Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ СБЫТА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ – ЭКСПОРТЕРОВ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ)

Казакова Г.Я. 1 Казаков К.Г. 1 Бавуева С.Д. 1 Басанов В.М. 1 Цеденов Э.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»
В данной статье рассматриваются понятие и сущность инвестиционной привлекательности потенциального экспортного рынка, приводятся актуальные методы оценки предварительной инвестиционной политики предприятия, направленной на долгосрочную стратегию развития экспорта региональных предприятий агропромышленного комплекса. В ходе проведенного исследования авторами дается обзор современных методов оценки инвестиционной привлекательности зарубежных рынков сбыта продукции российских сельскохозяйственных производителей. Авторы отмечают, что регионы с ориентированной экономикой на сельскохозяйственное производство, такие как Республика Калмыкия могут стать полноценными участниками внешнеэкономической деятельности страны в целом. Авторы пришли к выводу, что определение направлений экспортного развития мясного производства республики и принятие решения об инвестировании в эту деятельность региональными предприятиями требует практических навыков методов оценки инвестиционного проекта экспортной деятельности.
инвестиционная деятельность
инвестиционная привлекательность
источники финансирования инвестиционной деятельности
государственные механизмы экспортной поддержки
1. Об инвестиционном товариществе [Электронный ресурс]: Федер. закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Указ от 7 мая 2018 года Президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Юзвович Л.И. Эффективная инвестиционная политика региона / Л.И. Юзвович, А.Г. Арутюнян // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 5. С. 42–53.
4. Казакова Г.Я., Манжикова В.Э., Даваасурэн С.Г., Бембиева Л.М. Факторы экономического развития и инвестиционной деятельности регионов (на примере Республики Калмыкия) Экономика и предпринимательство. 2017. № 2–2 (79). С. 441–445.
5. Меры государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx.ru.
6. Услуги Российского Экспортного Центра по экспорту пищевой продукции и продукции сельского хозяйства. Сайт Российского Экспортного Центра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru.
7. Финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий по экспортному финансированию. Сайт Корпорации «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corpmsp.ru.
8. О текущей ситуации в экономике Республики Калмыкия за январь-февраль 2019 года. Сайт Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.kalmregion.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-/o-tekushchey-situatsii-v-ekonomike-respubliki-kalmykiya-za-yanvar-fevral-2019-goda/.
9. Экспорт продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Сайт Государственной службы статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
10. Налогооблажение республики Гана для нерезидентов. Сайт налоговой службы Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gra.gov.gh/.
11. Отраслевые отчеты Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.reportlinker.com/r0651/Ghana-industry-reports.html.
12. Основные сведения Государственного Департамента Республики Гана. Сайт Госдепартамента Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.state.gov.
13. Портал государственных служб Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eservices.gov.gh.
14. Сведения об экономике Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: country.eiu.com/ghana.
15. Статистика Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.statsghana.gov.gh.
16. Исследования в области сельского хозяйства в Африке [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fara-africa.org.
17. Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Гана [Электронный ресурс]. Режим доступа: mofa.gov.gh.

Введение

Инвестиционные решения относятся к сложным процедурам выбора, основанным на многовариантной, многокритериальной оценке объективных и субъективных факторов, связанных с определенной страной, регионом. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности конкретного региона является необходимой подготовкой для принятия окончательного инвестиционного решения. От результатов оценки инвестиционной привлекательности зависят последующие действия предприятия-инвестора, которые могут повлечь за собой серьезные как положительные, так и отрицательные экономические последствия.

Цель исследования заключается в практическом применение методов определении оценки инвестиционной привлекательности потенциальных рынков сбыта мясной продукции предприятий Республики Калмыкия.

Материал и методы исследования

Методология проведенного исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа.

