Введение
Создание и распространение информационно-компьютерных технологий оказало на мировую экономику столь глубокое влияние, что появился новый феномен – цифровая экономика. Согласно данным Всемирного банка по индексу цифровой экономики и общества – Digital Economy and Society Index, DESI, наиболее развитыми цифровыми экономиками в 2016 г. обладают страны Скандинавии, Бенилюкс, Великобритания и Ирландия. 98 % населения ЕС имеют доступ к интернету, 84 % имеют доступ к сетям 4G, при этом 44 % населения относится к числу тех, кто не имеет базовых цифровых навыков [1].
В России число граждан, имеющих доступ к Интернету, растет быстрыми темпами и увеличился с 2008 по 2017 год с 25,4 до 72,8 % в 2017 году [2].
В этих условиях важное значение приобретает подготовка специалистов, обладающих наиболее широкими возможностями применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способных обрабатывать большие массивы информаций с использованием современного программного обеспечения. Задачей различных ступеней образования является овладение обучающимися всеми возможностями цифровых технологий и всеми возможностями компьютеров.
Целью исследования является анализ проблем применения информационно-коммуникационных технологий в экономическом образовании на различных ступенях обучения.
Материал и методы исследования
Научные материалы, изложенные в статье проанализированы на основе российских и международных данных по развитию цифровой экономики на всех уровнях, в том числе на различных ступенях образования и на различным этапах изучения экономических наук.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2017 году Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Координацию участия экспертного и бизнес сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. В сфере образования в данной программе намечены следующие мероприятия:
– организован конкурс аспирантских и магистерских программ по каждому направлению «сквозных» технологий с учетом результатов мониторинга кадровой потребности в области разработки «сквозных» технологий цифровой экономики;
– созданы пилотные аспирантские и магистерские школы по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций;
– к 2021 году доля преподавательского состава образовательных организаций, переподготовленного для обучения компетенциям цифровой экономики должна достигнуть 100 % [3].
Рассмотрим некоторые показатели распространения технологий цифровой экономики в организациях различных отраслей народного хозяйства в России:
Данные табл. 1 показывают, что в последние годы использование персональных компьютеров в обследованных организациях выросло в 2017 году по сравнению с 2010 годом на 37,4 %, а число компьютеров, подключенных к сети Интернет, выросло в 2 раза. Количество компьютеров в организациях в расчете на 100 работников выросло за этот период с 36 до 50 штук. Доля организаций с использованием компьютеров от 70 до 100 % работников увеличилась в общем количестве организаций до 44,5 %.
Таблица 1
Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий в данным федерального статистического наблюдения
Показатели |
2010 |
2015 |
2017 |
Темп роста 2017 к 2010 г. |
Число персональных компьютеров в обследованных организациях, тыс. шт. |
9288,1 |
11992,3 |
12765,9 |
137,4 |
В том числе имевших доступ к сети Интернет |
4553,3 |
7561,5 |
9246,2 |
203,1 |
Число персональных компьютеров на 100 работников, шт. |
36 |
49 |
50 |
139,8 |
Организации с удельным весом численности работников, использовавших персональные компьютеры от 70 до 100 % работников (в % от общей численности обследованных организаций) |
44,0 |
39,7 |
44,5 |
101,4 |
Составлено автором на основании данных [4].
Применение информационно-коммуникативных технологий во всех сферах человеческой деятельности является уже жизненно необходимым компонентом в современном обществе. Данные технологии позволяют не только значительно повысить производительность труда и удешевить производство различных видов продукции, но и создавать совершенно новые, ранее невозможные технологически производства и продукцию. Все это требует трансформации всех сфер, в том числе и образования, так как постоянно возникают потребности в совершенно новых профессиях, а также изменения в навыках подготовки кадров практически всех специальностей – от менеджмента до здравоохранения.
Навыки овладения цифровыми технологиями специалистами различных квалификаций требует существенной перестройки системы образования для достижения трех основных направлений изменения компетентности работников, получающих образование:
– во-первых, специалистам широкого круга профессий необходимо приобрести углубленные знания в области применения информационно-коммуникационных технологий, с целью ознакомления с возможностями поиска информации в Интернете, а также использования различных видов программного обеспечения в повседневной деятельности;
– во-вторых, обучение профессиональным навыкам производства новых средств труда цифровой экономики, таких как: программного обеспечения, web-страниц фирмы, средств электронной коммерции, финансовых средств анализа с помощью программных средств поддержки экономических расчетов, интернета вещей, облачных технологий хранения данных и т. д.;
– в третьих, использование цифровых технологий с ИКТ должно изменять способы, применяемые для выполнения различных задач на каждом рабочем месте, например, использование социальных сетей для коммуникации с сотрудниками и клиентами, продвижение продукции на платформах электронной коммерции, маркетинг рынка на основе анализа больших массивов данных и математического моделирования, создание проектов с применением современных программных продуктов и пр. [4].
Подготовка квалифицированных экономических кадров также требует обучения различным способам применения ИКТ и программных средств для решения различных типов задач, возникающих в практической деятельности специалиста. В преподавании экономических дисциплин, связанных со специальными навыками, таких как: бухгалтерский учет, анализ экономической деятельности, экономика предприятий, бизнес-планирование, инвестиционные стратегии предприятия, финансы и т. п., применение компьютерных технологий обусловлено построением учебных программ и содержанием практического материала для освоения профессиональных приемов экономиста и менеджера. Тогда как в преподавании дисциплин базовой части экономических наук, имеющих, в основном теоретический характер, использование ИКТ и современных образовательных технологий, ограничивается, в основном, применением проекторов для чтения лекций, контрольным тестированием знаний с использованием компьютерных технологий, пересылкой различных материалов студентам с использованием сетевой среды образовательных учреждений.
