Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Бикеева М.В. 1
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Актуальность исследования обусловлена недостаточной проработанностью теоретических аспектов в области взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур, обеспечивающих сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. В связи с этим, данная статья направлена на постановку и обоснование научной идеи о взаимовыгодном партнёрстве заинтересованных групп с учетом качественно новых закономерностей исследуемого явления. Цель статьи заключается в разработке механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе стратегического партнёрства, обеспечивающего развитие и укрепление долгосрочных отношений с заинтересованными сторонами, ориентацию на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, ориентированный на формирование и поддержание долгосрочных взаимоотношений органов власти и бизнеса. Результатом предложенных преобразований является современный механизм социальных отношений между властью и бизнесом, призванный эффективно решать вопросы национального (в том числе и регионального) социально-экономического роста. Материалы статьи представляют практическую ценность для разработки стратегии регионального управления, ориентированной на долгосрочное устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества.
механизм взаимодействия власти и бизнеса
стратегическое партнёрство
корпоративная социальная ответственность
системный подход
1. «Бизнес и государство» – Тематическая программа. 2003. Ассоциация менеджеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.amr.ru
2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.
3. Братющенко С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики / С.В. Братющенко, В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2007. № 4. С. 189–206.
4. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А. Мальгин; Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 207 с.
5. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса // Правоведение. 2006. № 4. С. 231–236.
6. Галиев Г.Т. Социальная ответственность бизнеса: зарубежные модели и российские реалии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth//elibrary.ru/download/78437631.pdf.
7. Делягин М. Власть, бизнес и население – три составляющих современного общества // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3;4. С. 38–44; 32–37.
8. Доклад о социальных инвестициях в России – 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю.Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю.Е. Благова, И.С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. 144 с.
9. Зеленова Е.А. Современный институт благотворительности (благотворительных услуг) // Маркетинг. 2009. № 6. С. 98–114.
1. Зиралов И. Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества // Власть. 2008. № 3. С. 46–49.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. М., 2008. URL: http://www.rosnation.ru/index.php D=458.
3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008. 504 с.
4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Котлер Филипп; пер. с англ. М. Бугаева и др.; Под ред. О.А. Третьяк и др. 2-е рус. изд-е. СПб.: Питер, 1999. 896 с.
5. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 216 с.
6. Кузеванова А.Л. Социальная ответственность российского бизнеса: проблемы и противоречия // Власть. 2007. № 12. С. 19–23.
7. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006. 800 с.
8. Львов Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2002. 512 с.
9. Майер А. Взаимодействие власти и бизнеса: экономическое и социальное партнерство // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 9. С. 17–21.
10. Мальгин В.А. Социальная ответственность бизнеса: сущность, тенденции, проблемы // [Электронный ресурс]. Режим доступа htth//elibrary.ru/item.asp id=12029397.
11. Маркова Е.В. К вопросу о социальной ответственности бизнеса // Власть. 2007. № 6. С. 55–62.
12. Мескон М. Основы менеджмента: учебник: пер. с англ. / Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. М.: Дело, 2005. 720 с.
13. Плиско С.А. Взаимодействие власти и бизнеса в электроэнергетике России: монография; Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России, каф. Политической теории. М.: МГИМО-Университет, 2015. 199 с.
14. Разгулина Е.Д. О взаимодействии органов власти и бизнес-структур в управлении региональным развитием // Известия вузов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2015. № 02 (24). С. 47–56.
15. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 208 с.
16. Стратегическое партнёрство национального исследовательского университета: реалии и перспективы: монография / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Н.Д. Гуськова [и др.]. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 200 с.
17. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 603 с.
18. Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории / под ред. Е.Г. Коваленко. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. 240 с.
19. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб.: «Справочники Петербурга», 2006. 104 с.
20. Туркин С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 381 с.
21. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 702 с.
22. Ускова Т.В., Кожевников С.А. Управление экономикой региона на основе партнёрского взаимодействия органов власти и бизнес-структур // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 34–46.
23. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. 2006. № 9. С. 100–119.
24. Яровой А. Возможности власти в развитии социальной ответственности Российского бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа htth//elibrary.ru/download/20646798.pdf.
25. Davis K. (1973). The case for and against business assumption of social responsibilities. Academy of Management Journal. № 16 (2). Р. 312–322.
26. Drucker P.F. (1984). The new meaning of corporate social responsibility. California Management Review. № 26 (2). Р. 53–63.
27. Carroll A.B. (1999). Corporate social responsibility: evolution of a definitional construct. Business and Society38 (3). Р. 268–295.
28. Friedman M. (1970). The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine. September. № 13. Р. 32–33.
29. Levitt Th. (1958). The dangers of social responsibility. Harvard Business Review. № 36 (5). Р. 41–50.
30. Porter M., & Kramer M. (2006). Strategy and society: the link between competitive advantage and corporate social responsibility. Harvard Business Review. № 84 (12). Р. 78–92.
31. Post J., Preston L., & Sachs S. (2002). Redefining the corporation: stakeholder management and organizational wealth. Stanford University Press: Palo Alto (CA).