Результаты исследования

Настоящий этап экономического состояния страны характеризуется быстрорастущим комплексом региональных проблем. Сложившаяся высокая степень неоднородности экономического состояния регионов страны, что свидетельствует различие уровней инвестиционной активности каждого отдельного административного субъекта Российской Федерации. При этом современные тенденции государственного курса экспортооринтированной экономики и активной государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий в рамках экспортной деятельности требуют оперативной активности региональных предпринимателей. В виду этого республике необходимо оперативно выработать курс на развитие экспортного потенциала, что станет фактором привлечения внешних инвестиций в мясное производство региона. Данная проблема в Республике Калмыкия стоит крайне остро в виду отсутствия крупных промышленных производств, большого оттока профессиональных кадров и непоследовательной экономической политики региона при ее инвестиционной не привлекательности. Для республики необходима организационно-экономическая модель, способствующая оперативному вовлечению региона в Национальные проекты страны на долгосрочных условиях с определенной доходностью. Республика имеет животноводческую направленность, что ограничивает число возможностей для экономического развития. Для того, чтобы определить необходимость и экономическую целесообразность финансирования инвестиций региональных предприятий необходимо оценить потенциальные рынки сбыта продукции республики с учетом их инвестиционной привлекательности, стабильности и платежеспособности (возвратности инвестиционных вложений).

Для развития экспортного потенциала региональных предприятий необходимы новые рынки сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции. С этой точки зрения интересным рынком сбыта для российских предприятий – экспортеров пищевой продукции мог бы рассматриваться африканский рынок. Несмотря на непрозрачность африканского рынка для российских производителей, сложность оценки контрагентов – партнеров, необходимо определить страны, которые по данным мировой компании «Гермес» относятся к «зелёным» странам с пониженным инвестиционным риском (см. рис. 1). К таким странам относятся Марокко (Северная Африка), Республика Гана (Западная Африка), Ботсвана (Южная Африка).

К сожалению, российские товаропроизводители продуктов питания в настоящее время не активно представлены в странах Африки, а производители мясной продукции не представлены совсем. При этом мясная продукция Республики Калмыкия (мясо баранина и говядина, а также субпродукты) могли бы стать одной из серьезных направлений развития и привлечения дополнительных источников финансирования инвестиционной деятельности региональных предприятий. В виду этого, что мясная продукция республики конкурентоспособна и могла бы пользоваться спросом на африканских рынках, необходима серьезная предварительная инвестиционная проработка проекта, так как при принятии решения необходимо базироваться на общих характеристиках инвестирования:

  • инвестиционный проект требует значительные финансовые затраты;
  • эффективность инвестиций должна быть оценена на среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • проект характеризуется высокой степенью риска.

Для того, чтобы принять окончательное решение для определения рынка сбыта, необходимо провести оценку инвестиционной привлекательности страны исходя из оценки определенных факторов, что в рамках настоящей работы сделано на примере Республики Гана (Западная Африка).

Законодательный риск инвестиционной деятельности: правовая система Ганы основана на британском общем праве, специальных законах и конституции 1992 года. Судебная власть страны оценивается внешними наблюдателями, как независимая и беспристрастная, что является нетипичным для региона.

Потребительский инвестиционный риск – количество населения и совокупная покупательная способность населения. Уровень занятости населения в производстве, формирующего добавочную стоимость продукции региона. Так, По данным статистической службы, численность населения Ганы составляет 27,9 млн человек, значительно увеличившись по сравнению с данными переписи населения в 2010 году (24,7 млн). По показателю плотности населения, составляющего в Гане 107 человека на квадратный километр, страна занимает 76-е место в мире. При этом по данным того Организации Объединенных Наций не менее тридцати процентов населения не имеет паспорта, что говорит о реальном количестве населения превышающем статистические официальные показатели. Большинство населения проживает на юге страны, при этом 54 % из них живет в городских районах. Среднегодовой показатель роста (CAGR) населения составляет около 3 % в год. Прогноз численности населения на 2022 год – 16,7.

Гана – молодая страна. 38,7 % населения моложе 15 лет, а медианный возраст составляет 23,9 года. Согласно экономической теории, страны с более молодым населением могут иметь более высокий экономический рост в ближайшем будущем. Они имеют преимущество более высокого уровня присутствия населения на рынке рабочей силы, а также более низких коэффициентов демографической нагрузки, положительно влияющими на экономический рост (The Telegraph, 2015).

Более развитые и богатые страны стареют быстрее. В отличие от них, Гана имеет следующие коэффициенты нагрузки:

  • коэффициент пенсионной нагрузки – 5,9 %;
  • коэффициент потенциального замещения детской зависимости – 60,8 %.

Эти коэффициенты показывают, что государственные расходы Ганы на социальное обеспечение для пожилых будут относительно низкими в предстоящие годы. Большинство экономистов считают, что страны с молодым населением имеют более высокий потенциал для роста, поскольку молодые люди более динамичны в экономическом плане. Эти ожидания подтверждены динамикой экономического развития и ростом ВВП. Оценка производственного инвестиционного риска: Гана является членом ЭКОВАС и ВТО, а также пользуется преимуществами режимов наибольшего благоприятствования другими странами.

