Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Бродникова В.И. 1 Габдуллина А.Н. 1 Пеньков М.В. 1 Тахумова О.В. 1
1 Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Все более актуальным сейчас становится обеспечение обороноспособности государства, которое выражается в желании военного и технического превосходства одной страны над другой, а также применение специфических рычагов давления. Чтобы обеспечить стабильность экономических связей, нужно обеспечивать и гарантировать национальную безопасность. Благосостояние национальной экономики является первоочередным фактором процветания государства. Стабильное положение экономической системы России обеспечит ей конкурентное преимущество на внешней арене. Безусловно, грамотная политика в области экономической безопасности может гарантировать стабильность национальной безопасности в целом. В качестве основной цели в работе выбрано уточнение критериев определения экономической безопасности регионов страны и разработка направлений по обеспечению высокой степени защиты интересов населения и государства на федеральном региональном уровнях. Первоочередной задачей для развития остаётся понимание обеспечения экономической безопасности страны, только при суммарном учете социальных, научных, политических и оборонных факторов. В работе выделены группы условий, обуславливающих региональную безопасность страны. Проведен анализ основных показателей, составляющих экономическую безопасность на примере регионов – лидеров государства. Предложены направления повышения экономической безопасности в региональном аспекте.
экономическая безопасность
факторы
конкурентные преимущества
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (Дата обращения 13.06.2019).
2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основы информационно-психологической безопасности. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2018. 416 c.
3. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Регулирование ядерной и радиационной безопасности. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 2017. 400 c.
4. Клещина, М. Влияние уровней развития регионов на экономическую безопасность России. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 144 c.
5. Махутов Н.А. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Том 2: Безопасность и защищенность критически важных объектов. Часть 1. М.: Знание, 2016. 135 c.
6. Пашковская, М.В. Международная экономическая безопасность: учебник. М.: Синергия, 2016. 513 c.

Введение

Гарантия национальной безопасности и вопросы, связанные с ее устойчивостью, всегда являлись объектом исследований ученых в различных областях. Нельзя не принимать во внимание тот факт, что вопрос обеспечения именно этой безопасности влияет практически на всех сферы функционирования деятельности как государства, так и отдельной личности. Проблемами, связанными с обеспечением экономической безопасности Российской Федерации, как фактора ее роста во всех сферах жизни, интересуются все более широкие массы из разных слоев населения. Такое внимание оправдано.

В условиях роста угроз и причинения некоторого урона экономической безопасности России, временное влияние экономических кризисов и отдельных действий со стороны иностранных государств, очевидная дифференциация населения, регионов, рост уровня безработицы, абсолютная разница в жизни людей в крупных урбанизированных городах и окраинах становятся теми факторами, которые в целом влияют на экономическую безопасность России и регионов [3].

Все более актуальным сейчас становится обеспечение обороноспособности государства, которое выражается в желании военного и технического превосходства одной страны над другой, а также применение специфических рычагов давления. Чтобы обеспечить стабильность экономических связей, нужно обеспечивать и гарантировать национальную безопасность [6].

Цель исследования

Первоочередной задачей для развития остаётся понимание обеспечения экономической безопасности страны, однако, лишь при суммарном учете социальных, научных, политических и оборонных факторов, есть возможность для развития. Если отобразить полное определение такого понятия как «экономическая безопасность», то становится очевидной способность институтов права, экономики быть на стороне интересов отдельного субъекта и государства, сохраняя при этом свою национальную особенность и ценности. На данном этапе развития, в условиях интеграции человека в международное сообщество, которое ускоряется наличием НТП, появляются острые социальные, политические, технологические проблемы, которые неуклонно приобретают оборот. Все это требует более глубокого подхода для определения уровня социально-экономической, политической, экологической безопасности на национальном и региональном уровнях.

В связи с этим в качестве основной цели выбрано уточнение критериев определения экономической безопасности государства и разработка направлений по обеспечению высокой степени защиты интересов населения и государства на региональном уровнях.

Безусловно, сегодня, отдельные угрозы в той или иной сфере в пределах одного государства, носят уже не местный характер, а всеобъемлющий, что становится результатом того, что проблемы безопасности обладают абсолютно новыми чертами и особенностями. Глобализация становится тем фактором, который обеспечивает безопасность всего государства, а в частности экономическую [5].

Материал и методы исследования

Сейчас принято выделять около 150 показателей, которые определяют экономическую безопасность государства и региона [2]. Это следующие сферы: экономическая, социальная, экологическая и политическая.

