Введение
Высшие учебные заведения (вузы) – университеты, академии, институты являются организациями особого типа, реализующими программы высшего профессионального образования и осуществляющими подготовку специалистов высококвалифицированного, труда. Но, как в любых других организациях, в высших учебных заведениях выстраивается система управления, объединяющая подсистемы и коммуникации между ними, а также процессы, обеспечивающие заданное функционирование и развитие образовательной организации. В конечном счете, система управления вуза соединяет основных исполнителей образовательного процесса – преподавателей с необходимыми ресурсами и обеспечивающими службами.
Существующие в России системы внутривузовского управления во многом обусловлены наследием прошлого, сохраняя черты традиционного командно-административного подхода к управлению, который выстраивается по классической схеме «идеальной бюрократии» М. Вебера (иерархия власти, функциональная специализация, игнорирование личных качеств людей в процессах принятия решений и др.). Созданные в иных условиях, советские вузы не были сориентированы на достижение экономического результата путем наилучшего удовлетворения потребительского спроса и обеспечения минимального уровня расходов, а были нацелены, прежде всего, на выполнение государственных планов. Поэтому, недостатки командно-административного управления успешно нивелировались на общегосударственном уровне.
Анализу особенностей управления вузом и роли в нем инновационного подхода, в том числе основанного на маркетинговом инструментарии и технологиях, посвящена значительная часть научных исследований.
Существенный вклад в разработку инновационного подхода управления организациями внесли такие российские ученые, как Е.Е. Изъюрова, В.В. Левшина, Т.С. Наролина, Ю.В. Пахомова, А.Ю. Тарасова, Е.Н. Трофименко, Н.В. Фадеева, А.И. Ходыкина, Е.А. Шагалова и др.
Авторы В.М. Белый, О. Бычкова, И.А. Заярная, О.П. Иванов, С.Г. Зырянов, Д.И. Кудрявцев, Д.Р. Макеева, А.А. Моисеев, П.А. Петряков, Р.Г. Стронгин, Э.К. Уналбаева и др. уделили в своих публикациях внимание особенностям управления высшими учебными заведениями.
Углубленные исследования специфики инновационного подхода к управлению вузом провели Т.И. Афасижев, С.Г. Ермакова, Е.В. Исаева, А.Г. Кириллов, Т.В. Моисеева и др.
Цель исследования
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация рекомендаций по использованию современных управленческих и маркетинговых технологий в инновационной системе управления высшим учебным заведением.
Недостаточная изученность, актуальность, теоретическая и практическая значимость использования управленческих и маркетинговых инноваций в системе управления вузом обусловили выбор темы исследования, определили цель исследования и его задачи.
Материал и методы исследования
Материалом для подготовки статьи послужили работы зарубежных и отечественных ученых о построении эффективной системы управления вузом, управленческих и маркетинговых инновациях, используемых в деятельности высших учебных заведений; результаты исследований различных аспектов управления, проводимые в рамках Мордовского государственного университета и рейтинговых оценок научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза.
Методологическую основу исследования составили методы научной абстракции, анализа и синтеза, ретроспективного анализа, сравнения, обобщения, экспертной оценки.
Результаты исследования и их обсуждение
В рыночных условиях, высшие учебные заведения, как изначально сложно организованные системы, характеризуемые комплексом особенностей управления, уже не могут справиться со своими проблемами, оперируя только лишь традиционными методами управления.
Многие новые задачи, с которыми сталкиваются вузы, можно рассматривать как дальнейшее развитие проблем, существовавших и последовательно решавшихся ранее. Но возникли и принципиально новые вызовы, вытекающие из того факта, что высшие учебные заведения оказались субъектами рыночной экономики. В современных условиях кардинально изменилась внешняя среда, что поставило перед высшей школой задачу научиться адекватно отвечать на происходящие преобразования [6]. В то время, как традиционная система управления мало приспособлена для этого (рис. 1), так как лишь поддерживает сложившуюся в учреждении ситуацию и не ориентирована на развитие.