В последние годы экономика страны демонстрировала устойчивое развитие, обеспечивая значительный рост уровня жизни населения Ганы. Сильный экономический рост позволил снизить уровень бедности в Гане с 52,6 % населения в 1991 году до 17 % в 2018 году. Богатство природных ресурсов также поддержало улучшение ситуации – Гана является вторым по величине производителем золота в Африке и крупным экспортером какао и сырой нефти. В 2017 и в 2018 годах рост ВВП Ганы во данным Всемирного банка составил 5,89 % и это по-прежнему позволяет ей быть второй по объему экономикой Западной Африки (после Нигерии) и первой экономикой стран Африканского континента по инвестиционной привлекательности.

Несмотря на рост ВВП Республики Гана объем импорта в страну достаточно велик, чтобы делает данный рынок привлекательным, особенно с учетом прогнозов роста ВВП. При этом Россия, в структуре импорта Ганы по странам, подготовленная на основе информации агентства TradingEconomics, представлена незначительно.

pic_kazak_2.tif

Рис. 2. Динамика и прогноз ВВП Ганы, млрд долларов США

pic_kazak_3.tif

Рис. 3. Структура импорта по странам в Республику Гана

Как можно видеть на диаграмме, доля России составляет всего 0,64 % импорта Ганы. Первые позиции занимают Китай, Великобритания и США. Объем российского экспорта в Гану в денежном исчислении составляет 69,25 миллионов долларов США. Структура российского экспорта представлена на рис. 4. На графике видно, что половину российского экспорта составляют удобрения, еще 35 % – зерно. Таким образом, возможности остальных конкурентоспособных отраслей России практически не задействованы в экспорте в эту страну.

pic_kazak_4.tif

Рис. 4. Структура российского экспорта в Гану, %

Данные, представленные в таблице (см. табл. 1) показывают, что целевые сегменты продуктов питания, являются достаточно емкими. Кроме того, продукция данных сегментов российского производства является достаточно конкурентоспособной, что подтверждается статистикой ее экспорта.

Таблица 1

Объем импорта в Гану по целевым сегментам

Сегмент

Объем импорта

Зерновые

467,02

Животные, растительные жиры и масла

154,96

Резина и изделия из нее

149,42

Мясо и пищевые мясные субпродукты

138,00

Сахар и кондитерские изделия

129,10

 

По данным ФТС, 2017 год был годом роста экспорта российского продовольствия и сельскохозяйственного сырья на внешние рынки. К главным трендам года можно отнести рост экспорта, как в физическом, так и в денежном выражении (рис. 5).

pic_kazak_5.tif

Рис. 5. Динамика российского экспорта продовольственных и сельскохозяйственных товаров

Российские товары поставлялись на мировые рынки по ценам ниже среднемировых, отчего компании выигрывали у зарубежных конкурентов. В 2018 году курс рубля практически не менялся, подобная ценовая политика по-прежнему продолжается и позволяет нашим экспортерам занимать новые ниши. По данным ФТС, в 2018 году Россия экспортировала свою продукцию в 159 стран, при этом многие поставки стали носить не разовый, а регулярный характер.

Оценка кадрового инвестиционного потенциала в регионе основывается на наличии профессиональных кадров и возможность их привлечения к постоянной работе. В Гане в систему средне-специального и высшего образования входят 52 государственных и 5 частных колледжей, 5 многотехнических учреждений, 4 неуниверситетских третичных учреждения, а также 8 государственных и 45 частных высших учебных заведений. Но в результате самые способные студенты получают государственную стипендию и едут получать высшее образование за границей. Других, более обеспеченных студентов, отсылают получать образование в развитых странах родители. С 1985 года реализуется программа борьбы с неграмотностью среди взрослого населения. Ежегодно по решению Парламента страны из бюджета выделяются значительные средства на нужды образования. В 2003 году грамотными были 74,8 % населения (67,1 % мужчин и 82,7 % женщин), в 2017 году – уровень грамотности достиг 88 %. При этом в регионе у населения наблюдается активная бизнес направленность, растет количество малых предприятий, создаваемых населением: пекарни, колбасные и сосисочные производства, переработка зерна, какао, производство соков и других направлений. Инфраструктурная инвестиционная оценка региона согласно экономико-географического положения показывает, что Республика Гана является одним из наиболее стабильных «ворот» в Западную Африку за счет наличия развитых портовых мощностей и равноудаленного расположения от соседних стран. Порт «Тема» в Республике Гана позволяет принимать стотысячные грузовые корабли и пропускать значительные объемы, на несколько десятков миллионов тонн различной продукции, которая потом транзитом отправляется в более удаленные страны от морского побережья (Бенин, Мали и другие). В Гане нет железной дороги, основная логистика базируется на автомобильном транспорте. При этом Гана имеет достаточно разветвленную автомобильную суть дорог со всеми частями Западного и Центрального африканского континента.