Основные из них представим на рисунке.

pic_brodnik_1.wmf

Основные составляющие экономической безопасности региона

Результаты исследования и их обсуждение

В результате уже проведённых исследований и расчётов мы можем сделать следующие выводы о состоянии экономической безопасности России. Рост ВВП за три года составил 9007 млрд рублей. Значительного увеличения достигли такие показатели, как: «финансовые вложения в основной капитал» (рост составил 2846,2 млрд руб.), оборот розничной торговли (рост составил 2218,7 млрд руб.). Величина прожиточного минимума, средний размер пенсий, среднедушевые доходы населения и средняя заработная плата работников организаций увеличились, что может говорить об увеличении уровня жизни населения (рост составил: 387; 1242,2; 955 и 5137 руб. соответственно). Индекс потребительских цен снижается, что свидетельствует о снижении изменения стоимости товаров и услуг. Известно, что из общей численности населения происходит спад как занятых в экономике (на 0,28 %), так и снижение числа безработных (на 9,31 %). В общем уровень занятости возрос на 0,2 % за период, а уровень безработицы снизился на 0,4 % от всей численности населения. Численность пенсионеров возрастает возросла на 1,99 % и составляет теперь 46,1 млн человек, что свидетельствует о старении населения. Динамика основных показателей экономического развития представлена в табл. 2.

Данные таблицы указывают на положительную динамику всех показателей экономического развития России в динамике. Рост ВВП за три года составил 9007 млрд рублей. Значительного роста достигли такие показатели, как: «инвестиции в основной капитал» (рост составил 2846,2 млрд руб.), а также связанный с ним показатель «инвестиции в основной капитал на душу населения» (рост – 14,2 тыс руб./чел.); оборот розничной торговли (рост составил 2218,7 млрд руб.). В индексе промышленного производства наблюдается рост на 2,9 % по сравнению с 2015 годом. Однако, в его составе значения показателей колеблются – наибольший рост в его составе пришелся на обрабатывающие производства в размере 3,8 %; наименьший рост пришелся на обеспечение электрической энергией, газом и паром – 0,6 %.

Далее рассмотрим показатели уровня жизни населения Российской Федерации в табл. 2.

Таблица 1

Динамика основных показателей экономического развития Российской Федерации за период 2015–2017 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, (±) 2017 г. к 2015 г.

Валовой внутренний продукт, млрд. руб.

83 094,3

86 014,2

92 101,3

+9007

Индекс промышленного производства, %

99,2

102,2

102,1

x

– добыча полезных ископаемых

100,7

102,3

102,1

x

– обрабатывающие производства

98,7

102,6

102,5

x

– обеспечение электрической энергией, газом и паром

99,0

102,0

99,6

x

– водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов

95,2

100,8

97,9

x

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

4794,6

5112,3

5109,5

+314,9

Оборот розничной торговли, млрд руб.

27 526,8

28 240,9

29 745,5

+2218,7

Объем строительных работ, млрд руб.

7010,4

7213,5

7573,0

+562,6

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

14 748,8

16 027,3

175 95,0

+2846,2

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.

94,9

100,5

109,1

+14,2

Таблица 2

Уровень жизни населения Российской Федерации в 2015–2017 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, (±) 2017 г. к 2015 г.

Численность населения, млн чел.

146,5

146,8

146,9

+0,4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн чел.

19,5

19,5

19,3

–0,2

– в % от общей численности населения

13,3

13,3

13,2

–0,1

Величина прожиточного минимума, руб.

9701

9828

10 088

+387

Средний размер назначенных пенсий, руб.

12 080,9

17 425,6

13 323,1

+1242,2

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц

30466,6

30747,0

31421,6

+955

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

34030

36709

39167

+5137

Платные услуги населению, млрд руб.

8050,8

8636,3

9211,4

+1160,6

– в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

98,9

100,7

101,4

x

Платные услуги населению на душу населения, руб.

54 989,7

58 880,5

62 730,0

+7740,3

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, %

112,9

105,4

102,5

x

Результаты показывают, что при росте населения на 400 тыс. чел. произошло снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума на 200 тыс. чел., что в общей численности населения снизилось на 0,1 %. Величина прожиточного минимума, средний размер пенсий, среднедушевые доходы населения и среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций увеличились, что может говорить об увеличении уровня жизни населения (рост составил: 387; 1242,2; 955 и 5137 руб. соответственно). Платные услуги, оказываемые населению, также увеличились (рост составил 1160,6 млрд руб.), при этом платные услуги населению на душу населения увеличились на 7740,3 руб. индекс потребительских цен снижается, что свидетельствует о снижении изменения стоимости товаров и услуг.

Уровень ВВП на душу населения в России превосходит пороговое значение ВВП мирового на 5,7 %. Это означает, что в Российской Федерации относительно неплохой уровень экономического развития страны; доля в промышленном производстве обрабатывающих производств не достает до порогового значения на 4,7 %, то есть происходит медленная деиндустриализация страны; доля инвестиций в ВВП превосходит пороговое значение на 1,1 %, значит происходит развитие производственного сектора, но из-за небольшого отрыва от порога, это развитие крайне медленное; доля расходов на НИОКР в ВВП почти в 2 раза ниже порогового значения (говорит нам о серьезном разрушении интеллектуального потенциала России); доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на 6,2 % превосходит пороговое значение, то есть это можно говорить о низком уровне жизни населения в стране и низких доходах); уровень преступности почти на 2/3 ниже пороговых значений [1].

