Введение
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определяет в качестве важнейших составляющих деятельности по обеспечению экономической безопасности: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз экономической безопасности. Это детерминирует актуальность экономико-статистического анализа обеспечения экономической безопасности региона в условиях неопределенности и риска. В данной статье предпринята попытка апробирования предлагаемых авторами методических подходов по осуществлению такой оценки на материалах Орловской области. Проблема экономической безопасности государства в нашей стране привлекла широкое внимание в середине 90-х годов XX века в связи с проводившимися в России реформами. В целом экономическая безопасность государства является частью его национальной безопасности. Объектом экономической безопасности государства является экономическая система государства. Субъектом обеспечения экономической безопасности выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества, которые реализуют комплекс политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере [1]. В структуре экономической безопасности государства большинство авторов выделяют следующие элементы. Технологическая составляющая экономической безопасности государства подразумевает необходимый научно-технический потенциал для создания конкурентоспособной в условиях глобальной конкуренции высокотехнологичной продукции. Данный элемент экономической безопасности определяет инновационный путь развития экономики страны. Технико-производственная составляющая экономической безопасности предполагает устойчивость национального хозяйства относительно нарушения внешнеэкономических связей или внутренних негативных воздействий, его способность к расширенному воспроизводству. Под валютно-кредитной составляющей подразумевается возможность государства эффективно оперировать внешними и внутренними финансовыми ресурсами – заемными средствами и инвестициями. Сырьевая составляющая подразумевает обеспеченность национального хозяйства в необходимых размерах сырьем, а продовольственная безопасность, соответственно, продовольствием. Следует отметить, что в большинстве стран, в том числе и в России, продовольственная безопасность является важнейшим элементом экономической безопасности государства [13, с. 338]. Энергетическая составляющая предполагает стабильность и необходимый для эффективного функционирования национального хозяйства уровень поставок энергоносителей, устойчивость национальной экономики к волантильности цен на энергоресурсы.
Экономическая безопасность региона входит в структуру экономической безопасности страны в качестве подуровня национальной экономической безопасности. Региональная экономическая безопасность рассматривается в данной статье как состояние социально-экономической сферы региона, его ресурсной базы и системы управления при котором обеспечивается защищенность региональных экономических интересов, создаются и реализуются возможности для устойчивого повышения качества жизни населения на основе эффективного противодействия внутренним и внешним угрозам в условиях неопределенности и риска [2, с. 63]. Под рисками экономической безопасности региона в данной работе будем понимать возможность нанесения ущерба региональным социально-экономическим интересам. Неопределенность при анализе проблем региональной экономической безопасности необходимо обязательно учитывать, так как события и факторы функционирования экономической системы региона в значительной степени определяются внешними по отношению к региону воздействиями, которые региональные органы власти и хозяйствующие субъекты не в состоянии с достаточной вероятностью предвидеть [5]. Система экономических интересов региона, которая входит в структуру национальных экономических интересов государства, является объектом экономической безопасности региона [6, с. 486]. Упомянутая выше система интересов направлена на обеспечение устойчивого функционирования экономики региона в рамках расширенного воспроизводства, создание условий для достижения высокого уровня и качества жизни его населения, способствование сохранению и эффективному использованию всех видов ресурсов, повышению конкурентоспособности производимой на территории региона продукции.
Субъектами обеспечения экономической безопасности региона выступают органы власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, представленные в регионах институты гражданского общества, хозяйствующие субъекты и население [11, с. 191]. Обеспечение экономической безопасности региона – это бесперебойный процесс защиты экономических интересов региона от негативного воздействия внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, который направлен на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона [7, с. 20]. Основными задачами реализации механизма обеспечения экономической безопасности региона, по нашему мнению, являются: оценка состояния экономической безопасности региона и определение направлений деятельности по ее обеспечению; выработка предложений и мероприятий по совершенствованию взаимодействия участников системы обеспечения региональной экономической безопасности; планирование и проведение мероприятий по повышению уровня экономической безопасности, направленных на контроль и профилактику соответствующих угроз [15, с. 239]. При осуществлении анализа состояния экономической безопасности региона необходимо использовать систему научно обоснованных индикаторов безопасности, определенных для различных областей социально-экономической деятельности [10]. Индикаторы экономической безопасности – это показатели уровня экономической безопасности исследуемого объекта, при помощи которых возможно выявление проблем его функционирования и эффективного развития. Для оценки уровня экономической безопасности недостаточно подобрать и рассчитать соответствующие индикаторы – требуется осуществление сравнительного мониторинга динамики индикаторов и их пороговых значений. Пороговые значения индикатора – это предельные величины, отклонение значений индикаторов от которых в нежелательную сторону свидетельствует о недостаточном уровне экономической безопасности, описываемой соответствующим индикатором.