В таких условиях портрет современного вуза начал меняться, приобретая определенные черты (рис. 2), постепенно выделяющие и формирующие новую управленческую парадигму. Перед современными вузами стоит проблема создания такой системы управления, которая была бы максимально адекватна существующим условиям, а значит, основана на развитии. Этому требованию отвечает система управления, опирающаяся на управленческие инновации, то есть инновационная система управления.
Рис. 1. Проблемы, стоящие перед вузами, и недостатки традиционной системы управления [6; 3]
Рис. 2. Характерные черты современного инновационного высшего учебного заведения [2]
К группе «управленческих» относят инновации, состоящие в изменении системы управления вузом с целью повышения эффективности его функционирования и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг [4]. Такие инновации носят стратегический характер, так как позволяют существенно сократить трудозатраты менеджеров учебного заведения, оптимизировать их деятельность, придать устойчивость системе управления при постоянно меняющихся внешних условиях, что, в конечном счете, дает высшему учебному заведению дополнительное конкурентное преимущество.
Управленческие инновации нацелены, во-первых, на внешнюю среду через эффективные коммуникационные технологии, разработку основных направлений развития рынка труда молодых специалистов-выпускников вуза, а во-вторых, ориентированы на внутреннюю среду через механизмы ресурсного анализа учебного заведения, корпоративную культуру.
Инновации в управлении высшими учебными заведениями представлены в табл. 1.
Рассмотрим отдельные виды управленческих инноваций, внедряемых в современных высших учебных заведениях.
В большинстве отечественных вузов до недавнего времени существовали различные варианты линейно-функциональных организационных структур управления, представленных совокупностью кафедр, лабораторий в составе институтов, школ, факультетов, центров и вспомогательных служб, совместно осуществляющих научно-образовательную деятельность. В целом линейно-функциональная оргструктура управления положительно себя зарекомендовала, поскольку позволяет выстраивать четкое управление. Однако, она эффективна преимущественно в условиях устоявшегося процесса и не позволяет вузу оперативно реагировать на быстроизменяющуюся внешнюю среду. В таких условиях управление новыми проектами, реализация инноваций, требующих внеплановой и быстрой координации различных работ с помощью линейно-функциональной оргструктуры недостаточно эффективно. Для адаптации к современным экономическим реалиям вузы, ориентированные на предпринимательскую модель деятельности, используют матричную структуру управления, совмещающую структуры двух видов – линейную и программно-целевую. Управление по отдельным видам деятельности вуза по вертикали строится в соответствии с линейной структурой. Управление программой (проектом) по горизонтали организуется в соответствии с программно-целевой структурой [6].
Таблица 1
Виды управленческих инноваций, составляющих инновационную систему управления вузом [1]
Группы инноваций |
Виды инноваций |
Характеристика инноваций |
Примеры инноваций |
Структурно-управленческие инновации |
структурные инновации |
изменение состава структурных подразделений, организационной структуры управления вузом |
ликвидация и разъединение кафедр, создание новых подразделений – более узкоспециализированных кафедр на базе старых, финансовых, маркетинговых, инновационных подразделений, переход от линейно-функциональной к матричной, проектной оргструктуре |
управленческие инновации |
освоение новых форм и методов управления, организации труда сотрудников вуза |
расширение участия сотрудников в управлении вузом, введение в практику стратегического менеджмента, приглашение в качестве лектора профессионала-практика |
|
экономиические инновации |
изменения в финансово-экономической сфере деятельности |
выделение центров финансовой ответственности, инновации в области ценообразования на образовательные услуги, оплаты труда и оценки результатов работы преподавателей |
|
социальные инновации |
новые инструменты стимулирования человеческого потенциала |
совершенствование организационной культуры, внедрение новых систем нематериальной мотивации сотрудников вуза |
|
маркетинговые инновации |
новые или улучшенные старые маркетинговые методы |
инструменты внешнего и внутреннего маркетинга вуза |
Новые экономические условия функционирования вузов вызвали необходимость постановки задач, носящих междисциплинарный характер и требующих для своего решения участия специалистов разных кафедр и факультетов, а также взаимодействия с другими образовательными, научно-исследовательскими или бизнес-структурами. В связи с этим еще одним вариантом модернизации традиционной линейно-функциональной структуры управления вузом является использование проектной оргструктуры. В ее основе лежит проектно-ориентированный подход к управлению, суть которого состоит в разделении деятельности вуза на отдельные проекты и объединении групп, которые занимаются отдельным проектом. При этом, в основе такого подхода лежит бизнес-планирование, ограничивающее участников проекта временными рамками и выделенными на его разработку и реализацию ресурсами. Сегодня на принципах проектного управления строится реализация не только научно-исследовательских проектов и программ, но и инновационных образовательных программ, в том случае, когда важно скоординировать действия многих участников проекта и имеющиеся у них ресурсы [6].