Введение

По итогам общероссийского социологического опроса выявлен перечень ключевых задач, требующих неотложного решения в ближайшей перспективе. Среди них рост благосостояния населения, доступность и качество услуг в области здравоохранения, образования, решения жилищной проблемы и много другое. Бесспорным являются попытки правительства в реализации указанных задач, входящих в число целевых установок и национальных проектов, и важнейших стратегических документов. Однако недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет говорить о полноценном решении проблем социально-экономического развития и приходится констатировать неэффективное выполнение правительством своих обязательств по обеспечению национальных интересов.

В этой связи стратегическое партнёрство власти и бизнеса становится особенно актуальным в улучшении социально-экономической ситуации современной России. Все больше осознается необходимость конструктивного диалога между государством, бизнесом и обществом и отбора наиболее приемлемых форм и методов этого взаимодействия, конкретных технологий их реализации.

Целью исследования является анализ существующих подходов и перспектив развития современного взаимодействия власти и бизнес-структур. Гипотеза исследования состоит в оценке значимости стратегического партнёрства между властью и бизнес-структурами с целью обеспечения сбалансированного экономического, социального и экологического развития общества.

Статья подготовлена на основе анализа работ как зарубежных, так и отечественных авторов, представляющих широкую панораму различных подходов к исследуемой проблеме. Необходимость конструктивного диалога между бизнесом, государством и обществом рассматривается в работах Ш.М. Валитова [4], М. Делягина [7], И. Зиралова [10], Д.С. Львова [17], Ф. Котлера [13], Ж.-Ж. Ламбена [16], А. Майера [18], М. Мескона [21], С.А. Плиско [22], Е.Д. Разгулиной [23], А. Ярового [33] и др. Изучению вопросов участия бизнеса в развитии местного сообщества посвящены многие труды российских и зарубежных авторов. Предметом их исследований стали мотивы и направления благотворительной деятельности бизнеса (Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. [12], Зеленова Е.А. [9], Тульчинский Г.Л. [28]), корпоративная социальная ответственность (К. Девис [36], П. Друкер [37], А. Керолл [38], М. Крамер [41], Т. Левитт [40], Дж. Пост, Л. Престон [42], М. Портер [41], М. Фридман [39], Благов Ю.Е. [2], Гайнутдинов Р.И. [5], Галиев Г.Т. [6], Кричевский Н.А. [14], Кузеванова А.Л. [15], Литовченко С.Е. [24], Мальгин В.А. [19], Маркова Е.В. [20], Фридман М., Боуен Г., Вуд Д., Девис К., Оуэн Р., Уолтон К.), влияние компаний на региональное развитие (Братющенко С.В. [3], Ускова Г.В. [31], Туркин С. [29]).

Среди практических исследований в области корпоративной социальной ответственности российского бизнеса использованы «Доклад о социальных инвестициях в России – 2004», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2008», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2012», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2014»[8] и др. В них отмечается важность использования механизма социального партнёрства власти и бизнес-структур в рамках осуществления более эффективной региональной социальной политики.

Тем не менее, при всём научном значении вклада вышеперечисленных ученых, исследованность данной проблематики нельзя считать исчерпывающей. Теоретические и методические основы эффективного взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур в России находятся в процессе формирования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточный уровень ее теоретической, методологической и практической разработанности определили выбор темы настоящего исследования.

Материалы и методы исследования

В современных условиях социально-экономическая политика государства обязана выстраивать сферу социальных отношений на основе создания структурных условий для перевода национальной экономики в русло инновационного развития. Человеческий капитал является одним из главных элементов современной системы социальных отношений наряду с другими её составляющими: партнерское государство; социально ответственный бизнес; инновационная экономика.

Во взаимоотношениях с участниками социальных отношений роль государства является доминирующей, заключающаяся в создании условий для развития экономики в целом и частного предпринимательства, а также в определении параметров влияния бизнес-структур на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Важнейшим субъектом в системе социального партнёрства выступает бизнес, так как реально человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается экономически. Уровень и качество жизни населения напрямую определяются уровнем и качеством национальной экономики. Поэтому система социальных отношений вмещает в себя всю совокупность интересов государства, бизнеса и общества.

