных к обязательным работам.

Ввиду того, что осужденный к исправительным работам направляется для отбывания наказания уголовно-исполнительной инспекцией, то у него отсутствует право на выбор места работы и трудовой функции, а также отсутствует возможность отказаться от предложенной работы.

При наличии вакантных рабочих мест в пределах квоты работодатели, не имеют возможности выбирать подходящего работника, а обязаны принять именно того, которого направит уголовно-исполнительная инспекция, поэтому квота осуществляется в отношении должностей, не требующих высокой квалификации и специальных познаний, а зачастую в отношении таких работ, на которые в добровольном порядке мало кто согласится. Так как орган местного самоуправления определяет организации, которые обязаны принимать на работу осужденных к исправительным работам, не имевших постоянного места работы на момент вынесения приговора суда о назначении наказания в виде исправительных работ, то в основном квотирование рабочих мест осуществляется в муниципальных организациях и предприятиях. Другие виды работодателей тоже могут участвовать в приеме на работу осужденных к исправительным работам, но это скорее исключение из общего правила.

Определенная органом местного самоуправления организация – работодатель, не может отказать в приеме на работу лицу, осужденному к исправительным работам и должна сохранить необходимое количество квот, на случай направления уголовно-исполнительной инспекцией других граждан, осужденных к исправительным работам.

Если организация, в которой должна быть квота для приема на работу осужденных к исправительным работам, безосновательно отказывает в их приеме на работу, то руководитель организации и (или) руководитель ее кадровой службы совершает преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) [2, 315].

Для работника, добровольно вступающего в трудовые отношения, основной целью трудоустройства и трудовой деятельности является получение дохода (заработка). Осужденный к исправительным работам получает заработную плату не полностью. Из нее в соответствии с приговором суда осуществляются удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда. Если учесть характер квотируемых должностей, необходимость удержаний, то становится очевидно, что исправительные работы представляют собой наказание не только трудового, но и материального (имущественного) характера.

В отношении направления на отбывание наказания в виде исправительных работ осужденного, не имевшего постоянного места работы на момент вынесения приговора суда, в ст. 50 УК РФ установлено, что исправительные работы отбываются в районе места проживания осужденного [2, ч. 1 ст. 50]. При этом нет однозначного отчета на вопрос о том, может ли осужденный к исправительным работам быть направлен для отбывания наказания в организацию, находящуюся в муниципальном образовании по месту фактического проживания осужденного или по месту его временного проживания, подтвержденному наличием временной регистрации по месту пребывания.

В поддержку позиции о том, что отбывание наказания в виде исправительных работ должно осуществляться по месту фактического проживания осужденного высказываются А.А. Устинов [8, 341], Т.М. Магомедова [5, 20.] и другие ученые. Отбывание наказания в организации по месту фактического проживания повысит эффективность исполнения данного вида наказания и контроля за поведением осужденного.

Несмотря на то, что лицу, осуждённому к исправительным работам, уклоняющемуся от трудоустройства или от исполнения трудовых обязанностей, может быть назначено более суровое наказание, все же определенные сложности вызывает непосредственное привлечение осужденного к труду. Данная категория граждан трудоустраивается с определенными сложностями. Как уже было отмечено, работодатели осуществляют квотирование рабочих мест, на которые требуются неквалифицированные работники (разнорабочие, грузчики, уборщики территории, помещений, дворники). От низкой заработной платы за соответствующую работу производится удержание. Данные обстоятельства не могут стимулировать работника к проявлению трудового энтузиазма.

Ни в трудовом, ни в уголовно-исполнительном законодательстве подробно не решен вопрос о том, какие документы должны быть предоставлены для принятия на работу осужденного к исправительным работам, не имеющего постоянного места работы, а также не решен вопрос о срочности трудовых отношений по месту отбывания наказания.

Для оформления приема работника, осужденного к исправительным работам, ему необходимо представить определенный пакет документов работодателю

В соответствии с ч. 2 ст. 39 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция в течение 30 дней со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) должна направить осужденного в организацию для отбывания наказания [3, 39]. В практической ситуации не исключены случаи, когда у осужденного нет полного пакета документов, а восстановить их в течение 30 дней не возможно.