Также, достаточно остро строит проблема экономической безопасности отдельных субъектов РФ, ведь регион, позиционирующий себя как развитый, может формировать безопасность целого государства, а также иметь возможность для противостояния внутренним и внешним угрозам. Такими регионами, способными противостоять угрозам, становятся Московская область, Краснодарский край и республика Крым [4]. Обобщённая характеристика уровня экономической безопасности на основе экономической, экологической и политической составляющих представлена в табл. 3

Таблица 3

Показатели экономической безопасности регионов страны [1]

 

I1

   

I2

I3

I4

РФ

17,3

2,5

32,7

7,0

4,0

9,0

35369

5,2

27

46

1401,9

Московская область

19,1

5,3

2,56

0,07

0,2

0,12

41286

3,2

26,1

53

1136

Краснодарский край

22,4

2,1

9,32

0,02

5,0

0,09

31000

5,8

43,1

49

1215

Республика Крым

54,6

1,2

2,36

0,03

0,6

0,03

26313

0,5

43,3

57

1245

Согласно проведённому исследованию, анализа экономической безопасности по регионам, в основу которого легли такие элементы, как I1 – экономическая безопасность, I2 – экологическая безопасность, I3 – социальная безопасность и I4 – политическая безопасность, мы взяли 3 субъекта РФ, в отношении которых, непосредственно, проводилось исследование. Таким образом, по первому индексу, лидером по всем показателям является республика Крым, а именно: доля инвестиционных вложений к ВРП составила 54,6 %, в отличие от Московской области, где этот же показатель равен 19,1 %, уровень инфляции за год составил всего лишь 1,2 %, чего нельзя сказать о Московской области и Краснодарском крае, где уровень инфляции достиг 5,3 и 2,1 % соответственно. Доля внешнего долга к валовому региональному продукту составляет лишь 2,36 %, в тот время, как в Краснодарском крае этот долг составил 9,32 %, от ВРП.

При рассмотрении экологической безопасности, за основу мы брали такие показатели, как: удельный вес экологических поступлений к ВРП, где наибольшую сумму в бюджет внесла Московская область, удельный вес к ВРП которой равен 0,07 % это объясняется тем, что данный субъект нанёс гораздо больший ущерб своей экологии, нежели другие исследуемые субъекты. В цифрах этот показатель будет выглядеть следующим образом: республика Крым 0,03 %, Краснодарский край 0,09 %, Московская область 0,12 % от валового регионального продукта.

Согласно данным по социальной безопасности, каждый из исследуемых регионов занимает свою первую строчку по исследуемым показателям. Таким образом, самая высокая средняя заработная плата зафиксирована в Московской области и составляет 41 286,0 рублей, а самая низкая в республике Крым и равна 26 313,0 рублей, однако, в последнем был зафиксирован и самый низкий уровень безработицы, составляющий 0,5 %, в отличие от Краснодарского края, где этот же показатель составляет 5,8 %. Удельный вес убыточных предприятий в каждом из субъекте имеет высокое значение, однако в Московской области этот показатель составил 26,1 %, от общего числа предприятий, а в республике Крым и Краснодарском крае этот же показатель колеблется в пределах 43 %.

И последнее, политическая безопасность, в нашей работе, складывается из 2-х показателей, это уровень доверия граждан к центральным органам власти, где самый высокий показатель зафиксирован в республике Крым и равен 57 %, от общего числа опрошенных и, уровень преступности, в количестве преступлений на 100 тыс. человек, где наименьший показатель у Московской области и равен 1136 преступлений. Однако, несмотря на высокий показатель у республики Крым в 1245 преступлений, львиную долю занимают мелкие сезонные кражи, в отличие от Московской области, где наиболее распространенными являются насильственные преступления, в том числе убийства и причинение вреда здоровью, и неправомерное завладение транспортом.

Выводы и заключение

Наиболее высокий уровень экономический безопасности наблюдается в республике Крым, что связано, с недавним присоединением этой территории в состав Российской федерации, и в отношении которой проводятся различные государственные программы по укреплению социально – экономической политики и развитие курортной инфраструктуры.

На основании проведённых нами расчётов, а также использования статистических данных мы можем предложить следующие рекомендации: во-первых, поддерживать международные связи с близлежащими странами для возвращения рынка сбыта отечественной продукции. Во-вторых, проводить соответствующие мероприятия для прекращения дальнейшего вывоза капитала за пределы Российской Федерации, в том числе и нелегального. В-третьих, необходимо контролировать и стимулировать активность внутреннего рынка, а также его участников. В-четвертых, постепенно снижать сырьевую направленность страны с помощью обеспечения государственных заказов в атомную, химическую, электронную и другие виды промышленности, которые бы производили товары с высокой добавочной стоимостью.


Библиографическая ссылка

Бродникова В.И., Габдуллина А.Н., Пеньков М.В., Тахумова О.В. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 7-1. – С. 31-36;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=628 (дата обращения: 21.11.2024).