Нельзя не отметить, что цели у органов власти и бизнеса совершенно различны. Если у первых – это социально-экономическое развитие территорий, то у бизнес-структур – увеличение прибыли и накопление капитала. Баланс экономической целесообразности и социальной справедливости заключается в удовлетворении интересов всех сторон (рис. 1). Однако доминирование интересов одного из секторов приводит к возникновению неэффективного типа общественного устройства. Достижение указанного баланса возможно только при условии партнёрства в достижении конечного результата, ориентированного на человека, создание качественных условий жизни и его всестороннего развития.

Каждый участник социальных отношений, имеющий разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан вносить свой вклад в развитие социальной ответственности. При этом поиск моделей эффективного взаимодействия между властью и бизнес-структурами является достаточно сложным вопросом. Формы и методы дальнейшей оптимизации их взаимодействия также могут быть разными.

Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективным механизмом взаимодействия власти и бизнеса является стратегическое партнёрство [26; 27]. Движущей силой такого взаимодействия являются интересы субъектов партнёрства, а целью взаимодействия – реализация этих интересов в долгосрочной перспективе. Партнёрство также направлено на усиление синергетического эффекта от объединения усилий в достижении общих целей. Такое партнёрство является современным механизмом социальных отношений, призванным эффективно решать вопросы национального социально-экономического роста. Сегодня этот вектор формирует на мировом рынке основной спрос, гарантируя инновационной национальной экономике конкурентоспособность и высокие стандарты зашиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности в стране.

pic_bikeev_1.tif

Рис. 1. Основные направления взаимодействия участников социальных отношений

Среди многообразия существующих подходов к определению понятия «стратегическое партнёрство» в исследовании более целесообразным является следующая трактовка как союза между сторонами, представляющими правительство, бизнес-структуры, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон с целью ответа на ключевые вызовы времени. Это инструмент способствует устойчивому развитию и является важнейшим организационным ресурсом, базирующимся на разделении рисков и ответственности. Его реализация позволит достигнуть общих стратегических целей, удовлетворить потребности заинтересованных сторон и повысить конкурентоспособность [25].

Использование механизмов партнёрства нашло свое закрепление и в России. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года государственно-частное партнерство и корпоративная социальная ответственность рассматриваются в качестве перспективных инструментов развития территорий [11].

В настоящее время не существует единого общемирового определения социальной ответственности бизнеса. До сих пор этот вопрос остается весьма дискуссионным. Часто корпоративные социальные программы воспринимаются как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии территорий. В то время как ожидания органов власти растут, представители бизнес-структур указывают на невозможность замещения государственных функций и компенсирования низкого качества государственного и муниципального управления.

Исследования Ассоциации менеджеров, проведенные в рамках международного исследовательского проекта «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», в ходе которых было опрошено свыше 1500 респондентов, среди которых представители крупного и среднего бизнеса, эксперты, представители СМИ из субъектов России и стран Центральной и Восточной Европы, показали:

– 78 % респондентов считают обслуживание льготных и социально уязвимых категорий населения основной функцией государства;

– 52,9 % опрошенных приветствуют модель совместного определения приоритетов социальной политики между властью и бизнес-структурами;

– 17,6 % респондентов уверены, что бизнес должен брать на себя основную часть функций в осуществлении всего спектра социальных программ» [1].

Таким образом, несмотря на противоречивый характер рассматриваемой проблематики, подавляющее большинство представителей деловых кругов считают, что и государство и бизнес – как наиболее мощные институты страны – в одинаковой степени несут ответственность за свои действия перед обществом.

Говоря о взаимозависимости бизнеса и общества, надо иметь в виду то, что бизнес в своих решениях и общество в своей социальной политике должны руководствоваться общими ценностями. И решения должны устраивать обе стороны. Сторона, которая пытается выиграть за счет другой, находится на опасном пути. Нельзя зацикливаться на том, в чем расходятся интересы бизнесменов и гражданских организаций, а уделять больше внимания тому, в чем они пересекаются. Социальная значимость корпоративной практики управления проявляется в исключительных возможностях предприятий достигать баланса взаимоотношений основных социальных групп и социальных институтов, работающих в условиях рынка, и способствовать их конструктивному взаимодействию.

Интересен подход участия государства и бизнеса в развитии общества, предложенный Ассоциацией менеджеров России в программе «Бизнес и государство» и ставящей своей целью развитие широкого взаимовыгодного стратегического партнёрства между бизнесом и государством (рис. 2) [1].