По нашему мнению, в связи с необходимостью развития информационно-компьютерных навыков у всех подготавливаемых специалистов, начиная с первых дней обучения в вузе, преподавание теоретических экономических дисциплин на первом курсе также должно опираться на широкое применение компьютеров.
Для проведения практического занятия по предмету «Экономическая теория» или «Микроэкономика» по теме «Рыночная экономика и рыночный механизм» на 1 курсе бакалавриата нами был разработан алгоритм использования возможностей приложения Excel, входящих в пакет Microsoft Office.
При изучении законов спроса и предложения и их взаимодействия в качестве примеров обычно используется примеры изменения цены, спроса и предложения на простые товары, например, яблоки.
Таблица 2
Зависимость спроса и предложения на яблоки от изменения цены
Цена руб. за кг |
Величина предложения яблок на рынке, т |
Величина спроса на яблоки на рынке, т |
120 |
40 |
7 |
110 |
32 |
13 |
88 |
25 |
20 |
60 |
20 |
25 |
40 |
13 |
32 |
20 |
7 |
40 |
Составлено автором самостоятельно.
По данным таблицы необходимо построить графики зависимости спроса и предложения от цены и найти равновесную цену, удовлетворяющую и производителей и потребителей. На практических занятиях студенты заносят данные этой таблицы в Excel и получают задание по построению графиков и нахождению равновесной цены через систему линейных уравнений. Построение графика происходит посредством выбора команды Excel – вставка диаграмма – затем пользователь вводит свои данные для построения графиков спроса и предложения.
На основании данных графика студенты определяют, что равновесная цена на яблоки находится в районе 70 рублей за кг. Для определения точной цены производятся вычисления на основании функции Excel, рассчитывающей параметры линейного уравнения. Для этого производятся следующие действия:
1. В меню Excel «Формулы» выбрать «Статистические» – функция ЛИНЕЙН – Enter.
2. Выделить две ячейки в свободном диапазоне.
3. Заполнить значение у – столбец предложение.
4. Заполнить значение х – столбец цена.
5. Нажать ОК.
6. Появится значение параметра m – 0,317098.
7. Затем поставить курсор на верхнюю строчку линейной формулы, нажать клавиши CTRL – Shift-Enter одновременно.
8. Во второй выделенной ячейке появится значение параметра в – 0,213678.
9. Уравнение зависимости предложения от цены
у = 0,317098х + 0,213678.
10. Проделать эти же действия для столбца х – спрос, y – цена
11. Найти уравнение зависимости спроса от цены
у = –0,31784х + 45,50573.
12. Приравнять эти два уравнения и найти значение х, это и будет оптимальной ценой х = 71,32.
Таким образом, оптимальной равновесной ценой на яблоки будет цена 71,32 рубля.
В 2017 году Россия присоединилась к международной «Декларации министров о цифровой экономике: ИННОВАЦИИ, РОСТ И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ», которая была подписана представителями более 40 развитых стран, включая США и страны ЕС, входящих в OECD (Organization for Economic Cooperation and Development). Анализ степени распространения навыков овладения компьютерными технологиями, проведенный в странах OECD, показал, что в среднем более 40 % работников, использующих ежедневно персональные компьютеры, не имеют достаточных навыков эффективных знаний по программному обеспечению [1].
В Стратегии научно-технологического развития РФ, как одного из основных документов по цифровой экономике, принятого в России указывается, что важными факторами новой цифровой реальности, требующими кардинальных изменений в системе подготовки кадров по всем специальностям, относятся:
– сжатие инновационного цикла: существенное сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок;
– резкое увеличение объема научно-технической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней;
– рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция за талантливых, высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, техническое предпринимательство [2].
В этом направлении действуют сейчас все развитые страны. Например, в своем обращении к нации еще в январе 2016 года тогдашний президент США Барак Обама призвал к скорейшему и эффективному обучению навыкам Computer Science (CS) for All как в школах и университетах, так и специалистами любых профессий в качестве второго образования. Для этого правительством США было выделено более 4 млрд долларов для подготовки за счет госбюджета 50000 преподавателей по CS для школ и колледжей Соединенных Штатов Америки. Этот опыт несомненно должен использоваться и в России [6].
Заключение
Использование информационно-компьютерных технологий в процессе обучения дает новые возможности для развития креативного потенциала студентов по следующим направлениям:
– повышается мотивация обучающихся и их заинтересованность в освоении цифровых технологий;
– происходит освоение нового материала в качестве активных участников процесса обучения;
– вырабатывается умение пользования различными методами логического и математического мышления: анализа, моделирования, сравнения, обобщения, индукции, дедукции, моделирования, методов высшей математики, математической статистики и т. д.;
– в процессе пользования Интернета как источника новейшей законодательной и нормативной информации осваиваются навыки самостоятельного изучения и анализа этой информации для гибкого использования во всех необходимых случаях;
– используются методы применения ИКТ в сложных практических ситуациях, которые могут сложиться в практической деятельности;
– улучшается уровень коммуникации студентов и преподавателей при постоянном использовании ИКТ в образовательном процессе [7].
Усиление роли информационных технологий в обучении говорит о том, что произошла смена приоритетов в подготовке кадров, что подтверждается и примерами зарубежных стран.
Проблемы совершенствования системы образования в эпоху современного развития цифровой экономики требует расширения использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения.
Преподавание экономических дисциплин с использованием внедрения информационных технологий уже с первых шагов обучения, способствует подготовке специалистов, способных к активной работе в экономике нового технологического поколения, с необходимыми навыками цифровых коммуникаций.
Библиографическая ссылка
Платонова Т.Е. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 116-120;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=470 (дата обращения: 03.12.2024).