Цель исследования заключается в осуществлении экономико-статистического анализа обеспечения экономической безопасности Орловской области в условиях неопределенности и риска.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономико-статистического анализа обеспечения экономической безопасности региона. В процессе исследования применялись следующие подходы – системный, логический и методы – экономико-статистический, монографический и научной абстракции.
На рисунке 1 представлен механизм обеспечения региональной экономической безопасности в условиях неопределенности и риска в виде схемы [10].
Предпринятый авторами экономико-статистический анализ процессов социально-экономического развития Орловской области на основе предложенной системы индикаторов и пороговых значений региональной экономической безопасности дает возможность не только оценить состояние экономической безопасности региона, но и сформулировать предложения по совершенствованию системы ее обеспечения.
Анализ существующих методических подходов к оценке эффективности механизма обеспечения региональной экономической безопасности позволил разработать структурно-логическую модель такой оценки [7], которая представлена на рисунке 2.
В ходе проведения экономико-статистического анализа обеспечения экономической безопасности Орловской области в условиях неопределенности и риска необходимо четко представлять основные направления нейтрализации угроз устойчивости регионального развития [2], которые отражены на рисунке 3.
Рис. 1. Механизм обеспечения региональной экономической безопасности в условиях неопределенности и риска
Рис. 2. Структурно-логическая модель оценки эффективности механизма обеспечения региональной экономической безопасности
Рис. 3. Основные направления нейтрализации снижения уровня устойчивости региона
Рис. 4. Ключевые угрозы налоговой безопасности региона в условиях неопределенности и риска
Для каждого из видов региональной экономической безопасности требуется разработка алгоритмов выявления и нейтрализации угроз и рисков в условиях неопределенности [4]. В качестве примера, характеризующего методический подход авторов, приведем схему, характеризующую алгоритм спецификации угроз и рисков для такого важного вида региональной экономической безопасности, как налоговая безопасность (рисунок 4).
Выбор альтернативных мер и инструментов обеспечения экономической безопасности региона должен основываться на результатах современного экономико-статистического анализа экономической безопасности региона, который позволяет определить важнейшие индикаторы регионального развития, исследовать взаимосвязи составляющих экономической безопасности региона [9, с. 134]. Так, В.К. Сенчагов выделяет для характеристики регионального уровня экономической безопасности 150 индикаторов. Обобщая методические и аналитические материалы ученых [8], апробации собственных разработок, подход к формированию системы индикаторов экономической безопасности региона строится авторами на следующих положениях: а) в систему индикаторов экономической безопасности региона необходимо включать основные показатели экономической, социальной и финансовой сферы региона; б) индикаторы экономической безопасности региона должны отражать ключевые аспекты регионального развития. В расчетах использовались данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и Федеральной службы государственной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
В проведенном исследовании для оценки уровня экономической безопасности Орловской области были использованы следующие группы индикаторов. Первая группа показателей характеризует экономический потенциал региона. Универсальным показателем развития и экономического потенциала региона является показатель ВРП в исследуемом периоде, а также инвестиции в основной капитал за период 2015–2017 гг., представлены в таблице 1. Валовый региональный продукт Орловской области за прошедшие три года увеличился на 3 % (в 2015 году составил 208237,9 млн. руб., в 2017 году – 214310 млн. руб.). В 2015 году объём валового регионального продукта Орловской области на душу населения составил 273107,5 руб., а в 2017 году – 285354 руб., прирост показателя равен 4,5 %.