Таблица 2

Ценовая конъюнктура мясных продуктов в стране

Виды продукции

Цены

в седи (местная валюта)

в долларах США

в руб., по курсу ЦБ

Говядина

35,0

7,0

453,5

Баранина

36,0

7,2

466,5

Ягнятина

41,0

8,2

531,3

Субпродукты

25,0

5,0

324,0

Кишки тонкие

15,0

3,0

194,37

 

Таблица 3

Финансовый расчет прибыли и убытков сельхозпредприятия, рублей

Наименование показателей

2020 год

2021 год

2022 год

Итого

Выручка

28 816 437

29 458 728

30 132 244

88407409

Итого затраты

18 801 150

19 220 210

19 659 643

57681003

Прибыль от до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации (EBITDA)

468 975

479 428

490 389

1 438 792

Амортизация

286 082

292 458

299 145

877 685

Прибыль до вычета процентов и налога на прибыль (EBIT)

6 437 270

6 580 751

6 731 207

19749228

Прибыль до налогообложения

25 993 477

26 572 847

27 180 383

79746707

Налог на прибыль

2 822 960

2 885 881

2 951 861

8 660 702

Чистая прибыль

273 277

273 277

273 277

819 831

Прибыль нарастающим итогом

2 549 683

2 612 604

2 678 584

7 840 871

 

Сравнительный ценовой анализ ввозимой и реализуемой продукции в Республике Гана с возможностями предприятий Калмыкии только по одному основному продукту питания «мясо и субпродукты, кишки и другая сопутствующая продукция» предполагает следующий вариант успешной реализации проекта для региональных экспортеров (см. табл. 3).

Таким образом, Республика Гана отвечает основным принципам инвестиционной политики предприятия, готового входить на этот рынок сбыта на среднесрочной перспективе: экономической целесообразности за счет расширения рынка сбыта с целью получения положительного результата (прибыли); экономической эффективности — превышение получаемого результата на этапах инвестиционной деятельности над затратами (издержками) предприятия; приемлемости в виду назревшей необходимости реализации проекта при существующих обстоятельствах постоянно сужающегося отечественного рынка сбыта в сложившихся условиях активной государственной поддержки экспорта отечественной продовольственной продукции. Результатом проведенного анализа в настоящей статье были получены PEST-анализ – факторы, определяющие инвестиционную привлекательность Республики Гана:

Политические факторы:

  • Стабильно развивающаяся страна.
  • Демократическое правительство.
  • Сильные международные связи, хорошие отношения с соседями.
  • Улучшающиеся условия для ведения бизнеса.

Экономические факторы:

  • Быстро растущая экономика.
  • Основа экономики – добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Производства автомобилей нет.
  • Высокие темпы развития инфраструктуры.
  • Сильная отрасль золотодобычи и экспорта золота.
  • Растущий сектор экспорта какао.
  • Растущий сектор экспорта нефти.

Социальные факторы:

  • 50 % бюджета направляется на социальную сферу (в основном – образование и здравоохранение).
  • Сокращение численности бедных с 57 до 17 %.
  • Средний уровень безработицы – сокращается ежегодно.

Экономические факторы:

  • Интеграция местной промышленности в цепочки региональной кооперации Западной Африки.
  • Быстрый рост производительности сельского хозяйства.

Библиографическая ссылка

Казакова Г.Я., Казаков К.Г., Бавуева С.Д., Басанов В.М., Цеденов Э.Ю. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ СБЫТА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ – ЭКСПОРТЕРОВ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-2. – С. 31-38;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=610 (дата обращения: 03.12.2024).