В данном случае в зависимости от того, каких именно документов нет у осужденного, с одной стороны, уголовно-исполнительная инспекция может не успеть в течение 30 дней направить осужденного в организацию для отбывания наказания, с другой стороны, уголовно-исполнительная инспекция не может принять мер к осужденному к исправительным работам, который не предпринимает действий по получению или восстановлению соответствующих документов и по своему трудоустройству, а с третьей – организация – работодатель не имеет возможности оформить трудовые отношения с таким работником (осужденным). Отсутствие документов объективная уважительная причина, препятствующая трудоустройству. В связи с указанными обстоятельствами целесообразно предусмотреть в ст. 39 УИК РФ увеличенный срок направления уголовно-исполнительной инспекцией осужденного к исправительным работам в соответствующую организацию, а также необходимо установить обязанность инспекции оказывать содействие осужденному в восстановлении документов, необходимых для трудоустройства и отбывания наказания в виде исправительных работ.

Для работодателя, принимающего осужденного к исправительным работам, выполнение этой важнейшей социальной функции сопряжено с рядом неудобств и ограничений, связанных с отсутствием возможности заключить трудовой договор на основании свободного волеизъявления, выбора необходимого работника, обладающего трудовыми навыками и знаниями. Кроме того, п. 12 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для заключения срочного трудового договора, среди которых не назван прием на работу осужденного к исправительным работам [4, 59]. В ст. 59 ТК РФ говорится о том, что срочный трудовой договор может быть заключен в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Однако не ясно, о каких конкретно случаях, и о каких законах идет речь.

Оформление срочного трудового договора требует наличия предусмотренного законом основания для его заключения.

В ТК РФ, УК РФ или в УИК РФ нет указания на то, что исправительные работы предполагают оформление срочного трудового договора.

Такая правовая норма должна быть выражена в Трудовом кодексе РФ, так как УК РФ и УИК РФ не регулируют трудовые отношения, пусть даже и связанные с возложением на осужденного обязанности трудиться в результате приговора суда.

Конституция РФ закрепляет свободу труда и недопустимость принудительного труда [1, 37].

Работодателю необходимо оформлять срочный трудовой договор для того, чтобы не быть связанным на неопределенный срок трудовыми отношениями с осужденным.

Работник, как правило, желает освободиться от бремени исправительных работ, поэтому по их завершении, он может уволиться по любому из оснований, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе и по собственному желанию.

В ст. 42 УИК РФ описан порядок исчисления срока исправительных работ [3, 42], в соответствии с которым оформление срочного трудового договора с осужденным к исправительным работам требует расчета срока, определенного в приговоре суда. Данный срок начинает течь со дня выход работника (осужденного) на работу. Расчет срока исправительных работ сопряжён с некоторыми сложностями, так как в него засчитываются только дни фактических выходов на работу.

В ст. 59 ТК РФ не указано, что с лицами, осужденными к исправительным работам, может заключаться срочный трудовой договор. Можно лишь путем толкования прийти к тому, что основанием для заключения срочного трудового договора с осужденными к исправительным работам является пп. 12 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ и ст. 7, ч. 1 ст. 39, ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Если осужденный к исправительным работам не отработал указанного в приговоре суда срока, и одновременно с этим отсутствуют основания, установленные УИК РФ для зачета неотработанных дней в срок отбывания наказания, то исправительные работы продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

На практике может получиться, что срочный трудовой договор придется неоднократно продлевать, при наличии уважительных причин невыхода на работу и (или) при наличии оснований для отсрочки отбывания наказания.

Истечения срока отбывания наказания в виде исправительных работ должно рассматриваться как основание для прекращения трудовых отношений с осужденным к исправительным работам.

Заключение

Предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ, указав в качестве основания заключения срочного трудового договора принятие на работу лица, осужденного к исправительным работам.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо изменить формулировку мест отбывания наказания в виде исправительных работ, осужденным, не имеющим основного места работы, указанную в ст. 50 УК РФ. Фразу «в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного» дополнить словами «или места пребывания осужденного в соответствии с его временной регистрацией».

Из проведенного анализа видно сочетание норм различных отраслей права, уголовного, уголовно-исполнительного и трудового, в регулировании отношений, связанных с отбыванием наказания в виде исправительных работ, в связи с чем необходимо утонять положения УК РФ, УИК РФ и ТК РФ.


Библиографическая ссылка

Одегнал Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – С. 216-220;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=900 (дата обращения: 03.12.2024).