Таблица 1
Динамика ВРП, инвестиции в основной капитал Орловской области за период 2015–2017 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп прироста, % |
ВРП: |
||||
всего, млн. руб. |
208237,9 |
215356,5 |
214310 |
2,9 |
на душу населения, руб. |
273107,5 |
284385,8 |
285354 |
4,5 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
26849,1 |
22979,4 |
24416,7 |
-9 |
Таблица 2
Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности (в текущих ценах; в процентах к итогу) в Орловской области за 2015-2017 гг.
Год |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп прироста в % |
Валовая добавленная стоимость в основных ценах ( %) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
19,5 |
18,7 |
15,9 |
-18,46 |
Добыча полезных ископаемых |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Обрабатывающие производства |
17 |
17,7 |
17,7 |
4,12 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,4 |
4 |
4,4 |
83,33 |
Строительство |
8,2 |
8,2 |
7,4 |
-9,76 |
Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
15,1 |
14,7 |
16,2 |
7,28 |
Гостиницы и рестораны |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0 |
Транспорт и связь |
11,2 |
10,8 |
9,5 |
-15,17 |
Финансовая деятельность |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
50 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
6,8 |
4,0 |
4,7 |
-30,88 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
7 |
6,7 |
6,8 |
-2,8 |
Образование |
5,6 |
5,6 |
5,9 |
5,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
4,4 |
4,3 |
4,8 |
9,1 |
Рассмотрим структуру валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в Орловской области, представленную нами в таблице 2.
Как видно, из представленной таблицы наибольшая валовая добавленная стоимость приходится в 2017 году на обрабатывающие производства (17,7 %), также на сельское хозяйство, охоту и лесную хозяйство (15,9 %), что связано в первую очередь, с государственной программой поддержки отрасли АПК. Вторую группу индикаторов экономической безопасности Орловской области в исследовании представляют показатели уровня жизни населения, так как состояние экономики и экономический рост влияют на уровень и качество жизни населения.
Кроме того, в систему показателей второй группы индикаторов экономической безопасности Орловской области включаются показатели, характеризующие демографическую ситуацию в регионе (таблица 3).
Как видно из представленной таблицы демографическая ситуация в Орловской области ухудшается, так численность населения упала с 754,8 тыс. чел. до 739,5 тыс. чел. За последние три года наблюдается только естественная убыль населения, прироста не наблюдается. За исследуемый период она составила 20,5 %. Третья группа индикаторов экономической безопасности Орловской области объединяет показатели, характеризующие финансового состояния населения (таблица 4).
Таблица 3
Демографическая ситуация в Орловской области за 2016-2018 гг.
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп прироста в % |
Численность населения (на конец года), тыс. человек |
754,8 |
747,2 |
739,5 |
-2 |
Естественный прирост, убыль (-) населения: тыс. человек |
-3,9 |
-4,2 |
-4,7 |
-20,5 |
на 1000 человек населения |
-5,2 |
-5,5 |
-6,3 |
-21,2 |
Миграционный прирост населения, человек |
-1599 |
-731 |
-2846 |
-77,9 |
Таблица 4
Индикаторы финансового состояния населения Орловской области
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп прироста в % |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц |
22829 |
23261 |
24658 |
8 |
Среднедушевые денежные расходы населения, руб. в месяц |
22161 |
21965 |
22370 |
0,94 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. |
23127 |
24811 |
27063 |
17 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
11642 |
12883 |
13643 |
17,2 |
Таблица 5
Динамика фактических значений основных индикаторов экономической безопасности Орловской области в 2015–2017 гг. в сопоставлении с их пороговыми значениями
Показатели |
Пороговые значения |
Фактическое состояние |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
Объём валового регионального продукта (ВРП) надушу населения, % |
100 % от среднего по России |
34,033 |
31,483 |
28,483 |
Отношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, % |
25 |
15,5 |
15,1 |
10,4 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы по методологии МОТ, % |
7 |
6,2 |
7 |
6,6 |
Удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % |
7–10 |
14,0 |
14,0 |
13,9 |
Коэффициент фонд (коэффициент дифференциации доходов) или соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп населения, раз |
8 |
11,4 |
11,6 |
11,4 |
Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, раз |
3,5 |
2,6 |
2,62 |
2,59 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
75 |
70,38 |
70,73 |
71,63 |
Как видно, финансовое состояние населения Орловской области за последние годы заметно улучшилось, что связано как с открытием новых крупных предприятий в Орловской области, так и с общим снижением уровня инфляции по стране.