Как видно из вышеприведенной матрицы, чтобы приблизиться к западному уровню социальной ответственности (правый верхний квадрант), российский бизнес и российское общество должны пройти большой путь, и результат будет зависеть от того, какой путь будет выбран. Социально ответственный бизнес возможет только в социально ответственном государстве.

max

Участие государства

в развитии общества

min

Безответственность бизнеса

Сбалансированное участие каждой из сторон

«Дикий рынок»

Безответственность государства

 

min max

Участие бизнеса в развитии общества

Рис. 2. Матрица содержания взаимоотношений государства и бизнеса в развитии общества

Формирование социально ответственного поведения в предпринимательской среде возможно только при наличии целенаправленной поддержки со стороны власти и её активном участии в решении разнообразных социальных проблем. Таким образом, социальная ответственность бизнеса становится стартовой площадкой для плодотворного сотрудничества и взаимодействия бизнес-структур и власти. Однако это весьма длительный процесс, протекающий зачастую противоречиво даже в экономически развитых странах.

Среди причин слабого использования данного инструмента в региональном управлении можно назвать следующие:

– малоизученность накопленного мирового опыта в области направлений и форм взаимодействия органов власти и бизнес-структур;

  • низкий уровень доверия между субъектами взаимодействия;
  • стремление отдельных бизнес-структур к налаживанию индивидуального взаимодействия с органами власти, что автоматически ведёт к отказу от консолидации интересов с бизнес-сообществом в целом;
  • отсутствие чётко сформулированной и представленной стратегии партнёрства между властью и бизнес-структурами;
  • несовершенство законодательной базы, регулирующей партнёрскую деятельность власти и бизнеса (тендерное законодательство, концессионное законодательство), а также полное отсутствие законодательного регулирования лоббизма, что способствует развитию теневых структур;
  • наличие механизмов перераспределения ресурсов, сохранившиеся из советской экономики, усложняющих процесс выстраивания прозрачных и органичных отношений между властью и бизнесом [23].

Для упорядочения и продвижения идеи повышения роли бизнеса в территориальном развитии следует в первую очередь совершенствовать экономическую политику в части организационно-институциональных инструментов, раскрывающих основные направления формирования ответственности предприятий и призванных активизировать их участие в социально-экономическом развитии территорий.

Системный подход лежит в основе взаимодействия бизнеса с заинтересованными группами. При этом под системой понимается множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Из определения следует, что система характеризуется следующими существенными признаками:

  • наличием множества элементов;
  • наличием связей между ними;
  • целостным характером данного образования.

Таким образом, современный бизнес встроен в систему отношений, на которые должен реагировать в повседневной своей деятельности. Подобное поведение предусматривает системный подход, рассматривающий бизнес через призму взаимоотношений с разными заинтересованными группами и на учете их интересов.

Результаты исследования и их обсуждение

Негативные социально-экономические тенденции, свидетельствующие о неэффективном государственном управлении актуализируют задачу поиска путей и новых источников роста региональной экономики, обеспечения высокого качества жизни населения и подтверждают вывод о необходимости привлечения частных ресурсов в общественно значимые региональные проекты.

В этой ситуации одним из важнейших условий решения поставленных задач является консолидация ограниченных ресурсов на основе развития активного взаимодействия власти и бизнес-структур. Сложившаяся мировая практика свидетельствует о наличии эффективной модели взаимодействия власти и бизнес-структур – стратегического партнёрства. Оно позволяет наиболее полно использовать конкурентные преимущества сторон (государственный и частный секторы), повышать их заинтересованность в достижении результатов совместной деятельности, привлекать внебюджетные средства и инновационные технологии в сферу компетенций государства.

Стратегическое партнёрство характеризуется наличием баланса интересов органов власти и бизнес-структур, регламентацией прав, обязанностей, перекрёстным разделением рисков и солидарной социальной ответственностью. Сама природа стратегического партнёрства предполагает тесное взаимодействие его участников для достижения поставленных целей и выполнения всех принятых на себя обязательств. Только в этом случае появляется возможность использования синергетического эффекта, достигаемого в результате такого сотрудничества за счёт того, что каждая из сторон обладает определенными ресурсами, доступ к которым может быть полезным для партнёра.

Заключение

Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования, характеризующихся наличием острых социально-экономических проблем и недостатком бюджетных средств, управление региональным развитием предполагает стратегическое партнёрство органов власти и бизнес-структур, основанное на принципах социальной ответственности. Данный инструмент реализации совместных общественно значимых программ позволит повысить роль бизнеса в территориальном развитии, снизить издержки при реализации инфраструктурных проектов, обеспечить доступность социально-экономической инфраструктуры, капитала, рабочей силы, повысить эффективность бюджетного сектора и качества жизни населения.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Республики Мордовия, проект № 18-410-130005 «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».


Библиографическая ссылка

Бикеева М.В. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-1. – С. 27-33;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=587 (дата обращения: 29.03.2024).