Введение
В настоящее время сокращается объем инвестиций в экономику, растет налоговое бремя на бизнес, вывоз капитала. Ключевыми факторами стагнации экономики России являются: ее устаревшая структура, фискальный характер налоговой политики, несовершенство системы управления экономикой, высокоразвитая теневая экономика, высокий уровень коррупции [2, 3].
Решение вышеуказанных проблем требует корректировки федеральной и региональной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Цель исследования
Исследование и систематизация институционально-правовых основ государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Методы исследования
В процессе исследования были использованы следующие методы: абстрактно-логический и институционального анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Регулирование инвестиционной деятельности на муниципальном уровне регламентируется Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для инвестиционной деятельности. Участие муниципалитетов в инвестиционной деятельности для создания благоприятных условий осуществляется в формах:
– привлечения средств с целью инвестирования в объекты социально-экономического назначения;
– непрямого участия муниципалитета в инвестиционной деятельности на местном уровне;
– выпуска муниципальных займов;
– финансовой поддержки инвестиционных проектов, которые реализуются в рамках муниципальных образований;
– использования объектов муниципальной собственности в инвестиционных процессах, находящихся в заморозке.
В Федеральном законе № 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрены меры по защите муниципальных капиталовложений:
– возмещение стоимости изъятого имущества на основании решения органов государственной власти;
– национализация объектов капитальных вложений.
«Инвестиционная деятельность на территориальном уровне имеет территориальные ограничения. Субъектами муниципальной инвестиционной деятельности выступают местные органы власти, в компетенцию которых входят вопросы правового регулирования, разработка инвестиционного проекта, публичные слушания и конкурсные процедуры для выбора инвестора, заключение договора и контроль исполнения обязательств инвестора по договору» [8]. На рис. 1 представлены основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Для выполнения своих функций в сфере регулирования экономики государством используются финансовые и нефинансовые методы воздействия на инвестиционную деятельность (рис. 2).
Анализ показывает, что среди финансовых мер наиболее распространенными являются льготное налогообложение (в 88 % субъектов РФ), создание залоговых фондов (84 %), среди нефинансовых – создание инвестиционных порталов (93 %) [6].
По оценкам академика А.Г. Аганбегяна за период 2013 г. по 2018 гг. ВВП России увеличился на 2,6 %, а величина инвестиций уменьшилась 3,4 % (таблица).
По нашему мнению муниципальные органы управления обязаны расценивать активизацию инвестиционных процессов как главный вектор осуществления комплексных проектов общественно-финансового развития территории, оказывая данному процессу не только лишь организационно-сопроводительную помощь, но и проводя события способствующие развитию и совершенствованию правовой основы, аккумулированию, распределению муниципальных денег в возвратной и невозвратной основе.
Рис. 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Социально-экономическое развитие России в 2013–2018 гг., в % к предыдущему году [1]
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Всего за 2013–2018 гг. |
|
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
1,3 |
0,6 |
–2,8 |
–0,2 |
1,5 |
2,3 |
2,6 |
Промышленность |
0,4 |
1,7 |
–3,4 |
1,1 |
1,0 |
2,9 |
3,6 |
Строительство |
0,1 |
–2,3 |
–4,8 |
–4,3 |
–1,4 |
5,3 |
–7,2 |
Транспорт (грузооборот) |
0,6 |
–0,1 |
0,3 |
1,8 |
5,4 |
2,9 |
11,2 |
Сельское хозяйство |
5,8 |
3,5 |
2,6 |
4,8 |
2,4 |
–0,6 |
19,8 |
Инвестиции |
0,8 |
–1,5 |
–10,1 |
–0,9 |
4,4 |
4,3 |
–3,4 |
Экспорт |
–2,1 |
–4,8 |
–31,3 |
–17,5 |
24,8 |
25,8 |
–17,1 |
Импорт |
1,6 |
–9,8 |
–37,3 |
–0,8 |
25,3 |
4,7 |
–25,3 |
Платные услуги |
2,0 |
1,0 |
–1,1 |
–0,3 |
0,2 |
2,5 |
4,0 |
Ввод жилья |
7,2 |
18,2 |
1,4 |
–6,0 |
–2,1 |
–4,9 |
12,5 |
Реальные доходы на душу населения |
4,8 |
–0,5 |
–4,1 |
–5,5 |
–1,2 |
–0,2 |
–6,9 |
Рост потребительских цен) |
6,5 |
9,1 |
15,0 |
5,8 |
2,5 |
3,8 |
50,3 |
Рис. 2. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Рис. 3. Модель разделения компетенций среди органов местного самоуправления в сфере регулирования инвестиционной деятельности
С организационно-функциональных позиций преимущества органов регионального самоуправления в проблемах развития муниципальной концепции инвестиционного формирования перед региональными властными институтами нам представляются в следующем:
– прямая близость к объекту регулирования;
– знание местных особенностей производства, его инфраструктуры, атрибутивных параметров и индивидуальных отличительных черт;
– подконтрольность и управленческая эластичность концепции осуществления регулирования;
– возможность своевременного наблюдения итогов;
– поддержанная законодательно ясность бюджетных потоков.
Поэтому на рис. 3 представлена модель разделения компетенций среди органов местного самоуправления в сфере регулирования инвестиционной деятельности.
Принятие предлагаемой модели на федеральном и региональном уровне даст возможность законодательно зафиксировать регулирование инвестиционной деятельности в качестве полномочий органов регионального самоуправления, сформировать концепцию контроля и ответственности.
Аппараты местного самоуправления выступают инициатором формирования инвестиционного фонда и выполняют функции управления им. Цели и задачи фонда формулируются в положении «О муниципальном внебюджетном фонде развития», а также определяются источники средств формирования и утверждается смета затрат.
Органам регионального самоуправления следует избегать параллелизма и дублирования основных направлений регулирования экономики подведомственной территории. Лучше сконцентрировать работу в направлениях, не обнаруживших отображенных в федеральных и региональных программах инвестиционного развития.
Заключение
Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности представляет собой совокупность методов, а также инструментов воздействия государства на регулирование инвестиционной политики различных субъектов хозяйствования [4, 5, 7, 9].
Государство активно участвует в регулировании инвестиционной деятельности обычно в период нестабильности экономики страны, используя при этом различные концепции, социальные программы, а также анализируя и контролируя эффективность деятельности различных действующих программ.
Регионализация действий формирования экономики субъектов Российской Федерации, в том числе и на базе активизации инвестиционной деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности регионов, дает возможность в определенной степени рассматривать аргументированным сдвиг концепции координат в данных проблемах на муниципальный уровень. Это требует увеличения ответственности организаций самоуправления за развитием территорий региона.
Библиографическая ссылка
Гайдук В.И., Бунчиков О.Н., Терещенко Г.А., Гладкий С.В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 8-2. – С. 127-132;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=678 (дата обращения: 23.11.2024).