Необходимость внедрения методов управления, повышающих адаптивные возможности вузов, требует от них перехода к стратегическому управлению. Названную категорию, можно трактовать, как систему управленческих решений, которые призваны обеспечить свободное функционирование учебного заведения в сложившихся условиях рыночной среды [3]. Стратегическое управление предполагает разработку «дорожных карт», программ повышения конкурентоспособности, включающих стратегические цели и стратегии, а также план управления изменениями. При этом, основным механизмом, с помощью которого вузы способны обеспечить эффективное применение перечисленных инструментов, является маркетинг, охватывающий набор организационных механизмов приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Маркетинг на сегодняшний день является нововведением, которое вузы практически не применяют. Маркетинговая деятельность в большинстве российских вузах ограничивается проведением профориентационных и рекламных мероприятий. Это связано, прежде всего, с тем, что вузы до конца не осознали необходимость разработки маркетинговой стратегии с целью повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [2].
Маркетинг вузов предполагает построение как системы маркетинговых коммуникаций (реклама, PR) с целью стимулирования спроса, так и проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг с целью информационного обеспечения разработки стратегии высшего учебного заведения; ассортиментную (товарную) политику, реализуемую посредством «пакетирования» образовательных услуг и предоставления дополнительных образовательных сервисов; сегментирование образовательного рынка через дифференциацию потребительских свойств образовательной услуги и повышение ее качества [7].
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва – высшее учебное заведение Республики Мордовия классического типа, в котором сосредоточен основной научный и образовательный потенциал региона. МГУ им. Н.П. Огарёва занимает лидирующую позицию на рынке образовательной деятельности Республики Мордовия.
В рамках ассортиментной (товарной) политики университет предоставляет образовательные программы бакалавриата, магистратуры, среднего профессионального образования и дополнительные формы обучения. В вузе реализуется 206 образовательных программ высшего образования по 114 направлениям подготовки и специальностям (программ бакалавриата – 104, специалитета – 14, магистратуры – 88) и 12 программ СПО. Количество реализуемых ОП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре – 65, программ в ординатуре – 35. За последние годы в университете разработаны самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты (СУОС) и на их базе 7 ОП. Ведется подготовка по 3 образовательным программам, реализуемым на иностранном языке.
Освоением маркетинговой стратегии «расширение границ рынка» МГУ им. Н.П. Огарёва занимается продолжительное время. Свидетельством тому является рост иностранных граждан и студентов из других регионов России, обучающихся в вузе, проведение совместных научных исследований с другими высшими учебными заведениями России, открытие образовательных и исследовательских центров общероссийского и межрегионального уровня.
В рамках инновационной маркетинговой стратегии «разработка новых видов услуг» университет предлагает новые виды образовательных и научно – исследовательских услуг (дистанционное обучение, магистерские программы и программы второго высшего образования и др.).
Университет реализует и стратегию диверсификации. В рамках ее реализации открыта программа МВА на экономическом факультете, проводятся обучающие семинары для персонала предприятий, тренинги, исследовательские проекты для организаций и предприятий региона.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва имеет широкий спектр образовательных услуг, дополняет продукт новыми информационными средствами, что позволяет улучшать качество образовательной услуги и сформировать заинтересованность со стороны потенциальных клиентов.