Для итоговой оценки экономической безопасности региона нами были отобраны ключевые социально-экономические показатели, детерминирующие основные тренды развития области, и на основании международных рекомендаций и национальных документов стратегического планирования разработаны их пороговые значения (таблица 5).
Осуществляя статистический анализ экономической безопасности Орловской области, необходимо определить количественные параметры пороговых значений экономической безопасности и провести в сопоставлении с ними динамический сравнительный мониторинг фактических данных.
Обобщая полученные данные, следует отметить, что по отобранным ключевым показателям, относящимся к первой и второй группам индикаторов, характеризующих экономическую безопасность региона, Орловская область не достигла требуемого уровня безопасности. Эта ситуация может говорить о серьезных проблемах в социально-экономическом развитии Орловской области в 2015–2017 годах. В то же время, стоит отметить определенные положительные тенденции в динамике некоторых основных показателей экономической безопасности региона, что дает основания с осторожным оптимизмом прогнозировать благоприятные изменения сложившейся негативной ситуации в среднесрочной перспективе. Данный вывод в известной степени корреспондирует с положениями официального прогноза социально-экономического развития Орловской области.
Резюмируя, отметим, что для обеспечения экономической безопасности Орловской области остро необходимо создание эффективного механизма защиты её экономических интересов, представляющего собой управленческие процедуры, которые позволят региональным органам власти вовремя и действенно парировать угрозы этим интересам [14, с. 75]. Анализ реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона и хода реализации государственных программ позволил сформулировать с позиций оценки эффективности государственной политики обеспечения экономической безопасности Орловской области основные направления совершенствования экономической безопасности региона: трансформирование действующей налоговой системы на территории Орловской области; обновление основных производственных фондов ввиду их морального и физического износа; привлечение дополнительных финансовых средств в региональную экономику; снижение административной нагрузки на экспортно-ориентированные предприятия; снижение роста неравенства между доходами населения; совершенствование социальной защиты и развитие системы социального обслуживания.
Выводы
Таким образом, проведенный экономико-статистический анализ обеспечения экономической безопасности Орловской области в условиях неопределенности и риска может быть полезен всем заинтересованным участником данного процесса, как региональным органам власти, так и предпринимательским структурам. Укрепление экономической безопасности региона может быть осуществлено только на основе серьезного увеличения налоговой базы, выступающей основой формирования собственных налоговых доходов консолидированного бюджета Орловской области, при сохранении федеральной поддержки региона на основе межбюджетных трансфертов. Необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, увеличить региональные налоговые льготы для развития предпринимательства, реализовать комплекс неналоговых мер для привлечения в область инвестиций. При этом безусловно следует не только с помощью межбюджетных трансфертов из областного бюджета оказывать поддержку муниципальным районам, но и на основе реализации региональных проектов развития сокращать экономический разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципалитетами. В цель повышения уровня экономической безопасности региона за счет улучшения его инвестиционной привлекательности Правительству Орловкой области необходимо продолжить системные целенаправленные мероприятия по реализации инвестиционных проектов на территории региона, улучшению его инвестиционного климата и созданию комфортных условий для реализации бизнес-проектов, формированию и продвижению инвестиционного имиджа региона [12, с. 315]. Так, на территории Орловской области в настоящее время реализуется множество инвестиционных проектов на долгосрочную перспективу. За период 2013-2019 годов имеется положительная динамика объема инвестиций в основной капитал (по данному критерию Орловская область занимает 6-е место среди ЦФО в рейтинге объема инвестиций в основной капитал). Для решения задач экономического развития региона необходимо оценивать эффективность реализуемых инвестиционных проектов с позиции их комплексного воздействия на экономическую безопасность региона. Предпринятое исследование призвано способствовать совершенствованию методике такой оценки, более эффективному выявлению проблемных сфер и приоритетов перспективного развития региона в условиях неопределенности.
Библиографическая ссылка
Шалаев И.А., Тишаев В.В., Кожанчиков О.И. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-1. – С. 174-182;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=806 (дата обращения: 09.10.2024).