Для привлечения внимания целевой аудитории к образовательному учреждению факультеты и институты МГУ им. Н.П. Огарёва проводят различного рода мероприятия, которые представлены в табл. 2.
Взаимодействие с целевой аудиторией в МГУ им. Н.П. Огарёва осуществляется с помощью специалистов Управления по связям с общественностью.
Организационная структура Управления по связям с общественностью представлена на рис. 3.
Управление по связям с общественностью взаимодействует с административными, образовательными и научными структурами университета.
Управление по связям с общественностью обеспечивает рекламно-информационную поддержку основных направлений деятельности и наиболее значимых событий и мероприятий университета. Ключевым направлением деятельности в рамках связей с общественностью является организация взаимодействия со средствами массовой информации, главные из которых представлены в табл. 3.
Таблица 2
Направления деятельности университета в рамках установления взаимоотношений с потенциальными клиентами
Направления деятельности |
Краткая характеристика |
Профориентационная работа в школах/колледжах |
Распространение рекламно-сувенирной продукции в учебных заведениях, проведение презентаций о факультетах (специальностях) в школах сотрудниками университета. |
Проведение олимпиад, конкурсов среди школьников |
Ежегодно проводятся тестирование и олимпиады, в которых принимают участие школьники Республики Мордовия, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской областей и Чувашской республики. |
Рис. 3. Организационная структура Управления по связям с общественностью
Таблица 3
Взаимодействие МГУ им. Н.П. Огарёва со средствами массовой информации
СМИ |
Каналы размещения |
Печатные СМИ |
«Известия Мордовии», «Столица С», «Вечерний Саранск», «Республика молодая», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Голос Мордовского университета» |
Телевидение |
«ГТРК «Мордовия» и «Телесеть Мордовии (10 канал)» |
Радио |
«МС-радио», «Радио Мордовии» |
Электронные СМИ |
РИА «Саранск», РИА «Инфо-РМ», РИА «Мордовмедиа», сайт МГУ им. Н.П. Огарёва |
При поддержке государственных органов власти Мордовский государственный университет принимает участие в международных конференциях, выставках, организуются встречи студентов с работодателями, проводятся олимпиады и конкурсы.
Значительное внимание уделяется информационному сопровождению мероприятий университета с использованием Интернет – ресурсов. На сайте университета (www.mrsu.ru) регулярно публикуется и обновляется информация, характеризующая деятельность университета.
Принимая во внимание, что активная часть населения, и особенно молодежь, для получения необходимой информации все больше прибегает к ресурсам Интернета, следует отметить, что использование университетом только печатных средств информации уже не является достаточным для продвижения образовательных услуг. Поддержание в актуальном состоянии Интернет-сайта является необходимым условием для формирования информационного пространства и связи с целевой аудиторией, что является конкурентной чертой университетов ХХI века.
Реклама для МГУ им. Н.П. Огарёва является необходимым условием при продвижении образовательных услуг, так как она обеспечивает присутствие объекта продвижения в рекламно – информационном пространстве.
Выводы (заключение)
Таким образом, по итогам исследования содержания и основных элементов инновационной системы управления вузом были достигнуты следующие результаты.
– обоснована необходимость ее наличия в современных высших учебных заведениях, посредством: обобщения особенностей управления вузом; выявления вызовов, стоящих перед учреждениями высшей школы; составления портрета современного инновационного вуза;
– раскрыта сущность инновационной системы управления вузом через видение ее как системы управления, опирающаяся на управленческие и маркетинговые инновации;
– на основе обобщения специфических особенностей разного вида управленческих инноваций вузов, проведена их классификация (структурные, собственно управленческие, экономические, социальные, маркетинговые инновации);
– в рамках проведения исследования рассмотрены управленческие и маркетинговые инновационные технологии, используемые в Мордовском государственном университете.
Библиографическая ссылка
Комлева Н.С. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 8-1. – С. 64-70;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=670 (дата обращения: 23.11.2024).